Zake Posted November 7, 2023 Share Posted November 7, 2023 В 07.11.2023 в 22:25, Steppe Man сказал: Это видимо монгольское имя Саруул. Это сейчас Саруул, возможно это и другое имя. А там Ширавул- Шираул, т.е. "желтый"? Так что "уул" значит в имени Саруул? Кстати казахское "борал" это ваше "буурал". Напомню, были в источниках были такие имена как Борохул-Бороул, Дайдахул-Дайдаул Сохор или вспомним того же Домбаула. Что означало "ул" во всех этих именах? Может быть "огул"-"ул" это тюркское "сын", т.е. Ширагул-Ширавул - "желтый сын"? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Steppe Man Posted November 7, 2023 Share Posted November 7, 2023 и есть цвет саарал. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Steppe Man Posted November 7, 2023 Share Posted November 7, 2023 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Steppe Man Posted November 7, 2023 Share Posted November 7, 2023 У вас зеленый это көк? По вашему Көк Тэнгри это зеленый Тэнгри что ли? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted November 7, 2023 Share Posted November 7, 2023 4 минуты назад, Steppe Man сказал: У вас зеленый этө көк? Көк - оч. сложный термин, оч. много значений, в т.ч. конечно и зеленый. Также читал, что жасыл - "зеленый" цвет от слова "жас" - "молодой", т.е. цвет молодой травы Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted November 7, 2023 Share Posted November 7, 2023 14 минут назад, Steppe Man сказал: Так и не ответили: в именах Борогул- Бороул, Дайдахул-Дайдаул и т.д. с позиции монг. языка что означают эти аффиксы "ул"? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Steppe Man Posted November 7, 2023 Share Posted November 7, 2023 1 minute ago, Zake said: Көк - оч. сложный термин, оч. много значений, в т.ч. конечно и зеленый. Также читал, что жасыл - "зеленый" цвет от слова "жас" - "молодой", т.е. цвет молодой травы Татарские күк, зәңгәр нам близки. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Steppe Man Posted November 7, 2023 Share Posted November 7, 2023 Я ответил- глагол+аффикс "уул,үүл"=сушествительное Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted November 7, 2023 Share Posted November 7, 2023 4 минуты назад, Steppe Man сказал: Я ответил- глагол+аффикс "уул,үүл"=сушествительное Так я вам написал же, что напр. в "сартаул" нет никакого глагола, "сарт" вообще из санскрита. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Steppe Man Posted November 7, 2023 Share Posted November 7, 2023 -чууд (-чүүд) и -чуул (-чүүл) придают существительному собирательное значение: залуу «молодой» — залуучууд, залуучуул «молодёжь», ядуу «бедный» — ядуучууд, ядуучуул «бедняки»; И сартуул в множ.будет сартуулууд и сартуулчууд.. а сарт в мн.сартууд,сартуул.. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted November 7, 2023 Share Posted November 7, 2023 1 минуту назад, Steppe Man сказал: -чууд (-чүүд) и -чуул (-чүүл) придают существительному собирательное значение: залуу «молодой» — залуучууд, залуучуул «молодёжь», ядуу «бедный» — ядуучууд, ядуучуул «бедняки»; И сартуул в множ.будет сартуулууд. А в этих именах из ССМ Борохул-Бороул, Дайдаул? Какое здесь значение? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Steppe Man Posted November 7, 2023 Share Posted November 7, 2023 1 minute ago, Zake said: А в этих именах из ССМ Борохул-Бороул, Дайдаул? Какое здесь значение? оч. много значений Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted November 7, 2023 Share Posted November 7, 2023 2 минуты назад, Steppe Man сказал: оч. много значений Я о том же. Не только собирательность. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted November 8, 2023 Share Posted November 8, 2023 21 час назад, Steppe Man сказал: Сейчас у вас желтый - "шар", а в средн. источниках "шира"- "шир". Вот в ССМ есть Šira Degtür, Šira Ke’er. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted November 8, 2023 Share Posted November 8, 2023 22 часа назад, Steppe Man сказал: Это видимо монгольское имя Саруул. В ССМ есть имя Širaqul, я думаю это и есть Шира'ул у Дулати. Т.е. Šira - "желтый", а Širaqul-Šira'ul - "желтоватый". На тюркских -" желтый" "сары", "sariq">сарғыл/сарғылт "желтоватый" Link to comment Share on other sites More sharing options...
Steppe Man Posted November 8, 2023 Share Posted November 8, 2023 Ну тогда шаргал /желтоватый/ Link to comment Share on other sites More sharing options...
Скриптонит Posted November 8, 2023 Share Posted November 8, 2023 В 07.11.2023 в 19:47, Steppe Man сказал: У вас зеленый это көк? По вашему Көк Тэнгри это зеленый Тэнгри что ли? Нет. Зеленый - Жасыл Синий - Көк 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted November 8, 2023 Share Posted November 8, 2023 5 часов назад, Steppe Man сказал: Ну тогда шаргал /желтоватый/ Да, шаргал, потому что основа древнетюркская сариг (у вас наверное шариг) плюс аффикс. показатель "л" > сарғыл/сарғылт (шаргал) В текстах вариант Šira (Šira Degtür, Šira Ke’er), поэтому среднемонг. "шира" >шираул, а в документах это ширагул. Если основа боро (бор) то плюс "л"> получаем казахский борал, монг. буурал, кырг. буурул и т.д. (сероватый) Link to comment Share on other sites More sharing options...
Steppe Man Posted November 9, 2023 Share Posted November 9, 2023 15 hours ago, Zake said: В ССМ есть имя Širaqul, я думаю это и есть Шира'ул у Дулати. Т.е. Šira - "желтый", а Širaqul-Šira'ul - "желтоватый". На тюркских -" желтый" "сары", "sariq">сарғыл/сарғылт "желтоватый" Сариг в монгольском тоже желтоватый. кстати. слово яриг в монг. тоже желтоватый. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted November 9, 2023 Share Posted November 9, 2023 9 часов назад, Steppe Man сказал: Вы разобрались с каракитайскими jüyin из ССМ? Как в других источниках они (jüyin) назывались? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Steppe Man Posted November 9, 2023 Share Posted November 9, 2023 Монгольский казах М.Хурметхан жуйнами называет отуз-татаров./М.Хурметхан - ОУСХ-ийн эрдэм шинжилгээний тэргүүлэх ажилтан, доктор (Sc.D), профессор/. ТӨВ АЗИЙН УУГУУП ОРШИН СУУГЧ УГСААТНУУДЫН ТҮҮХЭН ХӨГЖПИЙН ДИНАМИКИЙН ЗАРИМ АСУУДАПД М.Хурметхан Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted November 9, 2023 Share Posted November 9, 2023 6 минут назад, Steppe Man сказал: Монгольский казах М.Хурметхан жуйнами называет отуз-татаров./М.Хурметхан - ОУСХ-ийн эрдэм шинжилгээний тэргүүлэх ажилтан, доктор (Sc.D), профессор/. ТӨВ АЗИЙН УУГУУП ОРШИН СУУГЧ УГСААТНУУДЫН ТҮҮХЭН ХӨГЖПИЙН ДИНАМИКИЙН ЗАРИМ АСУУДАПД М.Хурметхан Ерунда, какие отуз-татары? Каракитайские jüyin являлись современниками Чингизхана. Свои мысли говорите, если таковые имеются. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Steppe Man Posted November 9, 2023 Share Posted November 9, 2023 По моему жүйн это джурчени. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Steppe Man Posted November 9, 2023 Share Posted November 9, 2023 1 hour ago, Zake said: Вы разобрались с каракитайскими jüyin из ССМ? Как в других источниках они (jüyin) назывались? А как вы считаете- этот Алтан хан кидань или дчурчень? § 132. Čiŋķis-qağan, Belķutai tedui itqaasu, ulu bolun; modun-o kešiut quğuru tatalaĵu, ituķesun buleut suğučiĵu abču ašiğilalduĵu, ĵurkin-i ilaĵu, Qoriĵin-qadun Quurčin-qadun ĵirin-i buliĵu abuba. ĵiči mut ĵoqilduya keeķdeĵu, Qoriĵin-qadun, Quurčin-qadun ĵirin-i ičuaĵu ĵoqilduya keen ebčileldun bukui-tur, Qitat irķen-o Altan-qan Meķuĵin-Seultu ten eye-duriyen ulu oroqdarun, Vaŋqiŋ-čiŋsyaŋ-a: “Čeriut ĵasaĵu bu saara boet!” keeĵu ileĵuui. šVaŋğiŋ-čiŋsyaŋ Meķuĵin-Seultu teriuten Tatar-i Ulĵa oede, aduu ideen salte, turiĵu aiši!” keen kelen medeba. Tere kelen medeet, Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted November 9, 2023 Share Posted November 9, 2023 6 часов назад, Steppe Man сказал: А как вы считаете- этот Алтан хан кидань или дчурчень? § 132. Čiŋķis-qağan, Belķutai tedui itqaasu, ulu bolun; modun-o kešiut quğuru tatalaĵu, ituķesun buleut suğučiĵu abču ašiğilalduĵu, ĵurkin-i ilaĵu, Qoriĵin-qadun Quurčin-qadun ĵirin-i buliĵu abuba. ĵiči mut ĵoqilduya keeķdeĵu, Qoriĵin-qadun, Quurčin-qadun ĵirin-i ičuaĵu ĵoqilduya keen ebčileldun bukui-tur, Qitat irķen-o Altan-qan Meķuĵin-Seultu ten eye-duriyen ulu oroqdarun, Vaŋqiŋ-čiŋsyaŋ-a: “Čeriut ĵasaĵu bu saara boet!” keeĵu ileĵuui. šVaŋğiŋ-čiŋsyaŋ Meķuĵin-Seultu teriuten Tatar-i Ulĵa oede, aduu ideen salte, turiĵu aiši!” keen kelen medeba. Tere kelen medeet, Этнически это чжурчжени. РАД писал про эту правящую династию. При чжурженьских Алтан-ханах каракитаи никуда не делись и даже каракитайский (киданьский) был государственным языком империи Цзинь. Наверное поэтому речь идет о Qitat irken Altan-qan. Link to comment Share on other sites More sharing options...