Jump to content
Polat

Наурыз (Novruz)

Recommended Posts

В 31.03.2024 в 22:00, Jagalbay сказал:

ногайцы тоже празднуют Наурыз, они от кого переняли? 

У казахов-южан или переняли гос. праздник РК, так же навязанный казахам Павлодара

  • Like 1
  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

Спросил у старших. У многих. 
В советское время кыргызы знали и праздновали Орозо Айт и Курман Айт несмотря на гласный и негласный запрет. Про Навруз вообще не знали.

  • Одобряю 2
Link to comment
Share on other sites

Ногайлар, оказывается, жгут костер на Наурыз 

 

Цитата

21 марта в Ногайском районе широко отпраздновали национальный праздник Навруз-байрам "Хош келдинъ, Навруз!". Мероприятие было организовано МКУ "Центр народного творчества и культурного развития" в целях показа традиций и культуры ногайского народа, формирования у подрастающего поколения чувство гордости и любви в связи с богатой историей его народа.

Перед началом праздника по традиции гостей приглашали на "ногай шай". Для гостей была установлена юрта с выставкой декоративно-прикладного искусства, в том числе были войлочные ковры - «кийгиз», старинная бытовая утварь.

Была организована выставка картин ногайских художников, художественные работы преподавателей и воспитанников Детской школы искусств имени Сраждина Батырова.

На празднике были представлены подворья от всех Домов культуры района, где были организованы столы с разнообразной национальной ногайской кухней.

http://golosstepi.ru/photos/shares/fcabcd90-e9a6-4f83-baba-eb3b5b534168.jpg

В празднике приняли участие глава Ногайского района Мухтарбий Аджеков, главы сел, жители района, творческие коллективы и исполнители-солисты из всех сел Ногайского района. 

Приветствуя собравшихся, Глава района Мухтарбий Аджеков отметил: «Сегодня здесь собрались представители 16 сельских поселений района. Этот праздник важен еще и тем, что он дает возможность нам показать наше народное искусство, наши традиции, и сегодня коллективы покажут, как важно сохранять свою культуру, свои праздники. К тому же праздник первой борозды, который означает старт земледельческого сезона, отмечается среди всех народностей, и у каждого из народов есть свои особенности празднования Навруза, однако присутствуют и общие черты».

В праздничной концертной программе приняли участие Государственный фольклорно-этнографический ансамбль «Айланай», детский хореографический ансамбль «Карлыгаш», детский ансамбль села Нариман, исполнители национальной песни Мурат Ваисов, Зульфия Аджигеримова, Алимет Аблезова и другие.

Также в рамках праздника состоялся конкурс частушек. Зрелищной частью праздника стали спортивные мероприятия: волейбол, забеги на длинные и короткие дистанции. Жители сел соревновались в старинной национальной игре ногайцев - табан тирес. По правилам игры два участника становятся друг против друга, упёршись ступнями, держатся за палку и тянут ее. Кто сможет перетянуть её, тот и выиграл.  Победители были награждены ценными подарками от организатора мероприятия.

На красочном мероприятии зрителям продемонстрировали богатство фольклора народов Дагестана, яркую самобытность и этническое своеобразие национальных песен, народной музыки, танцев, обрядов, посвященных встрече весны. 

В ходе праздника также были мастер-классы по изготовлению домбры и по рисованию картины краской.

http://golosstepi.ru/photos/shares/2f53b4dd-2aa8-4f1b-86ec-c70b44547447.jpghttp://golosstepi.ru/photos/shares/904751b2-4add-42ca-abe3-f302060bc76d.jpg

Кульминацией праздника стал ритуальный костер. Огню в древние времена люди придавали особое магическое значение, считая его символом очищения. Поэтому праздничные действия продолжились у костра, а смельчаки перепрыгивали через огонь. 

Отметим, что такого рода мероприятия развивают чувства патриотизма к родной земле и способствует сохранению культуры, традиции и обычаев нашего ногайского народа.

Жители выражают огромную благодарность МКУ "Центр народного творчества и культурного развития" за организацию масштабного праздника.

  •  
  •  
  •  
  •  

 

Link to comment
Share on other sites

  • Admin
В 15.04.2024 в 15:36, Samatq сказал:

Спросил у старших. У многих. 
В советское время кыргызы знали и праздновали Орозо Айт и Курман Айт несмотря на гласный и негласный запрет. Про Навруз вообще не знали.

Нашел сведения о Ноорузе среди кыргызов:

Цитата

Обряд алас занимал большое место в празднике встречи нового года. Этот праздник киргизы называли оруздама, или нооруз, а иногда — чон кёжё. В день праздника в каждом доме  варили много каши из пшеницы. Жители аила ходили друг к другу и угощались ею. Особенно большую радость доставлял этот праздник детям, которые ходили по домам со своими чашками. К вечеру все жители аила собирались в одном месте и разжигали большой костер из заранее приготовленной арчи. Окружив костер, люди перепрыгивали через него, вытряхивали над огнем свою одежду и при этом произносили:
Алас, алас,                    Алас, алас,
Ар балээден кал ас,    От всякого несчастья
Эски жыл кетти.          избавленье.
Жаны жыл кетти.         Старый год прошел,
Айдан аман,                  Новый год пришел.
Жылдан эсен бололук!     Да будет нам здоровье
                                            В новом году!
И сами действия, и произносимые при этом слова были направлены на то, чтобы с помощью огня очиститься от несчастий и бед, имевших место в прошедшем году, и перейти «чистым» в новый год.
Этот праздник приходился на весну (около 20 марта) Приготовляя большое количество каши из пшеницы, киргизы тем самым стремились вызвать обилие злаков. Праздник ноуруз был широко распространен у народов Средней Азии.
Баялиева. Доисламские верования киргизов.  С.48

Получается, что Нооруз/Оруздама/чон кёжё — кёжё (көжө 1. взвар пшена или пшеницы) все таки праздновался кыргызами в старые времена.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

6 часов назад, Rust сказал:

Нашел сведения о Ноорузе среди кыргызов:

Получается, что Нооруз/Оруздама/чон кёжё — кёжё (көжө 1. взвар пшена или пшеницы) все таки праздновался кыргызами в старые времена.

Руст, у вас еще варят коже? Или только сумаляк? 

у вас значит тоже костры жгли, как у ногайцев, наши забыли наверное

Link to comment
Share on other sites

  • Admin
13 часов назад, Jagalbay сказал:

Руст, у вас еще варят коже? Или только сумаляк? 

у вас значит тоже костры жгли, как у ногайцев, наши забыли наверное

Как я понял, варят сумаляк на юге - это влияние соседей - узбеков и таджиков, у северных вроде нет. Про кёжё не слышал, чтобы варили. Но я городской, поэтому могу много не знать.

Link to comment
Share on other sites

В 16.04.2024 в 12:28, Rust сказал:

Нашел сведения о Ноорузе среди кыргызов:

Получается, что Нооруз/Оруздама/чон кёжё — кёжё (көжө 1. взвар пшена или пшеницы) все таки праздновался кыргызами в старые времена.

Источник  ненадежный. 

Не было и нет у нас көже.

Link to comment
Share on other sites

В 14.04.2024 в 19:33, кылышбай сказал:

У казахов-южан или переняли гос. праздник РК, так же навязанный казахам Павлодара

 

Кылышбаю стало обидно, что казахам степных областей незнаком родной для него еще с чирчикского детства праздник начала весенне-полевых работ. Он капризничает и требует, чтобы везде по Казахстану 22 марта всё было как у него в Ташкентской области, все поголовно готовили люля кебаб, казан кабоб, сумаляк, самса, патыр, чучвара, надевали калпок и дупли, плясали и дудели в сурнаи и карнаи. А еще чтобы все по-ягалбайски 22 числа жгли костры (из прошлогодней травы под посевы)).

 

Link to comment
Share on other sites

6 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Кылышбаю стало обидно, что казахам степных областей незнаком родной для него еще с чирчикского детства праздник начала весенне-полевых работ. Он капризничает и требует, чтобы везде по Казахстану 22 марта всё было как у него в Ташкентской области, все поголовно готовили люля кебаб, казан кабоб, сумаляк, самса, патыр, чучвара, надевали калпок и дупли, плясали и дудели в сурнаи и карнаи. А еще чтобы все по-ягалбайски 22 числа жгли костры (из прошлогодней травы под посевы)).

 

Откуда у сына Едиге имя Науруз? 

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Jagalbay сказал:

Откуда у сына Едиге имя Науруз? 

 

Жыйирманшывед теперь по совместительству наурузовед? )

 

Link to comment
Share on other sites

В 20.04.2024 в 16:14, АксКерБорж сказал:

 

Жыйирманшывед теперь по совместительству наурузовед? )

 

по существу есть что-нибудь?

Link to comment
Share on other sites

  • Admin
В 18.04.2024 в 14:36, Samatq сказал:

Источник  ненадежный. 

Не было и нет у нас көже.

На самом деле источник надежный, Баялиева лично проводила опросы среди населения Кыргызстана.

Link to comment
Share on other sites

Казахи и кыргызы, родные, вы же праздновали  70 лет католический новый год оппиваясь до свинячьего визга после полуночи при морозе и холоде. Чем вам не по душе новый год наших близких соседей персов, к тому же их кровь генетически присутствует в нас, к тому же персидский новый год астрономически правильный?

  • Одобряю 2
  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

9 часов назад, Momyn сказал:

Казахи и кыргызы, родные, вы же праздновали  70 лет католический новый год оппиваясь до свинячьего визга после полуночи при морозе и холоде. Чем вам не по душе новый год наших близких соседей персов, к тому же их кровь генетически присутствует в нас, к тому же персидский новый год астрономически правильный?

 

А я вообще против чуждых влияний, любых - в языке, именах, обычаях, в культуре в целом и даже в политике.

Есть же всё своё, надо лишь их возродить. Вот если бы не было ничего, тогда другое дело.

Но сейчас возрождение всего и вся невозможно, как и многое другое, причины и лица всем известны и понятны. Мы продолжаем чествовать тех и то, что нам было принесено.

 

Link to comment
Share on other sites

В 22.04.2024 в 02:30, Jagalbay сказал:

по существу есть что-нибудь?

 

Судить по отдельным именам или словам, как любят выражаться на нашем форуме "вырывая их из контекста" неблагодарное дело.

 

Link to comment
Share on other sites

12 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Судить по отдельным именам или словам, как любят выражаться на нашем форуме "вырывая их из контекста" неблагодарное дело.

 

Машхур Жусуп писал, что в Баянауле праздновали Наурыз

Link to comment
Share on other sites

17 часов назад, Jagalbay сказал:

Машхур Жусуп писал, что в Баянауле праздновали Наурыз

 

Нашли на кого ссылаться. 

Мәшһүр-Жүсіп свою взрослую сознательную жизнь провел в Бухаре, Самарканде, Ташкенте, Туркестане и других городах тех мест.

Все свои навыки и знания он получил именно там. В его записках можно заметить даже немало слов сартизмов или чагатаизмов.

А про празднование в его время Наурыза у нас в Баянауле это стопудово байки.

Что у вас еще есть кроме имени сына Едыге и неподтвержденных народных баек?

 

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

В 22.04.2024 в 23:48, Momyn сказал:

Казахи и кыргызы, родные, вы же праздновали  70 лет католический новый год оппиваясь до свинячьего визга после полуночи при морозе и холоде. Чем вам не по душе новый год наших близких соседей персов, к тому же их кровь генетически присутствует в нас, к тому же персидский новый год астрономически правильный?

Китайцы тоже соседи. Почему бы не праздновать китайский новый год?

Link to comment
Share on other sites

9 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Нашли на кого ссылаться. 

Мәшһүр-Жүсіп свою взрослую сознательную жизнь провел в Бухаре, Самарканде, Ташкенте, Туркестане и других городах тех мест.

Все свои навыки и знания он получил именно там. В его записках можно заметить даже немало слов сартизмов или чагатаизмов.

А про празднование в его время Наурыза у нас в Баянауле это стопудово байки.

Что у вас еще есть кроме имени сына Едыге и неподтвержденных народных баек?

 

он же не про себя писал

Link to comment
Share on other sites

5 часов назад, Nurbek сказал:

Китайцы тоже соседи. Почему бы не праздновать китайский новый год?

цикл 12-летний разве не у китайцев взяли?

Link to comment
Share on other sites

В 20.04.2024 в 08:52, АксКерБорж сказал:

Кылышбаю стало обидно, что казахам степных областей незнаком родной для него еще с чирчикского детства праздник начала весенне-полевых работ. Он капризничает и требует, чтобы везде по Казахстану 22 марта всё было как у него в Ташкентской области, все поголовно готовили люля кебаб, казан кабоб, сумаляк, самса, патыр, чучвара, надевали калпок и дупли, плясали и дудели в сурнаи и карнаи. А еще чтобы все по-ягалбайски 22 числа жгли костры (из прошлогодней травы под посевы)).

АБК Батькович, что же вы так истерите? Лучше сало под водочку и в баньку, пропарьтесь и потом в ушанке с балалайкой бегите свои любимые сибирские сосны или березы (уж запутался что вы там любите) обнимать, как все там в Павлодарской губернии делают 😁 

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

В 23.04.2024 в 07:37, АксКерБорж сказал:

А я вообще против чуждых влияний, любых - в языке, именах, обычаях, в культуре в целом и даже в политике.

Есть же всё своё, надо лишь их возродить. Вот если бы не было ничего, тогда другое дело.

Но сейчас возрождение всего и вся невозможно, как и многое другое, причины и лица всем известны и понятны. Мы продолжаем чествовать тех и то, что нам было принесено.

И откуда начать отсчет где еще было "свое" а потом пошло "чужое"? Давайте цифры, датировки а не болтовню

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

В 20.03.2016 в 22:22, кылышбай сказал:

Келе жатқан Ұлыстың Ұлы күні құтты болсын!

Кстати, а правда что у казахов Младшего жуза есть традиция празднования "Амала", которая начинается 14 марта? И у астраханских татар (=ногайцы) есть этот праздник? Наверняка к казахам это пришло от ногайцев. Или общее культурное наследие с ордынских, мангытовских времен.

в википедии написано, что у астраханских татар тоже 14 марта

Хамал/Амал - это Овен

 

Фарварди́н (перс. فروردین‎) — первый месяц иранского календаря, состоит из 31 дня. Другое название «хамаль» (Овен). В григорианском календаре соответствует 21 марта — 20 апреля.

Link to comment
Share on other sites

7 минут назад, кылышбай сказал:

Хороший вопрос

у нас в селе были Наурызбаевы, главе семейства уже под 80 лет примерно, отчество не Наурызбай, получается, если это имя его деда, то он жил 120-130 лет назад как минимум

не знаю, с какого он ру был, но точно аргын или керей 

 

а был еще такой скульптор с Костаная

Наурызбаев, Хакимжан Исмаханович — Википедия (wikipedia.org)

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...