Bir bala Опубликовано Понедельник в 05:13 Поделиться Опубликовано Понедельник в 05:13 53 минуты назад, Rust сказал: Ага, все филологи в мире дураки... @Rust Брать на веру гипотезы учёных самая большая ошибка. Настоящая наука и держится на сомнениях. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано Понедельник в 06:25 Поделиться Опубликовано Понедельник в 06:25 22 часа назад, Kenan сказал: Это известная версия что кыпчаки пришли с Востока и племя Кайи вероятно монголоязычное изначально. На запад они пришли из Хатая (тогдашнего северного Китая), но о монголоязычии каев не упоминается. Пишут, что из-за нехватки пастбищ, но, вероятно, также из-за натиска монголоязычных хитаев (киданей). Мухаммед Шебангараи: "... Первая группа [фирке] из тюрок - их называют кун. [Они] вышли из страны Xатай оставив центры своего [пребывания] из-за недостатка пастбищных выгонов [для скота]. Вторая группа [фирке] из тюрок – их называют каи. Численность их больше, чем [численность тюрок] предыдущей [группы]. Их [каи] удалили с [их] собственных пастбищ, [тогда они] напали на страну Сари вблизи земли печенегов [на] берегу Армянского моря". Мухаммада-и-Ауфи: "... Они [куны] пришли из страны Хатай, которую оставили из-за нехватки корма". Китайские хроники "Юань ши", "Шуми Цзюйжун У-и ван бэй", "Цзюйжун цзюньван шицзибэй", использованные Р.Я. Храпачевским, свидетельствуют о том же, что предки кыпчака Тутука тоже мигрировали оттуда же в Волжско-Уральский регион и что его прадед Кунан (Кун-Йан) воевал с киданями. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
boranbai_bi Опубликовано Понедельник в 19:53 Поделиться Опубликовано Понедельник в 19:53 В 17.08.2025 в 03:08, Kenan сказал: Вот от них вполне могли быть кирме с R1a, J2, J1, R1b вариации, Q и т.д. я думаю R1A от местных кавказских народов после миграции ногайцев на северный Кавказ в 1630-х. У карачаевцев вроде около 35% R1a, если верить интернету Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kirikmiltik Опубликовано вчера в 00:03 Поделиться Опубликовано вчера в 00:03 В 12.08.2025 в 11:08, Rust сказал: Если раньше все писали об исключительном значении кыпчаков, то сейчас их вообще надо убрать из истории постмонгольского периода? Мнение Костюкова заслуживает внимания, однако это не аксиома. Поэтому необходим взвешенный подход к этой проблеме. Относительно "рабства" кыпчаков речь идет о мамлюках Египта? Очень часто в "мамлюкское рабство" продавались дети, юноши и т.д., т.е. это был реальный социальный лифт того времени, возможность разбогатеть и получить лучшую жизнь. Позже это повторили черкесские/кавказские мамлюки, множество юношей "продавались" в Египет для пополнения мамлюкской общности. В кочевых общностях захватчики постоянно включали в свой состав части покоренных народов, так что боязнь мятежа при монгольской организации войска - это на мой взгляд ошибочное мнение. В Золотой Орде кыпчаки, вместе с аргынами и барынами входили в число "правящих племен" (Шамильоглу). Интересно это на какие данные опирался Шамильоглу , утверждая что в Золотой орде Аргыны входили в число правящих племён. А вот мнение Нурлана Салтаева но уже в другом ракурсе. https://mysl.kazgazeta.kz/news/16105 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано вчера в 04:19 Поделиться Опубликовано вчера в 04:19 @Kirikmiltik Шамильоглу ссылается хотя бы на племенной состав Тохтамыша, а любитель Нурлан Салтаев написал бред. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kirikmiltik Опубликовано 23 часа назад Поделиться Опубликовано 23 часа назад 1 час назад, Bir bala сказал: @Kirikmiltik Шамильоглу ссылается хотя бы на племенной состав Тохтамыша, а любитель Нурлан Салтаев написал бред. Можно увидеть исторические документы, или ссылки подтверждающие что в племенном союзе Тохтамыша были Аргыны. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 20 часов назад Поделиться Опубликовано 20 часов назад @Kirikmiltik Утемиш Хаджи "Чингиз наме". Однако не надо путать Тохтамышевских аргынов с казахскими аргынами, которые находились у других Чингизидов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kirikmiltik Опубликовано 3 часа назад Поделиться Опубликовано 3 часа назад 17 часов назад, Bir bala сказал: @Kirikmiltik Утемиш Хаджи "Чингиз наме". Однако не надо путать Тохтамышевских аргынов с казахскими аргынами, которые находились у других Чингизидов. В течение XV века распад затронул всю территорию Золотой Орды, как Ак-Орду, так и Кок-Орду. На территории левого крыла Улуса Джучи образовались Узбекское ханство, Казахское ханство и Ногайская Орда. Ни одно из этих новых государств уже не причисляло себя к общеджучидским крыльям. Прежде чем откочевать от Абулхаира хана, аргыны должны были находиться у него в подданстве, но в источниках об Абулхаире нет ни аргынов, ни кыпчаков, хотя указаны много батыров: КАМАЛ-АД-ДИН АЛИ БИНАИ «ШАЙБАНИ-НАМЕ» РАССКАЗ О ВЕЛИКИХ ЭМИРАХ И БАХАДУРАХ ХАЗРАТ ШАЙБАНИ-ХАНА | «…Общество (джама'ат) эмиров, которые во время казачества [Абу-л-Хайра] жертвовали собой, стали причиной могущества хана. Их имена таковы: Йахши-бек-бахадур, Кутлук-Бука-бахадур, Й'акуб и Кара-Кирай [и] Шайх-Суфи-бек; из эля кушчи — 'Али-Хаджи и Даулат-ходжа; из людей [племени] найман — Кара-'Усман, Суфи-бек и Акча-Урус; из людей [племени] уйгур — Ходжа-Лак-бахадур; из людей [племени] курлаут — Йумадук-бахадур, Сабур-Шайх-бахадур и Йадгар-бахадур. Это общество [эмиров Абу-л-Хайр-хан] за благожелательство [их] удостоил назначением на должность даруга вилайета Чинги-Тура. Другие [были] из людей ички — Имин-ходжа и Сафар-ходжа, и из людей дурман — Кирайли-Тирчак-бахадур. Эти сподвижники, о которых упоминалось, во времена казачества [Абу-л-Хайр-хана] проявили верность и завоевали страны… О другом обществе эмиров Хан-и Бузурга, которые пришли со [всех] сторон после завоевания стран. Из людей [племени] кыйат — Бузунджар-бек, 'Али-бек конграт и Мухаммад-бек; из людей [племени] туман — Тангри-Берды-бек; из людей [племени] мангыт Идику-бек и Кази-бек — эти эмиры также проявили соблюдение верности и дважды завоевали трон Саин [-хана]. В их времена жители областей жили весьма благоустроенной, спокойной и свободной от забот жизнью. Другое общество из казаков, [которые] во времена казачества также самоотверженно сражались: из людей ички Йа'куб-ходжа, Йусуф-ходжа, Кырк-Беш-Бахрам-ходжа, Тункачук-и-Тулун-ходжа; из людей [племени] туман — Кылыч-бахадур, Йоджи-Кара и Даулат-ходжа; из людей [племени] уйгур — Йапагу и Бахти-ходжа; из людей [племени] дурман — Инка-ходжа, Йумадук, Дарвиш-бахадур, Шайх-Мухаммад, Караугай и 'Усман-бахадур ; из людей [племени] конграт — Инак-Йаглы-ходжа [и] его брат Урус-бахадур. Некоторые другие эмиры Великого Хана (хан-и бузургвар): Мурад-Суфи-бек, Хаджи-бек, Суфи-бек и Йапагу-бек; из людей [племени] хитай — Шадман-бек и Кирай-ходжа-бек; из людей [племени] найман — Абу Бакр-бек, 'Умар-бек, 'Усман-бек и 'Али-бек ; из людей [племени] танкут — Мурад-Суфи-оглан и Шайх-Суфи-оглан; из людей [племени] чинбай — Хусайн-оглан; из людей [племени] шункарлы — Иди-Суфи-оглан; из людей [племени] шадбаклы — [Балх]-оглан; из людей [племени] иджанлик — Бишкант-оглан и его брат Хизр-Шайх-оглан. Это общество эмиров и бахадуров стало причиной могущества хана…». МАСУД БЕН ОСМАНИ КУХИСТАНИ «ТАРИХИ АБУЛХАИР-ХАНИ» «...Когда содержание их речей дошло до слуха августейшего [Абулхаир-хана] и [у него] укрепилось намерение падишахское, равнозначное судьбе и року, сопутствующему завоеваниям и победам, он приказал, чтобы эмиры славные и багадуры испытанные в боях, такие, как Омар-бий-буркут, Махмуд-бек-конрат, Баглы-ходжа-конрат, Урус-конрат, Суфи-бек-найман, Кара-Гусман-найман, Омар, Абубекр-найман, Кара-Гусман-найман, Тули-ходжа-кушчи, Даулет-ходжа-диван-кушчи, Кунгур-бай-кушчи, Хаким-шейх-багадур, Акча-урус, Сарык-Шиман-мангыт, Ходжа-багазур-барак 33, Ташбект-оглан-ииджан, Шейх-Мухаммед-багадур-уйсун, Кылыч-бай-багадур-уйсун, Хызр-шейх-багадур-ииджан, украсив [своим присутствием] левое крыло войска, направились на битву и сражение. Султан сейидов, источник могущества и счастья, Кыл-Мухаммед-сеид, Кара-сеид, Якуб-дурман, Каракедей-дурман, Дулятак-бий-дурман, Аникей-ходжа-дурман, Кара-тирчик-дурман, Мумын-дервиш-багадур-тубай, Хусейн-оглан-чимбай, Даулет-суфи-оглан-каан-байли, Сабир-шейх-багадур-уйгур, Ядыгар-багадур-уйгур и другие витязи и славные воины, украсив и укрепив [своим присутствием] правое крыло, направили поводья решимости в намерении сразиться с Махмуд-ходжа-ханом, который был одним из выдающихся государей своего времени...» Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 2 часа назад Поделиться Опубликовано 2 часа назад 1 час назад, Kirikmiltik сказал: течение XV века распад затронул всю территорию Золотой Орды, как Ак-Орду, так и Кок-Орду. На территории левого крыла Улуса Джучи образовались Узбекское ханство, Казахское ханство и Ногайская Орда. Ни одно из этих новых государств уже не причисляло себя к общеджучидским крыльям. Прежде чем откочевать от Абулхаира хана, аргыны должны были находиться у него в подданстве, но в источниках об Абулхаире нет ни аргынов, ни кыпчаков, хотя указаны много батыров: @Kirikmiltik Причём тут Абулхаир, если речь шла о Тохтамыше? Конечно у Абулхаира не было своих аргынов, потому что под властью его предков аргынов также не было. Племена передавались по наследству Джучидам. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kirikmiltik Опубликовано 1 час назад Поделиться Опубликовано 1 час назад 31 минуту назад, Bir bala сказал: @Kirikmiltik Причём тут Абулхаир, если речь шла о Тохтамыше? Конечно у Абулхаира не было своих аргынов, потому что под властью его предков аргынов также не было. Племена передавались по наследству Джучидам. Безусловно речь шла о Тохтамыше , но все таки после развала Золотой орды , должный были остаться хоть какие то остатки Аргынов у Абулхаира. Аргыны не были племенным объединением Джучидов, зачем их передавать по наследству??? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kirikmiltik Опубликовано 1 час назад Поделиться Опубликовано 1 час назад 18 часов назад, Bir bala сказал: @Kirikmiltik Утемиш Хаджи "Чингиз наме". Однако не надо путать Тохтамышевских аргынов с казахскими аргынами, которые находились у других Чингизидов. Так у нас есть Тохтамышевские Аргыны, а откуда взялись Казахские Аргыны ???? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 58 минут назад Поделиться Опубликовано 58 минут назад Если по легенде аргыны отошли от Абулхаира, то они и не пошли с ним в Мавреннахр и летописцам не нужно было о них упоминать. А казахские ханы использовали их в своих интересах. Причины отхода тукатимуридов от шейбанидов сугубо внутрисемейные, в борьбе за власть. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться