Перейти к содержанию
Турист

КАЗАХИ - 4

Рекомендуемые сообщения

В ЗО упоминаются тараклы-кияты, из которых был темник Бурундай. 

У каракалпакских киятов до сих пор есть этот род. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, АксКерБорж сказал:

Согласен, таракты никогда и не были аргынами.

помню у нагашы в доме висела старинная табличка шежире. там Ак-Арыс, Бек-Арыс и Жан-Арыс и т.д., и в Среднем жузе Таракты были перечислены отдельно от Аргын. так у меня в голове с детства и заложилось. это потом, приехав в Караганду и ближе узнав историю, шежире удивился что во многих вариантах шежире они относятся к аргынам

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Kenan сказал:

В ЗО упоминаются тараклы-кияты, из которых был темник Бурундай. У каракалпакских киятов до сих пор есть этот род. 

тамга Тарак ведь типа аксуековская?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад, Kenan сказал:

У таракты старкластер? 

М217. т.е. может и М48. asan-kaygy может знает точно

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Just now, кылышбай said:

тамга Тарак ведь типа аксуековская?

Типа того. Но этому могут быть разные объяснения. Тамгой метили скот и лошадей, может они просто пасли скот аксуеков? 
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

А как же родословная Шакарима? Или шежыре Кунанбай бия, переписывавшегося с моим нагашы в дальней колене с Казангап бием о происхождении аргынских поколений? Неужто не считают себя аргынами?

 

Думаю,что это политкорректность в ихнем варианте.В 18 веке опираясь на Аргынов ,Тобыктинцы закрепились на этой территории.События в "Енлик-Кебек" Матаи интрепетируют по другому.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, Kenan сказал:

Типа того. Но этому могут быть разные объяснения. Тамгой метили скот и лошадей, может они просто пасли скот аксуеков? 

тем более у жалаиров тоже Тарак

3 минуты назад, SuEr сказал:

Думаю,что это политкорректность в ихнем варианте.В 18 веке опираясь на Аргынов ,Тобыктинцы закрепились на этой территории.События в "Енлик-Кебек" Матаи интрепетируют по другому.

+ подтверждает ДНК, отличная от ост. аргынов

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, кылышбай сказал:

М217. т.е. может и М48. asan-kaygy может знает точно

Нет у них старкластера емнип

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, кылышбай сказал:

значит М48 или М407?

У аргынских таракты вообще не С

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад, Kenan сказал:

Типа того. Но этому могут быть разные объяснения. Тамгой метили скот и лошадей, может они просто пасли скот аксуеков? 
 

 

Тамга - прежде всего знак собственности. На скот прижигалась тамга собственника, но не пастухов. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, SuEr сказал:

Думаю,что это политкорректность в ихнем варианте.В 18 веке опираясь на Аргынов ,Тобыктинцы закрепились на этой территории.События в "Енлик-Кебек" Матаи интрепетируют по другому.

 

Хорошо. В таком случае кем они себя ощущают, к какому племени тяготеют? Не поверю, что тобыктинцы верят в свою исключительность и равнозначность со всеми другими  крупными племенами страны.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 минут назад, кылышбай сказал:

помню у нагашы в доме висела старинная табличка шежире. там Ак-Арыс, Бек-Арыс и Жан-Арыс и т.д., и в Среднем жузе Таракты были перечислены отдельно от Аргын. так у меня в голове с детства и заложилось. это потом, приехав в Караганду и ближе узнав историю, шежире удивился что во многих вариантах шежире они относятся к аргынам

 

Также, как и Торе с Толенгутами Таракты формально не входят в состав джузов, хотя их судьба и родословная зачастую связывается с Аргынами и ни с кем больше!!!

 

Отсюда старинные поговорки:

"Аарғынның ноқта ағасы"

"Арғынның жиені"

 

Отсюда порой ошибочная дорисовка современными "краеведами - шежиристами" аргынского шежыре тарактинскими ответвлениями. :)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Таракты представляют из себя интересный феномен в казахской родоплеменной структуре!

 

Например, в их шежыре упоминаются чингизиды!  Әлеуке – Хулагу, Когедей – Угетай; Жашы – Джучи; Қосанақ – Хасана и др.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Кстати нагашы моей мамы род Апай из Таракты.

Кстати, земля, на которой нынче стоит город Павлодар (каз: Кереку), в прошлом была зимовкой, зимними кочевьями, рода Апай.

 

Открытая мной в прошлом тема про Таракты, если кому будет интересно:

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23 minutes ago, АксКерБорж said:

 

Тамга - прежде всего знак собственности. На скот прижигалась тамга собственника, но не пастухов. 

 

Тамга собственников, а постухи пасли скот собственников. 

По-моему это что-то вроде отношений сюзерен-знаменосец. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, Kenan сказал:

Тамга собственников, а постухи пасли скот собственников. По-моему это что-то вроде отношений сюзерен-знаменосец. 

 

У каждого племени была своя тамга, она никогда не повторялась.

И вообще таракты не были пастухами, а были привилегированным племенем, нокта агасы.

Если использовать вашу логику, то тогда и джалаиры с табынами были пастухами у торе, но источники и историки утверждают обратное.  :)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

34 минуты назад, asan-kaygy сказал:

У аргынских таракты вообще не С

у меня данные отсюда (из вашей же работы по генезису аргынов) :

709cc9744f9c.jpg

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 минуты назад, кылышбай сказал:

у меня данные отсюда (из вашей же работы по генезису аргынов) :

709cc9744f9c.jpg

 

В наших краях, где аргыны составляют 90% народа (как нигде больше?), шежыре немного другое. Я в свое время поделился об этом с Asan'ом-Kaygy, но он воспользовался почему то другим. В котором нет имхо Атыгаев, Шакшаков, Сарыжетымов и двух Шекты, 

 

У нас старики возводили аргынские поколения к 3-м группам:

Бес Мейрам (пять Мейрамов):  1) Қуандық  2) Шегендік  3) Бегендік  4) Сүйіндік  5) Қаракесек 

Жеты Момын (семь Момынов):  1) Атығай  2) Тобықты  3) Қанжығалы  4) Бәсеңтиін  5) Қарауыл  6) Шақшақ  7) Сарыжетім

Екі шекті (по тамге):  1) Жоғарғы шекті  2) Төменгі шекті

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

25 minutes ago, АксКерБорж said:

 

У каждого племени была своя тамга, она никогда не повторялась.

И вообще таракты не были пастухами, а были привилегированным племенем, нокта агасы.

Если использовать вашу логику, то тогда и джалаиры с табынами были пастухами у торе, но источники и историки утверждают обратное.  :)

 

Ну жалаиры издавна, так сказать, приближенные рода Чингиса потому тамга тарак. Чингизиды походу им доверяли, потому те пасли скот и взамен наверное имели что-то. 

Напомните, что конкретно давало звание нокта агасы? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

32 минуты назад, кылышбай сказал:

у меня данные отсюда (из вашей же работы по генезису аргынов) :

709cc9744f9c.jpg

Сорри я имел в виду выборку мою, а про выборку Балановских забыл вообще

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

58 минут назад, кылышбай сказал:

у меня данные отсюда (из вашей же работы по генезису аргынов) :

709cc9744f9c.jpg

 

Плохо видно, у Басентиинов какая ГГ?

G1-M285   или   J2-M172

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

43 минуты назад, АксКерБорж сказал:

Плохо видно, у Басентиинов какая ГГ? G1-M285   или   J2-M172

мажорная - типичная аргынская G1a, остальные - С2 и R1a поровну

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, asan-kaygy сказал:

Сорри я имел в виду выборку мою, а про выборку Балановских забыл вообще

а сюда ваша выборка включена?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.


×
×
  • Создать...