Перейти к содержанию
Гость DMS

Казахский язык

Рекомендуемые сообщения

2 минуты назад, SuEr сказал:

Как это не слышал? В многих районах,как говорит АКБ,гне найманов абслют.большинство чокают.

В Устькамане чоканья не услышал. А так по всей ВКО, я конечно не ездил.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

36 минут назад, Le_Raffine сказал:

А какие наиболее заметные отличия по говору у Ташкента и Караганды по вашему?

тут в Караганде речь мягче звучит.

фонетика:

ә взамен а, джь взамен ж - тәңертең, джәқсы взамен нашего таңерең, жақсы.

полный сингармонизм: жүрөк вместо жүрек, күрөк взамен күрек. 

по лексике напишу чуть попозже, как освобожусь

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Раньше писал об этоэтом в др.теме.В некоторых семьях у нас к дяде обращались абий.местные в основном Уаки.Где-нибудь так говорят?(прииртышье)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, кылышбай сказал:

у нас в Ташкентской области. бал тоже используется но әсел чаще, подозреваю и в ЮКО так же. надо у Shymkent спросить

у нас бал говорят 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 минут назад, SuEr сказал:

Это и так ясно,я спрашиваю про казахов.

Мы на западе с татарами не соседствуем. Так что татаризмы у нас кажеться ваще нету.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, Samtat сказал:

Абый -дядя, старший брат говорят у татар. :)

У меня сваха татарка, у них бабушка абика. Раньше не слышал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 19.12.2017 в 14:35, кылышбай сказал:

тут в Караганде речь мягче звучит.

фонетика:

ә взамен а, джь взамен ж - тәңертең, джәқсы взамен нашего таңерең, жақсы.

полный сингармонизм: жүрөк вместо жүрек, күрөк взамен күрек. 

по лексике напишу чуть попозже, как освобожусь

 

Это фонетика свойственная нашему северо-восточному региону.

Наверно вы ведете речь о северных и северо-восточных районах Карагандинской области граничащих с Павлодарской и Акмолинской областями, тот же Каркаралы наверно?

Кстати согымы там тоже самые согымные, согымистее не бывает. Потому как сталкивался. ;)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 19.12.2017 в 15:39, SuEr сказал:

Раньше писал об этоэтом в др.теме.В некоторых семьях у нас к дяде обращались абий.местные в основном Уаки.Где-нибудь так говорят?(прииртышье)

 

Это кажется по-татарски. У казахов я его не слышал.

Но региональных разных названий много. Омские казахи, некоторые, например, говорят на маму "бәя".

У нас некоторые на дедушку или братьев дедушки говорят "баба" (естественно с ударением на второй слог), а кто воспитывался у дедушки и бабушки (бауырына басты), как правило, своих отцов и мам называют по имени. :)

Короче если вспоминать и конкретно садиться на эту тему, то много чего интересного вылезет.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 19.12.2017 в 16:03, SuEr сказал:

Думаю,что Уаки в ЗО кочевали на Едиле.

 

Не думаю. Они всегда были соседями кереев, то есть это примерно Иртыш от его верховий в Китае до низовий в районе Тюмени.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 20.12.2017 в 16:13, Kenan сказал:

В каких регионах отцов не называют аке?

 

У нас отца даже в прошлом (пока нынешнее молодое поколение не стало называть по-русски папа) не называли "әке".

В наших краях к отцу обращаются "тәте", а у наших соседей в Омской области "көкө" (произносят не так как на юге - көке).

 

Пару лет назад в Сарыагаше (ЮКО) постоянно слышал как дети обращались к отцам "әке". Сыновья моего экс-коллеги, который родом из Фабричного (Алматы), тоже говорили отцу "әке". 

В наших краях оно звучит не привычно, чуждо и грубо. Это все равно что по-русски вместо "папа" обращаться "отец".

 

Лично мое мнение, что обращение "әке", используемое на юге, также грубо, как и недопустимое обращение к матери "шеше".

Не зря у казахов они всегда идут в паре "әке-шеше" (родители).

Примерчик:

У нас матерят отца: "Әкеңнің ауызын с...н" Грубо не правда ли?

Точно так же как на юге матерят мать: "Шешеңнің ам...н с...н" Тоже грубо не правда ли?

 

В 20.12.2017 в 16:13, Kenan сказал:

В каких регионах бубушек не называют аже?

 

Догадываюсь где. Там, где не знают названия малахай и не видели чуба кекл. :)

 

А если серьезно, то у нас градация обращений примерно такая:

 

К молодым замужним женщинам - тәте, по-современному - тәтешка. :)

К женщинам постарше лет эдак от 40-ка до 60-ти - аптай, со стороны аптайым (в слове апатай съели вторую "а" :)). Аналогично как к мужчинам такого же возраста - ағатай или ағай.

К женщинам пожилым эдак от 60-ти до 70-ти - апа.

К мамам раньше тоже обращались - апа.

К старым бабушкам - әже.

К своим бабушкам тож - әже.

 

Обращения апай и әпше  у нас неизвестны.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 hour ago, АксКерБорж said:

 

У нас отца даже в прошлом (пока нынешнее молодое поколение не стало называть по-русски папа) не называли "әке".

В наших краях к отцу обращаются "тәте", а у наших соседей в Омской области "көкө" (произносят не так как на юге - көке).

 

Пару лет назад в Сарыагаше (ЮКО) постоянно слышал как дети обращались к отцам "әке". Сыновья моего экс-коллеги, который родом из Фабричного (Алматы), тоже говорили отцу "әке". 

В наших краях оно звучит не привычно, чуждо и грубо. Это все равно что по-русски вместо "папа" обращаться "отец".

 

Лично мое мнение, что обращение "әке", используемое на юге, также грубо, как и недопустимое обращение к матери "шеше".

Не зря у казахов они всегда идут в паре "әке-шеше" (родители).

Примерчик:

У нас матерят отца: "Әкеңнің ауызын с....." Грубо не правда ли?

Точно так же как на юге матерят мать: "Шешеңнің а..... с....." Тоже грубо не правда ли?

Это вам кажется что грубо звучит. 

Надо бы рот с мылом мыть всем у кого неуважительное обращение к родителям на рефлекторном уровне. Иначе вся эта грязь станет частью нашей, и без того изувеченной культуры. Считать эти слова грубыми из-за всяких отбросов нелепо. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, АксКерБорж сказал:

Кстати согымы там тоже самые согымные, согымистее не бывает. Потому как сталкивался. ;)

Какие "согымы"(региональные)  вы пробовали? Дико интересно - западный  "согым" пробовал ли кто,  приглянулся ли кому аль нет? Котируется? Или опять таки "загнивающий":(.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 часов назад, АксКерБорж сказал:

Это фонетика свойственная нашему северо-восточному региону. Наверно вы ведете речь о северных и северо-восточных районах Карагандинской области граничащих с Павлодарской и Акмолинской областями, тот же Каркаралы наверно?

да, именно каркаралинские карагандинцы (каракесеки). знакомые баянаульцы (суюндуки) так же говорят. но проблема в том что в Караганде есть большой процент жанааркинских (куандыки, родичи Ашина Шени). последние по-вашему сильно отличаются в речи от каркаралинских?

18 часов назад, АксКерБорж сказал:

У нас некоторые на дедушку или братьев дедушки говорят "баба" (естественно с ударением на второй слог), а кто воспитывался у дедушки и бабушки (бауырына басты), как правило, своих отцов и мам называют по имени. 

у нас баба - дядя старше отца по возрасту (дядя младше отца или брат - көке), изредка - дедушка. предки - как и у всех ата-бабалар

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как я понял из сообщений АКБ, тәте для них и папа и молодая замужная женщина.. У нас на западе тәте это обращение старшим родственникродственникам-Будьто отец или дядя,родной брат. Если кого то из родственников называешь тәте, то значить что ты его уважаешь как старшего и близкого. Абы кого не называет тәте.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, кылышбай сказал:

 

у нас баба - дядя старше отца по возрасту (дядя младше отца или брат - көке), изредка - дедушка. предки - как и у всех ата-бабалар

баба это прадед , поэтому ата-бабалар

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, Shymkent сказал:

баба это прадед , поэтому ата-бабалар

 

Ата-бабалар это название со стороны при упоминаниях дальних предков, а не обращение к живому человеку.

Ата - это обращение к отцу отца, т.е. к дедушке.

Баба - это обращение к отцу или старшим братьям дедушки.

 

В 20.12.2017 в 21:39, arkuk сказал:

:o:blink::huh: аткедава?

 

Это соседние с нами казахские районы и аулы Омской области.

Чуть не забыл, у нас в некоторых семьях на отца еще говорят "әтәй".

 

В 20.12.2017 в 19:13, Kenan сказал:

Это вам кажется что грубо звучит. Надо бы рот с мылом мыть всем у кого неуважительное обращение к родителям на рефлекторном уровне. Иначе вся эта грязь станет частью нашей, и без того изувеченной культуры. Считать эти слова грубыми из-за всяких отбросов нелепо. 

 

Я смотрю вы у нас сильно умный. Для рассуждения такого порядка и чтобы называть собеседников и соотечественников отбросами вам в первую очередь надо хорошо владеть родным языком, в чем я сильно сомневаюсь. Кто вы, откуда и из какого рода никому неизвестно.

Да, я могу похвастать, что как хорошо знающий свой родной язык  считаю, что обращение к отцу "әке" также грубо, как и обращение к матери "шеше".

Полагаю, что к отцу надо обращаться всеми допустимыми синонимами в зависимости от традиций того или иного региона - тәте, көке, әтәй и даже папа, а к матери - апа и мама.

 

В 20.12.2017 в 21:37, arkuk сказал:

Какие "согымы"(региональные)  вы пробовали? Дико интересно - западный  "согым" пробовал ли кто,  приглянулся ли кому аль нет? Котируется? Или опять таки "загнивающий":(.

 

Вчера выбирали с коллегой лошадь ему на согым. Привезли кастрированных жеребчиков (все возраста тай) из Иртышского района, граничащего с Омской областью. Хозяин продает не по весу, а по-казахски, то есть по твердой цене. Выбираешь любого, цена у всех одинаковая 250 000 тенге. На глаз я оценил их приблизительно что выход мяса будет около 180 - 190 кг., то есть средняя цена мяса окажется (независимо от лучших частей или второсортных) будет около 1 400 тенге. На глаз жирность не сильная, средняя, "қазы" у них около "бармақ", не больше, но это нормально и допустимо, потому что это тай, а не құнан или старше возраста лошадь, у которых брюшной жир "қазы" бывает от 2 елі до 4 елі (пальцев). Сегодня с утра уже завалили, а значит к обеду будет құрдақ из свеженины.

Если у вас нет қасапшы (забойщика), то парни на месте могут вам зарезать за 5 000 тенге, но с условием, что только "бұзып береді", то есть разделят тушу на 6 частей, а "мүшелеу" по казахским правилам на части вы будете уже сами.

Зря Arсен и Almaty отказались от моего предложения приобрести настоящий жирный согым. :)

 

Специально для форума Евразика (внутри сарая ихи еще около дюжины, үйір):

33c91b7baf3f.jpg

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

27 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Ата-бабалар это название со стороны при упоминаниях дальних предков, а не обращение к живому человеку.

Ата - это обращение к отцу отца, т.е. к дедушке.

Баба - это обращение к отцу или старшим братьям дедушки.

 

 

Это соседние с нами казахские районы и аулы Омской области.

Чуть не забыл, у нас в некоторых семьях на отца еще говорят "әтәй".

 

 

Я смотрю вы у нас сильно умный. Для рассуждения такого порядка и чтобы называть собеседников и соотечественников отбросами вам в первую очередь надо хорошо владеть родным языком, в чем я сильно сомневаюсь. Кто вы, откуда и из какого рода никому неизвестно.

Да, я могу похвастать, что как хорошо знающий свой родной язык  считаю, что обращение к отцу "әке" также грубо, как и обращение к матери "шеше".

баба у нас именно как прадед идет , старше поколением деда

аке , шеше у нас напрямую необращаются дети к родителям , по краинеи мере я такое не слышал

и все же у нас мясо дешевле днеи 10 назад , брали складчинои на 4 , лощадь за 300штук , выход 260кг мяса .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...