кылышбай Опубликовано 14 апреля Поделиться Опубликовано 14 апреля В 31.03.2024 в 22:00, Jagalbay сказал: ногайцы тоже празднуют Наурыз, они от кого переняли? У казахов-южан или переняли гос. праздник РК, так же навязанный казахам Павлодара 1 1 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Samatq Опубликовано 15 апреля Поделиться Опубликовано 15 апреля Спросил у старших. У многих. В советское время кыргызы знали и праздновали Орозо Айт и Курман Айт несмотря на гласный и негласный запрет. Про Навруз вообще не знали. 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 15 апреля Поделиться Опубликовано 15 апреля Ногайлар, оказывается, жгут костер на Наурыз Цитата 21 марта в Ногайском районе широко отпраздновали национальный праздник Навруз-байрам "Хош келдинъ, Навруз!". Мероприятие было организовано МКУ "Центр народного творчества и культурного развития" в целях показа традиций и культуры ногайского народа, формирования у подрастающего поколения чувство гордости и любви в связи с богатой историей его народа. Перед началом праздника по традиции гостей приглашали на "ногай шай". Для гостей была установлена юрта с выставкой декоративно-прикладного искусства, в том числе были войлочные ковры - «кийгиз», старинная бытовая утварь. Была организована выставка картин ногайских художников, художественные работы преподавателей и воспитанников Детской школы искусств имени Сраждина Батырова. На празднике были представлены подворья от всех Домов культуры района, где были организованы столы с разнообразной национальной ногайской кухней. http://golosstepi.ru/photos/shares/fcabcd90-e9a6-4f83-baba-eb3b5b534168.jpg В празднике приняли участие глава Ногайского района Мухтарбий Аджеков, главы сел, жители района, творческие коллективы и исполнители-солисты из всех сел Ногайского района. Приветствуя собравшихся, Глава района Мухтарбий Аджеков отметил: «Сегодня здесь собрались представители 16 сельских поселений района. Этот праздник важен еще и тем, что он дает возможность нам показать наше народное искусство, наши традиции, и сегодня коллективы покажут, как важно сохранять свою культуру, свои праздники. К тому же праздник первой борозды, который означает старт земледельческого сезона, отмечается среди всех народностей, и у каждого из народов есть свои особенности празднования Навруза, однако присутствуют и общие черты». В праздничной концертной программе приняли участие Государственный фольклорно-этнографический ансамбль «Айланай», детский хореографический ансамбль «Карлыгаш», детский ансамбль села Нариман, исполнители национальной песни Мурат Ваисов, Зульфия Аджигеримова, Алимет Аблезова и другие. Также в рамках праздника состоялся конкурс частушек. Зрелищной частью праздника стали спортивные мероприятия: волейбол, забеги на длинные и короткие дистанции. Жители сел соревновались в старинной национальной игре ногайцев - табан тирес. По правилам игры два участника становятся друг против друга, упёршись ступнями, держатся за палку и тянут ее. Кто сможет перетянуть её, тот и выиграл. Победители были награждены ценными подарками от организатора мероприятия. На красочном мероприятии зрителям продемонстрировали богатство фольклора народов Дагестана, яркую самобытность и этническое своеобразие национальных песен, народной музыки, танцев, обрядов, посвященных встрече весны. В ходе праздника также были мастер-классы по изготовлению домбры и по рисованию картины краской. http://golosstepi.ru/photos/shares/2f53b4dd-2aa8-4f1b-86ec-c70b44547447.jpghttp://golosstepi.ru/photos/shares/904751b2-4add-42ca-abe3-f302060bc76d.jpg Кульминацией праздника стал ритуальный костер. Огню в древние времена люди придавали особое магическое значение, считая его символом очищения. Поэтому праздничные действия продолжились у костра, а смельчаки перепрыгивали через огонь. Отметим, что такого рода мероприятия развивают чувства патриотизма к родной земле и способствует сохранению культуры, традиции и обычаев нашего ногайского народа. Жители выражают огромную благодарность МКУ "Центр народного творчества и культурного развития" за организацию масштабного праздника. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 16 апреля Admin Поделиться Опубликовано 16 апреля В 15.04.2024 в 15:36, Samatq сказал: Спросил у старших. У многих. В советское время кыргызы знали и праздновали Орозо Айт и Курман Айт несмотря на гласный и негласный запрет. Про Навруз вообще не знали. Нашел сведения о Ноорузе среди кыргызов: Цитата Обряд алас занимал большое место в празднике встречи нового года. Этот праздник киргизы называли оруздама, или нооруз, а иногда — чон кёжё. В день праздника в каждом доме варили много каши из пшеницы. Жители аила ходили друг к другу и угощались ею. Особенно большую радость доставлял этот праздник детям, которые ходили по домам со своими чашками. К вечеру все жители аила собирались в одном месте и разжигали большой костер из заранее приготовленной арчи. Окружив костер, люди перепрыгивали через него, вытряхивали над огнем свою одежду и при этом произносили: Алас, алас, Алас, алас, Ар балээден кал ас, От всякого несчастья Эски жыл кетти. избавленье. Жаны жыл кетти. Старый год прошел, Айдан аман, Новый год пришел. Жылдан эсен бололук! Да будет нам здоровье В новом году! И сами действия, и произносимые при этом слова были направлены на то, чтобы с помощью огня очиститься от несчастий и бед, имевших место в прошедшем году, и перейти «чистым» в новый год. Этот праздник приходился на весну (около 20 марта) Приготовляя большое количество каши из пшеницы, киргизы тем самым стремились вызвать обилие злаков. Праздник ноуруз был широко распространен у народов Средней Азии. Баялиева. Доисламские верования киргизов. С.48 Получается, что Нооруз/Оруздама/чон кёжё — кёжё (көжө 1. взвар пшена или пшеницы) все таки праздновался кыргызами в старые времена. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 16 апреля Поделиться Опубликовано 16 апреля 6 часов назад, Rust сказал: Нашел сведения о Ноорузе среди кыргызов: Получается, что Нооруз/Оруздама/чон кёжё — кёжё (көжө 1. взвар пшена или пшеницы) все таки праздновался кыргызами в старые времена. Руст, у вас еще варят коже? Или только сумаляк? у вас значит тоже костры жгли, как у ногайцев, наши забыли наверное Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 17 апреля Admin Поделиться Опубликовано 17 апреля 13 часов назад, Jagalbay сказал: Руст, у вас еще варят коже? Или только сумаляк? у вас значит тоже костры жгли, как у ногайцев, наши забыли наверное Как я понял, варят сумаляк на юге - это влияние соседей - узбеков и таджиков, у северных вроде нет. Про кёжё не слышал, чтобы варили. Но я городской, поэтому могу много не знать. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Samatq Опубликовано 18 апреля Поделиться Опубликовано 18 апреля В 16.04.2024 в 12:28, Rust сказал: Нашел сведения о Ноорузе среди кыргызов: Получается, что Нооруз/Оруздама/чон кёжё — кёжё (көжө 1. взвар пшена или пшеницы) все таки праздновался кыргызами в старые времена. Источник ненадежный. Не было и нет у нас көже. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 20 апреля Поделиться Опубликовано 20 апреля В 14.04.2024 в 19:33, кылышбай сказал: У казахов-южан или переняли гос. праздник РК, так же навязанный казахам Павлодара Кылышбаю стало обидно, что казахам степных областей незнаком родной для него еще с чирчикского детства праздник начала весенне-полевых работ. Он капризничает и требует, чтобы везде по Казахстану 22 марта всё было как у него в Ташкентской области, все поголовно готовили люля кебаб, казан кабоб, сумаляк, самса, патыр, чучвара, надевали калпок и дупли, плясали и дудели в сурнаи и карнаи. А еще чтобы все по-ягалбайски 22 числа жгли костры (из прошлогодней травы под посевы)). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 20 апреля Поделиться Опубликовано 20 апреля 6 часов назад, АксКерБорж сказал: Кылышбаю стало обидно, что казахам степных областей незнаком родной для него еще с чирчикского детства праздник начала весенне-полевых работ. Он капризничает и требует, чтобы везде по Казахстану 22 марта всё было как у него в Ташкентской области, все поголовно готовили люля кебаб, казан кабоб, сумаляк, самса, патыр, чучвара, надевали калпок и дупли, плясали и дудели в сурнаи и карнаи. А еще чтобы все по-ягалбайски 22 числа жгли костры (из прошлогодней травы под посевы)). Откуда у сына Едиге имя Науруз? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 20 апреля Поделиться Опубликовано 20 апреля 1 час назад, Jagalbay сказал: Откуда у сына Едиге имя Науруз? Жыйирманшывед теперь по совместительству наурузовед? ) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 21 апреля Поделиться Опубликовано 21 апреля В 20.04.2024 в 16:14, АксКерБорж сказал: Жыйирманшывед теперь по совместительству наурузовед? ) по существу есть что-нибудь? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 22 апреля Admin Поделиться Опубликовано 22 апреля В 18.04.2024 в 14:36, Samatq сказал: Источник ненадежный. Не было и нет у нас көже. На самом деле источник надежный, Баялиева лично проводила опросы среди населения Кыргызстана. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Momyn Опубликовано 22 апреля Поделиться Опубликовано 22 апреля Казахи и кыргызы, родные, вы же праздновали 70 лет католический новый год оппиваясь до свинячьего визга после полуночи при морозе и холоде. Чем вам не по душе новый год наших близких соседей персов, к тому же их кровь генетически присутствует в нас, к тому же персидский новый год астрономически правильный? 2 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 23 апреля Поделиться Опубликовано 23 апреля 9 часов назад, Momyn сказал: Казахи и кыргызы, родные, вы же праздновали 70 лет католический новый год оппиваясь до свинячьего визга после полуночи при морозе и холоде. Чем вам не по душе новый год наших близких соседей персов, к тому же их кровь генетически присутствует в нас, к тому же персидский новый год астрономически правильный? А я вообще против чуждых влияний, любых - в языке, именах, обычаях, в культуре в целом и даже в политике. Есть же всё своё, надо лишь их возродить. Вот если бы не было ничего, тогда другое дело. Но сейчас возрождение всего и вся невозможно, как и многое другое, причины и лица всем известны и понятны. Мы продолжаем чествовать тех и то, что нам было принесено. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 23 апреля Поделиться Опубликовано 23 апреля В 22.04.2024 в 02:30, Jagalbay сказал: по существу есть что-нибудь? Судить по отдельным именам или словам, как любят выражаться на нашем форуме "вырывая их из контекста" неблагодарное дело. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 23 апреля Поделиться Опубликовано 23 апреля 12 часов назад, АксКерБорж сказал: Судить по отдельным именам или словам, как любят выражаться на нашем форуме "вырывая их из контекста" неблагодарное дело. Машхур Жусуп писал, что в Баянауле праздновали Наурыз Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 24 апреля Поделиться Опубликовано 24 апреля 17 часов назад, Jagalbay сказал: Машхур Жусуп писал, что в Баянауле праздновали Наурыз Нашли на кого ссылаться. Мәшһүр-Жүсіп свою взрослую сознательную жизнь провел в Бухаре, Самарканде, Ташкенте, Туркестане и других городах тех мест. Все свои навыки и знания он получил именно там. В его записках можно заметить даже немало слов сартизмов или чагатаизмов. А про празднование в его время Наурыза у нас в Баянауле это стопудово байки. Что у вас еще есть кроме имени сына Едыге и неподтвержденных народных баек? 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nurbek Опубликовано 24 апреля Поделиться Опубликовано 24 апреля В 22.04.2024 в 23:48, Momyn сказал: Казахи и кыргызы, родные, вы же праздновали 70 лет католический новый год оппиваясь до свинячьего визга после полуночи при морозе и холоде. Чем вам не по душе новый год наших близких соседей персов, к тому же их кровь генетически присутствует в нас, к тому же персидский новый год астрономически правильный? Китайцы тоже соседи. Почему бы не праздновать китайский новый год? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 24 апреля Поделиться Опубликовано 24 апреля 9 часов назад, АксКерБорж сказал: Нашли на кого ссылаться. Мәшһүр-Жүсіп свою взрослую сознательную жизнь провел в Бухаре, Самарканде, Ташкенте, Туркестане и других городах тех мест. Все свои навыки и знания он получил именно там. В его записках можно заметить даже немало слов сартизмов или чагатаизмов. А про празднование в его время Наурыза у нас в Баянауле это стопудово байки. Что у вас еще есть кроме имени сына Едыге и неподтвержденных народных баек? он же не про себя писал Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 24 апреля Поделиться Опубликовано 24 апреля 5 часов назад, Nurbek сказал: Китайцы тоже соседи. Почему бы не праздновать китайский новый год? цикл 12-летний разве не у китайцев взяли? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 24 апреля Поделиться Опубликовано 24 апреля В 20.04.2024 в 08:52, АксКерБорж сказал: Кылышбаю стало обидно, что казахам степных областей незнаком родной для него еще с чирчикского детства праздник начала весенне-полевых работ. Он капризничает и требует, чтобы везде по Казахстану 22 марта всё было как у него в Ташкентской области, все поголовно готовили люля кебаб, казан кабоб, сумаляк, самса, патыр, чучвара, надевали калпок и дупли, плясали и дудели в сурнаи и карнаи. А еще чтобы все по-ягалбайски 22 числа жгли костры (из прошлогодней травы под посевы)). АБК Батькович, что же вы так истерите? Лучше сало под водочку и в баньку, пропарьтесь и потом в ушанке с балалайкой бегите свои любимые сибирские сосны или березы (уж запутался что вы там любите) обнимать, как все там в Павлодарской губернии делают 😁 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 24 апреля Поделиться Опубликовано 24 апреля В 20.04.2024 в 15:50, Jagalbay сказал: Откуда у сына Едиге имя Науруз? Хороший вопрос Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 24 апреля Поделиться Опубликовано 24 апреля В 23.04.2024 в 07:37, АксКерБорж сказал: А я вообще против чуждых влияний, любых - в языке, именах, обычаях, в культуре в целом и даже в политике. Есть же всё своё, надо лишь их возродить. Вот если бы не было ничего, тогда другое дело. Но сейчас возрождение всего и вся невозможно, как и многое другое, причины и лица всем известны и понятны. Мы продолжаем чествовать тех и то, что нам было принесено. И откуда начать отсчет где еще было "свое" а потом пошло "чужое"? Давайте цифры, датировки а не болтовню 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 24 апреля Поделиться Опубликовано 24 апреля В 20.03.2016 в 22:22, кылышбай сказал: Келе жатқан Ұлыстың Ұлы күні құтты болсын! Кстати, а правда что у казахов Младшего жуза есть традиция празднования "Амала", которая начинается 14 марта? И у астраханских татар (=ногайцы) есть этот праздник? Наверняка к казахам это пришло от ногайцев. Или общее культурное наследие с ордынских, мангытовских времен. в википедии написано, что у астраханских татар тоже 14 марта Хамал/Амал - это Овен Фарварди́н (перс. فروردین) — первый месяц иранского календаря, состоит из 31 дня. Другое название «хамаль» (Овен). В григорианском календаре соответствует 21 марта — 20 апреля. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 24 апреля Поделиться Опубликовано 24 апреля 7 минут назад, кылышбай сказал: Хороший вопрос у нас в селе были Наурызбаевы, главе семейства уже под 80 лет примерно, отчество не Наурызбай, получается, если это имя его деда, то он жил 120-130 лет назад как минимум не знаю, с какого он ру был, но точно аргын или керей а был еще такой скульптор с Костаная Наурызбаев, Хакимжан Исмаханович — Википедия (wikipedia.org) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться