Перейти к содержанию
Гость sanj

Улус Джучи (Золотая орда)

Рекомендуемые сообщения

В 04.12.2021 в 20:54, Tama сказал:

Тем более если была бы целая Орда, о ней бы источники сообщали. А эти орды позднее там объявились, то есть в первой половине 18 века, до этого некоторые жили между Едиль и Жайык, как зависимые от калмык.

Хочу продолжить разговор касательно фиксации казахов в Крыму, Сев. Кавказе, в подданстве у крымского хана и т.д.

К большому сожалению, нашим историкам эта тема неинтересна. 

У меня есть гипотеза, откуда появилась там именно казахская орда, как одна из составляющих ногайцев. 

Подчеркну, речь идет именно о названии казах или в русских источниках  (Скальковский) писали о "киргизских казаках", (древние) кочевья которых находились на Дону и Кубани, а небольшая кочевала в причерноморской низменности (Молочан). Причем по Скальковскому уральские степи также являлись кочевьями великой орды "киргизских казаков", т.е. речь явно идет о казахах.

https://forum-eurasica.ru/topic/2340-улус-джучи-золотая-орда/?do=findComment&comment=430655

Теперь как оказались там казахи, распишу хронологически.

Мы знаем из источников, что казахи во времена Бурундука и Касыма были гегемонами во Деште и кочевали в т.ч. и в районе Волги. 

Наверное, читатели знают об известном письме крымского хана Мехмет-Гирея османскому Сулейману Великолепному где упоминаются многочисленные "переселенцы" казахи со своим ханом. Враждебные казахи являлись одной из причин почему крымский хан не мог участвовать в походе османов в Венгрию (май 1521 г.)

"...В области, где обитает племя ногаев, которую мы ранее завоевали, обосновалось многочисленное племя (taife), именуемое казаками (Qazaq), во главе со своим правителем (khan). Они прибыли как переселенцы и обосновались там; теперь они с жадностью взирают на нас. Если мы предпримем поход на короля, они объединятся с ханом Хаджи-Тархана, который также издавна нам враждебен, и уничтожат нашу страну.
В этом году все наши враги сидят в седле.
Я, Ваш преданный слуга, также готовился сесть в седло и отправиться в поход, когда прибыл Ваш высочайший приказ, которому должен подчиниться весь мир.
Положение дел таково, как я его описал.
Мне остается сказать, что мы готовы подчиниться фирману, который будет доставлен нам от Порты, убежища мира.
Пусть тень счастья и удачи (падающая на Вас) будет вечной! Такова та надежда, которую мы обращаем к господу творений!

Смиренный Мухаммед-Гирей, ничтожнейшее из творений.."

Теперь идем дальше. В 1521 году падишах Дешта, келан хан Касым скончался и после него начался хаос, расброд и шатания в казахской орде.

В 1523 году крымский Мехмет-Гирей (который писал османскому Сулейману, что он опасается вновь прибывших казахов) захватывает Астрахань, но его убивают ногайцы в результате заговора. 

В 1524 году крымский престол занял Саадет -Гирей. 

В.В. Трепавлов ссылаясь на данные Литовской Метрики пишет о посольствах казахов  и ногайцев в Бахчисарай с желанием "заложиться" за крымского Саадет-Гирея. Позже сам крымский Саадет-Гирей в письме Сигизмунду писал о казахах как о своих подданных. 

https://cyberleninka.ru/article/n/litovskaya-metrika-kak-istochnik-po-istorii-tyurkskih-gosudarstv-vostochnoy-evropy/viewer

large.1630548046_Screenshot_20221214-1105292.png.03c43c2248a184924c49dc2fc7a3b8f4.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

После гибели Касым-хана (после Буйдаша казахи вообще "исчезли" по Дулати) какая-то часть Казахской Орды перешла в подданство Крымскому хану, причем казахи долгое время были в личной охране последующих крымских ханов. Об этом свидетельствуют данные Литовской метрики и плюс поздние свидетельства о нахождении казахов ("киргизских казаков" или "киргизов") на юге России, Причерноморье и т.д. в отрыве от основного ареала обитания казахов. Таких источников (и карт) - множество. 

Кто-то вообще изучал эти документы, кроме уважаемого ногаеведа В.В. Трепавлова? 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Я предположу, что казахские историки читают этот форум, может кто и возьмется за эту тему. 

От себя скажу, что часто вы поднимаете темы, которые действительно оказались вне внимания историков. Это реальный комплимент от админа :) 

  • Thanks 1
  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если бы у власти остались потомки Тохтамыша а не Едиге то в эпосах воспевали бы Ер Тохтамыша, боровшегося со злодеем и черной костью Едиге. Пропаганда

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@asan-kaygy есть ссылка на конкретную статью? Если мне память не изменяет, то ваши статьи разбросаны по Золотордынскому обозрению, Иран наме, Отан тарихы и т.д.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 12.04.2023 в 11:54, Bir bala сказал:

@asan-kaygy есть ссылка на конкретную статью? Если мне память не изменяет, то ваши статьи разбросаны по Золотордынскому обозрению, Иран наме, Отан тарихы и т.д.

 

на академии посмотрите

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 26.06.2023 в 22:01, Boroldoi сказал:

Сюжет спектакля о чем. Надеюсь не кринж какой нибудь об великом казахском Джучи.

Сходите узнаете

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 hours ago, asan-kaygy said:

Сходите узнаете

Скромно однако ккк, а в двух словах о шедевре казахского театра который посетил сам президент нельзя. Люди хотят знать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если люди хотят знать, могут прилететь и посмотреть. На премьере встретил одного китайского монгола и бурята

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 6/26/2023 at 11:51 AM, asan-kaygy said:

 

Не слышал аудио, сижу в общественных местах и audio отключён by me.

По видео вижу нормально 100%-ых монголов.

Потом выложу что в казахском говорят или поют в рамке моего понимания казахского языка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 hours ago, enhd said:

Не слышал аудио, сижу в общественных местах и audio отключён by me.

По видео вижу нормально 100%-ых монголов.

Потом выложу что в казахском говорят или поют в рамке моего понимания казахского языка.

А я вижу людей южносибирской расы, это в глазах русских мы все на одно лицо. Глаза больше нос выше белее кожа. Ненадо заблуждать людей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сабитов Ж.М., Тулеубаева С.А. Анализ достоверности «курейшитской генеалогии» Идегея из «Джами ат-таварих» Кадыр Али-бека и трактата «О роде князей Юсуповых» // Золотоордынское обозрение. 2023. Т. 11, № 2. С. 453– 462. DOI: 10.22378/2313-6197.2023-11-2.453-462 EDN: UBVRJI

https://www.academia.edu/104079530/Сабитов_Ж_М_Тулеубаева_С_А_Анализ_достоверности_курейшитской_генеалогии_Идегея_из_Джами_ат_таварих_Кадыр_Али_бека_и_трактата_О_роде_князей_Юсуповых_Золотоордынское_обозрение_2023_Т_11_2_С_453_462_DOI_10_22378_2313_6197_2023_11_2_453_462_EDN_UBVRJI

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 26.06.2023 в 22:01, Boroldoi сказал:

Сюжет спектакля о чем. Надеюсь не кринж какой нибудь об великом казахском Джучи.

Вспомнил великого монгольского Чжичжи

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наследники Золотой Орды: известные ученые Казахского ханства и Ногайской Орды

Украинский исследователь Ярослав Пилипчук из Национального педагогического университета им. Драгоманова (Киев) в колонке, написанной для «Миллиард.Татар», рассказывает о культуре тюрко-татарских государств. Первая ее часть была посвящена Казанскому и Касимовскому ханствам, во второй историк описывает культурную традицию Казахского ханства и Ногайской Орды.


Кто такие жырау и акыны

Казахская и ногайская литература преимущественно существовала в устной форме и имела корни в золотоордынской литературе. Жырау исполняли свои сочинения, играя на кобызе. Акыны играли на домбре. Благодаря жырау и акынам фольклор тюркских народов был известен практически всем людям. На айтысах соревновались в искусстве стихосложения аксакалы с аксакалами, девушки с девушками. Также были мастера драматического искусства – салы и сери. Сери исполняли стихи трагического содержания, а салы были веселы.

Жырау были песенниками, которые творили при Чингизидах. Они были ханскими советниками и чиновниками. В золотоордынскую эпоху такими жырау были Китбука и Сыпыр.

Особое значение имела деятельность Асан-Кайгы. Он был рожден в период 1361-1370 гг., его настоящее имя - Хасан. Отцом Хасана был Сабит-оглы. Асан-Кайгы был придворным Хаджи-Мухаммеда-хана, потом при казахских ханах Керее и Жанибеке. Умер он в 60-е гг. XV в.

Стили высокие и не очень

Следующим по времени поэтом был Жиембет-жырау Бортогашулы. Он был из рода Тана племени Байулы Старшего жуза Казахского ханства. Жиембет-жырау был наместником хана Есима в Младшем жузе. Он принял участие в столкновении с ойратами в 1620 г., а также в подавлении мятежа Турсуна в Ташкенте в 1627 г. Из наследия Жиембет-жырау сохранилось лишь 3 его толгау, в которых он обращался к хану Есиму. Жырау напоминал Есиму о своих деяниях и угрожал мщением за опалу.

Ахтамберды-жырау Сарыулы родился в 1675 г. в горах Каратау в знатной семье. В юношеские годы принимал участие в набегах казахов на Моголистан и джунгар. Он завоевал себе славу отважного воина. В годы актабан шубрынды (то есть великого бедствия от вторжений джунгар) он отметился как батыр-жырау и был одним из организаторов сопротивления джунгарам в Среднем жузе. После разгрома джунгар Ахтамберды переселился в Старший жуз в 1768 г. Его стихи в период юношества отмечены минорным тоном и жалобами на судьбу, сетованиями на одиночество, бедность и слабость. Годы зрелости были проведены в походах. Пламенными песнями он призывал воинов к отваге. В преклонном возрасте радовался успехам казахов.

Следующим жырау был Умбетей Тлеуулы, который родился в 1697 г. Произведения Умбетея посвящены конкретным людям. Два стиха посвящены Богембаю.

Бухар-жырау был сыном Калкамана-батыра и родился в 1693 г. Как талантливый поэт он выдвинулся еще при правлении хана Тауке. По неизвестным причинам оказался в опале. Вернулся он ко двору уже в пожилом возрасте и был советником Аблай-хана. Бухар был противником казахских междоусобиц. Умер он в 1787 г., пережив Аблай-хана.

Творчество Бухар-жырау делится на доаблаевский и аблаевский периоды. Произведения доаблаевского периода - это толгау о времени изгнания, они имеют преимущественно философско-назидательное наполнение. Поэт задается вопросами о смысле жизни и о том, как нужно прожить жизнь достойно. Он говорит о добре и зле, роли личности в истории. Творчество аблаевского периода отличается высоким стилем и посвящено служению государству. Бухар советует казахам перебраться за Сырдарью и указывает на угрозу казахам, которая надвигается со стороны русских. Аблая он рисует как идеального правителя и считает, что судьбы правителя и народа связаны между собой.

Кто такие бии-шешены

Кроме жырау, казахскую литературу творили и бии-шешены. Для них характерны ораторские толгау, посвящения, песни-поминания, песни-утешения, песни-прощания. Тематика их сочинений - справедливость и произвол, добро и зло, верность и измена, милосердие и жестокость, правдивость и лицемерие, смелость и трусость.

Наиболее известными биями-шешенами были Толе-бий Алибекулы, Казыбек Келдибекулы, Айтеке Байбекулы. Толе-бий Алибекулы родился в местности Жайсан в 1663 г. С детства был знатоком фольклора, а в 20 лет стал кади. Тауке-хан привлек Толе-бия к государственному управлению. После смерти Тауке он управлял Старшим жузом и некоторое время Ташкентом. Толе-бий написал большое количество толгау, благопожеланий, сынау, соболезнований, афоризмов и прозы. Он говорил о взаимоотношениях правителя и народа, также осуждал казахские междоусобицы и призывал народ к единению. Поэт беспокоился за судьбу народа в эпоху актабан шубрынды. Умер он в 1756 г. в эпоху Аблай-хана, когда джунгары терпели поражения от маньчжуров.

Поминальные жоктуа и поэмы про Сююмбике

Казы-бек Кельдебекулы. С юности он был знаком адата и шариата и отличался острым умом. Казы-бек был одним из советников хана Тауке, а потом ханов Сауке, Абу-л-Мамбета и Аблая. Он был одним из авторов свода законов «Жеты жаргы». Казы-бек прожил более ста лет и умер в 1765 г. Он был похоронен в мавзолее Ахмеда Ясави в Туркестане. Сохранились его афоризмы в стихах и проза. Он был одним из дипломатов, отправляемых в Джунгарское ханство, и имел дискуссию с хунтайджи Галдан-Цереном.

Айтеке-бий Байбекулы был из рода торткара племени алим Младшего жуза. Родился он в 1682 г. До Абу-л-Хайра он управлял всем Младшим жузом. Также он был советником хана Тауке и одним из авторов Жеты жаргы. Айтеке-бий писал толгау о смысле жизни, морали, этике. Умер он в 1766 г.

Что касается фольклора, то у казахов были исторические песни. Они имели названия «Есим», «Тауке», «Аблай-хан», «Богенбай-батыр», «Кобланды-батыр», «Кабанбай-батыр», «Утеген-батыр», «Карсай-батыр», «Толе-бий», «Казы-бек», «Айтеке-бий».

Существовал особенный жанр жоктуа, в котором в песне поминали умерших. Казахскими эпосами были «Кыз жибек», «Алпамыс», «Шора-батыр», «Козы Корпеш – Баян Сулу». Казахский эпос имеет общие произведения с ногайским и башкирским эпосами, у которых также есть эпосы о Чоре-батыре, Козы Корпеш и Алпамыше. Собственно ногайскими дастанами являются «Тахир и Зухра», «Телеген и Кыз-Йибек». Дастан «Лайла и Мажнун» пришел из персидской и азербайджанской литератур. Также были ногайские поэмы «Суюмбийке» и «Карайдар и Казы-Гуль». В «Суюмбийке» сказано о судьбе казанской ханши ногайского происхождения Сююмбике.

Идеал батыра

Ногайскими йырау были Сыбра-йырау Шопбасы, Парыздак Шабанулы, Куба-йырау Кыпшак, Кара-баис Канглы, Узын-Айдар, Конграт, Слу-Мамбет бахши Ширин, Манка-йырау Мангыт. Общими для казахской и ногайской литератур были Сыбра-йырау Шопбасы, Досмамбет Азавлы, Шалкииз Тленшиулы.


Шалкииз Тленшиулы был мангытом и приближенным бия Темира, который возглавлял Мангытский юрт. В его свите он побывал в Стамбуле, Крымском ханстве и на Кавказе. Он сочинил около 30 стихов. Это были как панегирики, так и дидактические толгау о добре и зле, хорошем и плохом, дружбе и вражде. Шалкииз написал несколько толгау о себе.

В его стихах сформирован идеал батыра. В толгау о Темире он говорит об испытанном им унижении, когда его отлучили от двора, но отговаривает Темира от хаджа в Мекку. Он восхваляет Темира, но указывает ему, что с его страной может произойти плохое, если он отлучится в хадж.

Досмамбет Азавлы, как видно из нисбы, жил в Азаке. По мнению одних исследователей, он жил в 1490-1523 гг., иные относят его жизнь к 1525-1596 гг. Он вырос в Азове. По мнению третьих, Досмамбет умер до 1549 г, поскольку сказано, что он пал до Мамая (Шейх-Мамая, который умер в 1549 г.).

Досмамбет Азавлы был талантливым поэтом-воином. Будучи взрослым, он побывал в Стамбуле и Бахчисарае. Идеалом поэта был воин, который умирает, сражаясь в Сарыарке. Он поет от первого лица и прославляет боевые качества джигита. Досмамбет-жырау был советником ногайских биев.

Казтуган

Что же касается ногайской литературы в Крымском ханстве, то здесь стоит упомянуть Эльбургана Найман-улы, который жил на Кубани в ауле Эльбурган. Он родился в конце XVII в. в Кубанской Орде, умер в Астрахани. Его самым известным сочинением была поэма «Бекмурза», которая состояла из прозаической и поэтической частей. В ней Эльбурган Найман-улы критикует существующие общественные порядки.

О Казтугане-йырау известно крайне мало. Сохранились лишь отдельные его стихи. Известно, что он был современником Асан-Кайгы. По мнению одних ученых, Казтуган родился в 1420 или 1430 гг. Время смерти неизвестно.

По мнению же других ученых, он был сыном едисанского мирзы Сююнчи Абдуллова. Первые известия о Казтугане встречаются под 1673 г. во время переговоров между русскими и калмыками. Аюка-хан хлопотал об освобождении Казтугана из аманатства. Позднее он принимал участие в военых действиях в русско-крымском пограничье в 80-90-х гг. XVII в.

Интеллектуалы в Казани и Касимове, а в Ногайской Орде - народничество

Проведя исследование, мы пришли к следующим выводам. Высокая исламская культура существовала в Казанском и Касимовском ханствах. Казанские интеллектуалы писали трактаты по медицине, педагогике, математике. Среди исторических сочинений следует отметить «Наказание» Мухаммед-Амина, «Сочинение о победе Казанского ханства» Кул-Шарифа, «Сборник летописей» Кадыр Али-бека Джалаири, а также «Дафтар-и Чингиз-наме» неизвестного автора, в которых изящная словесность сочеталась с историописанием. Наиболее известными же поэтами были Татар Гали Эфенди и Махмуд Мухаммедьяр.

Литература Ногайской Орды имела более народный характер. Среди ногайских йырау наиболее известны Сыбрау-йырау, Досмамбет Азавлы, Шалкииз Тленшиулы. Ногайская литература Крымского ханства представлена сочинением Эльбургана Найман-улы с территории Кубанской Орды.

Казахская литература представлена сочинениями жырау и биями-шешенами. Наиболее известными жырау были Асан-Кайгы, Жиембет-жырау, Бухар-жырау, а биями-шешенами - Толе-бий Алибекулы, Казыбек Келдибекулы, Айтеке Байбекулы. Основным жанром, в котором они творили, были толгау.

Благодаря их сочинениям мы узнаем некоторые детали истории Казахского ханства, не отображенные в узбекских и персидских хрониках. Историческая память казахов также представлена историческими песнями и эпосами. Часть эпосов имеют общетюркский характер.

Подробнее: https://milliard.tatar/news/nasledniki-zolotoi-ordy-izvestnye-ucenye-kazaxskogo-xanstva-i-nogaiskoi-ordy-1165

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...