Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Музей Петра Великого (Кунсткамера), МАЭ РАН РФ, г. Санкт-Петербург.

Ф. Ордэн.

Кон. 19 века.

Астраханские казахи. Юрта.

19-1.jpg

Как видим, влияние соседей всегда большое.

Юрта астраханских казахов по форме, соответственно по прямым купольным жердям, похожа на калмыцкий гэр.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Dambjaa сказал:

Ногайцы

Видимо мангыты /мангуты/  с монгольской юртой.

25440189_328053711019871_834651534540861

24799598_322109271614315_102348983768742

Это Западное строение юрт, возможно схоже с Монгольской юртой. Видимо климат на тип строения юрт, тоже влияет. На старых Алшынских фотографиях, юрты такие же.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 часов назад, Turkmen Aday сказал:

Это Западное строение юрт, возможно схоже с Монгольской юртой. Видимо климат на тип строения юрт, тоже влияет. На старых Алшынских фотографиях, юрты такие же.

 

Это взаимный симбиоз культур - калмыцкий гер получил некоторые конструкции ногайско-казахской юрты близких соседей, что явно отличает его от халха-монгольского гэра, а местные ногайско-казахские юрты получили некоторые конструкции калмыцкого гера.

Вот прекрасный наглядный пример.

Музей Петра Великого (Кунсткамера), МАЭ РАН РФ, г. Санкт-Петербург.

Ф. Ордэн.

Кон. 19 века.

Юрта казахов восточного побережья Каспия - с удалением от мест обитания калмыков казахская юрта приобретает свои традиционные формы и конструкции:

19.jpg

 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 hours ago, АксКерБорж said:

 

Это взаимный симбиоз культур - калмыцкий гер получил некоторые конструкции ногайско-казахской юрты близких соседей, что явно отличает его от халха-монгольского гэра, а местные ногайско-казахские юрты получили некоторые конструкции калмыцкого гера.

 

 

 

Quote

Жил на свете весёлый, хитрый бадарчи. Шёл он по степи, встретил арата. Идёт арат печальный, в руках хвост лошадиный держит.

- Почему печальный? 

-спрашивает бадарчи.

- Несчастье у меня, - отвечает арат. - Волки последнюю лошадь загрызли, один только хвост оставили. Пропаду я без коня!

- Давай мне хвост, - говорит бадарчи, - и жди меня здесь. Будет у тебя конь лучше прежнего.

Отдал арат бадарчи лошадиный хвост, сам остался в степи ждать, что дальше будет. А бадарчи пошёл в один хот-айл, где стояла юрта жадного и нечестного нойона. Недалеко от юрты нашёл бадарчи лисью нору. Воткнул он хвост в эту нору, сам сел рядом, двумя руками за конец хвоста держится.

Немного посидел, - мчится мимо нойон на скакуне своём лучшем. Увидел нойон бадарчи, осадил коня, спрашивает:

- Что делаешь, зачем за хвост лошадиный держишься?

Отвечает бадарчи:

- Пустил я здесь пастись лошадь, а она ушла в эту нору. Хорошо, что успел схватить её за хвост, а то бы лишился своего коня. Вот отдохну сейчас немного и вытяну его из норы.

- А что у тебя за конь? - спрашивает жадный нойон. - Хорошо ли бегает?

- Семь раз за день обвозит меня мой конь вокруг земли! Грива у него, как снег на горных хребтах; от бега его ломаются стремена; между ушами его можно уложить десять верблюдов; когда на дыбы становится, чёлкой облаков касается!

Затрясся от жадности нойон, соскочил на землю, толкнул бадарчи, сам за хвост уцепился.

- Кто тебе позволил, - кричит, - пасти своего коня у моей юрты? Убирайся отсюда сейчас же! Говорит бадарчи:

- Я себе ноги стёр. Не могу пешком ходить…. - Ладно! Давай я подержу хвост, а ты садись на мою лошадь - и чтоб я больше не видел тебя возле моей юрты! Убирайся!

Умчался бадарчи на скакуне нойона в степь. Там он отдал коня бедному арату, а сам пошёл дальше.

В полдень встретил он одного богача. На голове у богача котёл стоял с мясом. Этот человек такой жадный был, что, уходя из юрты, всегда забирал еду с собой: боялся, что кто-нибудь съест без него.

Увидел богач бадарчи, стал над ним смеяться:

- Ты, говорят, ловко умеешь обманывать разных глупцов. А умного человека тебе никогда не обмануть. Попробуй-ка, обмани меня! 

- Не до обманов мне, - отвечает бадарчи. - Всё небо горит, а ты не видишь!

Взглянул богач на небо, - котёл у него с головы упал и разбился. А бадарчи сказал:

- Выходит, и ты глупец, раз я тебя обманул.

Сказал так и пошёл дальше своей дорогой. Вскоре встретился ему один хан.

- Ты кто такой? -спрашивает хан. -Где твоя юрта, что умеешь делать? 

- Нет у меня юрты, - отвечает бадарчи. - А делать могу всё, что захочу. Рассердился хан:

- Зачем врёшь! Я хан, и то не могу делать всё, что захочу.

А бадарчи говорит:

- Ты не можешь, а я могу! 

- Коли так, - говорит хан, - сделай, чтобы я слез сейчас с коня.

-Твоя правда! - отвечает бадарчи. - Не могу я заставить хана слезть с коня. Зато, если ты спрыгнешь на землю, я заставлю тебя вскочить обратно в седло.

- А ну-ка, попробуй, заставь! - сказал хан и слез с лошади.

- Вот видишь, - засмеялся бадарчи, - ты хотел, чтобы я заставил тебя слезть с лошади, я это сделал: ты стоишь на земле!

- Ну, больше ты меня не обманешь! - крикнул хан и вскочил на коня.

- А теперь я и второе своё обещание выполнил - заставил тебя опять сесть на лошадь,-сказал бадарчи и отправился дальше странствовать.

:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18.05.2020 в 13:27, Dambjaa сказал:

:D Жил на свете весёлый, хитрый бадарчи.

 

Азбаяр, вы наверно о себе?

Вот нашел ваше фото (Dambjaa - Steppe Man) в роли сказчного бадарчина.

Едете автостопом из столицы в Цэнгэл, в гости к цаатану Энхдалаю маньчжуроведу.

Blt26RsCEAAESL4.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 hours ago, АксКерБорж said:

 

Это взаимный симбиоз культур - калмыцкий гер получил некоторые конструкции ногайско-казахской юрты близких соседей, что явно отличает его от халха-монгольского гэра, а местные ногайско-казахские юрты получили некоторые конструкции калмыцкого гера.

Вот прекрасный наглядный пример.

Музей Петра Великого (Кунсткамера), МАЭ РАН РФ, г. Санкт-Петербург.

Ф. Ордэн.

Кон. 19 века.

Юрта казахов восточного побережья Каспия - с удалением от мест обитания калмыков казахская юрта приобретает свои традиционные формы и конструкции:

19.jpg

 

Явно каракалпакская юрта. Или хозяева - каракалпаки, или казахи эту юрту купили у каракалпаков . Шанарак - каракалпакский.

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 hours ago, Kamal said:

Явно каракалпакская юрта. Или хозяева - каракалпаки, или казахи эту юрту купили у каракалпаков . Шанарак - каракалпакский.

Да.Точно каракалпакская юрта.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 hours ago, Steppe Man said:

Да.Точно каракалпакская юрта.

 

В этом сомнений нет, родное я узнаю без любых подсказок. Схожие туркменские шанараки низкие и у них одинарные кольца, а на фото двойные кольца, и спицы в середине сжаты. Таких шанараков казахи не делают. Но где-то читал, что богатые казахи делали заказы у каракалпакских мастеров, возможно, на фото заказная юрта. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18.05.2020 в 21:46, Kamal сказал:

Явно каракалпакская юрта. Или хозяева - каракалпаки, или казахи эту юрту купили у каракалпаков . Шанарак - каракалпакский.

 

Вот видите, ув. Kamal, все верно и логично. Ближе к Астрахани мы видим по фото, что казахская юрта сродни по некоторым деталям конструкции калмыцкому геру, а ближе к Арал-Каспийскому региону, к каракалпакской юрте.

Длительное соседство и контакты не халам-балам. ;) Правда многие наши не хотят признавать этого очевидного факта.

 

8 часов назад, Dambjaa сказал:
Австриец, обосновавшийся в Калмыкии, создал отель в юртах с европейским сервисом

 

Если судить по футболке, то скоро забросит свой бизнес и умотает домой. :)

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 hours ago, АксКерБорж said:

Вот видите, ув. Kamal, все верно и логично. Ближе к Астрахани мы видим по фото, что казахская юрта сродни по некоторым деталям конструкции калмыцкому геру, а ближе к Арал-Каспийскому региону, к каракалпакской юрте.

Длительное соседство и контакты не халам-балам. ;) Правда многие наши не хотят признавать этого очевидного факта.

Это верно, ибо как народы смешиваются, так и культуры бывают в какой-то мере заимствованы. Но я не видел, чтобы в казахской литературе было что-то о тюрко-монгольских смешанных юртах. Такая литература есть относительно башкирских и ногайских юрт, и ученые привязывают это к смешению культур - тюркских и монгольских. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 часов назад, Kamal сказал:

Но я не видел, чтобы в казахской литературе было что-то о тюрко-монгольских смешанных юртах. 

 

Есть, ув. Kamal, например, наша найманская юрта считалась близкой к монгольской своей приземистостью, тогда как остальные казахские юрты очень высокие.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

46 минут назад, Dambjaa сказал:

казахи

gll.png

 

Казахи - настоящие потомки татар Чингизхана.

Для военных походов, для охоты и вообще для привала в пути, казахи как и татары Чингизхана сооружали временные небольшие укрытия из деталей юрты - их легко было собрать и разобрать, а юрту намного дольше.

Калмыки, халха-монголы и буряты с таким временным сооружением как у татар Чингизхана и у казахов с кыргызами, не знакомы! 

Понятно почему. ;)

89aa7d080ab5.jpg 

6f5bf2041ebe.jpg

Si%C3%A8ge_d'Irbil_1258-1259.jpeg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 часов назад, Dambjaa сказал:

Это палатки -майхан.

 

Монгольско-Маньчжурские палатки "Майхан" совсем другие по форме:

CIG_XYSUsAAKUCV?format=jpg&name=small

CG4tFIiUYAABbhP?format=jpg&name=small

А на средневековых миниатюрах, залитых выше, судя по их формам, самый обычный тюркский конусный "джолым уй" - маленькая дорожная юрта. Пусть вас не отвлекают детали рисунков, ведь это не документальное фото, а художественная передача художника.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Ув. Рустам, как вы считаете,  казахи, ногайцы и татары (монголы) Чингизхана разводили очаг в юртах на телегах при езде?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.



×
×
  • Создать...