Jump to content

Recommended Posts

В диссертации рассматриваются: почитание неба и земли, культу воды, горы Хайрхан и солнца, понятие о душе /сумсн/, покровитель /заян/, стихия /зада/, гадание по тргщинам жженой бараньей лопатки, образ шаманки и шамана /бе болн удНн/ и проклятия /харал/.

Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/kalmytskiy-geroicheskiy-epos-dzhangar-poetika-i-traditsiya#ixzz4Cou4AlXM

Link to comment
Share on other sites

26 ныне известных калмыцких версий песен "Джангара" можно разбить на циклы:

1.Цикл песен эпического репертуара Ээлян Овла /10 песен -объемом 8049 с.е./

2. Цикл песен эпического репертуара Мукебюна Басангова /шесть песен - 5803 с.е./

3. Цикл, состоящий из трех поэм: "О подвигах Улан-Шовшура", "Об Уту-Цагане" и "О Кюрюл-Эрдэни" /общий объем 5902 стиха/ Поврамовской школы джангарчи.

4.Цикл поэм "О Хара-Кинясе", "О Шара-Мангас-хане" и "О подвигах Хонгора и Савара" /всего 6569 стихов/

Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/kalmytskiy-geroicheskiy-epos-dzhangar-poetika-i-traditsiya#ixzz4Csywy7iU

Link to comment
Share on other sites

http://studopedia.ru/12_134758_ego-obrazovanie-poezdki-s-tselyu-polucheniya-znaniy-i-poiska-uchiteley.html

1. Арм – дротик, пика;

2. Балт – секира (бердыш);

3. Елдң (маля) – плеть;

4. Җид – копьё;

5. Саадг – лук;

6. Үлд – меч;

7. Ахр үлд – короткий меч;

8. Шор болд – стальной штык;

9. Ханҗал – кинжал;

10. Цалм – аркан;

11. Модн – дубина:

12. Баһр дегә - крючья;

13 .Утх – нож.

Link to comment
Share on other sites

http://kalmyki.narod.ru/projects/kalmykia2005/html/dovdanov_2005/13.htm

"по своему объему эпос «Джангар» примерно равен эпосам других народов, но превышает объем «Илиады» (15693 стихотворные строки) и «Одиссеи» (12110 стихотворных строк) вместе взятых.На сегодня насчитывается 26 калмыцких версий общим объемом 35000 стихотворных строк. Кроме того, известно свыше семидесяти вариантов отдельных песенных сюжетов, а также имеется огромное количество версий синьцзянских ойратов (калмыков)."

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, АксКерБорж сказал:

являл. :(  

https://m.cyberleninka.ru/article/n/epicheskiy-istorizm

"В «Джангаре» угадываются черты исторического времени протяженностью от бесклассового периода до XV в. н.э.: угадываются особенности родового строя, патриархальных традиций, не говоря о матриархате.

Зарождение, развитие и формирование эпоса «Джангар» вызвали пристальное внимание разных отраслей науки: лингвистики, истории, этнографии, археологии, фольклористики. Вместе с тем более активно рассматривались материалы памятника фольклористами и археологами, которые более убедительно пытаются аргументировать свои концепции по датировке эпоса «Джангар». Этнограф Г.О. Авляев пытался доказать, что «Джангар» возник во второй половине VI в. н.э., связав главного героя эпоса с реальным историческим лицом - Джангар-ханом -главой Тюркского каганата, и предлагал праздновать 1400-летие памятника в 1995 г.

У.Э. Эрдниев, имея в виду изображения на археологических раскопках, которые не соответствуют персонажам эпоса, считал, что «Джангар» берет начало со второй половины I в. до н.э. Фольклорист Э.Б. Овалов утверждает, что архаические пласты эпоса соответствуют эпохе раннего феодализма в Центральной Азии и что «Джангар» был создан во второй половине X в. н.э., в период наступления героического времени. Он ссылается на труд Кызлясова «Ранние монголы», в котором подробно описана миграция тюрко-язычных племен до X в., а в XI в. оттесненных на запад киданиями, и что с середины XII в. на всей территории среднеазиатских степей господствовали многочисленные сходства в эпической традиции тюрко-монгольских народов Центральной Азии и Южной Сибири, т.е. они объясняются былой зональной эпической общностью.

Материалы, связанные с анализом проблемы историзма эпоса, отражают лишь период развития эпической традиции, но не указывают на самую раннюю часть - мифологический сюжет «Янгара», который является начальной стадией возникновения «Джангара». По жанровым признакам эпосов других народов мира, определяющим «возрасты», необходимо установить дату возникновения эпоса «Джангар» - не менее трех тысяч лет."

Link to comment
Share on other sites

Как по мне Эпос Джангр это произведение 17 века. Главный герой это казахский хан чингизид Джангир сын Есима. Весь эпос это биография этого хана и о том как калмакские батыры помогали Джангир хану держать в узде всех многочисленных врагов хана. Ведь по истории именно этому хану пришлось очень сложный период ханства, который он провел в бесконечных воинах

Link to comment
Share on other sites

24.09.2020 в 19:49, Адилет АрКа сказал:

Как по мне Эпос Джангр это произведение 17 века. Главный герой это казахский хан чингизид Джангир сын Есима. Весь эпос это биография этого хана и о том как калмакские батыры помогали Джангир хану держать в узде всех многочисленных врагов хана. Ведь по истории именно этому хану пришлось очень сложный период ханства, который он провел в бесконечных воинах

Бред, ваш тезка жил относительно недавно, Джангар очень древний эпос. Ваш Джангир это тот кто проиграл поединок 17летнему хошеутовскому нойону Галдама(Галдамба)?

Link to comment
Share on other sites

27.09.2020 в 13:11, mechenosec сказал:

Бред, ваш тезка жил относительно недавно, Джангар очень древний эпос. Ваш Джангир это тот кто проиграл поединок 17летнему хошеутовскому нойону Галдама(Галдамба)?

Не знаю насчет поединка. Но шулмусский владыка джунгарии и вправду воевал с Джангром. По истории говорят, что сын джунгарского хана убил Джангра 

Link to comment
Share on other sites

27.09.2020 в 13:11, mechenosec сказал:

Джангар очень древний эпос.

Ничего древнего я в этом эпосе не увидел. Начинается эпос с того как Джангр был молодым и его заметили калмакские нойоны. Потом предсказатель Алтан нойон посоветовал Шикширге породниться с Джангром, потому что он будет великим ханом. Тогда и алый Хонгр станут навеки друзьями с Джангром

То же самое произошло с казахским ханом Джангиром. Он потеряет отца когда был молодым парнишкой. А потом женится на дочери калмакского нойона. А один из пяти барсов Калмыков, хошаут Кунделен будет всю свою жизнь верен Джангир хану. Когда шулмусский владыка из джунгарии Батур хунтайджи захочет захватить казахское ханство,  Кунделен выступит против этого похода, назовет Джангира своим сыном, а потом будет воевать против шулмусов джунгаров

Link to comment
Share on other sites

Страну Джангра, в эпосе называют , страной где нет зим, что эта земля с приятным климатом и т.д. страна Бумба. Эта Бумба, соответсвует ставке казахских ханов , то есть город Туркестан и его окрестности. Там и вправду можно сказать нету зим, а климат очень теплый относительно северных регионов

Link to comment
Share on other sites

1 hour ago, Адилет АрКа said:

Ничего древнего я в этом эпосе не увидел. Начинается эпос с того как Джангр был молодым и его заметили калмакские нойоны. Потом предсказатель Алтан нойон посоветовал Шикширге породниться с Джангром, потому что он будет великим ханом. Тогда и алый Хонгр станут навеки друзьями с Джангром

То же самое произошло с казахским ханом Джангиром. Он потеряет отца когда был молодым парнишкой. А потом женится на дочери калмакского нойона. А один из пяти барсов Калмыков, хошаут Кунделен будет всю свою жизнь верен Джангир хану. Когда шулмусский владыка из джунгарии Батур хунтайджи захочет захватить казахское ханство,  Кунделен выступит против этого похода, назовет Джангира своим сыном, а потом будет воевать против шулмусов джунгаров

Монгольский Угечи кашка стал кыргызским Манасам .Теперь калмыцкий Джангар стал казахским Джангирам?

:lol::lol:

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Dambjaa сказал:

Монгольский Угечи кашка стал кыргызским Манасам .Теперь калмыцкий Джангар стал казахским Джангирам?

:lol::lol:

Не знаю насчет Манаса. Не читал. Но вот персонаж Джангр из эпоса, который является эпосом не только калмыков, то есть торгаутов, но так же и кыргызов алтайцев и т.д. , то там описывается вся биография казахского хана Джангира 

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Dambjaa сказал:

Теперь калмыцкий Джангар стал казахским Джангирам?

А почему вы удивляетесь?:D Джангир хан не первый и не единственный казахский хан, который правил калмаками, разве вы не знали?

Link to comment
Share on other sites

12 hours ago, Адилет АрКа said:

А почему вы удивляетесь?:D Джангир хан не первый и не единственный казахский хан, который правил калмаками, разве вы не знали?

Каракалпаками?

:D

Link to comment
Share on other sites

  • Admin
18 часов назад, Адилет АрКа сказал:

А почему вы удивляетесь?:D Джангир хан не первый и не единственный казахский хан, который правил калмаками, разве вы не знали?

Это что за очередной бред? Он погиб от ойратов. Как он мог править ойратами/джунгарами?

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

3 часа назад, Rust сказал:

Это что за очередной бред? Он погиб от ойратов. Как он мог править ойратами/джунгарами?

Вечно вам везде бред:D это история. Хошаутский владыка Кунделен, 1 из 5 барсов Ақай хатун, сын Қанай нойон Хонгора и внук Бөбей мырза, был покровителем/союзником/(имхо родственником) казахского Салқам Джангр хана, сына Есим хана, внука Шығай хана.

Его дядя Тәуекел хан был ханом казахов, а над калмаками поставил своего брата, об этом есть русские источники:

В 1595 году Кул-Мухаммед в Москве при встрече с Ураз-Мухаммедом говорил ему:

«

… дядя твой Тевкель царевич царь учинился на Казацкой орде, а брата своего Шах-Магметя царевича посадил на калмаках, а кочуют все поблиску и все в соединеньи.

А калмаки это не только джунгары

»

 

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...