Перейти к содержанию
Гость sanj

Вопросы монголам

Рекомендуемые сообщения

§ 247. Teuno qoina Čiŋķis-qağan Qonin ĵil Qitat-irķen-tur morilaba.  Fu-ĵou-i abču Huneķen daba-ar dabaĵu, Süan-de-fu-i abču, ĵebe ķuiķunek-Baatur qoyar-i maŋlai ileba. Čabčiyal ķurču, Čabčiyal dabaan-i bekilekdeĵu, tende ĵebe uķulerun: “Ani uduĵu ķodolķeĵu ireulun tende soriya!” keeĵu qariba. Qariqdaĵu Qitad-un čeriut nekeya! keen ĵolke aula butetele nekeĵu aiši, Süandefu-in qošiun-a ķurču, ĵebe qoinaqši hurban tataĵu dobtulĵu sundurču aisuqun dain-i daruba. Čiŋķis-qağan ğol čerik daručaĵu, Qitad-i ķodolķeĵu. Qara-Qitadun, ĵurčedun ĵuino erekun omoqun čeriudi daruĵu, Čabčiyal-a ķurtele hunĵiu baitala qiduĵu, Čabčiyalun qaalğa ĵebe abču dabaat, buliĵu dabaĵu, Čiŋķis-qağan Šira-dek-tur baouba. ĵuŋdu-i eereĵu qotot-qotot balağat-tur čeriut ileĵu eereulba. ĵebe-i Duŋčaŋ balağasun eereulun ileba, Duŋčaŋ balağasun-tur ķurču eereĵu, abun yadaĵu qariĵu ĵirğoan qonoq ğaĵar-a ķurču, ķenetķeĵu ĵiči qarin tataat, ğar kotoltan sueni duliķeĵu, ķenet bukui-tur ķurču,Duŋčaŋ balağasu abuai.

§ 248. ĵebe Duŋčaŋ balğasun-i abču qariĵu ireĵu, Čuakis-qağan-tur neileba.Dĵuŋdu-i eerekderun, Altan-qano Yeke Noyan Vaŋğin-čiŋsaŋ Altan-qana duratqarun: “Teŋķeri Qaĵarun (??) ĵayaan čaq, Yeke Oro yeutķekui čaq-uu ķurba? Moŋğol maši ķučuteye ireĵu, bidano erekun omoqun Qara-Qitadun ĵurčedun, ĵuino erkit čeriudi bureltele qiduĵuui. Iteķeltu Čabčiyal-i ber buliĵu abčuui. Edoe bida basa čeriut ĵasaĵu ğarğaasu, basa Moŋğol-a daruqdaasu qalaar balağat balağat-duriyan butaraqun tede. ĵiči bidan-a qurauluasu ulu bolun, bidan-tur daisun bolĵu, ulu nokočekun tede. Altan-qan soyürqaasu Moŋğolun qan-tur edoet-tur elsen eyetuye! Eye-tur oroĵu Moŋğoli ičuasu, ičuqaqsan-o qoina basa busu setkil bida tende eyetuldut ĵe. Moŋğolun ba ere aqta ğaĵar heušieĵu kolčirķemui, keekdemui. Qana ino oki oķuya, altan-muŋķun aurasut-et čerik ķuun-e kundute ğarğaĵu oķuya! Ene eye-tur mano oroqu uluu-i ķer medeku?” Keen duratqaasu, Altan-qan Vaŋğin-čiŋsaŋun ene uķe ĵobšieĵu: Ein boet boltuğai! keen elsen, Čiŋķis-qağan-a ķuŋĵu neretai oki ğarğaĵu, altan-muŋğun aurasun et tabar čeriķun ķuune ķučune medeulun daaqui-ača ĵuŋdu-ača ğarğaĵu, Čiŋķis-qağan-tur Vaŋğiŋ-čiŋsaŋ ķurķeĵu ileba. Elsen ilekdeĵu Čiŋķis-qağan eye-tur ano oroĵu qotat qotat-tur eeret baouqsat čeriudi qariulĵu ičuba. Vaŋğiŋ-čiŋsaŋ Moĵou-Fuĵou neretu qošiun-a ķurtele Čiŋķis-qağan-i hudeĵu qariba. Aursun-et bidano čeriut daaqui-ača ačiĵu kibuudiyar ačia-ban tataĵu yabuba.

 

Čiŋķis-qağan ğol čerik daručaĵu, Qitad-i ķodolķeĵu. Qara-Qitadun, ĵurčedun ĵuino erekun omoqun čeriudi daruĵu- каракитай и джурчидские жуйны в армии Китадцев отдельно.

Qitad-ханьцы,Qara-Qitad-киданьцы, ĵurčedun ĵuino

ĵurčedun ĵuino erekun omoqun čeriudi daruĵu,-журчидские жуйны.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Altan-qan Vaŋğin-čiŋsaŋun ene uķe ĵobšieĵu: Ein boet boltuğai! keen elsen, Čiŋķis-qağan-a ķuŋĵu neretai oki ğarğaĵu, altan-muŋğun aurasun et tabar čeriķun ķuune ķučune medeulun daaqui-ača ĵuŋdu-ača ğarğaĵu, Čiŋķis-qağan-tur Vaŋğiŋ-čiŋsaŋ ķurķeĵu ileba.

et tabar -эд таваар/хал.монг/ ..

Русское слово товар это монгольское слово?:lol:

Этимология

В славянской группе языков слово «товар» заимствовано из тюркских языков, где, в частности, у огузов, оно означало «имущество, скот»[4]. Этимологический словарь русского языка Фасмера[5] указывает, что и в современных татарском, башкирском, казахском и ряде других языков «tawar» («тауар») имеет значение «товар», а на уйгурском, tavar (тавар) обозначает имущество или скот.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Товар

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

.Dĵuŋdu-i eerekderun,qotat-tur eeret baouqsat čeriudi qariulĵu ičuba. в осаде Пекина-Джунду/.

Интерсное слово и понятие  eerekderun,eeret -ээрэх/осадить/ ..наши переводили как осадили,но и это правильно.

бүслэх-осадить в сов.монг.

 

слово ээрэх в монг. 

 

5f3f2831840c6.jpeg

ээрмэл утас

eermel.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 09.11.2023 в 22:29, Steppe Man сказал:

По моему жүйн это джурчени.

Просмотрел комментарии Рахевильц, в принципе их можно отнести к тем самым пограничным федератам дю/цзю, т.е. наёмникам Цзинь. В этих войсках татары тоже состояли, но не только они, там были кидане, тангуты и т.д.

Т.е. эти жүйн имеют отношение не к отуз-татарам, а к самим татарам времен Чингисхана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Steppe Man

https://forum-eurasica.ru/topic/6579-этимологиясемантика-уйгур-и-ойрат/?do=findComment&comment=463295

"гойд – имя прилагательное, перевод: особый, выдающий, удивительный."

С этим монг. "гойд" не связано с имя ильханского Гайхату, Gaikhat, lit. "Surprising"? 

https://en.m.wikipedia.org/wiki/Gaykhatu

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 11/20/2023 at 8:26 PM, Zake said:

@Steppe Man

https://forum-eurasica.ru/topic/6579-этимологиясемантика-уйгур-и-ойрат/?do=findComment&comment=463295

"гойд – имя прилагательное, перевод: особый, выдающий, удивительный."

С этим монг. "гойд" не связано с имя ильханского Гайхату, Gaikhat, lit. "Surprising"? 

https://en.m.wikipedia.org/wiki/Gaykhatu

в монгольском гайхах-удивляться,изумляться.

гайхалтай -удивительный.

гойд-тоже удивительный,но этот слово ближе к особый.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Steppe Man сказал:

в монгольском гайхах-удивляться,изумляться.

гайхалтай -удивительный.

гойд-тоже удивительный,но этот слово ближе к особый.

Так покажите мне слово гойд - особый, удивительный. Не могу найти его в словарях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 11/19/2023 at 8:33 PM, Zake said:

Просмотрел комментарии Рахевильц, в принципе их можно отнести к тем самым пограничным федератам дю/цзю, т.е. наёмникам Цзинь. В этих войсках татары тоже состояли, но не только они, там были кидане, тангуты и т.д.

Т.е. эти жүйн имеют отношение не к отуз-татарам, а к самим татарам времен Чингисхана.

Хотите сказать,что жуйны это казахские жузы .т.е.наемники Моголистана? :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

48 минут назад, Steppe Man сказал:

gaihaltai

Как это слово "гойд" образовано? Произносится ли оно в речи монг. яз. напр. как хойд или ойд или хайт? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 11/23/2023 at 1:57 PM, Zake said:

Произносится ли оно в речи монг. яз. напр. как хойд или ойд или хайт? 

Нет. Есть слово "онцгой" -особый  ...синонимы к гойд- "гоц" или "онцгой".

goc.png

oncgoi.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 10.11.2023 в 12:18, Steppe Man сказал:

Altan-qan Vaŋğin-čiŋsaŋun ene uķe ĵobšieĵu: Ein boet boltuğai! keen elsen, Čiŋķis-qağan-a ķuŋĵu neretai oki ğarğaĵu, altan-muŋğun aurasun et tabar čeriķun ķuune ķučune medeulun daaqui-ača ĵuŋdu-ača ğarğaĵu, Čiŋķis-qağan-tur Vaŋğiŋ-čiŋsaŋ ķurķeĵu ileba.

et tabar -эд таваар/хал.монг/ ..

Русское слово товар это монгольское слово?:lol:

Этимология

В славянской группе языков слово «товар» заимствовано из тюркских языков, где, в частности, у огузов, оно означало «имущество, скот»[4]. Этимологический словарь русского языка Фасмера[5] указывает, что и в современных татарском, башкирском, казахском и ряде других языков «tawar» («тауар») имеет значение «товар», а на уйгурском, tavar (тавар) обозначает имущество или скот.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Товар

Казахском значение  не тауар,а табар,малтабар например.Современные казахи не правильно переводили.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 07.11.2023 в 19:16, Steppe Man сказал:

глагол+аффикс "уул,үүл"=сушествительное  ..  

 

Может быть все таки у вас "чулл, чүүл"?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 07.11.2023 в 19:51, Zake сказал:

Көк - оч. сложный термин, оч. много значений, в т.ч. конечно и зеленый.

Также читал, что жасыл - "зеленый" цвет от слова "жас" - "молодой", т.е. цвет молодой травы

 

Кстати сомневаюсь в правильности названия школьной программы "Жасыл ел" (букв. "Зеленая страна"). Если речь идет об озеленении населенных пунктов, то разве не должно быть название "Көк ел", ведь всю и любую зеленую флору казахи называют не "жасыл", а "көк"?

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Кстати сомневаюсь в правильности названия школьной программы "Жасыл ел" (букв. "Зеленая страна"). Если речь идет об озеленении населенных пунктов, то разве не должно быть название "Көк ел", ведь всю и любую зеленую флору казахи называют не "жасыл", а "көк"?

 

Приветствую вас, ув Акб. Согласен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часов назад, Zake сказал:

Приветствую вас, ув Акб. Согласен.

 

Я тоже рад вас приветствовать, ув. Zake.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Приветствую всех :kg2:

Я хотел спросить,слово ирбис и барс — это тюркизм,Монголизм или быть может иранизм?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 14.12.2023 в 14:45, Чече-Баатыр сказал:

Приветствую всех :kg2:

Я хотел спросить,слово ирбис и барс — это тюркизм,Монголизм или быть может иранизм?

 

 

Привет, ув. Чече-Батыр.

Древнетюркский словарь:

image.jpg

333.jpg

444.jpg

  • Thanks 1
  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Привет, ув. Чече-Батыр.

Древнетюркский словарь:

image.jpg

333.jpg

444.jpg

Благодарствую :kg2:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 23.11.2009 в 00:50, АксКерБорж сказал:

Также, по д"Оссону, Мстислав созвал в Киеве князей, где было решено, что русские будут действовать совместно с половцами против татар. Он же первым ударил по авангарду татар и разбил его. Начальник татар, некий Гемябек был спрятан в яме, но его нашли, а половцы с дозволения Мстислава умертвили его (1223 г.).

 

Ув Акб. Есть интересная версия Стивена Поу, что Гемябек - это Джебе-нойон. 

Вообще есть другие версии касательно Джебе-нойона? Почему неизвестна его дальнейшая судьба, блистательная карьера одного из лучших военачальников Чингизхана и дальше молчок? 

https://cyberleninka.ru/article/n/poslednyaya-kampaniya-i-smert-dzhebe-noyona

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 часов назад, Zake сказал:

Ув Акб. Есть интересная версия Стивена Поу, что Гемябек - это Джебе-нойон. 

Вообще есть другие версии касательно Джебе-нойона? Почему неизвестна его дальнейшая судьба, блистательная карьера одного из лучших военачальников Чингизхана и дальше молчок? 

https://cyberleninka.ru/article/n/poslednyaya-kampaniya-i-smert-dzhebe-noyona

 

Читал ваши посты, ув. Zake, интересная версия.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Добрый день!

Подскажите, пожалуйста, где можно в сети найти следующую работу?

Билэгт, Л. (1999) Род и племя в устной истории монголов // Археологийн судлал. Tom. XIX, fasc. 1-16. Улаанбаатар.

В статьях на неё часто ссылаются, но саму не нашел пока.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...