Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

1 hour ago, Kamal said:

А этот Жангир не может быть каракалпакским Жангир ханом? Дело в том, что до каракалпакского хана Ишим Мухаммеда, каракалпаками управлял некий Жангир хан

Разве у каракалпаков были свои каракалпакские ханы? Где можно о них почитать?)

Ишим это есть Есим хан казахский. Правил в 1598-1628. Его сын Джангир(Жәңгір), правил 1635 или 1642-1653. Как видите между Джангиром и его отцом Есимом серьезный промежуток. В это время степь погрязла в междуусобицы. Именно в этот период и массово приходили калмаки на земли казахов. Калмаки поддержали юного казахского хана Джангира. Об этом повествует весь эпос Жангар

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Just now, Gedei said:

Разве у каракалпаков были свои каракалпакские ханы? Где можно о них почитать?)

Ишим это есть Есим хан казахский. Правил в 1598-1628. Его сын Джангир(Жәңгір), правил 1635 или 1642-1653. Как видите между Джангиром и его отцом Есимом серьезный промежуток. В это время степь погрязла в междуусобицы. Именно в этот период и массово приходили калмаки на земли казахов. Калмаки поддержали юного казахского хана Джангира. Об этом повествует весь эпос Жангар

Да, у каракалпаков были свои чингизиды из клана Шейбанидов-Кучумовичей (Сибирские ханы). Их имена часто схожи с именами казахских ханов, поэтому, видимо, была некая путаница у советских историков, что все события в степях приписали только казахским ханам. Мы некоторое время с казахами по соседству жили, но в отдельности, хотя некоторые племена кочевали как среди казахов, так и среди каракалпаков.

Каракалпакский Жангир хан правил на рубеже 17-18 веков, в самый разгар башкирских восстаний, и порой взаимодействовали с калмыцкими правителями против русских. Часть башкир также поддерживали Кучумовичей, и также объединялись с калмыками.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 minutes ago, Kamal said:

Каракалпакский Жангир хан правил на рубеже 17-18 веков

Ничего толкового не нашел про каракалпакского Жангир хана. В любом случае, если он жил в указанный период то не соответствует казахскому Жангир хану, а значит речь в эпосе не о нем. 

Просто я доказываю что казахский хан является историческим прототипом героя эпоса Жангар, не только изза схожести имени, но и схожести биографии хана с повествованием эпоса. Что полностью соответствует

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 minutes ago, Gedei said:

Разве у каракалпаков были свои каракалпакские ханы? Где можно о них почитать?)

Ишим это есть Есим хан казахский. Правил в 1598-1628. Его сын Джангир(Жәңгір), правил 1635 или 1642-1653. Как видите между Джангиром и его отцом Есимом серьезный промежуток. В это время степь погрязла в междуусобицы. Именно в этот период и массово приходили калмаки на земли казахов. Калмаки поддержали юного казахского хана Джангира. Об этом повествует весь эпос Жангар

Забыл сообщить, есть тема "Каракалпакские ханы", там есть кое-какие сведения, можно почитать. К сожалению, эту тему до конца ещё не обработали, не все источники ещё расшифрованы, раскрыты, разложены по полочкам, работа ещё предстоит огромная. Но сам факт, что у каракалпаков были свои ханы уже не секрет. Ишим Мухаммед к казахскому Ишим султану никакого отношения не имеет, так как расстояния между периодами жизни 100 лет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Just now, Gedei said:

Ничего толкового не нашел про каракалпакского Жангир хана. В любом случае, если он жил в указанный период то не соответствует казахскому Жангир хану, а значит речь в эпосе не о нем. 

Просто я доказываю что казахский хан является историческим прототипом героя эпоса Жангар, не только изза схожести имени, но и схожести биографии хана с повествованием эпоса. Что полностью соответствует

Есть в источниках сведения, что на место умершего Жангир хана каракалпаки выпросили у Аюки хана Ишим Мухаммеда, сына Хасан султана, который в то время находился в ставке Аюки.

По поводу Жангира каракалпакского у меня лишь предположение, но не утверждаю. Просто, каракалпакский Жангир хан непосредственно взаимодействовал с калмыками, поэтому, если эпос калмыцкий, то имя Жангира как-то должно было упоминаться. Хотя, самим эпосом не знаком, просто предположение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 minutes ago, Kamal said:

Есть в источниках сведения, что на место умершего Жангир хана каракалпаки выпросили у Аюки хана Ишим Мухаммеда, сына Хасан султана, который в то время находился в ставке Аюки

Это не касается эпоса конечно. Но интересный момент, почему каракалпаки просят Аюку калмака, поставить им чингизида. Получается калмак Аюка мог ставить чингизидов на ханствование каракалпакам или каракалмакам все таки, что за источник, поделитесь?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 hours ago, Gedei said:

Это не касается эпоса конечно. Но интересный момент, почему каракалпаки просят Аюку калмака, поставить им чингизида. Получается калмак Аюка мог ставить чингизидов на ханствование каракалпакам или каракалмакам все таки, что за источник, поделитесь?

На рубеже 17-18 веков в башкирских восстаниях, в смутах в Хиве, в казахских степях, а также в набегах на сибирские города погибло или попали в плен многие Кучумовичи, а некоторые из них казаковали среди калмыков и джунгар. И после смерти Жангира, поблизости, а именно в резиденции Аюки хана находился Хасан султан с двумя сыновьями. Вот, его старшего сына Ишим Мухаммеда каракалпаки и забрали к себе. Эти сведения есть в документах "Каракалпакские дела" в русских архивах, на форуме уже несколько раз обсуждали.

Калмаки, в том числе Аюка хан не поставляли каракалпакских ханов, это Кучумовичи были в родственных отношениях с калмыцкими правителями через сватовство. А отношения самих каракалпаков с калмыками не всегда были дружественными, в большей части враждовали. Сближение было при Аюке хане, когда тот вел дружескую политику с Османами, для чего и в его ставке находился Хасан султан, представитель из мусульманских чингизидов.

Сам Хасан султан ранее претендовал на Хивинский трон, но после поражения от конкурирующей местной партии бежал на Сырдарью, а в начале 18 века, конкретно в 1704 году прибыл к Аюке, и именно с этого момента Аюка начинает вести двойную игру между РИ и Турцией, а башкиры активизируют новое крупное восстание, то есть тут просматривается некоторые стратегические цели тогдашних совместных действий, куда подключались даже часть казахов. Поэтому, версия, что Хасан султан находился у Аюки хана в качестве заложника (аманата) скорее всего не соответствует действительности. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Эпос Джангар, песнь 8 — о том как буйный Хонгор победил могучего богатыря хана Джилгина

Расскажу краткий пересказ тем кто не читал эпос. В 8 главе говорится как пьяный Хонгор на пиру хвастается что победил всех батыров здесь и всех привез сюда к Джангру. Тогда Джангр велит в полон захвать хана Джилгина:

Хонгор хмельной, опьяненный арзой-аракой,

Буйные речи повел. Спросил он у всех:

"Есть ли, богатыри, между вами такой,

Чьи не хрустели бы кости в пальцах моих?

Есть ли, богатыри, между вами такой,

Кто на коне моем не был сюда привезен?

То-то, молчите. Нет между вами таких!"

...

Хонгровы речи услыша, Джангар-нойон

Молвил в ответ, пиалу свою пригубя:

"Хонгор мой! Ты всемогущим считаешь себя,

Так захвати ты хана Джилгина в полон,

Силой великой его наделяет молва!"

         Сразу хочу напомнить, что Хонгор это - хошутский тайша Кунделен, а хан Джилгин это - падишах великих могол Шах Джахан.

Далее Хонгор отправляется на юг в землю Джилгина и едет 49 дней видя множество воинов и стад богатства врага, замечает что страна врага намного красочнее богаче и воинов намного больше чем у Джангра. Не зная как победить врага, он замышляет хитрость, проникает в покои жены хана Джилгина и обманывает что Джангар хочет ее, а свою жену разлюбил, поэтому говорит идти с ним и чтобы сказала как победить ее мужа. И вот что отвечает жена хана:

Молвила ханша: "Воистину срам и стыд!

Семь поколений, считая от первого дня,

Эти владыки не спорили никогда,

Не причинили ни разу друг другу вреда,

Так почему ж из-за женщины, из-за меня,

Столько теперь погибнет коней без следа,

Столько прольется безвинной крови людской...

В этих строках кроется история и знание разказчиком истории казахов и великих могол. Шах Джахан падишах Индии и вправду был седьмым поколением с того момента как было образовано казахское ханство. В 1646-48 годах казахский хан Джангир воевал против воиск Шах Джахана за обладание Балхом на стороне Бухарского хана Абдул Азиза. В русских источниках говорится что Джангир хан пришел на помощь бухарцам против индийцев во главе 200тысячной армии, в Балхе тогда во главе армии был будущий падишах Индии Аурангзеб, сын Шах Джахана. Его предок Абу Саид, последний султан Тимурдов правил во времена образования казахского ханства под началом Керея и Джанибека. И все эти семь колен по словам разказчика казахи и великие моголы Индии никогда не воевали.

         Всю главу персказывать не буду, скажу лишь в итоге 8 глава эпоса заканчивается тем, что Джилгин(Шах Джахан) и Джангр помирились и решили быть союзниками. Так и было в истории, Балх вернулся обратно к союзнику Джангир хана Абдул Азизу бухарскому и был подписан мирный договор, после этого Великие Моголы Индии не нападали на своих тюркских братьев узбеков и казахов, и прекратили попытки вернуть родину их предка Амира Тимура

Молвил Джилгин всемогущий слугам своим:
"Джангру, которого чту я другом своим,
Всем, до единого, богатырям Богдо
Выдайте шубы, каких не видал никто"
...
Ханы потом повели такой разговор:
"Если на ханство могучий враг нападет,
Помощь окажем друг другу, начнем поход.
Если же будет война со слабым врагом,
То в одиночку такого врага разобьем...

Кстати, о том что хошутский тайша Кунделен в 1646-48 годах был в Тибете у брата Гуши Номин хане Кукунорского ханства есть данные у Габан Шараба, калмакском историке. Лично я пологаю казахский Джангир хан отправил Кунделена разведчиком в Империю Моголов предварительно лишив его всех почистей за дерзость. Поэтому в эпосе Джангар пьяного выскочку Хонгора решает проверить таким способом отправив одного в стан врага. Видимо Кунделен втерся в доверие Шах Джахану и выведал нужную информацию для победы и в итоге вернулся. По крайней мере мы знаем что по пути в Индию Кунделен говорит своему брату Гуши в Тибете говорит такие слова:

«Кундулен Убаши, — говорит эмчи Габан Шараб, — когда был на поклоне у Гуши хана, владыки Тибета, говорил: «Не возбуждай зависть во мне, обедневшем; не возбуждай гордость во мне, потерявшем уважение. Весь нутук рассказывал его слова: «Я узнаю намерения человека и сердечные его слова и думы».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 6/19/2016 at 10:41 AM, Мерген said:

http://www.dslib.net/folklor/pojetika-geroicheskogo-jeposa-dzhangar.html

"..Справедливым представляется мнение А. Ш. Кичикова и о том, что в эпосе калмыков выявляются не только различные виды древнейших воззрений их предков на окружающий мир, но и большое количество разнообразных жанров народной поэзии, явившихся необходимым компонентом для создания героических песен. Они служили также средством выражения идейных взглядов исполнителей эпоса. В эпической канве "Джангара" можно выявить и элементы богатырской сказки, йорелов и такой древний поэтический жанр — как обрядовый плач. "Эпическая страна Бумба, как известно, — страна бессмертных, вечно юных жителей. Поэтому похоронные обряды, обряд оплакивания героев и вождей не находит прямого отражения в эпосе калмыков. И, тем не менее, плач как древний поэтический жанр имеет место в составе "Джангара" (Там же. С. 48). В качестве примера приводится текст плача-причитания Ага-Шавдал, жены Джангара. Обряд оплакивания у монголов имел место в XIII—XIV вв., что подтверждается сведениями из письменных памятников."

А вот это замечание Кичикова А.Ш. на самом деле очень интересное. Заметьте, обряд плачь причетание по словам калмакского историка есть в эпосе Джангар и у монголов 13-14вв. То есть Кичиков А.Ш. иследовав историю калмаков и возможно другие монголоязычные народы, не нашел этот обряд, кроме как монгол 13-14 вв. А ведь Кичиков долгое время провел в Казахстане, причем в Семей, где этот обряд жив по сей день. Я сам родом из Семей и с этим обрядом плачь причетание знаком лично ибо был свидетелем. У нас казахов это известно под названием "жоктау", когда женьщины плачут и в стихотворном виде вспоминают умершего человека, его дела и каким он был. Поэтому мне не понятно почему калмакский историк Кичиков живя в Семей не вспомнил о наличии этого обряда среди казахов, а лишь ограничился наличием его у монгол Чингизхана. Неужели он не хотел показать то что современные казахи по сей день хранят традиции монгол Чингизхана и казахского хана Джангира из эпоса Жангар

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 7/29/2023 at 7:53 PM, Kamal said:

А этот Жангир не может быть каракалпакским Жангир ханом? Дело в том, что до каракалпакского хана Ишим Мухаммеда, каракалпаками управлял некий Жангир хан, который был в тесном взаимодействии с калмыками, он даже смог организовать целую калмыцко-каракалракско-башкирскую коалицию против русских

На этот ваш вопрос нашел ответ в теме "Имамкули" в посте юзера Асан Кайгы:

/40б/ ПОХОД ИМАМ-КУЛИ-ХАНА ПРОТИВ КАЗАХОВ И КАЛМЫКОВ И ПРИХОД ЕГО В АШПАРУ И КАРА-ТАУ

Так как племена казахов и калмыков в минувшее время привыкли к непокорности, то (и теперь), как и прежде, они сразу (всем скопом) напали на окраинные районы охраняемого государства (Мавераннахра, [87] вследствие этого) из недр строгости и расправы последовал приказ владыки мира, (Имам-кули-хана), чтобы все победоносные войска собрались подле высочайшего стремени. В 1021 (1612 — 1613) году (его величество), подняв превыше апогея (свой) могущественный царский штандарт, выступил в поход. И от границ Туркестана до крайних пределов Ашпары 176 и Кара-Тау, избив врагов, казахов, каракалпаков и калмыков, и изранив, он их жестоко проучил

То есть отец Джангир хана Есим был разбит Имамкули в 1612-1613 годах. И судя по этим данным Есим был ханом казахов, калмаков и каракалпаков. Имхо, таким же был и сын, казахский хан Салкам Джангир, герой калмакского одноименного эпоса Жангар. Кстати в эпосе есть упомянание о том что отец Джангра Узюнг(Есим) проиграл Мангнахану(Имамкули). Я уже писал об этом в 2020 году в этой теме выше на 4 странице под ником Адилет. Но для наглядности повторю отрывок из эпоса:

И тогда великий Богдо
Обратился к Алтану Цеджи:
"Как мне быть, ясновидец, скажи:
Отдавать или не отдавать?"

И сказал ясновидец в ответ:
"В те времена, когда ваш отец
Грозных насчитывал двадцать лет,
Он в поединок с Мангна вступил.
Еле-еле набрал он сил,
Чтобы домой потом доползти,
Триста ран своих донести.
А скакун его рыжий с трудом
Плелся медленным, мелким шажком.
Но противник - Догшон Мангна-хан
Удалился, не чувствуя ран,
А скакун его - чалый Манзан -
Кое-как, но вперед скакал!
Ваш отец вдвое ловче вас,
Вдвое лучше копье метал,
И - глядите - едва себя спас.
Одолеете ль вы сейчас
Мангна-хана - сказать не могу
".

Судя по этим строкам из эпоса, Джангир как и его отец тоже имел дела с воинственным бухарским ханом Имамкули и видимо как и его отец Есим не сумел его одолеть, если верить эпосу

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, прототипом вполне мог быть казахский Джангир. Отец эпосного Джангра "Узюнг" - это как раз высокий ұзын (бойлы) Есим или как его называли Еңсегей бойлы Ер Есім.

От джунгарской жены Джангира как раз сын Тауке-хан. Казахи много с джунгарами воевали, но также и контактировали, очень много общего. Казахское "Жети Жаргы" и джунгарское "Их Цааз" во многом перекликается и даже в принципе называется одинаково "Великие уложения" ("джете" также означает "великий", арабская калька монгольского "их" и казахского  "ұлы". )

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

48 minutes ago, Zake said:

От джунгарской жены Джангира как раз сын Тауке-хан. Казахи много с джунгарами воевали, но также и контактировали, очень много общего. Казахское "Жети Жаргы" и джунгарское "Их Цааз"

Если верить эпосу, то женой Джангира стала дочь Гуши Номин хана, хошутского хана в Тибете, первый хан Кукунорского ханства

Насчет Их Цааз. Если усесть что отец Джангира Есим и его брат Тәуекель указываются как ханы калмаков, а сам Джангир является великим героем учитывая что этот эпос донесли до нынешних дней. При этом отец и сын Джангира являются законодателями в степи — Есим ханның ески жолы(Старый путь Есима), Тауке ханның Джете Жарғы(Великое Уложение Тауке хана). То почему сам Джангир, который признается великим героем у калмаков, не может считаться автором Их Цааза?:rolleyes: ведь именно Джангиру было выгодно больше всего чтобы ему подвластные калмыки не ссорились между собой и чтобы в степи был мир

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Zake Вы сравнили небо и землю. "Жеты Жаргы" это судебный орган состоявший из 7-8 членов, "Их Цааз" уложение. Просто посмотрите хронологию событий, когда Тауке хан внедрил этот орган, и когда ойраты приняли "Их Цааз". И "Жеты" никакое не Джете.

1 час назад, Zake сказал:

"Жети Жаргы" и джунгарское "Их Цааз" во многом перекликается

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 минут назад, Bir bala сказал:

@Zake Вы сравнили небо и землю. "Жеты Жаргы" это судебный орган состоявший из 7-8 членов, "Их Цааз" уложение. Просто посмотрите хронологию событий, когда Тауке хан внедрил этот орган, и когда ойраты приняли "Их Цааз". И "Жеты" никакое не Джете.

 

"Жеты жаргы" и "Их Цааз" давно уже сравнивали специалисты, там есть некоторые отличия, но это никак не небо и земля. Бред не несите.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

25 минут назад, Gedei сказал:

Если верить эпосу, то женой Джангира стала дочь Гуши Номин хана, хошутского хана в Тибете, первый хан Кукунорского ханства

Насчет Их Цааз. Если усесть что отец Джангира Есим и его брат Тәуекель указываются как ханы калмаков, а сам Джангир является великим героем учитывая что этот эпос донесли до нынешних дней. При этом отец и сын Джангира являются законодателями в степи — Есим ханның ески жолы(Старый путь Есима), Тауке ханның Джете Жарғы(Великое Уложение Тауке хана). То почему сам Джангир, который признается великим героем у калмаков, не может считаться автором Их Цааза?:rolleyes: ведь именно Джангиру было выгодно больше всего чтобы ему подвластные калмыки не ссорились между собой и чтобы в степи был мир

Да нет, никак не согласен что Джангир был автором Их Цааз. 

Похоже что Джангир - прототип героя эпоса, такое часто встречалось в истории, но дальше разгоняться не стоит. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 31.07.2023 в 23:17, Bir bala сказал:

@Zake

1. Кто это "специалисты"? 

2. Для вас Конституция и Суд одно и тоже? Просто ответьте на вопрос.

1. Вы точно к специалистам не относитесь.

2. Жеті жарғы  Тәуке хан (1678  1718) тұсында қабылданған қазақ халқының дәстүрлі әдеп-ғұрып заңдарының жинағы.

...Үш жүздің игі жақсылары мен билерін жинап, оның ішінде атақты Төле би, Қазыбек би, Әйтеке билер бар, Күлтөбенің басында “Тәуке ханның Жеті жарғысы” деген атауға ие болған заңдар жиынтығын қабылдады...

https://kk.m.wikipedia.org/wiki/Жеті_жарғы

Переводить нужно? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Zake Зачем мне интерпретация "Жеты жаргы" от историков 20 века? Когда я знаю, что институт "Жаргы" есть еще со времен Хулагуидов? Это судебный орган и точка. Любой кто утверждает, что это свод законов неправ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

27 minutes ago, Zake said:

Да нет, никак не согласен что Джангир был автором Их Цааз. 

Похоже что Джангир - прототип героя эпоса, такое часто встречалось в истории, но дальше разгоняться не стоит. 

А я считаю что очень даже, приведу логический пример. Например Джете Жарғы писалось не одним Тауке, а коллегией биев знатоков законов и шарията и Яссы Чингизхана. Но при этом свод законов приписывают именно Тауке, как хану. 

Их Цааз это свод законов для калмакского народа так же был разработан при хане Джангире его приближенными знатоками законов и т.д. Не нужно быть гением чтобы понять кто был главным автором, это вассал Джангира дербетский тайша Далай Батур, верный союзник хошута Кунделена, который тоже является вассалом Джангира и первым автором эпоса Жангар. 

В присутствии трех святителей (хутукт) - истинных последователей Шакьямуни — отца Инзан-римбочи, Акшоби Манджушири 11 и Амуга-шиди /Манджушири/ 12, в благоприятный день пятого числа среднего осеннего месяца года богатыря железа-дракона 13 князья сорока и четырех 14, /халхаские и джунгарские/, начиная с Эрдэни Дзасакту-хана 15, Тушету-хан 16, // Убаши Далайнойон 17, Далай-хун 18, Хун-нойон 19, Цэцэн-нойон 20, Дайчин-хунтайджи 21, Эльдэн-нойон 22, Мэргэн-нойон 23, Эрдэни-хунтайджи 24, Дайбун-хунтайджи 25, Тэнгэри-тойн 26, Аюши хатон-батор 27, Эрдэни батор-хунтайджи 28, Хундулэн-убаши 29, Гуши номун-хан 30, Урлюк 31, Шукур-дайчин 32, Эльдэн 33, Дайчин-хошучи 34, Очирту-тайджи 35, Мэргэн-дайчин 36, Чоукэр 37, Цэцэн-тайджи 38, Мэдэчи-тайши 39, Буо Эльдэн 40, Мэргэн-нойон 41, Дамарин 42, положив начало, составили Великое уложение 43

17. Убаши Далай-нойон — один из крупных ойратских князей. Возможно, так звали предводителя дурбэтов, известного под титулом Далай-тайши, который поддерживал тесные посольские отношения с Россией

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Ojrat_ulozenie_1640/frametext.htm

Как видите ойратский тайша глава дербетов под номером 17 стоит среди первых имен, уступая лишь халхасским ханам. Но при этом мы все знаем что это именно ойратский закон, то бишь первый ойрат это и есть главный автор. И он, Далай Батур в калмакском эпосе Джангар, является главой правого крыла Джангир хана, а глава левого крыла Джангира был Кунделен. В эпосе соответсвенно ясновидец мудрец Алтан Цэджи(Далай Батур) и благородный лев Хонгор(Кунделен).

То есть по аналогии с Тауке, Джангира так же можно считать законодателем:rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вернемся к эпосу Джангар, к 8 песне, где Хонгор(Кунделен) решает как ему победить могучего Джилгина(Шах Джахан):

Это и был могучий владыка Джилгин.
Хонгор подумал: "Тягаться ли с мощью такой?"
Хана покинул, вошел в соседний покой.
"Может быть, хана с помощью ханши возьмем?"
Ханша Джилгина спала на ложе своем,
А на стене светильника отсвет дрожал.
Хонгор поднес к обнаженной груди кинжал,
Ханшу схватил за нежную шею, сказав:

"Джангар великий, владыка многих держав,
Ханшу свою разлюбил
- неземную Шавдал,
Он обезумел теперь от новой любви,
Только тобой он и бредит в своем дому
.
И приказал он тебя доставить ему,
Хана Джилгина убив... Госпожа, назови
Место, где сабля хранится, что хана сразит!

Этот эпизод лишний раз показывает что автор эпоса, то есть Кунделен сын нойон Хонгора, верный вассал казахского хана Джангира, отлично знал что делал:rolleyes: хитрый хошутский тайша узнал слабое место могучего падишаха Великих Могол в Индии. Оказывается:

Согласно высказыванию современного летописца Инаят-хана, хотя Шах-Джахан женился на Изз-ун-нисса Бегум и Кандагари-бегум , «все его восхищение было сосредоточено на этой прославленной женщине ( Мумтаз-Махал ) до такой степени, что он не чувствовал по отношению к другим тысячной часть любви, которую он оказал ее покойному величеству». [14] По словам Казвини, «эти две жены не пользовались ничем иным, как титулом жены».

Помните знаменитую Тадж Махал в Дели, 8 Чудо Света, ее Шах Джахан построил единственной своей любимой. Именно поэтому хитрый хошутский тайша выведал слабость падишаха через его жену, обиженную от безответной любви жену;) таки добился своего Кунделен, молодец

А если добавим к этому слова Габан Шараба о Кунделене:

"Кундулен Убаши, — говорит эмчи Габан Шараб, — когда был на поклоне у Гуши хана, владыки Тибета, говорил: «Не возбуждай зависть во мне, обедневшем; не возбуждай гордость во мне, потерявшем уважение. Весь нутук рассказывал его слова: «Я узнаю намерения человека и сердечные его слова и думы».

Не знаю как моему читателю, но лично по мне это попадание 10 из 10:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

думаю вряд ли.

Где то они должны были бы сказать, что Джангар - хасак или как они нас называют

Во вторых, должны были бы упомянуть войну с Батуром

В третьих должны были бы указать, что он был убит Галдама нойоном

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

42 minutes ago, boranbai_bi said:

Где то они должны были бы сказать, что Джангар - хасак или как они нас называют

Во вторых, должны были бы упомянуть войну с Батуром

В третьих должны были бы указать, что он был убит Галдама нойоном

В калмыцкой версии Джангара которая есть в русском переводе, нет указаний наций или племен, даже имена людей изменены кроме самого Джангра.

В эпосе говорится о том как Джангра пленил враг и как потом его батыр спас с плена. Так что исторический конфликт с Батуром упомянут и даже пленение.

Опять же, имена конкретные не указаны, к тому же это все таки эпос и здесь не умирает никто. Однако в эпосе фиксируется что Джангр пропадает, а его жена производит обряд плачь причетание — казахский жоктау. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 7/31/2023 at 5:56 PM, Gedei said:

На этот ваш вопрос нашел ответ в теме "Имамкули" в посте юзера Асан Кайгы:

/40б/ ПОХОД ИМАМ-КУЛИ-ХАНА ПРОТИВ КАЗАХОВ И КАЛМЫКОВ И ПРИХОД ЕГО В АШПАРУ И КАРА-ТАУ

Так как племена казахов и калмыков в минувшее время привыкли к непокорности, то (и теперь), как и прежде, они сразу (всем скопом) напали на окраинные районы охраняемого государства (Мавераннахра, [87] вследствие этого) из недр строгости и расправы последовал приказ владыки мира, (Имам-кули-хана), чтобы все победоносные войска собрались подле высочайшего стремени. В 1021 (1612 — 1613) году (его величество), подняв превыше апогея (свой) могущественный царский штандарт, выступил в поход. И от границ Туркестана до крайних пределов Ашпары 176 и Кара-Тау, избив врагов, казахов, каракалпаков и калмыков, и изранив, он их жестоко проучил

То есть отец Джангир хана Есим был разбит Имамкули в 1612-1613 годах. И судя по этим данным Есим был ханом казахов, калмаков и каракалпаков. Имхо, таким же был и сын, казахский хан Салкам Джангир, герой калмакского одноименного эпоса Жангар. Кстати в эпосе есть упомянание о том что отец Джангра Узюнг(Есим) проиграл Мангнахану(Имамкули). Я уже писал об этом в 2020 году в этой теме выше на 4 странице под ником Адилет. Но для наглядности повторю отрывок из эпоса:

И тогда великий Богдо
Обратился к Алтану Цеджи:
"Как мне быть, ясновидец, скажи:
Отдавать или не отдавать?"

И сказал ясновидец в ответ:
"В те времена, когда ваш отец
Грозных насчитывал двадцать лет,
Он в поединок с Мангна вступил.
Еле-еле набрал он сил,
Чтобы домой потом доползти,
Триста ран своих донести.
А скакун его рыжий с трудом
Плелся медленным, мелким шажком.
Но противник - Догшон Мангна-хан
Удалился, не чувствуя ран,
А скакун его - чалый Манзан -
Кое-как, но вперед скакал!
Ваш отец вдвое ловче вас,
Вдвое лучше копье метал,
И - глядите - едва себя спас.
Одолеете ль вы сейчас
Мангна-хана - сказать не могу
".

Судя по этим строкам из эпоса, Джангир как и его отец тоже имел дела с воинственным бухарским ханом Имамкули и видимо как и его отец Есим не сумел его одолеть, если верить эпосу

Я не знаком с содержанием эпоса, не изучал и не собирался кого-то переубедить. Лишь предположил, что, если речь на самом деле о хане Жангире, то с таким именем хан правил и среди каракалпаков. Но, каракалпакский Жангир намного моложе, так как умер в начале 18 века. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 31.07.2023 в 23:39, Gedei сказал:

А я считаю что очень даже, приведу логический пример. Например Джете Жарғы писалось не одним Тауке, а коллегией биев знатоков законов и шарията и Яссы Чингизхана. Но при этом свод законов приписывают именно Тауке, как хану. 

Их Цааз это свод законов для калмакского народа так же был разработан при хане Джангире его приближенными знатоками законов и т.д. Не нужно быть гением чтобы понять кто был главным автором, это вассал Джангира дербетский тайша Далай Батур, верный союзник хошута Кунделена, который тоже является вассалом Джангира и первым автором эпоса Жангар. 

В присутствии трех святителей (хутукт) - истинных последователей Шакьямуни — отца Инзан-римбочи, Акшоби Манджушири 11 и Амуга-шиди /Манджушири/ 12, в благоприятный день пятого числа среднего осеннего месяца года богатыря железа-дракона 13 князья сорока и четырех 14, /халхаские и джунгарские/, начиная с Эрдэни Дзасакту-хана 15, Тушету-хан 16, // Убаши Далайнойон 17, Далай-хун 18, Хун-нойон 19, Цэцэн-нойон 20, Дайчин-хунтайджи 21, Эльдэн-нойон 22, Мэргэн-нойон 23, Эрдэни-хунтайджи 24, Дайбун-хунтайджи 25, Тэнгэри-тойн 26, Аюши хатон-батор 27, Эрдэни батор-хунтайджи 28, Хундулэн-убаши 29, Гуши номун-хан 30, Урлюк 31, Шукур-дайчин 32, Эльдэн 33, Дайчин-хошучи 34, Очирту-тайджи 35, Мэргэн-дайчин 36, Чоукэр 37, Цэцэн-тайджи 38, Мэдэчи-тайши 39, Буо Эльдэн 40, Мэргэн-нойон 41, Дамарин 42, положив начало, составили Великое уложение 43

17. Убаши Далай-нойон — один из крупных ойратских князей. Возможно, так звали предводителя дурбэтов, известного под титулом Далай-тайши, который поддерживал тесные посольские отношения с Россией

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Ojrat_ulozenie_1640/frametext.htm

Как видите ойратский тайша глава дербетов под номером 17 стоит среди первых имен, уступая лишь халхасским ханам. Но при этом мы все знаем что это именно ойратский закон, то бишь первый ойрат это и есть главный автор. И он, Далай Батур в калмакском эпосе Джангар, является главой правого крыла Джангир хана, а глава левого крыла Джангира был Кунделен. В эпосе соответсвенно ясновидец мудрец Алтан Цэджи(Далай Батур) и благородный лев Хонгор(Кунделен).

То есть по аналогии с Тауке, Джангира так же можно считать законодателем:rolleyes:

 Их Цааз датируют 1640 годом и эти уложения связывают в том числе с желанием упрочить статус будизма среди ойратов. Теперь посмотрите когда родился Тауке Хан? (1652 г). Скорее всего, Жете Жаргы - было некой законодательной "ответкой" казахов на действия ойратов. Поэтому даже названия одинаковые.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...