Перейти к содержанию
Турист

КАЗАХИ - 4

Рекомендуемые сообщения

В казахской традиции кто находиться выше в уважении,потомки пророка или потомки Чингис хана?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 05.05.2017 в 08:07, Kenan сказал:

_SEZlGR_rsM.jpg

Изображение кочевых моголов. 

Не вижу больших отличий от казахов, и тем более вряд ли сильно отличались от кочевых ордынцев. Некоторые шапки как с монгольских миниатюр 13 века. Та же соколиная охота, что у казахов и кыргызов сегодня. Если могольская кочевая культура не основа кыргызской, то уж точно ее важный компонент. 

Показать  

слева направо: 1. айыр-калпак, 2. с натяжкой можно назвать бориком, а вот последние два с хвостиками у казахов не встречаются (если не считать перья у сері) выражение "диовинные" тоже показательно. из какого из вариантов "Шейбани-намэ" выдержка?

  В 05.05.2017 в 17:10, Бахтияр сказал:

Да. Но так одевались все группы уйгуров от крайнего юга до севера и северо-востока. Так что они не правы. Наоборот, в эти времена, ходжей, начала появляться мода на среднеазиатские одежды. Которых раньше не было. 

Показать  

наверное точнее не среднеазиатска а ферганская (ведь ходжи связаны с Кокандским ханством). потому что те же тюбетейки изначально наверное были лишь в Долине, а в Мавераннахре было сильно узбекское (дештикыпчакские) наследие плюс там все носили чалму. узбекская тюбетейка имхо чисто ферганское наследие

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 07.05.2017 в 09:16, Le_Raffine сказал:

А в новое время?

Показать  

Шапрашты если вы про современность, если же про новое время в традиционном понимании то аксуек перестал играть роль, у кого больше скота и денег тот и главнее

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 07.05.2017 в 10:29, asan-kaygy сказал:

Шапрашты если вы про современность, если же про новое время в традиционном понимании то аксуек перестал играть роль, у кого больше скота и денег тот и главнее

Показать  

Насколько я знаю ходжи играли у казахов роль, носителей сакральной власти,  не имея политической, в отличие от узбекских ханств.

Tirimizdin biligi arqar urandy torede, olimizdin biligi allah urandy qozhada.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 07.05.2017 в 09:14, asan-kaygy сказал:

Чингизиды в средневековье

Показать  

может кожа и торе равны были? просто у торе было право на власть

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ходжи в генеалогической системе казахского народа

 

  Показать контент

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 07.05.2017 в 10:34, Le_Raffine сказал:

Насколько я знаю ходжи играли у казахов роль, носителей сакральной власти,  не имея политической, в отличие от узбекских ханств.

Tirimizdin biligi arqar urandy torede, olimizdin biligi allah urandy qozhada.

 

Показать  

у узбеков все в конце перемешалось: минги и конграты стали короноваться ханами, бухарский эмир из мангытов считался духовным главой, "столпом ислама"

у нас в ауле было много представителей рода Кожа: целые отдельные улицы среди аулов Шанышкылы. между собой казахи-некожа часто не называли их казахами, и когда в разговоре речь шла о сравнении с ними про себя говорят обычно "казак", а про кожа "кожа", т.е. казахи и кожа идут параллельно. но это в народе так. сами же кожа особо ничем по языку и внешности от карасуеков не отличались. единственное: они старались родниться между собой, не допуская кровосмешения с карасуеками (эндогамия). как то случайно попал на их той. местные ребята сказали что это мол свадьба кожа и мне туда нельзя. я конечно удивился, потом рассказали что они обычно не-кожа к своим свадьбам не приглашают (речь об ауле Сексената, Верхне-Чирчикский район Ташкентской области)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 07.05.2017 в 10:42, кылышбай сказал:

у узбеков все в конце перемешалось: минги и конграты стали короноваться ханами, бухарский эмир из мангытов считался духовным главой, "столпом ислама"

у нас в ауле было много представителей рода Кожа: целые отдельные улицы среди аулов Шанышкылы. между собой казахи-некожа часто не называли их казахами, и когда в разговоре речь шла о сравнении с ними про себя говорят обычно "казак", а про кожа "кожа", т.е. казахи и кожа идут параллельно. но это в народе так. сами же кожа особо ничем по языку и внешности от карасуеков не отличались. единственное: они старались родниться между собой, не допуская кровосмешения с карасуеками (эндогамия). как то случайно попал на их той. местные ребята сказали что это мол свадьба кожа и мне туда нельзя. я конечно удивился, потом рассказали что они обычно не-кожа к своим свадьбам не приглашают (речь об ауле Сексената, Верхне-Чирчикский район Ташкентской области)

Показать  

А про Юнус-ходжу они помнят? В РК такой сегрегации  нет. Хотя на рожу некоторые ходжи отличаются от карасуеков, а некоторые выглядят обычными казахами. Все ж таки на юге и СА традиции больше сохранились.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 07.05.2017 в 10:46, Le_Raffine сказал:

А про Юнус-ходжу они помнят? В РК такой сегрегации  нет. Хотя на рожу некоторые ходжи отличаются от карасуеков, а некоторые выглядят обычными казахами. Все ж таки на юге и СА традиции больше сохранились.

Показать  

к сожалению когда там жил я обо всем этом (история казахов) особо ничего кроме Актабана и Абылайхана не знал плюс что Айтеке с Толе похоронены на территории современного Узбекистана. планирую в следующую поездку максимально опросить кого смогу и кто разбирается в шежире и истории. вопросов накопилась куча.

по Юнусу: могу лишь сказать что Канглы и Шанышкылы заселяют всю "казахскую" часть области и почти везде превосходят др. племена в численности. единственно: ближе к Сырдарье, вниз по Чирчику, судя по рассказам родителей начинают преобладать конграты.

также интересен момент что тамошние казахи все же отмечают для себя удивительную схожесть с ними некоторых приезжих узбеков из Сурхандарьинской и Кашкадарьинской областей. говорят что в отличие от узбеков из Ташкента и Ферганы их язык чем то похож на казахский да и внешне больше на нас похожи чем на своих местных "братьев". я то знаю откуда это все, когда рассказываю про М.Шейбани и его узбеков конечно удивляются

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 06.05.2017 в 09:53, Alee сказал:

Думаю казахи запахиваться могли как угодно в зависимости от желания и удобства. Просто у монгольских народов, маньчжуров, китайцев четко выраженные и явно специально так сшитые, у них халаты наверное не симметричны ?

  

Показать  

Согласен, все-таки в правом запахе нет ничего необычного. У монголов и др. правый запах принципиально важен, они намного более привязаны к своей материальной культуре, с некоторых пор. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

в продолжении темы про охоту с орлами:

Соревнования по охоте с ловчими птицами, Алматинская область, ноябрь 2014 г.

f438d510ad34.jpg

  Показать контент

 

 

 

 

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  Quote

Ходжи также определённо влияли на «восстановление» генеалогии казахских родов, так как в генеалогических схемах часто присутствуют имена предков казахов с тюркскими именами и мусульманскими приставками, и окончаниями. Например, генеалогическая история Среднего жуза упоминает мифических предков с именами: Қарақожа, Ақ-қожа, Есім-қожа, Қосым-қожа или Қара-сопы, Сары-сопы, Ақ-сопы, Арық-сопы и др. в то же время антропонимика других тюркских этносов, например, узбеков, татар, которые были мусульманизированы тем, что количество мусульманских имён значительно мало в сравнении с именами казахского происхождения.

Показать  

Что такого странного и мифеского в именах Каракожа, Ак-кожа, Ак-сопы? Как автор додумался до такого? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 07.05.2017 в 10:29, asan-kaygy сказал:

Шапрашты если вы про современность, если же про новое время в традиционном понимании то аксуек перестал играть роль, у кого больше скота и денег тот и главнее

Показать  

Да ладно уж про шапрашты, что то Вы здесь уже слишком...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 07.05.2017 в 10:54, кылышбай сказал:

также интересен момент что тамошние казахи все же отмечают для себя удивительную схожесть с ними некоторых приезжих узбеков из Сурхандарьинской и Кашкадарьинской областей. говорят что в отличие от узбеков из Ташкента и Ферганы их язык чем то похож на казахский да и внешне больше на нас похожи чем на своих местных "братьев". я то знаю откуда это все, когда рассказываю про М.Шейбани и его узбеков конечно удивляются

Показать  

Получается что даштийцы Шейбани поселились именно там? К слову Юдин описывая язык одного из креативов Шейбани называет его староказахским

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 07.05.2017 в 11:27, Le_Raffine сказал:

Получается что даштийцы Шейбани поселились именно там? К слову Юдин описывая язык одного из креативов Шейбани называет его староказахским

Показать  

в Хорезме и в Мавераннахре их в процентном соотношений было больше. хотя в Фергане был большой процент кыпчаков (еще не относящих себя ни к кыргызам, ни к казахам, ни к узбекам еще в 18-19 веках), мынгов и кырков, там была мощная доузбекская субстрата. а вот бассейн Зарафшана, Карши и др. районы Мавераннахры были заняты многочисленными конгратами, мангытами, кенегесами и др. даштийцами, среди которых еще в 19 в. сохранились полукочевые скотоводческие группы. учитывая что в Бухарском эмирате среди оседлого населения был большой процент таджиков, то наверняка большая доля оседлых тюрков были выходцами из даштийцев

Данные исторических и этнографических источников, а также свидетельства путешественников, посещавших среднеазиатские ханства, показывают, что «кочевая степь» даже в XIX и начале XX в. находилась не только за пределами Мавераннахра: в самом Мавераннахре оазисы перемежались с обширными степными и полупустынными пространствами с полукочевым, а кое-где и кочевым населением (Б.Кармышева «Кочевая степь» Мавераннахра и ее население в конце XIX - начале XX вв.)

тут кочевники это казахи, каракалпаки на северных окраинах Мавераннахра и туркмены на западе, полукочевники это уже сами узбеки

носителей джокающе-акающих диалектов, непосредственно связанных с деаштийцами, в наше время становится все меньше и сосредоточены они в основном в тех южных областях. именно эти особенности их диалекта на фоне ташкентского диалекта для тамошних казахских кажутся близкими

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 07.05.2017 в 10:34, Le_Raffine сказал:

Насколько я знаю ходжи играли у казахов роль, носителей сакральной власти,  не имея политической, в отличие от узбекских ханств.

Tirimizdin biligi arqar urandy torede, olimizdin biligi allah urandy qozhada.

 

Показать  

Играли такую роль, но это духовная власть авторитета не более

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 07.05.2017 в 10:35, кылышбай сказал:

может кожа и торе равны были? просто у торе было право на власть

Показать  

Относительно равны, но ходжи на светскую власть до некоторых моментов не претендовали

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 07.05.2017 в 11:25, Zake сказал:

Да ладно уж про шапрашты, что то Вы здесь уже слишком...

Показать  

Забыл Дулатов )))

Конечно принадлежность к племени ничего не дает, но этим двум родам доверия со стороны президента гораздо больше чем к другим родам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 07.05.2017 в 15:31, asan-kaygy сказал:

Забыл Дулатов )))

Конечно принадлежность к племени ничего не дает, но этим двум родам доверия со стороны президента гораздо больше чем к другим родам.

Показать  

да ладно, что же вы так?! прям роды? может просто кланы: собственно Назарбаевы плюс балхашские Нигматуллины (кожа вроде), джамбульские Сагинтаевы (дулат)

:ph34r:

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 07.05.2017 в 15:28, asan-kaygy сказал:

Играли такую роль, но это духовная власть авторитета не более

Показать  

Безусловно. Этим отличались от среднеазиатских и восточно-туркестанских ходжей. Не знаю, как у туркмен было.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 07.05.2017 в 15:47, кылышбай сказал:

да ладно, что же вы так?! прям роды? может просто кланы: собственно Назарбаевы плюс балхашские Нигматуллины (кожа вроде), джамбульские Сагинтаевы (дулат)

Показать  

Нигматуллины карагандинцы коренные, в смысле не с Балхаша. Да, ходжи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 07.05.2017 в 10:29, asan-kaygy сказал:

Шапрашты если вы про современность, если же про новое время в традиционном понимании то аксуек перестал играть роль, у кого больше скота и денег тот и главнее

Показать  

Разве наличие скота играет хоть какую то роль в современном мире? 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 07.05.2017 в 15:47, кылышбай сказал:

да ладно, что же вы так?! прям роды? может просто кланы: собственно Назарбаевы плюс балхашские Нигматуллины (кожа вроде), джамбульские Сагинтаевы (дулат)

:ph34r:

Показать  

В данный момент есть только южный клан ( дулаты) и алматинский клан (шапрашты+ дулаты)  остальные это просто Назарбаевский баланс регионов (разная мелочь). 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.


×
×
  • Создать...