Перейти к содержанию
Гость Alp-Tas

Узбеки

Рекомендуемые сообщения

Опубликовано
Только что, mechenosec сказал:

Ава у нас дед, отец эцке, брат отца- баджя, ну если мама это эке , можно и ээдже, как бабушку, то и отца может ава? 

маленькие дети бегали в магазине, и стали звать кого-то :Ава, Ава! я с удивлением обернулся и увидел молодого парня моего возраста, азиатской внешности. я не постеснялся, подошел и спросил: что значит слово Ава? Он сказал с монгольского -Отец.

Опубликовано
Quote

Узбекское Племя Катаган Происхождения Тюркское. Одна из крупных этнических групп узбекского народа — большая количество катаганов проживают на территории Хорезма. Катаганы проживают еще в Ташкентской, Самаркандской, Бухарской, Сурхандарьинской, Кашкадарьинской областей и в Ферганской долине Узбекистана. Катаганы живут также на территории Казахстана, Таджикистана и Афганистана. Первые данные о катаганах встречаются у Рашидиддина Фазлуллох Казвини в одном из его историко-этнографических трудов "Жомъе-ут-таворих" который был написан в XIV в. Много сведений приводится в трудах других восточных историков, таких как (Абдул Гази Хивинский Хан), Мухаммад Юсуф Мунши, Махмуд ибн Вали. Важные сведения о катаганах, живущих в области Балх (Северный Афганистан), который является их родиной, содержатся в трудах Бурханиддин-хана Кушкеки. О катаганах Зарафшанского оазиса писал А. Д. Гребенкин. В очерках Н. А. Маева, написанных после Гиссарской экспедиции 1872 и 1878 гг., имеется ряд важных сведений о катаганах предгорий Гиссарских гор. В научных трудах И. П. Магидовича, Б. X. Кармышевой, С. С. Губаевой даны важные заключения о территориальном размещении и этнической истории катаганов. В произведениях Рашидиддина и Абу-л Гази приводятся сведения легендарного характера о происхождении катаганов, в которых говорится, что они произошли от женщины по имени Аланкува из монгольской группы племен нирун. Хотя Рашидиддин называет катаганов монгольским племенем, он отмечает, что катаганы — не монгольское, а тюркское племя, которое только называется монгольским. Этническая история катаганов довольно сложная, в ходе формирования они были в близких отношениях со многими народами Средней Азии — казахами, кыргызами, каракалпаками. Например, Чокан Валиханов, говоря о Старшем Жузе казахов, отмечает, что из одной его ветви произошел главный род катаганов, из второй — уйсуны, из третьей — кангли. Именно указанных катаганов он относит к составу дашти-кипчакских узбеков. Ученый продолжает свою мысль о том, что катаганы — самый древний народ, проживающий на юге Средней Азии Хорезма и Казахстана. В начале XVII в. они составляли основную опорную силу правителя Ташкента — Турсун-хана, а в середине XVII в. одна их часть вошла в состав узбекского народа, а другая — в состав казахского племени чанишкли. Появление катаганов в составе узбекского народа исследователи связывают со следующим трагическим событием: в 1628 г. казахский хан Ишим убил правителя Ташкента Турсун-хана, победил и истребил катаганов, которые составляли основную силу последнего. Часть катаганов вошла в состав казахского племени кангли под именем чанишкли, остальные бежали на юго- запад Сырдарьи и влились в состав узбеков. И. П. Магидович считает, что узбеки-катаганы имеют родственные отношения с некоторыми группами кыргызов. Об одном роде кыргызов-катаганов — саёках И. П. Магидович пишет: "Род кыргызов-катаганов, проживающих на северо-востоке Афганистана, относит себя к саёкам. Если мы сможем определить их непосредственное родство с афганскими и бухарскими узбеками- катаганами, подтвердится, что это одно из многочисленных древних племен, также как племена, знаменитые в Китае под названием "се", у греков и персов — под названием "сак". В письменных источниках не говорится, что катаганы были в составе племен дашти-кипчакских узбеков, участвовавших в завоевании Мавераннахра под предводительством Шейбани-хана. Но в источниках имеются сведения, что позже, в середине XVI в., они заняли свое место в составе узбеков в качестве авторитетного сословия. По историческим данным, в 40-х гг. XVII в. катаганы были одним из сильных и неустойчивых племен, проживающих в Балхе и, частично, в Кундузе. Это племя упоминается наряду с аймаками, хазарами и другими, проживающими в северном Афганистане. Во времена Аштарханидов Северный Афганистан был выдан катаганам в качестве улуса. В это же время катаганы формируются как сильное политическое объединение. В начале XVII в., в период правления Махмудбия из рода катаган Балха и Бадахшана, этот край стал называться краем катаганов. Таким образом, катаганы проживали на очень большой территории — это Средняя Азия, Северный Афганистан, Восточная Турция, и являются одной из многочисленных тюркских этнических групп. Катаганы говорят на кипчакском и карлук-чигильском диалектах узбекского языка, о чем свидетельствует ряд этнолингвистических исследований. Тохчи-катаганы, проживающие в Сурхан-Шерабадском оазисе, говорят на диалекте карлуков-чигилей с употреблением "й", как тюрки и карлуки. Их язык похож на вокализм таджикского языка. К концу XIX — началу XX в. узбеки-катаганы хорошо сохранили свое этническое имя и этнографические особенности. И по сей день целые села катаганов можно встретить в Хорезме — Сурхандарье и Кашкадарье. В Сурхандарье встречается род под названием тохчи-катаган. В материалах переписи населения 1926 г. указывается, что на востоке горы Кухитанг живут 1190 катаганов.

image?id=812708663432&t=20&plc=WEB&tkn=*

  • Like 1
Опубликовано
Только что, Peacemaker сказал:

В Сурхандарье встречается род под названием тохчи-катаган.

это не совсем катаганы, мне кажется. Это группа тагчи, которая по происхождению относиться к домонгольским тюркам, но за период гегемоний узбекских племен, тагчи вошли в состав катаганов. такая же, группа тагчи есть в горах восточного туркестана, там они называются "таглыками", то же являются домонголскими тюрками по происхождению.
А вообще по остаткам этнических тюрков домонгольского периода четко прорисовывается маршрут расселения, или миграций этой группы. где отправная точка караханидское государство.

 

Опубликовано
11 minutes ago, Yagli Canac said:

это не совсем катаганы, мне кажется. Это группа тагчи, которая по происхождению относиться к домонгольским тюркам, но за период гегемоний узбекских племен, тагчи вошли в состав катаганов. такая же, группа тагчи есть в горах восточного туркестана, там они называются "таглыками", то же являются домонголскими тюрками по происхождению.

тохчи катаган -это тугч хатагин.Хатагины по древним обычаем среди халхамонголов и чахаров - знаменоносцы.

 

cc34597416988059ed43203f4afc754d.jpeg

 

 

чахарский хатагинка  тугч Урнаа

1*DoQ7rZa8VJmakVx9iA945A.jpeg

 

Опубликовано
Только что, Peacemaker сказал:

тохчи катаган -это тугч хатагин

мне кажется сильно ошибаетесь. Путаете звуки. В Узбекском во многих местах, где пишут "О" -это означает "а". например, Акром-Акрам, Илхом-Илхам и т.д. поэтому здесь гласная о\а может играть, и т/д. Тогчи/Дагчи на нашем языке означает горец.  и сурхандарья -это горная местность, и тагчи ка к раз проживали в  горах.
Знамя будет "Туг". Есть группа Турк-тугьён, здесь как раз имеется виду турки знаменосцы. или по-другому переводу "Тугьён" -бунтари. (По Гумилеву).

Опубликовано
On 10/17/2018 at 10:18 AM, Yagli Canac said:

кстати, интересный факт. оказывается по монгольский "Ава" это отец, у нас "Ава" это родные братья отца. ))):D
Асан-кайгы не подумайте, что это аргумент против вас)))


По монгольски "аав" - это будет "папа". Ну там начале длинний "аа" или как ещё называется лингвитик.

Если короткий "а" то будет другие слова: "ав" - охота, если глагол то "ав" - возьми. "авга" - родственники со стороны отца.

Поскольку у Вас не существует такого типа "длинных гласных" объяснимо что вам кажется что слышали как "ава", а на самом деле на кириллик монгольском пишем "аав аа" слово отец "аав" и суффикс обращения "аа".

Опубликовано
18.10.2018 в 09:01, asan-kaygy сказал:

Не были они основой его войска, могли быть частью.

По Берке да, он был сводным, а насчет насколько он мусульманин, его корану и исламу начали учить по приказу Угедея, как писала его мать в письме брату

А Берке хан когда родился? Хорезмшаха когда разбили? Могла ли дочь Хорезмшаха быть матерью Берке? Маловероятно.

Опубликовано
3 часа назад, Tama сказал:

А Берке хан когда родился? Хорезмшаха когда разбили? Могла ли дочь Хорезмшаха быть матерью Берке? Маловероятно.

Родился он во время похода Джучи на булгар и сакалиба после Хорезма.

Хан-султан дочь Хорезмшаха была матерью Берке, Беркечара и Бури (Буда, Будакур)

Опубликовано
Quote

 

Среди кумуков есть субэтническая группа кайтаглар, у них есть в языке несколько монголизмов, или по крайней мере слов, которые таковыми считаются. Например слово собака по кайтакски локай, сравните с нокай.

Узбекские лакайцы это катаганы?

И название лакай это  монгольское слово нокай/собака/?

Опубликовано
16 часов назад, Peacemaker сказал:

Узбекские лакайцы это катаганы?

И название лакай это  монгольское слово нокай/собака/?

Согласно санджыра племени Мундуз,  у их отца-основателя Мундуза было 5 сыновей, одного из них звали Локай. Судьба потомков всех сыновей, кроме Локая , прослеживается среди кыргызов . А вот следы Локая затерялись. И что интересно у локайцев , наоборот, санджыра начинается с Локая. Локайцы не считают себя ни таджиками, ни узбеками, ни кыргызами. Хотя московские :)  локайцы тесно общаются с кыргызскими мундузами.

  • Одобряю 1
Опубликовано
16 часов назад, Peacemaker сказал:

Узбекские лакайцы это катаганы?

И название лакай это  монгольское слово нокай/собака/?

Кармышева

"...Этнографическое изучение локайцев, проведенное мной в 1945—1950 гг., позволило установить, что они являются типичными представителями узбеков даштикипчакского происхождения, наиболее ярко сохранившими в своей культуре черты, роднящие их с казахами [155, 11 —29; 165; 157, 121 — 159]. Для выяснения происхождения локайцев я прежде всего обратилась к их генеонимам. Сравнительный анализ их показал, что наименование локай у других тюркских народов и племен пока не встречено. Можно предполагать, что оно возникло относительно поздно, во время окончательного сложения локайского союза уже на современной его территории, и происходит от имени или прозвища предводителя какого-то рода или племени, сыгравшего большую роль в организации союза, как об этом говорят локайские предания.

Из зарегистрированных мною 155 названий локайских родо-племенных подразделений 69 обнаружены среди других тюркоязычных кочевников.

Локайцы почти не имели общих этнонимов с ранними узбекскими племенами Южного Таджикистана, за исключением двух названий весьма сомнительного созвучия — локайского шекей и шакайди карлуков Афганистана и совпадения одного элемента этнонима тентекавлод с барласскими — крыктентак и элликтентак (совпадение может быть и случайным, так как слово тентак — придурковатый, глупый, сумасбродный — часто употребляется в разговорной речи).

Больше всего сходных этнонимов (38) у локайцев было с казахами, в частности, с племенами аргын, найман, керей, кыпчак, входившими в Средний жуз (28). При внимательном анализе названий казахских родов, входивших в Старший и Младший жузы, оказалось, что некоторые из них, совпадавшие с локайскими, происходят также от указанных четырех племен, образовавших Средний жуз. Следовательно, совпадений локайских этнонимов с этнонимами племен Среднего жуза, в частности аргынов, фактически больше..."

 

  • Одобряю 1
Опубликовано

Это на узбекском поет???

 

Какая прекрасная музыка и песня, хотя я понимаю только 1% понимаю что ли?

мне только "дидим" - понятно.

Опубликовано
1 час назад, enhd сказал:

Это на узбекском поет???

Какая прекрасная музыка и песня, хотя я понимаю только 1% понимаю что ли?

мне только "дидим" - понятно.

Это не узбекский, узбекский полон фарсизмами.

Поет китайский уйгур. 

Опубликовано

Отвага Джалалиддина Мангуберды

Захватив основные города Мавераннахра, монгольские захватчики двинулись на крупные торговые и культурные центры Хорасана: Балх,Герат, Мерв, Газну, расположенные к югу от Амударьи. Но в этих краях они встретили сильное сопротивление Джалалиддина Мангуберды. Здесь он собрал большое войско.

Dzhalaliddin-Manguberdi-177x300.jpg

Несколько лет назад Джалалиддин Мангуберды был провозглашен правителем территорий Газны, Бамиана и территорий до Индии. Поэтому он двинулся в сторону Газны. По пути к нему присоединились наместники Хорасана со своими войсками. Султан Джалалиддин нанес сокрушительные удары по монгольским войскам близ городов Ниса, Кандагар и прибыл в Газну. К нему присоединяются новые силы. Джалалиддин дает отпор монголам, осаждавшим крепость Валиен, и разбивает их. Это была самая большая и самая важная победа Джалалиддина Мангуберды.

Чингизхан направил против Джалалиддина Мангуберды сорока пятитысячное войско, возглавляемое войоном Шики Хутуху. В битве в степи Парван близ Газны Джалалиддин одержал победу. Но среди его военачальников начались разногласия, связанные с разделом захваченных трофеев. Сайфиддин Аграк, Аъзам Малик и Музаффар Малик предали Хорезмшаха и увели свои отряды. В результате военная мощь Джалалиддина значительно ослабла.

Чингизхан, воспользовавшись моментом, двинул войска на Газну и разбил разрозненные отряды Мангуберды. Ведя неравные бои, Джалалиддин с поредевшим войском отступает к реке Синд (Инд). 25 ноября 1221 г. на берегу реки произошло ожесточенное сражение, в котором Джалалиддин нанес несколько ударов по монгольским войскам. Но десятитысячное монгольское войско, вышедшее из засады, сокрушительным ударом решило исход этой битвы. Не желая сдаваться, Джалалиддин верхом на коне спрыгнул с крутого берега в бурную реку и переплыл на другой берег Инда. С ним спаслось около четырех тысяч воинов. В настоящее время один берег реки называется «Скачок лошади», а другой — «Степь Джалалиддина». Чингизхан, восхищенный героизмом Мангуберды, не стал преследовать своего врага. Он даже сказал своим сыновьям: «Вот таким должен быть сын своего отца».

Джалалиддин еще на протяжении одиннадцати лет продолжал борьбу против монголов на территории Ирана и Азербайджана.

Таким образом, хотя Джалалиддин Мангуберды и его соратники на протяжении многих лет вели героическую борьбу против врага, но так и не смогли сохранить свободу родного края. В 1231 г. завершилось правление последнего Хорезмшаха. Великое государство на Востоке прекратило свое существование.

Orden-ZHaloliddin-Manguberdi.jpg

В независимом Узбекистане в 1999 г. было широко отмечено 800-летие великого полководца, который пожертвовал своей жизнью ради свободы Родины. В Хорезме установлен памятник, его именем названы площадь и улица, снят видеофильм, написаны пьеса и дастаны. 30 августа 2000 г. учрежден орден «Жалолиддин Мангуберди» — высшая воинская награда Республики Узбекистан за проявленные мужество и героизм во имя

Последствия монгольского завоевания

Монгольское завоевание нанесло тяжелейший удар по хозяйственной жизни Мавераннахра и Хорезма. Цветущие земледельческие оазисы и города были разорены, особенно Бухара, Самарканд, Ургенч, Мерв, Бинакет и Ходжент превратились в руины. Был разрушен и известный Султанабад — головная плотина оросительной системы Мервского оазиса.

Самаркандцы покинули родные места. Население Мервского оазиса из-за безводья вынуждено было обосноваться на других территориях. Ургенч был полностью затоплен водой. Из-за резкого сокращения населения намного уменьшились засеваемые площади и сельское хозяйство пришло в упадок. Насильственный угон в Монголию многих тысяч искусных мастеров ослабил ремесленное

Существовавший многие века Великий шелковый путь во время нашествия монголов полностью замер. Был нанесен огромный ущерб культурной, экономической и научной жизни страны.

Опубликовано
Quote

. Насильственный угон в Монголию многих тысяч искусных мастеров ослабил ремесленное

Существовавший многие века Великий шелковый путь во время нашествия монголов полностью замер. Был нанесен огромный ущерб культурной, экономической и научной жизни страны.

Наши сартаулы?  

:D

Опубликовано

Үнэнч миний андууд- Мой верные друзья.

/ Инанч-хан (Үнэнч-Бильге-Буку хан[2], Эниат-хан[1]; ? — 1198, 1200 или 1202[1]) — правитель найманов, живший во времена Чингисхана./

:D

 

Опубликовано
4 minutes ago, Эфталит said:

Хе-хе смешно.

Почему смешно? Сартаулы построили Каракорум. Может их к вам обратно отправить чтобы они постройли новый Самарканд?

:D

middle-ages.jpg

Опубликовано
Quote

Термин гул/кул(«река») обычно считают монгольским. Однако 17 монгольская принадлежность этого слова еще научно не доказана, так как

оно уже встречается в тюркских рунических письменностях, в «Диване» Махмуда Кашгари (ХII в.), т. е. еще до прихода монголов в Среднюю Азию.

Термин кул часто встречается в «Бабур-наме» «кулнинг ичи киши мамарридин ирог хилват йул, кул юкори-ук юруб, сувни унг кулга куюб, яна

бир курук кулга кирдук. Эрта намоздигар бор эдигим,кулдин тузга чикилди»- «Вверх, вдоль реки, мы нашли хорошую дорогу. Сухое русло реки

находилось далеко от проезжей дороги. Поднявшись уединенной тропой по высохшему руслу и оставив реку на правой руке, мы вошли в другое

пересохшее русло»). Этот термин отмечен в составе многих названий мест Узбекистана: Олтикул, Кизилкул (Сырдарьинская область), Норингул

(Зарафшанская долина) и др. Слово норин тоже считают монгольским. Действительно, в Монголии по списку географических названий, приложенному к«Очеркам северо-западной Монголии» Г. Н. Потанина, можно насчитать 21 объект под названием Нарын, из них 11 - реки. В условиях Узбекистана, по всей вероятности, оно имеет другое значение, потому что находилось в обиходе еще до приходамонголов, кроме того, здесь имеется этноним норин.

Река Сурхандарья в средние века называлась Чаrонруд,а Сурхандарьинский оазис - Чагониён (по-арабски Сагониян).

Такой крупный ученый, как И. Маркварт пытался соотнести название области Чагониён с монгольским цаган «белый». Однако В. В. Бартольд

опровергает такое утверждение и считает название реки Чагонруд домусульманским, т. е. возникшим до завоевания Средней Азии арабами, ибо

оно встречается в анонимном географическом сочинении «Худуд ал-а'лам» , написанном в 982-983 гг.

Т. Нафасов топоним Fузор считает монгольским. Такое утверждение не обосновано, ибо Fузор в форме Хузор встречается у арабских географов еще в Х в. Как мы уже отмечали, ущелье в Сурхандарьинской области (в горах 18 Байсунтау), через которое шла главная дорога из Бухары и Самарканда в Балх, иногда (у Шарафиддин Язди, Бабура) называлось по-монгольски Кахлага или Кахлуг. Это искаженное в арабском описании монгольское слово халга, хаалга (н) «Bopoтa».

Широко распространен в Узбекистане и монгольский термин шибир, шибер («болото»). Происхождение топонима Сибирь мы связываем с этим

термином. Один из древнейших каналов Средней Азии (Самаркандская область) носит монгольское название Булунгур (булuнгар «муть») . Арык с таким же названием отмечен и в Сурхандарьинской области. Несколько рек в Китае также носят название Булунцзир (булунгир).

 

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...