Jump to content
Hooker

Племя Кытай среди тюрков

Recommended Posts

Кидане в составе кипчаков(половцев): В сборнике русских народных сказок А.Н.Афанасьева богатырь Полкан воюет против «русского богатыря Ивана», защищающего… КИТАЙСКОЕцарство и женатого на КИТАЙСКОЙ принцессе… Это было бы удивительно, если незнать, что само название КИТАЙ появилось в русском языке, можно сказать, поошибке – по названию тюркского племени КИДАНЬ (китай, ктай, вариант –карахитой, карактай), кочевые маршруты которого растягивались от границ Южной Руси до монгольских степей и рубежей современного Китая. Вот эти самые КИДАНИ и были (частично) предками печенегов и половцев, пришедших на Русскую землю никак ни позже 9-10 веков н.э. И уже древним русским летописям хорошо были известны тюркские (половецкий и печенежский) ханы Китан-опа и Котян. Формант «опа»(оба), широко распространенный в именах тюркских вождей родственен современному татарскому «абый» (аба), киргизскому «аба» и означает «старший из старших братьев», «почтительное обращение к старшему мужчине в роду», «предводитель рода», «патриарх» и т.п. Т.е. имя-патроним Китан-опа, грубо говоря, означает«вождь киданей» (или – «китаев»). Отсюда и «царь (хан) Китайский» и «Китайское царство» на границах Руси (в народных сказках). Ну, а уж то, что русские богатыри и князья часто женились на половецких и печенежских «принцессах»(дочерях ханов), это даже усердным школьникам известно. Так что ничего волшебного, странного и таинственного в том, что русский богатырь Иван женился на «китайской принцессе», как видим, нет…

 

 

 

Значит имя половецкого хана-Кытай хан/Котян/ ?

Link to comment
Share on other sites

Где только про киданьцев не говорили, даже хохлы подключились. Далеко не надо ходить, среди кыргызов есть род ,кытай, кара-кытай (кыдан, кидань).

Link to comment
Share on other sites

Помню страстные возмущения по поводу того, что Шелдон Купер как-то назвал граждан Монголии монгольцами.

Теперь гражданин Монголии называет природного кытая киданьцем, не оскорбление ли это тоже? Например тех же многочисленных найманов, среди которых есть крупная ветвь со скрытым от слуха этнонимом Қытай в виде Төлегетай (Төле + Қытай), то есть китаи - кидани Толуя.  :)

Link to comment
Share on other sites

http://www.proza.ru/2013/07/21/346

 

Анарбек Усупбаев
директор общественного фонда “Манас Ордо”, представитель и потомок славного кыргызского рода кытай,                                          кандидат технических наук.    

Link to comment
Share on other sites

 

Теперь гражданин Монголии называет природного кытая киданьцем, не оскорбление ли это тоже? Например тех же многочисленных   :)

Как назывались  ханьцы среди тюрков ? Тоже кытай?

Link to comment
Share on other sites

В 08.10.2012 в 12:21, Hooker сказал:

Согласно "Тайная история монголов",монголы называли джурдженев, маньчжуров тоже "кытай".

наверное потому что прямо перед джурдженами во главе Сев. Китая стояла киданьская династия, да и жили маньчжуры недалеко от киданей

В 16.10.2013 в 16:45, АксКерБорж сказал:

Теперь гражданин Монголии называет природного кытая киданьцем, не оскорбление ли это тоже? Например тех же многочисленных найманов, среди которых есть крупная ветвь со скрытым от слуха этнонимом Қытай в виде Төлегетай (Төле + Қытай), то есть китаи - кидани Толуя.  :)

у наманов есть род Матай. может Қатай был братом Матая и со временем его имя исказилось в Қытай?

Link to comment
Share on other sites

15 минут назад, кылышбай сказал:

 

у наманов есть род Матай. может Қатай был братом Матая и со временем его имя исказилось в Қытай?

я думаю кытаи = катаи 

катаиская группа племен, куда входят наиманы,  что то в этом роде читал 

Link to comment
Share on other sites

On 22.11.2017 at 6:34 AM, Peacemaker said:

слово хужаа на монгольском китаец.

Карахожа-черный китаец..

А вообще, "хожа" на тюркском - "хозяин" и скорее всего вошло в обиход с арабского языка. Лично, каракалпаки говоря "хожа" обозначают хозяина (уйдин хожасы - хозяин дома, истин хожасы - хозяин какого-то предпринимательства-бизнесмен), но с другой стороны это название обозначает прослойку в обществе, превратившейся в отдельный род. Например, у нас есть город Ходжейли, буквально "Хожа эли" (город Ходжей) и там в основном проживают представители рода "Хожа", причем они представляют разные племена. Не понятно, как этот термин попал монголам в виде "китайца". А как, вообще, на монгольском переводится слово хозяин. 

Link to comment
Share on other sites

11 minutes ago, Kamal said:

А вообще, "хожа" на тюркском - "хозяин" и скорее всего вошло в обиход с арабского языка. Лично, каракалпаки говоря "хожа" обозначают хозяина (уйдин хожасы - хозяин дома, истин хожасы - хозяин какого-то предпринимательства-бизнесмен), но с другой стороны это название обозначает прослойку в обществе, превратившейся в отдельный род. Например, у нас есть город Ходжейли, буквально "Хожа эли" (город Ходжей) и там в основном проживают представители рода "Хожа", причем они представляют разные племена. Не понятно, как этот термин попал монголам в виде "китайца". А как, вообще, на монгольском переводится слово хозяин. 

хозяин- по монгольски эжэн,эзэн.

В тюркютском-ижа.88888.png

Link to comment
Share on other sites

4 minutes ago, Peacemaker said:

хозяин- по монгольски эжэн,эзэн.

В тюркютском-ижа.

Синоним слова "хожа" у нас будет "ийе", но это "ийе", скорее всего чисто тюркское. 

Link to comment
Share on other sites

Не дожидаясь неминуемой катастрофы, осенью 1124 года Елюй Даши убил двух сановников, проводивших губительную политику неподготовленных и необеспеченных контрнаступлений, объявил себя ханом и ночью бежал на запад, имея при себе только 200 верных воинов. Три дня спустя он пересек «Черную реку» и оказался среди тангутыов[4], их полководец (сянвэнь) по имени Чуангу-эр[5] подарили ему 400 лошадей, 20 верблюдов и тысячу овец. Это был минимум, необходимый для того, чтобы перейти пустыню. Каждый всадник получил кроме боевой, собственной, одну вьючную и одну заводную (то есть запасную) лошадь. Военное оборудование и жидкости можно было погрузить на верблюдов, а овцы в степи — передвижной запас пищи. Благодаря помощи онгутов Елюй Даши пересек пустыню Гоби за трое суток беспрерывного марша и достиг крепости Хотунь на Орхоне, крайнего западного пункта киданьской империи. Эта крепость вследствие своей особой важности имела 20-тысячный гарнизон, без слова подчинившийся Елюю Даши. Там он принял титул гурхана Северной Ляо, то есть «всенародного хана», и стал знаменем борьбы кочевых племен с чжурчжэньской экспансией. К Даши стали стекаться киданьские воины и представители тех племён (источники называют число 18 племён), что не желали менять власть Ляо на чжурчжэньскую. В крепости Даши призвал своих сторонников готовится к мести чжучжэням и восстановлению Ляо, но для этого Даши предлагал отступить на Запад и откуда начать борьбу с чжурчжэнями. Воинов готовых сражаться с Даши добровольно насчиталось 10 с лишним тысяч. Были назначены чиновники, созданы склады с припасами и оружием. На новый год по китайскому календарю (по европейскому шёл 1125 год) Даши совершил жертвоприношения белой лошади и серого быка духам неба, земли, и предкам. Войско было собрано и подготовлено к походу. Но силы в войне с чжурчжэнями были неравны, и в 1129 году Елюй Даши уходит ещё дальше на запад. Было направлено послание к уйгурскому идыкуту Билэйгэ[6] в котором Даши напомнил о милостивом обращении Абаоцзи с уйгурами начавшимся после западного похода киданей, когда император предложил уйгурам восстановить их старые владения в Джунгарии или поселиться в Ганьсу. Даши попросил у уйгур право мирного прохода в страну «арабов». Билэйгэ встретился в Даши и они пировали три дня. Билэйгэ подарил Даши 600 лошадей, 100 верблюдов, 3000 овец и дал возможность беспрепятственно пройти через уйгурские земли, дав своих сыновей и внуков в заложники на время прохода. Потом Даши честно отпустил их.

Link to comment
Share on other sites

  • Admin
20 часов назад, Koshoj сказал:

Ув. Кошой, из этой статьи я уже давал таблицу с переводами киданьских слов - китай гур,значит "китайское государство". Отсюда гурхан, значит хан государства.

  • Одобряю 3
Link to comment
Share on other sites

13 часов назад, Rust сказал:

Ув. Кошой, из этой статьи я уже давал таблицу с переводами киданьских слов - китай гур,значит "китайское государство". Отсюда гурхан, значит хан государства.

Интересное наблюдение

Link to comment
Share on other sites

Заметил, что в кыргызском и каракалпакском фольклоре часто упоминаются Кытаи и предстают врагами... А в казахском фольклоре ни одного упоминания о конфликтах или войнах с некими 'Кытаями'. 

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Скриптонит сказал:

Заметил, что в кыргызском и каракалпакском фольклоре часто упоминаются Кытаи и предстают врагами... А в казахском фольклоре ни одного упоминания о конфликтах или войнах с некими 'Кытаями'. 

Ну так кытаи это родственное племя из Сибирского ханства, Ногайской орды, Узбекских ханств, Каракалпакских арысов и так далее. Не думаю, что их в принципе воспринимали врагами, врагами воспринимали "неприняаших ислам". То есть конфессии, а не народы/племена.

Link to comment
Share on other sites

24 минуты назад, Qairly сказал:

Ну так кытаи это родственное племя из Сибирского ханства, Ногайской орды, Узбекских ханств, Каракалпакских арысов и так далее. Не думаю, что их в принципе воспринимали врагами, врагами воспринимали "неприняаших ислам". То есть конфессии, а не народы/племена.

В Манасе 'кытаи' предстают врагами кыргызов как и 'калмаки'. Каракалпак Kamal тоже говорил, что у них были тёрки с 'кытаями'. 

Link to comment
Share on other sites

41 minutes ago, Скриптонит said:

Каракалпак Kamal тоже говорил, что у них были тёрки с 'кытаями'. 

Я ссылался на сведения из "Джагфар тарийхы" о разгроме яицких каракалпаков от кытаев, вторгшихся с востока в первой половине 14 века, после чего часть каракалпаков бежала к Аральскому морю, часть - в Черемшан и Башкорт, а с оставшимися на Яике каракалпаками захватчики смешались и прозвали себя ногайцами. Больше о кытаях нет никаких сведений, что они были враждебны к нашим предкам. Мои попытки разузнать от каракалпакского юзера Кытай  ничего не дали, он вообще перестал общаться на форуме, а сам лично почти ничего о них не знаю. Есть книга турецкого историка Зия Куртера с названием "Каракалпак", где речь в основном идет о племени Кытай, но мне все ещё не удается найти эту книгу.

К слову, по численности, Кытаи самое крупное племя среди нынешних каракалпаков, так как по документам 1873 года, они составляли 1/5 всех правобережных каракалпаков, при этом местность Кытай (населенный пункт) оставалась на левом берегу. Правда, в 1925 году произошло объединение обоих берегов в ККАО, что повлияло и на процентное соотношение каждого из племен. Но все равно, кытаи самое крупное племя, основное ДНК у них гг О.

  • Одобряю 2
Link to comment
Share on other sites

5 часов назад, Скриптонит сказал:

Заметил, что в кыргызском и каракалпакском фольклоре часто упоминаются Кытаи и предстают врагами... А в казахском фольклоре ни одного упоминания о конфликтах или войнах с некими 'Кытаями'. 

у найман есть кытай в родословной

Link to comment
Share on other sites

On 1/25/2022 at 10:24 PM, Скриптонит said:

Каракалпак Kamal тоже говорил, что у них были тёрки с 'кытаями'. 

Для интереса, чтоб определить примерную численность Кытаев. По налоговым документам 1859 года, когда каракалпаки ещё не были разделены, из 8600 тилла, собранных от Арыса Онторт уру 3700 собрали племя Кытай, то есть, около 40%. По Арысу Конрат того же года нет данных, так как шла война с ними, а в прежние годы оба Арыса вместе платили 20000 тилла. Получается конратов больше было, но у них Кияты и Муйтены сами отдельные племена.

Link to comment
Share on other sites

Кыргызы в эпоху каракитаев
 
История киданей подробно описана в китайских исторических источниках и трудах Джувейни, ал-Асира, Рашид ад-Дина, Абул Гази и др. Все эти сведения также были проанализированы В.В. Бартольдом, М.А. Кейменем, Г.Г. Пиковым, О. Караевым, Т. Чоротегином, Е. Кычановым, Т. Бейшеналиевым и др. В современной исторической науке проблема кыргызо-киданьских войн вызывает большие споры в кругу исследователей. Одни полагают, что кидани воевали с енисейскими кыргызами. Другие же напрочь отрицают это, полагая, что кидани воевали только с тянь-шаньскими кыргызами.
Кидани известны с IV века н.э. Они кочевали на северо-востоке Китая, в степях современной внутренней Монголии и всей Монголии. В 907 году вождь Абаоцзи объявил себя императором киданей и образовал независимое государство, подчинив ряд соседних племён. Земли киданей расширились на запад и север. В 908-918 годы уйгуры, проживавшие в Центральной Монголии, прислали послов с данью киданьскому императору. В знак благодарности киданьский император Абаоцзи в 916 и 924 годы совершил два карательных похода в Монголию и «вступил в область уйгуров», представлявших осколки некогда сильного каганата.
Эти походы также преследовали цель освободить уйгуров Центральной Азии от зависимости, настроить их против кыргызов и выдворить последних из Халхасских степей, ибо источник отмечал, что «хягас не мог совершенно покорить хойху». Усилившиеся к Х веку племена киданей вступили в борьбу за верховенство в Великой Степи и начали широкую кампанию против кыргызов. По нашему мнению, данные источников говорят о том, что кидани воевали как с енисейскими, так и тянь-шаньскими кыргызами, так как кидани явились тем самым народом, который одним из первых начал притеснять и выдворять кыргызов из Халхасских степей.
***
После того, как кидани заключили союз с уйгурами, создав антикыргызскую коалицию, театром военных действий стали халхасские, монгольские степи, а также Восточный Туркестан. В 926 году кидани завоевали на востоке царство Бохай. В 937 году господствующая династия Восточной Азии получила название Великое Ляо. Земли её были раскинуты от Японского моря до Восточного Туркестана. На заре своего могущества это государство подчинило Китай, вынудив его платить дань. Западные границы Киданьской империи простирались до Алтайских гор. Кидани подчинили под свою власть кыргызов, которые в эту эпоху были разделены на несколько мелких княжеств.
В XII веке кыргызы испытывали военное давление со стороны киданей и усилившихся к тому времени найманов. В результате енисейские кыргызы признали власть киданей. Источник отмечал, что ко двору императора Ляо «хагясы постоянно присылали посланников и дань». Кидани пытались установить тесные взаимосвязи с кыргызами, представители которых приглашались на учебу ко двору. Так источник отмечал: «При ляоском Тайцзуне западная граница руководила приходом к просвещению людей государства Хягасы». С конца XI века начался упадок государства Ляо, что позволило активизироваться чжурженям, которые, в конце концов, в 1125 году уничтожили это княжество.
Причиной падения империи Ляо явилось то, что центральная власть не смогла сплотить свой народ, сконцентрировать и направить все силы против чжурженей. В этой ситуации отдельные князья, преследовавшие цель сохранения независимости, действовали самостоятельно, опираясь на степные племена Севера. Одним из них был потомок Тай-цзу (или Абаоцзи; первого императора Ляо) в восьмом поколении Елюй Даши. Отмечется, что Елюй Даши, «не получив поддержки со стороны киданьского императора и большей части феодалов в стремлении провести реорганизацию армии для обороны от чжурженей.., решает обратиться за помощью к монгольским племенам».
***
Елюй Даши происходил из аристократического рода дийела. Он прославился своей храбростью в бою и полководческим талантом. Бежавший на Север новоиспеченный гурхан Елюй Даши ставил перед собой задачи, одними из которых были: получить поддержку северных племён и обрушить все силы их на чжурженей; восстановить былое могущество империи. Осенью 1124 года (по некоторым данным Нуси или Туси Тайфу) Елюй Даши бежал на запад, имея при себе всего лишь 200 верных воинов. Елюй Даши прошёл через земли онгутов, где получил поддержку и помощь, а затем пересёк пустыню Гоби и оказался в крепости Хотунь на Орхоне, крайнего западного пункта Киданской империи.
Здесь к нему присоединился 20-тыс. гарнизон крепости Хотунь. Там же он принял титул гурхана Северной Ляо и стал во главе античжурженовской компании. В 1129 году Елюй Даши, пройдя по землям уйгуров, прибыл в долину р. Эмиль, где основал город. На Алтае численность киданей достигла 40 тыс. семейств. Абул Гази о вражде каракитаев с кыргызами писал: «Китая два: один из них зовется Кара Китай. Многие кара-китайские семейства взбунтовались против государей и, убежав оттуда, перешли в земли киргизские. Считая тамошних жителей за пришельцев, они начали похищать скот у них, а потому и там не ужились и перешли в землю Идиль (т.е. Имиль), основав там город...»
Джувейни писал, что прожив в Эмиле несколько лет, в 1134 году киданьский гурхан предпринял поход на Кашгар и Хотан. Подчинив эти два города, Елюй Даши послал своё «войско к пределу киргизов, чтобы отомстить за беспокойства, причинённые ими, и взял Бешбалык». Если судить по маршруту передвижения гурхана Елюй Даши, то он воевал с кыргызами Западной Монголии. Так как Елюй Даши сначала через земли онгутов перебрался в Монгольские степи, там в его распоряжение перешёл 20-тыс. гарнизон киданьских войск, дислоцированный в крепости Хотунь. Отсюда он организовывал набеги на кыргызские земли, крал их скот, имущество и т.д.
***
Ощутив отчаянное и упорное сопротивление со стороны кыргызов, предводитель киданей перебрался через территорию уйгуров в Имиль, а затем, после взятия Кашгара и Хотана, стал мстить кыргызам за причинённые в прошлом обиды и взял Бешбалык. В данном случае, речь идёт о восточно-туркестанских кыргызах, которые смежно проживали с ягма близ городов Бешбалык, Яркенд, Кашгар и Атбаш. Рашид ад-Дин писал о соседстве родоплеменных объединений найманов, кыргызов и канглы в XII веке. По его сведениям, в районе верхнего Иртыша в местности Йеке Алтай, где проходили границы между владениями найманов и кыргызов, проживало племя канглы.
Абул Гази Хивинский информировал, что ближе всех народов к туркменам жили китаи, канглы и найманы. «Эти Или стали нападать на оставшихся туркмен. Туркмены покинули все эти юрты – Иссык-Куль, Алмалык, Сайрам, горы Улуг-таг и ушли в устье реки Сыра». Отсюда видно, что в первом сведении рассказывалось об этнической ситуации до переселения каракитаев на Алтай, а во втором – после покорения Елюй Даши данного региона. Поэтому во втором сообщении вместо кыргызов указывались кытаи, подчинившие своей власти одного из ведущих этносов края. Затем найманы, канглы, кытаи, кыргызы во главе с Елюй Даши вынудили мигрировать на запад огузо-туркмен и заняли Тянь-Шань.
Следует отметить, что эти сообщения также указывали на политико-социальный статус канглы в регионе, которые, по нашему мнению, являлись древним этносообразующим ядром кыргызов. Возможно, после переселения Елюй Даши на Алтай, канглы вытесненные пришельцами, стали нападать на земли Караханидского каганата, очевидно, с целью переселиться на Тянь-Шань. То есть миграцию северных племён на Тянь-Шань начали канглы. Сведения источника точь-в-точь совпадают с одним из основных сюжетов эпоса «Манас» «О гоз команах», где последние, являясь родственным объединением кыргызам, выступали с притязаниями на власть в Кыргызском государстве.
***
Всё это может говорить о этногенетических связях между караханидами и алтайскими кыргызами, найманами, канглами, кытаями. Продолжая вышесказанное, можно отметить, что приведённые исторические события также напоминают один из сюжетов эпоса «Манас» «Поминки по Кукотаю», где рассказывалось о переселении Букмуруна в Прииртышье, Алтай и Хангай под покровительство Жолоя (Елюй Даши). В одном из сюжетов версии эпоса С. Ахсикенди рассказывалось о том, как каракитайский вождь Жолой (Елюй Даши) и его сподвижник Тобой (верблюд; возможно, речь идёт о караханиде Илек-туркмене) безуспешно пытались отравить кыргызского героя Манаса.
Интересно, что кыргызское племя кытай (Таласская долина) в своём составе имело родоплеменное подразделение Тобой. Одним из его девяти колен считался род Тардуш, в котором можно легко увидеть название племени тюрко-огузской группы Толис-тардуш. Любопытно, что данная группа сохранила пословицу известную и распространённую среди алтайских Толосов и кыргызских Доолосов (Ферганская долина), записанных этнографом И. Молдобаевым. Примечательно, что у алтайцев в родоплеменной группе Тотош (потомки Тардушей) обнаруживался род Найманак. В составе родоплеменной структуры казахского племени Найманов есть род Бура(верблюд)-Найман.
В структуре Бура-Найманов (Семипалатинск) встречались поколения Тазлар, Алтыбай, Богазы (ср. с кыргызскими Булгачы или Богачы). Несомненно, всё это говорит, во-первых, об участии тюрко-огузских племён в этногенезе киданей. Во-вторых, правильность нашего мнения о том, что после событий 840 года в составе кыргызского народа тюрко-огузские племена составляли субэтническую группу. Одними из подобных групп были найманы и кытаи. В-третьих, возможно, караханиды и ягма, имевшие тотем «бугра», имели этногенетические связи с бура-найманами и тобой-кытаями. Не исключено, что этноним найман исходит к «ягма».
***
В-четвёртых, с приходом Елюй Даши происходит процесс консолидации родственных племён кытаев, найманов, канглов и кыргызов на Алтае, которые в последующем вместе мигрировали на Тянь-Шань. Следовательно, у нас есть все основания считать, что предки найманов и киданей, представляли омонголившие огузо-тюркские племена Монголии и Манчжурии, оказавшиеся под влиянием енисейских кыргызов в эпоху Кыргызского Великодержавия. Как нам кажется, во главе найманов и киданей стояли представители аристократического клана алтайских кыргызов по линии Емке (Илак, Еллей).
Сам этноним «кидань» или «кытай» мог происходить от «кизань/гузань/кутань» или «кузай/кызай/кутай/кытай». Согласно родословным данным, кыргызы происходили от Долон бия, переселившегося из степей Западной Монголии на Тянь-Шань, по одной версии – в период каракитаев, по другой – в эпоху Чингисхана. В Иссык-Кульской и Нарынской областях до сих пор сохранились топонимы Долон ашуу (перевал Долона; от монг. «долон-семь») и Жети огуз («семь огузов»), происхождение которых связывались с именами Долон бия и огузов. В Жети Огузе в местности Барскоон находилась ставка, всекыргызского хана Мухаммеда-Кыргыза в XVI веке (известного как сын Долон бия Тагай бий).
Гурхану Елюй Даши удалось достаточно легко покорить Караханидский каганат, который к тому времени переживал свой упадок. Каган караханидов, не сумев усмирить восставшие племена карлуков и канглы, вынужден был обратиться за помощью к Нуси Тайфу (Елюй Даши). Воспользовавшись подвернувшимся случаем, каракитайский правитель в срочном порядке прибыл в Баласагун со своими войсками. Здесь он устранил слабого владетеля и создал собственное государство, простиравшееся от Енисея до Таласа. Страной правил гурхан, а объявленному низложенным правителю прежнего государства был пожалован титул «илек-туркмен».
***
Вскоре гурхан подчинил канглов, захватил Восточный Туркестан, разбил войска владетеля Мавераннахра, нанёс поражение войску султана Санджара. С. Аттокуров и О. Караев связывали образование правого и левого крыльев кыргызов с эпохой каракитаев. По мнению А. Мокеева, в период войн султана Санжара и гурхана каракитаев за Мавереннахр и Ферганскую долину в середине XII века кыргызы поддерживали первых. Таким образом, Семиречье и Туркестан оказались в руках Елюй Даши. В результате, Елюй Даши сформировал огромную империю, простиравшуюся от Каспия до пустыни Гоби, которая в китайской историографии упоминался как «Западное Ляо».
В этом случае следует также отметить, что часть каракитаев, отделившись от своих соплеменников, создают на севере степи независимое Найманское ханство. В эпоху каракитаев тянь-шаньские кыргызы держались вместе с западно-тюркскими племенами канглы, нушиби, дулу и другими. Совместная борьба против каракитайского натиска сыграла важную роль в сплочении и укреплении этнополитических, этнокультурных связей между кыргызами и западно-тюркскими племенами. Очевидно, благодаря этому союзу, каракитайцы не смогли полностью подчинить Алмалыкское княжество западно-тюркских племён. Оно находилось в номинальном подчинении.
Успехи Елюй Даши беспокоили чжурженей, которые в 1130-1131 годах, отправили военную экспедицию для поимки и уничтожения каракитайского гурхана. В свою очередь, Елюй Даши, после создания империи Западное Ляо, попытался осуществить свою давнюю мечту о ликвидации гегемонии чжурженей и восстановлении Киданьской империи Ляо на Дальнем Востоке. По данным «Ляо Ши», в 3-м месяце 1134 года Елюй Даши отправил семидесятитысячную армию под командованием Сяо Валила на восток через пустыню с целью восстановления империи Ляо. Но попытки Елюй Даши по восстановлению Ляо не увенчались успехом, как и стремление чжурженей поймать и уничтожить гурхана.
***
Военные экспедиции противников возвратились из походов, не встретившись лицом к лицу. Войска сторон не могли найти дорогу к вражескому стану и безуспешно блуждали в горах и безграничных восточных степных просторах. Вполне возможно, что для подготовки этой военной операции гурхан каракитаев пытался подчинить своей власти кыргызов, что являлась одной из главных причин противостояний между двумя государствами. Однако то же самое можно говорить и о чжурженях. В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод о том, что учёные были правы, когда они связывали эпический персонаж Жолоя в эпосе «Манас» с эпохой кара китаев (Х-XII века).
Однако более реально считать, что в сказании персонаж Жолоя используется в роли каракитайской династии Елюй. То есть под Жолоем следует видеть всех предводителей и императоров киданей (каракитаев), в том числе Елюй Даши. Это можно обнаружить и в версии эпоса «Манас» С. Ахсикенди, и более поздних его версиях, где Жолой всегда выступает как один из противников Манаса и кыргызов. Во всех версиях персонаж Жолой и каракитаи представлены в качестве одного из главных противников «Манаса. Следовательно, сказители эпоса, используя персонаж Жолоя, пытались отразить события, связанные с эпохой господства киданей (каракитаев) в Центральной Азии.
Главным образом рассказывали о кыргызско-каракитайских отношениях, о подвигах кыргызских баатыров, геройстве народа и т.д. Однако отметим, что в эпосе эпоха каракитаев отражена не только персонажем Жолоя. В поздних версиях «Манаса» встречается сюжет о каракитайце Алманбете, который полностью пересказывает биографию Елюй Даши. Как мы полагаем, данный сюжет использован специально для отражения истории кыргызско-каракитайских отношений в эпоху Елюй Даши. В эпосе «Манас» Алманбет, один из представителей правящей династии, также как и Елюй Даши, бежит из своей страны Кара Китай, выразив несогласие правящей элите.
***
Алманбет долго скитаясь по степи, приходит местность Арка (Монгольский Алтай), где сдружился с казахским бием Кокче. Побыв у него некоторое время, он покидает его. Затем приходит к Манасу, поступает ему на службу и остается в стране кыргыз. По преданиям, Алманбет носил в ушах серьги, что являлся одним из главных признаков алтайской традиции и культуры. Согласно сказанию, Алманбет становится одним из главных сподвижников и другом Манаса. Его имя упоминалось во всех сюжетах и наряду с родственниками, главными героями из окружения Манаса Чубаком и Сыргаком. В одном из главных сюжетов «Чон казат» Манас совершает поход в страну каракитаев.
Для этого он собирает войско, куда после долгих споров входят Манас, Алманбет, Чубак и Сыргак. Но поход оказался тяжёлым для Манаса и кыргызов. Манас теряет всех своих сорок чоро, его самого смертельно ранит баатыр каракитаев Конурбай. В конце концов, Манас, не оправившись от ран, умирает на руках своей возлюбленной Каныкей. Его хоронят в горах Эчкили в Таласе. Очевидно, в данном случае мы сталкиваемся с исламизированной версией биографии Елюй Даши и истории кыргызско-каракитайских взаимоотношений. Так как Елюй Даши захватил мусульманское государство Караханидский каганат и на развалинах этого государства образовал империю Западное Ляо.
В контексте вышеизложенного можно сравнить сюжет «Чон казат» с событиями 1134 года, когда Елюй Даши отправил семидесятитысячную армию под командованием Сяо Валила на Восток через пустыню с целью наказания чжурженей и восстановления империи Ляо. Несомненно, в рамках похода организовывались разведка и поиск путей в страну Китай, что отражено в эпосе «Манас». Видно, что сюжет, связанный с гибелью Манаса и его сорока чоро, рассказывает, прежде всего, о гибели Караханидского каганата, в состав которого входили кыргызы, канглы, чигили и другие, которые были свидетелями, а отдельные из них – непосредственными участниками похода Сяо Вавила на Восток.
***
Автор: Табылды Акеров, кандидат исторических наук, директор Института этнологии Международного университета Кыргызстана.
Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...