Zake Опубликовано 7 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 7 ноября, 2023 В 07.11.2023 в 22:25, Steppe Man сказал: Это видимо монгольское имя Саруул. Это сейчас Саруул, возможно это и другое имя. А там Ширавул- Шираул, т.е. "желтый"? Так что "уул" значит в имени Саруул? Кстати казахское "борал" это ваше "буурал". Напомню, были в источниках были такие имена как Борохул-Бороул, Дайдахул-Дайдаул Сохор или вспомним того же Домбаула. Что означало "ул" во всех этих именах? Может быть "огул"-"ул" это тюркское "сын", т.е. Ширагул-Ширавул - "желтый сын"? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 7 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 7 ноября, 2023 и есть цвет саарал. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 7 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 7 ноября, 2023 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 7 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 7 ноября, 2023 У вас зеленый это көк? По вашему Көк Тэнгри это зеленый Тэнгри что ли? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 7 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 7 ноября, 2023 4 минуты назад, Steppe Man сказал: У вас зеленый этө көк? Көк - оч. сложный термин, оч. много значений, в т.ч. конечно и зеленый. Также читал, что жасыл - "зеленый" цвет от слова "жас" - "молодой", т.е. цвет молодой травы Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 7 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 7 ноября, 2023 14 минут назад, Steppe Man сказал: Так и не ответили: в именах Борогул- Бороул, Дайдахул-Дайдаул и т.д. с позиции монг. языка что означают эти аффиксы "ул"? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 7 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 7 ноября, 2023 1 minute ago, Zake said: Көк - оч. сложный термин, оч. много значений, в т.ч. конечно и зеленый. Также читал, что жасыл - "зеленый" цвет от слова "жас" - "молодой", т.е. цвет молодой травы Татарские күк, зәңгәр нам близки. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 7 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 7 ноября, 2023 Я ответил- глагол+аффикс "уул,үүл"=сушествительное Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 7 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 7 ноября, 2023 4 минуты назад, Steppe Man сказал: Я ответил- глагол+аффикс "уул,үүл"=сушествительное Так я вам написал же, что напр. в "сартаул" нет никакого глагола, "сарт" вообще из санскрита. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 7 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 7 ноября, 2023 -чууд (-чүүд) и -чуул (-чүүл) придают существительному собирательное значение: залуу «молодой» — залуучууд, залуучуул «молодёжь», ядуу «бедный» — ядуучууд, ядуучуул «бедняки»; И сартуул в множ.будет сартуулууд и сартуулчууд.. а сарт в мн.сартууд,сартуул.. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 7 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 7 ноября, 2023 1 минуту назад, Steppe Man сказал: -чууд (-чүүд) и -чуул (-чүүл) придают существительному собирательное значение: залуу «молодой» — залуучууд, залуучуул «молодёжь», ядуу «бедный» — ядуучууд, ядуучуул «бедняки»; И сартуул в множ.будет сартуулууд. А в этих именах из ССМ Борохул-Бороул, Дайдаул? Какое здесь значение? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 7 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 7 ноября, 2023 1 minute ago, Zake said: А в этих именах из ССМ Борохул-Бороул, Дайдаул? Какое здесь значение? оч. много значений Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 7 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 7 ноября, 2023 2 минуты назад, Steppe Man сказал: оч. много значений Я о том же. Не только собирательность. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 8 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 8 ноября, 2023 21 час назад, Steppe Man сказал: Сейчас у вас желтый - "шар", а в средн. источниках "шира"- "шир". Вот в ССМ есть Šira Degtür, Šira Ke’er. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 8 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 8 ноября, 2023 22 часа назад, Steppe Man сказал: Это видимо монгольское имя Саруул. В ССМ есть имя Širaqul, я думаю это и есть Шира'ул у Дулати. Т.е. Šira - "желтый", а Širaqul-Šira'ul - "желтоватый". На тюркских -" желтый" "сары", "sariq">сарғыл/сарғылт "желтоватый" Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 8 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 8 ноября, 2023 Ну тогда шаргал /желтоватый/ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Скриптонит Опубликовано 8 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 8 ноября, 2023 В 07.11.2023 в 19:47, Steppe Man сказал: У вас зеленый это көк? По вашему Көк Тэнгри это зеленый Тэнгри что ли? Нет. Зеленый - Жасыл Синий - Көк 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 8 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 8 ноября, 2023 5 часов назад, Steppe Man сказал: Ну тогда шаргал /желтоватый/ Да, шаргал, потому что основа древнетюркская сариг (у вас наверное шариг) плюс аффикс. показатель "л" > сарғыл/сарғылт (шаргал) В текстах вариант Šira (Šira Degtür, Šira Ke’er), поэтому среднемонг. "шира" >шираул, а в документах это ширагул. Если основа боро (бор) то плюс "л"> получаем казахский борал, монг. буурал, кырг. буурул и т.д. (сероватый) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 9 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 9 ноября, 2023 15 hours ago, Zake said: В ССМ есть имя Širaqul, я думаю это и есть Шира'ул у Дулати. Т.е. Šira - "желтый", а Širaqul-Šira'ul - "желтоватый". На тюркских -" желтый" "сары", "sariq">сарғыл/сарғылт "желтоватый" Сариг в монгольском тоже желтоватый. кстати. слово яриг в монг. тоже желтоватый. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 9 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 9 ноября, 2023 9 часов назад, Steppe Man сказал: Вы разобрались с каракитайскими jüyin из ССМ? Как в других источниках они (jüyin) назывались? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 9 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 9 ноября, 2023 Монгольский казах М.Хурметхан жуйнами называет отуз-татаров./М.Хурметхан - ОУСХ-ийн эрдэм шинжилгээний тэргүүлэх ажилтан, доктор (Sc.D), профессор/. ТӨВ АЗИЙН УУГУУП ОРШИН СУУГЧ УГСААТНУУДЫН ТҮҮХЭН ХӨГЖПИЙН ДИНАМИКИЙН ЗАРИМ АСУУДАПД М.Хурметхан Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 9 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 9 ноября, 2023 6 минут назад, Steppe Man сказал: Монгольский казах М.Хурметхан жуйнами называет отуз-татаров./М.Хурметхан - ОУСХ-ийн эрдэм шинжилгээний тэргүүлэх ажилтан, доктор (Sc.D), профессор/. ТӨВ АЗИЙН УУГУУП ОРШИН СУУГЧ УГСААТНУУДЫН ТҮҮХЭН ХӨГЖПИЙН ДИНАМИКИЙН ЗАРИМ АСУУДАПД М.Хурметхан Ерунда, какие отуз-татары? Каракитайские jüyin являлись современниками Чингизхана. Свои мысли говорите, если таковые имеются. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 9 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 9 ноября, 2023 По моему жүйн это джурчени. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 9 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 9 ноября, 2023 1 hour ago, Zake said: Вы разобрались с каракитайскими jüyin из ССМ? Как в других источниках они (jüyin) назывались? А как вы считаете- этот Алтан хан кидань или дчурчень? § 132. Čiŋķis-qağan, Belķutai tedui itqaasu, ulu bolun; modun-o kešiut quğuru tatalaĵu, ituķesun buleut suğučiĵu abču ašiğilalduĵu, ĵurkin-i ilaĵu, Qoriĵin-qadun Quurčin-qadun ĵirin-i buliĵu abuba. ĵiči mut ĵoqilduya keeķdeĵu, Qoriĵin-qadun, Quurčin-qadun ĵirin-i ičuaĵu ĵoqilduya keen ebčileldun bukui-tur, Qitat irķen-o Altan-qan Meķuĵin-Seultu ten eye-duriyen ulu oroqdarun, Vaŋqiŋ-čiŋsyaŋ-a: “Čeriut ĵasaĵu bu saara boet!” keeĵu ileĵuui. šVaŋğiŋ-čiŋsyaŋ Meķuĵin-Seultu teriuten Tatar-i Ulĵa oede, aduu ideen salte, turiĵu aiši!” keen kelen medeba. Tere kelen medeet, Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 9 ноября, 2023 Поделиться Опубликовано 9 ноября, 2023 6 часов назад, Steppe Man сказал: А как вы считаете- этот Алтан хан кидань или дчурчень? § 132. Čiŋķis-qağan, Belķutai tedui itqaasu, ulu bolun; modun-o kešiut quğuru tatalaĵu, ituķesun buleut suğučiĵu abču ašiğilalduĵu, ĵurkin-i ilaĵu, Qoriĵin-qadun Quurčin-qadun ĵirin-i buliĵu abuba. ĵiči mut ĵoqilduya keeķdeĵu, Qoriĵin-qadun, Quurčin-qadun ĵirin-i ičuaĵu ĵoqilduya keen ebčileldun bukui-tur, Qitat irķen-o Altan-qan Meķuĵin-Seultu ten eye-duriyen ulu oroqdarun, Vaŋqiŋ-čiŋsyaŋ-a: “Čeriut ĵasaĵu bu saara boet!” keeĵu ileĵuui. šVaŋğiŋ-čiŋsyaŋ Meķuĵin-Seultu teriuten Tatar-i Ulĵa oede, aduu ideen salte, turiĵu aiši!” keen kelen medeba. Tere kelen medeet, Этнически это чжурчжени. РАД писал про эту правящую династию. При чжурженьских Алтан-ханах каракитаи никуда не делись и даже каракитайский (киданьский) был государственным языком империи Цзинь. Наверное поэтому речь идет о Qitat irken Altan-qan. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться