Le_Raffine Опубликовано 3 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 3 декабря, 2019 9 минут назад, buba-suba сказал: Младший Жуз - тюркский в основном, R1 должно. В основном у Младшего жуза алшынский кластер С2. От алчи-татар скорее всего. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 3 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 3 декабря, 2019 23 минуты назад, buba-suba сказал: Младший Жуз - тюркский в основном, R1 должно. Откуда такие данные? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 3 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 3 декабря, 2019 14 минут назад, Le_Raffine сказал: В основном у Младшего жуза алшынский кластер С2. От алчи-татар скорее всего. А у неалшынов Мл. джуза (табын, тама и т.д ) какие гг , не в курсе ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 3 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 3 декабря, 2019 15 минут назад, Zake сказал: А у неалшынов Мл. джуза (табын, тама и т.д ) какие гг , не в курсе ? там солянка из разных субклад. много R1a, C2. у кереитов найдена С2, но не старкалстер и не алшынский, asan-kaygy недавно взял пробы у еще двух кереитов, посмотрим. у телеу много J2 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 3 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 3 декабря, 2019 3 минуты назад, Le_Raffine сказал: Ну факт остается фактом. У казахов ойратского С2 где-то 5 процентов. У ойратов наверное где-то столько же казахского. В начале МИ при преследовании кыпчаков и др. племен мужчины отходили с боями, женщины в основном оставались на завоеванной территории. Монгольские воины женились на них. В каком-то из источников говорилось о количестве жен до сотни, но это скорее всего преувеличение. Или редкий случай. Тумены не всегда все время воевали, случались моменты "отпуска". Монголия далеко, рядом в казахстане - жены. Приехали в очередной отпуск - уже прибавление в семействе. И т.д. После "дембеля" - куда? - в монголию на родину или к семье в казахстан? Или десяток жен с оравой детей (кыпчакоязычных, некогда было учить родному монгольскому) тащить в Монголию? От них и произошли современные казахи. Ойратские тумены отдыхали дома, семья на родине. Поэтому ойратской "У" мало у казахов. 1 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 3 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 3 декабря, 2019 34 минуты назад, Zake сказал: Откуда такие данные? Предположение. Я же сказал "должно", а "быть" - упустил. У казахов вроде немало R1, из каких Жузов? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le_Raffine Опубликовано 3 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 3 декабря, 2019 7 минут назад, buba-suba сказал: В начале МИ при преследовании кыпчаков и др. племен мужчины отходили с боями, женщины в основном оставались на завоеванной территории. Монгольские воины женились на них. В каком-то из источников говорилось о количестве жен до сотни, но это скорее всего преувеличение. Этот источник кто-то из наших комплексующих великих соседей. 8 минут назад, buba-suba сказал: Или редкий случай. Тумены не всегда все время воевали, случались моменты "отпуска". Монголия далеко, рядом в казахстане - жены. Приехали в очередной отпуск - уже прибавление в семействе. И т.д. После "дембеля" - куда? - в монголию на родину или к семье в казахстан? Или десяток жен с оравой детей (кыпчакоязычных, некогда было учить родному монгольскому) тащить в Монголию? От них и произошли современные казахи. Крайне примитивный подход. В улусе Джучи т.е. Казахстане осталось примерно 9000 монгольских семей. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 3 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 3 декабря, 2019 1 час назад, Le_Raffine сказал: Этот источник кто-то из наших комплексующих великих соседей. Крайне примитивный подход. В улусе Джучи т.е. Казахстане осталось примерно 9000 монгольских семей. 9000 семей из Монголии. А семьи монгольских воинов на территории Казахстана кто-нибудь считал? Даже если их посчитали тюркскими, монгольские гг остались. Тюрки с монгольским происхождением. С монгольским названием рода. НО! С тюркским языком. И тюркскими обычаями. Впоследствии казахи. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 3 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 3 декабря, 2019 1 час назад, Le_Raffine сказал: Крайне примитивный подход. В улусе Джучи т.е. Казахстане осталось примерно 9000 монгольских семей. Крайне житейский подход. Из Монголии ведь в войска уходили пацаны. Новый призыв в армию. Не всю жизнь же ходить холостыми. Женились там, где квартировали. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Alee Опубликовано 3 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 3 декабря, 2019 5 часов назад, enhd сказал: Кто эти байки сочиняли? А по казахам почему не получиться? Как раз очень-то получится. Русские сочиняют такие байки, давно в интернете известны. Почти каждый пост про монголов или Монгольскую империю в соцсетях или в комментариях к видео ютуба содержат такие байки. По казахам как раз-таки нет, не получится. Многие современники писавшие про казахов фиксировали что вот эти вот ведут свое происхождение от Чингис-хана, или вот "коронация" ханов происходит по обычаю Чингис-хана поднятием на белой кошме, или что вот эти правила и законы у них от времен Чингис-хана и т.д. и т. д. и т. п. И это не считая среднеазиатские письменные источники где тоже имеется инфа о связях казахов с ЧХ, эти летописи еще в советское время переведены и опубликованы. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 3 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 3 декабря, 2019 24 минуты назад, Alee сказал: Русские сочиняют такие байки, давно в интернете известны. Почти каждый пост про монголов или Монгольскую империю в соцсетях или в комментариях к видео ютуба содержат такие байки. По казахам как раз-таки нет, не получится. Многие современники писавшие про казахов фиксировали что вот эти вот ведут свое происхождение от Чингис-хана, или вот "коронация" ханов происходит по обычаю Чингис-хана поднятием на белой кошме, или что вот эти правила и законы у них от времен Чингис-хана и т.д. и т. д. и т. п. И это не считая среднеазиатские письменные источники где тоже имеется инфа о связях казахов с ЧХ, эти летописи еще в советское время переведены и опубликованы. Насчет торе да, трудно оспорить, подробная генеалогия есть по Джучидам.Почему по Чагадаю не признают? Вроде в Казахстане живут уйгуры потомки его сына Мутугэна, портрет одного видел на форуме. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 3 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 3 декабря, 2019 1 час назад, buba-suba сказал: 9000 семей из Монголии. А семьи монгольских воинов на территории Казахстана кто-нибудь считал? Даже если их посчитали тюркскими, монгольские гг остались. Тюрки с монгольским происхождением. С монгольским названием рода. НО! С тюркским языком. И тюркскими обычаями. Впоследствии казахи. Перенимание тоже было.ув Камал это признавал, хотя 9тыщ семей это огромная масса для тех времен, около 50 тыщ народа. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 3 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 3 декабря, 2019 19 часов назад, Amani сказал: Объективно это когда до объединения всех степных племен Чингисханом и чуть позже, все крупные битвы за власть в степи вели между собой Кияты, Кереиты, Найманы, Меркиты, Жалаиры, Татары (тюркские, протоказахские племена). Следовательно, пока самый главный вопрос о тюркоязычности данных племен окончательно не решён (вопрос времени), говорить о прямом, косвенном отношении народов к завоевательных походам не имеет смысла. Тем более раздавать баллы тем кто без боя сдался (заключил союз) или откупился соболинными шкурками . Это ойраты чтоли сдались без боя? Почитайте кто шел передовым ( в авангарде у Джамухи).Насчет языка сохранилось много словарей, нашли даже бересту 14в из ЗО на монгольском- стихи о матери.Как понял на зап берегу Волги монгольский язык сохранялся дольше чем в ваших краях.Не спорю, кто то потомки оригиналов у вас , а кто то принял имя рода своих нойонов, а 0,5 балла это я про язык и культуру , это главное. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arkuk Опубликовано 3 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 3 декабря, 2019 44 минуты назад, mechenosec сказал: Перенимание тоже было.ув Камал это признавал, Смешной вы, агатай. То Ян вам написал, то одна казашка сказала что вы "её" "испортили", а теперь сам Камал "это" признал. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 3 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 3 декабря, 2019 4 минуты назад, arkuk сказал: Смешной вы, агатай. То Ян вам написал, то одна казашка сказала что вы "её" "испортили", а теперь сам Камал "это" признал. , это просто один пример был, а так от казахов, и армян кстати тоже слышал что раньше они , и вы были совсем другими, никого не хотел обидеть или как то ущемить, сказал как они мне говорили.Думаю Камал не будет такого говорить на пустом месте. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arkuk Опубликовано 3 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 3 декабря, 2019 03.12.2019 в 20:34, mechenosec сказал: от казахов, и армян кстати тоже слышал что раньше они , и вы были совсем другими, просто они верят в то, что и вы. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 3 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 3 декабря, 2019 9 часов назад, кылышбай сказал: казахи, ногайцы не возрождали Кыпчакское ханство, они прямые потомки Золотой орды. Тимур называл себя султаном Турана, де-факто был правителем Чагатайского улуса. и ЗО и ЧУ это осколки МИ Но разве гос система , титулатура , религия, язык не Хорезмийско- кыпчакская ? От монголов там ничего не осталось буквально через 50-100 лет , кроме этнонимов нескольких племен. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 3 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 3 декабря, 2019 9 часов назад, кылышбай сказал: бред Почитайте Злыгостева, Тимур фактически возродил Хорезм, это ирония судьбы, правнук одного из нойонов Чагадая , Карачар - нойона , возродил империю разгромленного врага Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Карай Опубликовано 3 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 3 декабря, 2019 14 часов назад, Alee сказал: В российских письменных источниках казахи наверное наиболее чаще всех номадов связываются с ЧХ и средневековыми монголами. Про память об Алан-гоа как минимум 2-4 источника привести можно, может и больше. По казахам не получится сочинять байки как к примеру про монголов "которые ничего не помнят про ЧХ и о своем великом прошлом, они это только от русских буквально вчера в 20 веке узнали об этом" С чего Вы взяли, если русские до определенного времени (гораздо позже Ига) и казахов то отдельно не выделяли. Всех в киргизы записывали, в отличие от татаро-монголов. Как они могли про казахов, да еще в связи с ЧХ что-то писать? Не нужно записывать русских в свидетели Ваших совместных походов с ЧХ. Да и в Орду ездили, зная к кому едут, не путали "по невежеству". Если Вы так уверены в своем утверждении, приведите источники (русские) . на которые ссылаетесь. 1 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Карай Опубликовано 3 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 3 декабря, 2019 9 часов назад, Le_Raffine сказал: В улусе Джучи т.е. Казахстане Улус Джучи - это не Казахстан, уважаемый. Территория современного Казахстана - всего лишь его часть. Ничего личного - просто исторический факт. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Карай Опубликовано 3 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 3 декабря, 2019 6 часов назад, Alee сказал: среднеазиатские письменные источники где тоже имеется инфа о связях казахов с ЧХ, Привожу Вам цитаты из казахского источника (постсоветского): " 1465/1466 г.г. - единственная зафиксированная в письменном источнике Мухаммед-Хайдаром Дулати (правда, спустя сто лет) дата образования самостоятельного Казахского ханства. И поскольку для верификации этой даты нет других письменных источников, приходится опираться именно на нее как на время появления независимого Казахского ханства. " " Впервые термин "казах" в письменном источнике упоминается в арабо-кыпчакском словаре, составленном в Египте в 1245-м. Поэтому в наступившем году, наряду с 550-летием образования Казахского ханства, мы должны отмечать 770-летие первого упоминания в историческом документе слова "казах", имевшего тогда еще не этническое, а социальное значение: в смысле "свободный, вольный человек", "храбрец", "удалец" и т.п. " https://camonitor.kz/14697-k-550-letiyu-kazahskogo-hanstva-i-770-letiyu-pervogo-upominaniya-slova-kazah.html Не путайте, пожалуйста, упоминание о племенах и родах, которые позже вошли в состав этноса - казахи, с упоминанием, собственно, казахов, как отдельной нации. Не забывайте. что между этими племенами тоже были разные отношения, не всегда дружеские, и осознание себя частью единого народа пришло гораздо позже. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Карай Опубликовано 3 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 3 декабря, 2019 8 часов назад, Alee сказал: Русские сочиняют такие байки, давно в интернете известны. Почти каждый пост про монголов или Монгольскую империю в соцсетях или в комментариях к видео ютуба содержат такие байки. Странная у русских миссия - возвеличивать МОНГОЛОВ? Вы не находите? 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le_Raffine Опубликовано 4 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 4 декабря, 2019 9 часов назад, Карай сказал: Улус Джучи - это не Казахстан, уважаемый. Территория современного Казахстана - всего лишь его часть. Ничего личного - просто исторический факт. Мне это прекрасно известно. Сказано было для ясности в контексте дискуссии с buba-suba. Ничего личного, но вы вряд ли обладаете достаточной квалификацией, чтобы меня поучать. Просто факт. 7 часов назад, Карай сказал: Странная у русских миссия - возвеличивать МОНГОЛОВ? Вы не находите? Вы как обычно ничего не поняли. Alee говорит о том, что русские пишут байки про то, что монголы узнали про ЧХ только от русских. 3 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Alee Опубликовано 4 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 4 декабря, 2019 23 часа назад, Карай сказал: С чего Вы взяли, если русские до определенного времени (гораздо позже Ига) и казахов то отдельно не выделяли. Всех в киргизы записывали, в отличие от татаро-монголов. Как они могли про казахов, да еще в связи с ЧХ что-то писать? Не нужно записывать русских в свидетели Ваших совместных походов с ЧХ. Да и в Орду ездили, зная к кому едут, не путали "по невежеству". Если Вы так уверены в своем утверждении, приведите источники (русские) . на которые ссылаетесь. Я не про средневековые источники говорю, а про 18-19 веков - когда русские имели наиболее тесные контакты с казахами. Вот примеры: ВОЙСКОВОЙ СТАРШИНА МЯКУШИН. СЕКРЕТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ УРАЛЬСКИХ КАЗАКОВ (ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК). http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1820-1840/Mjakusin/text1.htm Прежде, чем приступить к описанию экспедиции, я скажу несколько слов о грозном когда-то Монгольском племени, потомках Чингиз-хана, нынешних обитателях обширных степей Урала, Сибири и Туркестана — киргизами. С этими полудикими кочевыми народами, как известно, и шла у Уральских казаков целые столетия упорная, кровавая борьба - КРЮКОВ А. КИРГИЗСКИЙ НАБЕГ http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1820-1840/Krjukov_A/kirg_nabeg.htm Но вот толпа Ордынцев вытянулась в длинный строй.… еще минута – раздались дикие крики, поднялось облако пыли, дрогнула земля – и строй бросился на нас, как стая бешеных собак на одинокого путника!... С нашей стороны грянули ружья – и Киргизцы ли утратили ту неукротимую храбрость, которая отличала предков их под знаменами Батыев и Тахтамышей, или мы встретили их с необыкновенною смелостию – только выстрелы наши удержали буйное стремление коней ордынских; но пули уже до них долетали. Вот зажужжала одна – и огромная серая лошадь присела от раны под своим всадником; вот другая влепилась в Ордынца: мы слышали самый шелест удара! Строй заколебался, рассыпался – и отступил. Мы вздохнули вольнее. Вот примеры того что я уже приводил на этом форуме: Е. Л. Марков. Россия в Средней Азии: Очерки путешествия по Закавказью, Туркмении, Бухаре, Самаркандской, Ташкентской и Ферганской областям, Каспийскому морю и Волге. — СПб., 1901. 2 том СТР 83-84 https://runivers.ru/lib/book19612/578963/ Теперешние киргизы — несомненно, потомки Чингисовых, Тамерлановых и других воинственных полчищ, проносивших огонь и меч по городам и весям Средней Азии. Хотя в них огромная доля монгольской крови, судя по характерному типу их лица, который наш русский солдатик метко прозывает «калмыковатым», — однако между ними и настоящим монголом, как, например, калмыком или китайцем, разница громадная. Хотя и наша русская и общеевропейская история приучила нас называть монголами победоносные орды Чингисхана, тем не менее они никогда не были монголами, в строгом этнографическом смысле этого слова. Сарт и киргиз никогда не скажут, что Чингисхан был монгол. Для них он узбек, и ничего больше. Киргизы тоже не называют себя киргизами, а узбеками или казаками. Узбеки были — и турки-сельджуки, узбеки были — татары и ногаи, вероятно, также половцы, печенеги и многие другие народы, окружавшие с юга и востока юную Русь в древний период ее истории. П. И. Пашино. Туркестанский край в 1866 году. Путевые заметки. — СПб., 1868. СТР 83 https://play.google.com/store/books/details?id=rJNPAAAAcAAJ&rdid=book-rJNPAAAAcAAJ&rdot=1 Чрезвычайно были хороши три киргизских джигита, скакавшие стороною, со своим оружием, копьями; это все потомки Алача-хана, как рассказывали мне киргизы. У этого Алача-хана было много детей, и от каждого сына пошел особенный род; сам Алача-хан жил тысячу лет тому назад, до Чингиза. Чингиз, сын непорочной Алангу, направил свои орды на юго-запад и завоевал полсвета. «Мы теперь, — говорили мне киргизы, — потомки этих завоевателей; на нас нельзя просто смотреть: у нас Чингизханова яса, его обычаи; словом, мы узбеки — чего еще больше?!» — Как, вы узбеки? Вы биштамгалинцы, не больше; узбекский народ особенный. — Нет, туря; мы все узбеки; начиная от Оренбурга, куда ни поедешь — все будут узбеки. У нас у всех свои бии есть [уз бийлярымыз бар]. — А сарты кто же такие? — спрашивал я, когда мне доводилось говорить об этом с киргизами. — Сарты? Они ни рода, ни племени не имеют, — они по городам называются. Спроси сарта, кто он такой; он тебе ответит: ташкенлик [ташкентец] или, еще проще, мусульман [мусульманин]. А спросите, как его зовут — Мухаммед-Керим какой-нибудь. А какого рода? «Рода у меня нет, — ответит он, — я ташкентец — чего же еще надо?» Между тем каждый киргиз имеет свой род. 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Alee Опубликовано 4 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 4 декабря, 2019 04.12.2019 в 01:07, Карай сказал: Привожу Вам цитаты из казахского источника (постсоветского): " 1465/1466 г.г. - единственная зафиксированная в письменном источнике Мухаммед-Хайдаром Дулати (правда, спустя сто лет) дата образования самостоятельного Казахского ханства. И поскольку для верификации этой даты нет других письменных источников, приходится опираться именно на нее как на время появления независимого Казахского ханства. " " Впервые термин "казах" в письменном источнике упоминается в арабо-кыпчакском словаре, составленном в Египте в 1245-м. Поэтому в наступившем году, наряду с 550-летием образования Казахского ханства, мы должны отмечать 770-летие первого упоминания в историческом документе слова "казах", имевшего тогда еще не этническое, а социальное значение: в смысле "свободный, вольный человек", "храбрец", "удалец" и т.п. " https://camonitor.kz/14697-k-550-letiyu-kazahskogo-hanstva-i-770-letiyu-pervogo-upominaniya-slova-kazah.html Не путайте, пожалуйста, упоминание о племенах и родах, которые позже вошли в состав этноса - казахи, с упоминанием, собственно, казахов, как отдельной нации. Не забывайте. что между этими племенами тоже были разные отношения, не всегда дружеские, и осознание себя частью единого народа пришло гораздо позже. Это дата образования Казахского ханства вроде бы единственный источник, а не про самих казахов. Вот примеры из среднеазиатских источников: ЗАХИР АД-ДИН МУХАММЕД БАБУР БАБУР-НАМЕ События года восемьсот девяносто девятого 1493-1494 http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Babur/frametext1.htm После смерти Султан Махмуд мирзы Султан Нигар ханум, захватив своего сына и не уведомив никого, отправилась в Ташкент к братьям. Спустя несколько лет, ее выдали за одного из казахских султанов, Адик султана, потомка Джучи, старшего сына Чингиз хана. Когда, Шейбани хан, разбив ханов, взял Ташкент и Шахрухию, Султан Нигар ханум с двенадцатью могольскими нукерами бежала к Адик султану. От Адик султана у нее было две дочери; одну выдали за султана из дома, Шейбани хана, другую — за сына Са'ид хана, Рашид султана. [38] После Адик султана [Султан Нигар ханум] взял хан казахского улуса Касим хан. Говорят, что среди казахских ханов и султанов ни один не держал этот народ в таком [повиновении], как Касим хан. В его войске насчитывали около трехсот тысяч человек. МАХМУД БЕН ВАЛИ МОРЕ ТАЙН, ОТНОСИТЕЛЬНО ДОБЛЕСТЕЙ БЛАГОРОДНЫХ БАХР АЛ-АСРАР ФИ МАНАКИБ АЛ-АХЙАР http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Machmud_ben_Vali/frametext.htm РАССКАЗ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ СОЕДИНЕНИЯ НАДЕЖД НА ПРЕУСПЕЯНИЕ [АБУ-Л-ХАЙР-ХАНА] В СОЗВЕЗДИИ ВОСХОЖДЕНИЯ МУДРОСТИ И УЧЕНОСТИ И ОБ УКРАШЕНИИ ЛИЦА НЕВЕСТЫ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ АБУ-Л-ХАИР-ХАНА УБРАНСТВОМ БЕЗГРАНИЧНЫХ МИЛОСТЕЙ [ВСЕВЫШНЕГО] /117а/ |124a| ...Когда Абу-л-Хайр-хан разорвал нить, [связывающую] всех султанов джучидского происхождения в областях Дашт-и Кипчака и рассеял это племя во [все] стороны стран, эта разъединенность и разобщенность явилась причиной [их] объединения и сплочения. В короткий срок, [воспользовавшись] удобным моментом, они [вышли] из уголков неизвестности [и], поставив палатку в степи обнаружения, подняли знамя господства в большей части восточных и северных стран. Подробности этого краткого сообщения таковы. Когда Абу-л-Хайр-хан одержал верх над сыновьями своих дядей в областях Дашт-и Кипчака, некоторые из потомков Тукай-Тимур-хана, сына Джучи-хана, например Кирай-хан и Джанибек-хан, имена отцов которых будут подробно упомянуты в перечне имен хаканов, [происходящих от] Тукай-Тимура, вышли из круга подчинения и повиновения [и] предпочли покинуть родину. Отказавшись от унаследованной [от предков] страны, они ступили на дорогу, [ведущую] на чужбину. С группой людей, достойных признания, они выбрали путь в Могулистан. В те времена в областях Могулистана владычествовал Исан-Буга-хан, сын Вайс-хана, из потомков Чагатай-хана, сына Чингиз-хана. Так как в то время Абу Са'ид-мирза, сын Султан Мухаммад-мирзы, сына Мираншаха, сына Эмира Тимура курэкана, вызвал из Ирака Йунус-хана, брата вышеупомянутого хана и, оказав ему покровительство помощью и поддержкой, послал его против брата; по этой причине в фундаменте правления Исан-Буга-хана обнаружилась трещина [и] упомянутый хан счел прибытие Джанибек-хана и Кирай-хана источником добра и благодеянием [для] людей. После того, как он с почетом и изъявлением согласия встретил августейшее прибытие царевичей, он предоставил им западный край Могулистана, который был буфером между [владением] Исан-Буга[-хана] и иктой Йунус-хана. Эта местность известна под [названием] Чу и /124б/ Козы-баши 97. Когда Джанибек-хан и Кирай-хан сделали длительную остановку на той территории, каждый человек [как] из правителей, [так] и из войска, кто начинал питать отвращение к Абу-л-Хайр-хану, находил у них убежище. Особенно после смерти Абу-л-Хайр-хана, когда в областях Дашт-и Кипчака возникли беспорядки, [353] большая часть узбекских воинов (кошунат-и узбак) собралась под сенью знамени могущества царевичей. Так как в [самом] начале [после] прибытия в Могулистан они проводили время в набегах на калмаков и киргизов и грабежах [их] и на окраинах областей занимались разбоем, к этому народу (тайифа) пристало имя казак. В то время Кирай-хан был назван государем. Пока Исан-Буга-хан был жив, то благодаря помощи [ему] и поддержке, [оказываемой] вышеупомянутыми ханами, Йунус-хан ногу дерзости не ставил в стремя надменности. Когда же Исан-Буга-хан переселился из [этого] мира [в мир небытия], Йунус-хан пошел по пути согласия и единодушия, укрепил основы любви и дружбы родством, приобретенным браком, и своячеством; он отдал свою [дочь], покрытую одеянием целомудрия, Михр-[Султан-?] Нигар-ханим, после смерти 'Умар-Шайх-мирзы, сына Абу Са'ид-мирзы, замуж за Адик-султана, сына Джанибек-хана. И таким способом обе стороны соединила и скрепила нить дружбы и союза. После смерти Кирай-хана его старший сын Бурундук-хан приступил к царствованию, а после Джанибек-хана принялся за дело правления Адик-султан, сын Джанибек-хана, который был старше Касим-хана. Когда же на ристалище стран мира поднялось знамя могущества Шахибек-хана, Адик-султан ушел в Ирак и тоже умер там, а Михр-Нигар-ханим, которая была дочерью Йунус-хана и женой Адик-хана, взял за себя замуж Касим-хан, сын Джанибек-хана. Касим-хан после этого настолько укрепил свою власть в областях Дашт [-и Кипчака], что в его армии стало насчитываться более двухсот тысяч всадников. 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться