Перейти к содержанию
Гость sanj

Улус Джучи (Золотая орда)

Рекомендуемые сообщения

1 минуту назад, АксКерБорж сказал:

 

Это была фикция

 

 

Думаю русское тятя, тятенька от казахского тәте.

 

 

Тебе надо смотреть на национальный состав областей, от него и плясать.

И вообще, разве употребление алкоголя запрещено мужчинам?

Чингизхан, члены его семьи, его род и окружавшие племена все употребляли алкоголь и ничего, держали весь мир в кулаке.

 

Ну ели тарбаганов итд , почему сейчас не едим ? Кровь не пьем ? 

В колонии не дают бесплатное образование , медицины , было равенство людей на официальном уровне законы итд , ни каких господ , обращение было товарищ ,жолдас ,  вообще по мне обращение господин, мырза  это высокомерие того человека которому так обращаются , в Коране сказано не будьте высокомерны , в судный день вы будете унижеными 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, Zake сказал:

Ну тогда каким боком РФ правопреемник ЗО, если РФ является правопреемником СССР, а СССР в свою очередь не является правопреемником Российской империи. 

До вас вообще дошло что я пишу?

Выше уже писал АКБ , РФ не только русские

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, Лимфоцит сказал:

Выше уже писал АКБ , РФ не только русские

Не надо тогда пускать дезу про правопреемство русских от ЗО.

При этом вы мое личное мнение хорошо знаете: первые казахи (Керея и Джанибека) - это не ордынцы, но под управлением ордынской династией урусидов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

25 минут назад, Лимфоцит сказал:

Ну ели тарбаганов итд , почему сейчас не едим ? 

 

Рассмотрели в записках Рубрука тарбаганов те, кто ставит знак равенства между карататарами и халха-монголами.

Кстати, вы тоже к ним относитесь, поэтому можете уверенно начинать есть грызунов.

 

25 минут назад, Лимфоцит сказал:

В колонии не дают бесплатное образование , медицины , было равенство людей на официальном уровне законы итд , ни каких господ , обращение было товарищ ,жолдас ,  вообще по мне обращение господин, мырза  это высокомерие того человека которому так обращаются , в Коране сказано не будьте высокомерны , в судный день вы будете унижеными 

 

Воспевая тоталитарное прошлое казахов ты даже в голову себе не можешь взять другую сторону, что и как было бы у казахов без этого ниспосланного им "рая".

Кстати Коран был под запретом в хваленном тобой рае.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Zake сказал:

Не надо тогда пускать дезу про правопреемство русских от ЗО.

При этом вы мое личное мнение хорошо знаете: первые казахи (Керея и Джанибека) - это не ордынцы, но под управлением ордынской династией урусидов.

Они тоже имеют отношения к ЗО , пока что палеоднк 14-15 века не выявляют гаплы которые у нас , думаю в будущем выявятся N , Ra, Rb1 , по старкластеру(которая у нас в мажоре) чувствую пролетим . Про Урус Хан вообще читал недавно что он русским был 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, АксКерБорж сказал:

 

Рассмотрели в записках Рубрука тарбаганов те, кто ставит знак равенства между карататарами и халха-монголами.

 

оспевая тоталитарное прошлое казахов ты даже в голову себе не можешь взять другую сторону, что и как было бы у казахов без этого ниспосланного им "рая".

Кстати Коран был под запретом в хваленном тобой рае.

 

Никто не воспевает союз , истории отношусь как данность , ничего бы у нас не было,  как минимум такой территории , до советов к примеру Семиречье , южные регионы , относились Туркестанском краю , во время размеживания большинство территории вошли в КЗ 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В исламе действительно осуждается высокомерие. На мой взгляд, такие формы обращения, как 'мырза' и 'ханум', сами по себе не несут коннотации высокомерия, если они используются для выражения уважения к человеку. Мусульманские общества использовали и продолжают использовать подобные формы обращения без нарушения исламских норм. Пророк Мухаммад и его сподвижники демонстрировали уважение друг к другу через слова и действия, не проявляя высокомерия.


 В крупных городах и столицах доступ к высококвалифицированным специалистам и ресурсам был значительно лучше. В сельских школах учитель физики, химии, биологии и математики мог быть одним и тем же человеком. Учителей иностранных языков могло вовсе не быть. То же самое относится к здравоохранению. Медсестра или участковый врач появлялись раз в неделю в сельской местности, а скорая помощь могла вообще не приехать. Формально все граждане были равны, но на практике партийная элита имела доступ к более качественным медицинским услугам в закрытых клиниках и обеспечивала своим детям лучшее образование. Дети партийных руководителей посещали специальные детские сады для привилегированных. Для номенклатуры правительственные дачи в живописных местах, жилье в благоустроенных районах, специальные дома отдыха и многое другое  за государственный счёт. Социальное неравенство приняло другую форму, а религию людям заменила идеология после того, как разрушили 'старый мир', в котором официально существовали сословия. Не то чтобы у меня цель выставить этот период истории только в плохом свете. 


В общем, я не считаю форму обращения 'мырза' высокомерной. Это обращение выражает уважение к человеку. Главное, как оно используется и с какими намерениями.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Лимфоцит сказал:

В РФ проживают не только русские , ногайцы , татары , калмыки итд 

Тогда если вы отклонились от чисто юридической  диспозиции, в чем тогда @Momyn не прав? Он же по сути прав. Казахи имеют полное право считаться народом, предки которых были титульным народом в МИ. Казахи являются прямыми потомками народов как минимум Улуса Джучи, Улуса Хулагу и Улуса Чагатая (плюс есть включения из Юань). Заметьте, здесь нет речи о правопреемстве в юридической коннотации.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 21.09.2024 в 21:49, АксКерБорж сказал:

 

Кстати Коран был под запретом в хваленном тобой рае.

 

 

Формально Коран не был под запретом в СССР, но на практике доступ к нему был сильно ограничен вплоть до окончания Второй мировой войны. Большинство исламских религиозных деятелей либо бежали в 1920-е годы, либо были репрессированы. Все медресе были закрыты. После Второй мировой войны были открыты два медресе: одно в Бухаре (Мири Араб) в 1945 году и медресе Баракхан 1955/1956г, которое закрыли в 1961 году. В 1960-х годах снова начались притеснения. Ташкентский исламский институт был основан в 1970-х годах.

Ежегодно из каждого медресе выпускалось 15-20 человек, может немного больше, на всю страну не более 50-60 выпускников в год. Процесс отбора для поступления был очень строгим, и к обучению допускались только проверенные и самые надёжные кандидаты. Это на всю страну. Только Узбекской ССР в 1990 году проживало более 20 миллионов человек, не считая другие республики и автономные республики.

Учебные программы проходили жёсткую цензуру и не соответствовали традиционным программам медресе. Включались такие предметы, как политэкономия и другие советского периода. Немногим привилегированным выпускникам отечественных медресе разрешалось продолжать обучение за границей.  Ехали учиться в дружественные страны — Египет, Сирию, Ирак, Иорданию, некоторое время в Иран. Всем приходилось сотрудничать с КГБ. Это было обязательным условием для продолжения учебы, от которого невозможно было отказаться. Одним из таких студентов был бывший глава Чеченской республики Ахмат Кадыров, который, окончив медресе в Бухаре, поехал учиться в Иорданию.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, olley сказал:

В исламе действительно осуждается высокомерие. На мой взгляд, такие формы обращения, как 'мырза' и 'ханум', сами по себе не несут коннотации высокомерия, если они используются для выражения уважения к человеку. Мусульманские общества использовали и продолжают использовать подобные формы обращения без нарушения исламских норм. Пророк Мухаммад и его сподвижники демонстрировали уважение друг к другу через слова и действия, не проявляя высокомерия.


 В крупных городах и столицах доступ к высококвалифицированным специалистам и ресурсам был значительно лучше. В сельских школах учитель физики, химии, биологии и математики мог быть одним и тем же человеком. Учителей иностранных языков могло вовсе не быть. То же самое относится к здравоохранению. Медсестра или участковый врач появлялись раз в неделю в сельской местности, а скорая помощь могла вообще не приехать. Формально все граждане были равны, но на практике партийная элита имела доступ к более качественным медицинским услугам в закрытых клиниках и обеспечивала своим детям лучшее образование. Дети партийных руководителей посещали специальные детские сады для привилегированных. Для номенклатуры правительственные дачи в живописных местах, жилье в благоустроенных районах, специальные дома отдыха и многое другое  за государственный счёт. Социальное неравенство приняло другую форму, а религию людям заменила идеология после того, как разрушили 'старый мир', в котором официально существовали сословия. Не то чтобы у меня цель выставить этот период истории только в плохом свете. 


В общем, я не считаю форму обращения 'мырза' высокомерной. Это обращение выражает уважение к человеку. Главное, как оно используется и с какими намерениями.

Само обращение к людям на вы (без мырзы) уже уважительное отношение , ещё есть у нас баке , саке , маке

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 минут назад, Zake сказал:

Тогда если вы отклонились от чисто юридической  диспозиции, в чем тогда @Momyn не прав? Он же по сути прав. Казахи имеют полное право считаться народом, предки которых были титульным народом в МИ. Казахи являются прямыми потомками народов как минимум Улуса Джучи, Улуса Хулагу и Улуса Чагатая (плюс есть включения из Юань). Заметьте, здесь нет речи о правопреемстве в юридической коннотации.

От какой юридической основы ?правопреемственность кто как понимает , и потом если верить нашим генетикам мы образовались с пару десяток мужчин , 20 мужчин вся ЗО ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Лимфоцит сказал:

От какой юридической основы ?правопреемственность кто как понимает , и потом если верить нашим генетикам мы образовались с пару десяток мужчин , 20 мужчин вся ЗО ?

Я вообще не воспринимаю интерпретации генетиков, в отличие от вас.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 21.09.2024 в 00:57, boranbai_bi сказал:

из всех пост-ордынских династий самый сильный claim у крымской т.к. они разгромили Большую Орду и провозгласили себя Улуг Улусом (не знаю точно оспаривали остальные или нет)

затем казахская, казанская и астраханская примерно с одинаковыми правами

Да, все-таки соглашусь. Крымские ханы признавали родственность с казахскими урусидами, астраханскими и казанскими ханами, а ногайский князь Агиш - это слуга. 

И.В. Зайцев. Астраханское ханство. М., 2006. С. 98-99

"И как салтан Сюлеймен Шаг — таков у меня брат есть, так же и астороканской Усейн-царь — то мне брат же, айв Казани Саип-Гирей царь — и то мне родной брат, и с ыную сторону казатцкой царьто мне брат же, а Агыш князь — мой слуга, а с сю сторону черкасы и Тюмени — мои же, а король — холоп мой, а волохи — и то мои нутники и стадники."

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Zake сказал:

Я вообще не воспринимаю интерпретации генетиков

зато Момын воспринимает , иногда переписывается на тему нирунства , интересно , но не понимаю их, о чем они пишут , спорят

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, olley сказал:

 

Формально все граждане были равны, но на практике партийная элита имела доступ к более качественным медицинским услугам в закрытых клиниках и обеспечивала своим детям лучшее образование. Дети партийных руководителей посещали специальные детские сады для привилегированных. Для номенклатуры правительственные дачи в живописных местах, жилье в благоустроенных районах, специальные дома отдыха и многое другое  за государственный счёт. Социальное неравенство приняло другую форму, а религию людям заменила идеология после того, как разрушили 'старый мир', в котором официально существовали сословия. Не то чтобы у меня цель выставить этот период истории только в плохом свете. 

 

элита всегда оставалось элитой , таких благ она незнала , которая имеет наша элита , из положитнльного для мира , человечество , западный мир перенял у советов соцпакет , 8 часовой рабочий день , пятидневка, отпуск  , декретные итд , можно сказать изменил мир , запрещен был детский труд , так бы эксплуатация людей оставалось на том же уровне (без соц пакета)

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Лимфоцит сказал:

элита всегда оставалось элитой , таких благ она незнала , которая имеет наша элита , из положитнльного для мира , человечество , западный мир перенял у советов соцпакет , 8 часовой рабочий день , пятидневка, отпуск  , декретные итд , можно сказать изменил мир , запрещен был детский труд , так бы эксплуатация людей оставалось на том же уровне (без соц пакета)

 

Дискуссия не по теме.

 

Спойлер

В успешных и благополучных странах, которые в советское время и сейчас называют "Западом", происходили разные изменения, и законы принимались в разное время.

Борьба за 8-часовой рабочий день среди рабочих началась в середине 19 века, задолго до образования СССР. Движение за права рабочих и марксистские идеи появились в Центральной Европе в середине 19 века. Позже эти идеи были переняты революционерами в начале 19 века. Марксистские идеи родились в Европе.

В Австралии 8-часовой рабочий день был установлен в 1856 году для строителей. Австралию, хотя она и находится на востоке, часто относят к коллективному Западу.

В США массовые протесты за 8-часовой рабочий день произошли в 1886 году (Хеймаркетское восстание). В 1916 году был принят Закон Адамсона, который установил 8-часовой рабочий день для железнодорожных работников.

В РСФСР 8-часовой рабочий день был введён в 1917 году. СССР ещё не существовал. В советских республиках закон был принят позже. В 1917–1922 гг. шла Гражданская война. После образования СССР в 1922 году территории присоединялись, и союзные республики образовывались до 1939 года. С 1922 по 1939 гг. закон был принят в республиках. К 1922 году во многих странах коллективного "Запада" уже существовал 8-часовой рабочий день. В СССР в 1929 году была введена непрерывная рабочая неделя с плавающими выходными, а в 1940 году вернулись к шестидневке.

В США пятидневная рабочая неделя стала стандартом в 1920–1930-х годах благодаря усилиям профсоюзов и промышленников, таких как Генри Форд.

Среднее количество отработанных часов сегодня: Германия — 26–28, Нидерланды — 27–29, Норвегия — 27–29, Франция — 30–32, США — 34–36, Россия — 38–40. Вопрос не только в количестве часов, но и в низкой продуктивности и производительности труда, которые часто обсуждаются. Можно и на рабочем месте не слишком утруждаться. В настоящее время Билл Гейтс и многие другие известные владельцы крупных международных корпораций продвигают идею 4-дневного рабочего дня (32 часа).

В Великобритании ограничения на детский труд начали вводить с 1833 года (Factory Act). В США детский труд ограничивался на уровне штатов с конца 19 века, так как многие сферы регулируются законами штатов. В СССР — в 1922 году.

Законы о декретном отпуске начали принимать в разных странах в разное время. Германия: 1878 год — запрет работы женщинам после родов; 1927 год — социальное страхование. Во Франции: 1909 год — отпуск; 1913 год — страхование. Швеция — 1901 год. Великобритания ввела страхование в 1911 году. Социальное страхование женщинам оплачивал работодатель или взносы были совместными.

Право голоса для женщин на выборах: Новая Зеландия — 1893 г., Австралия — 1902 г., Норвегия — 1913 г., РСФСР — 1917 г. В других республиках СССР — позже. Это формально, а фактически уровень демократии на голосованиях был низким — тема, заслуживающая отдельного обсуждения. Многие и сейчас считают, что участие 'плебса' в выборах должно быть ограничено официально.

 

Информацию нужно искать в разных источниках, а не в газетах с искажёнными фактами, преследующими определённую повестку. Некоторые находят менее удачные примеры в 3–4 странах, выдавая их за общую ситуацию на коллективном Западе, при этом подчёркивая положительные примеры из СССР.

Непонятно, что подразумевается под Западом. Запад стал более или менее единым на законодательном уровне после образования ЕС, и это произошло значительно позже принятия многих законов, если речь идёт только о европейских странах.

И главное в этой дискуссии то, что волны борьбы за права трудящихся и социальное равенство, и революции в Европе и Северной Америке происходили на протяжении 19 столетия после индустриализации и урбанизации обществ. Всё это случилось намного раньше, чем в Российской империи. Именно в Европе были написаны "Коммунистический манифест" (1848 г.) Марксом и Энгельсом  и "Капитал" (1867). Марксистские идеи были переняты в России в конце 19 — начале 20 века, адаптированы к российским условиям и активно распространялись среди рабочих и интеллигенции. Вся видная верхушка революционеров — 'вожди революции' — жила в Центральной и Западной Европе. Они принесли с собой новые идеи из Европы, но позже их репрессировали в 1930-е годы. Позже эти идеи о социальном равенстве эволюционировали, приняв другую, очень часто уродливую форму на почве павшей империи. 

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, Zake сказал:

Да, все-таки соглашусь. Крымские ханы признавали родственность с казахскими урусидами, астраханскими и казанскими ханами, а ногайский князь Агиш - это слуга. 

И.В. Зайцев. Астраханское ханство. М., 2006. С. 98-99

"И как салтан Сюлеймен Шаг — таков у меня брат есть, так же и астороканской Усейн-царь — то мне брат же, айв Казани Саип-Гирей царь — и то мне родной брат, и с ыную сторону казатцкой царьто мне брат же, а Агыш князь — мой слуга, а с сю сторону черкасы и Тюмени — мои же, а король — холоп мой, а волохи — и то мои нутники и стадники."

интересно как Касым хан позиционировал себя, если Сефевиды считали его наместником Чингисхана

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, olley сказал:

 

Дискуссия не по теме.

 

  Скрыть контент

В успешных и благополучных странах, которые в советское время и сейчас называют "Западом", происходили разные изменения, и законы принимались в разное время.

Борьба за 8-часовой рабочий день среди рабочих началась в середине 19 века, задолго до образования СССР. Движение за права рабочих и марксистские идеи появились в Центральной Европе в середине 19 века. Позже эти идеи были переняты революционерами в начале 19 века. Марксистские идеи родились в Европе.

В Австралии 8-часовой рабочий день был установлен в 1856 году для строителей. Австралию, хотя она и находится на востоке, часто относят к коллективному Западу.

В США массовые протесты за 8-часовой рабочий день произошли в 1886 году (Хеймаркетское восстание). В 1916 году был принят Закон Адамсона, который установил 8-часовой рабочий день для железнодорожных работников.

В РСФСР 8-часовой рабочий день был введён в 1917 году. СССР ещё не существовал. В советских республиках закон был принят позже. В 1917–1922 гг. шла Гражданская война. После образования СССР в 1922 году территории присоединялись, и союзные республики образовывались до 1939 года. С 1922 по 1939 гг. закон был принят в республиках. К 1922 году во многих странах коллективного "Запада" уже существовал 8-часовой рабочий день. В СССР в 1929 году была введена непрерывная рабочая неделя с плавающими выходными, а в 1940 году вернулись к шестидневке.

В США пятидневная рабочая неделя стала стандартом в 1920–1930-х годах благодаря усилиям профсоюзов и промышленников, таких как Генри Форд.

Среднее количество отработанных часов сегодня: Германия — 26–28, Нидерланды — 27–29, Норвегия — 27–29, Франция — 30–32, США — 34–36, Россия — 38–40. Вопрос не только в количестве часов, но и в низкой продуктивности и производительности труда, которые часто обсуждаются. Можно и на рабочем месте не слишком утруждаться. В настоящее время Билл Гейтс и многие другие известные владельцы крупных международных корпораций продвигают идею 4-дневного рабочего дня (32 часа).

В Великобритании ограничения на детский труд начали вводить с 1833 года (Factory Act). В США детский труд ограничивался на уровне штатов с конца 19 века, так как многие сферы регулируются законами штатов. В СССР — в 1922 году.

Законы о декретном отпуске начали принимать в разных странах в разное время. Германия: 1878 год — запрет работы женщинам после родов; 1927 год — социальное страхование. Во Франции: 1909 год — отпуск; 1913 год — страхование. Швеция — 1901 год. Великобритания ввела страхование в 1911 году. Социальное страхование женщинам оплачивал работодатель или взносы были совместными.

Право голоса для женщин на выборах: Новая Зеландия — 1893 г., Австралия — 1902 г., Норвегия — 1913 г., РСФСР — 1917 г. В других республиках СССР — позже. Это формально, а фактически уровень демократии на голосованиях был низким — тема, заслуживающая отдельного обсуждения. Многие и сейчас считают, что участие 'плебса' в выборах должно быть ограничено официально.

 

Информацию нужно искать в разных источниках, а не в газетах с искажёнными фактами, преследующими определённую повестку. Некоторые находят менее удачные примеры в 3–4 странах, выдавая их за общую ситуацию на коллективном Западе, при этом подчёркивая положительные примеры из СССР.

Непонятно, что подразумевается под Западом. Запад стал более или менее единым на законодательном уровне после образования ЕС, и это произошло значительно позже принятия многих законов, если речь идёт только о европейских странах.

И главное в этой дискуссии то, что волны борьбы за права трудящихся и социальное равенство, и революции в Европе и Северной Америке происходили на протяжении 19 столетия после индустриализации и урбанизации обществ. Всё это случилось намного раньше, чем в Российской империи. Именно в Европе были написаны "Коммунистический манифест" (1848 г.) Марксом и Энгельсом  и "Капитал" (1867). Марксистские идеи были переняты в России в конце 19 — начале 20 века, адаптированы к российским условиям и активно распространялись среди рабочих и интеллигенции. Вся видная верхушка революционеров — 'вожди революции' — жила в Центральной и Западной Европе. Они принесли с собой новые идеи из Европы, но позже их репрессировали в 1930-е годы. Позже эти идеи о социальном равенстве эволюционировали, приняв другую, очень часто уродливую форму на почве павшей империи. 

 

Такие изменения происходило из за страха революций , девиз был  такой  пролетарий всех стран объединяйтесь 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 18.09.2024 в 23:18, Лимфоцит сказал:

Присваивать чужое или общее не надо , живи так 

 

Вопрос к вам, Думан Лимфоцит, про правопреемство культур, традиций, которые просто так не перенимаются - есть ли подобные традиции у современных монголоязычных народов? Присваиваем ли мы чужое?

 

Татаро-монгольские племена:

 

Винцент де Бове:

"... Когда кто-нибудь из них [Тартар] заболеет, выставляют шест и обвивают его черным войлоком... А кости съеденного коня сжигают... Мясо же конское съедают, как было сказано, за помин его души и устраивают по умершему плач".

Плано Карпини:

"... Когда кто-нибудь из них [Татар] смертельно заболевает, ставится шест, вокруг которого обматывают черный войлок... И хоронят вместе с ним одну кобылицу с жеребенком и коня с уздой и седлом, а другого коня съедают".

Ц де Бридиа:

"... Когда кто-нибудь среди них [Татар] смертельно заболевает, то около его юрты воздвигается шест [длиной] девять локтей, в обмотанный черным войлоком... Также с ним хоронят кобылицу с жеребенком, коня с уздой и седлом... одного же коня съедают друзья".

 

Казахские племена:

 

М.И. Красовский:

"... Перед опущением в могилу, место для которой выбирается на каком-нибудь видном пригорке, но по возможности близко от воды, идет опять молитва, и труп кладут в камеру, сделанную в одном из стен могилы… Выставляемая на особом видном месте, юрта покойника на время украшается лучшими его вещами, доставшимися в наследство разным родственникам, как-то: коврами, одеялами, оружием и проч.; около нее ставятся верблюды и лошади из тех, которых наиболее жаловал умерший, у дверей ставится длинный шест, на котором развевается черный флаг".

Я.П. Гавердовский:

"...Верблюда, на котором везется труп, всегда сопровождают женщины, они имеют при себе навязанный на шесте черный платок и поют заунывные песни".

Мухтар Ауезов:

"... А вот к юрте покойника с пра­вой стороны полагалось прикрепить на острие пики траурное полот­нище. "Это было самым большим знаком почитания покойного, зна­ком печали: траурный стяг, укреп­ленный на острие пики".

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

26 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Вопрос к вам, Думан Лимфоцит, про правопреемство культур, традиций, которые просто так не перенимаются - есть ли подобные традиции у современных монголоязычных народов? Присваиваем ли мы чужое?

 

Татаро-монгольские племена:

 

Винцент де Бове:

"... Когда кто-нибудь из них [Тартар] заболеет, выставляют шест и обвивают его черным войлоком... А кости съеденного коня сжигают... Мясо же конское съедают, как было сказано, за помин его души и устраивают по умершему плач".

Плано Карпини:

"... Когда кто-нибудь из них [Татар] смертельно заболевает, ставится шест, вокруг которого обматывают черный войлок... И хоронят вместе с ним одну кобылицу с жеребенком и коня с уздой и седлом, а другого коня съедают".

Ц де Бридиа:

"... Когда кто-нибудь среди них [Татар] смертельно заболевает, то около его юрты воздвигается шест [длиной] девять локтей, в обмотанный черным войлоком... Также с ним хоронят кобылицу с жеребенком, коня с уздой и седлом... одного же коня съедают друзья".

 

Казахские племена:

 

М.И. Красовский:

"... Перед опущением в могилу, место для которой выбирается на каком-нибудь видном пригорке, но по возможности близко от воды, идет опять молитва, и труп кладут в камеру, сделанную в одном из стен могилы… Выставляемая на особом видном месте, юрта покойника на время украшается лучшими его вещами, доставшимися в наследство разным родственникам, как-то: коврами, одеялами, оружием и проч.; около нее ставятся верблюды и лошади из тех, которых наиболее жаловал умерший, у дверей ставится длинный шест, на котором развевается черный флаг".

Я.П. Гавердовский:

"...Верблюда, на котором везется труп, всегда сопровождают женщины, они имеют при себе навязанный на шесте черный платок и поют заунывные песни".

Мухтар Ауезов:

"... А вот к юрте покойника с пра­вой стороны полагалось прикрепить на острие пики траурное полот­нище. "Это было самым большим знаком почитания покойного, зна­ком печали: траурный стяг, укреп­ленный на острие пики".

 

Сейчас у нас таких традиций нет , возможно у халха с принятием буддизма таких традиций уже не было тогда , и не забываем тунгусский пласт у халха 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Лимфоцит сказал:

возможно 

 

Возможно не считается, нет значит нет.

И это я привел всего один из многих примеров.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Shoqan – Г. Н. Потанин. «Чокан Чингисович Валиханов»

(Род. 1835 г., ум. 1866 г.)

Публикуется по тексту, извлеченному из газеты «Сибирская жизнь», 1903, №133.

Число инородцев, вышедших из среды некультурных рас и получивших образование в русской школе, к стыду русского просвещения, очень невелико; к числу этих редких исключений принадлежит Чокан Валиханов, первый по времени киргиз, вставивший свое имя в список русских писателей. Он был внук последнего хана Средней киргизской орды Вали; после смерти Вали-хана ханское достоинство в Средней орде русскою властью было уничтожено, семья старшей жены Вали-хана очутилась в опале, напротив, младшая жена, Айганым, была обласкана русским правительством в ее ставке; в урочище Сырымбет были построены для нее дом и мечеть, все урочище отдано было ей в бесспорное пользование, а старший сын Чингис был взят в Омск, помещен в русскую школу и занесен в список учащихся под именем Чингиса Валиевича Валиева, а не Валиханова, вероятно, чтобы не напоминать киргизам о ханской власти. Впоследствии Чингис Валиевич возвратился в степь и стал служить, занимая важные должности. У Чингиса Валиевича было пять сыновей, Чокан был второй по порядку рождения. Он родился в урочище Кушмурун (Птичий нос), где была ставка Чингиса Валиевича в то время, когда он был управителем одного из степных округов. Так как Чингис всю свою жизнь вел кочевой образ жизни, то Чокан свои детские годы провел в юрте. Все потомки киргизских ханов носят титул «султан» и считаются белой, т. е. дворянской, костью, в отличие от черной, простонародной; поэтому и Чокан принадлежал по происхождению к киргизской аристократии.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...