Перейти к содержанию
Гость Бату

Казахское ханство

Какую дату считать началом Казахского ханства?  

66 проголосовавших

  1. 1. Какую дату считать началом Казахского ханства?

    • 1459-60 – Откочевка казаков от Абу-л-Хайра, начало независимого правления урусидов
      6
    • 1465-66 – Начало ханства по Мирзе Хайдару
      18
    • 1470-71 – Начало ханства по Т.И. Султанову (после смерти Абу-л-Хайра)
      11
    • другое
      23


Рекомендуемые сообщения

В 30.09.2024 в 07:07, Kamal сказал:

Навряд ли. Иначе казахские жалаиры не тащились бы в такую даль, и под присягой не уговаривали бы каракалпакских жалаиров присоединиться к ним. Здесь явный обман, так как есть мнения, что из-за невозможности победить Нижних каракалпаков военным путем, казахи применили обман, мол, мы братья, нам бы только уничтожить ваших правителей и будете жить свободно. К тому же, если бы не каракалпакская сущность этих жалаиров, казахи не вырезали бы жалаирских бедолаг численностью не менее 7000 человек, то есть до последнего младенца. Согласитесь, это только известные факты.

А связь возможных связей нынешних казахских жалаиров с киятами с точки зрения ваших утверждений очень важна.

Причина переезда есть в самом документе.

"из Большой орды Джалаирского роду киргисцов человек з дватцеть ездило в Каракалпацкую орду к каракалпаком Джалаирского же роду, коих было тысяча пятьсот кибиток и, будучи тамо, для избежания от киргис-кайсацких на каракалпацкой народ нападеней и раззорения тех Джалаирского роду каракалпак вызвали в отделение от протчих с таким обещанием, что они, киргисцы, не раззоряя, яко одного с ними роду, приобщат их в кочевье с собою спокоем, в чем им и присягу учинили, в чем те каракалпаки им, киргисцам, поверя, с ними вместе ис каракалпацкого народу в Киргис-кайсацкую орду и выехали"

Да и мы тут видим что никакого плана не было, казахи и на казахских жалаиров в пылу набега напали. Не было смысла бояться пару тысяч каракалпаков ведь тех легко разбили. Абулхаир много раз ходил на нижних каракалпак и те из за неспособности как либо ему ответить даже к РИ обращались. 

Многих кстати казахи просто захватили а не вырезали, цитирую.

"а самих каракалпак почти всех в полон розобрал, а притом и киргисцов, к которым они было прикочевали, к себе обратил" 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Tima_2109 сказал:

Причина переезда есть в самом документе.

"из Большой орды Джалаирского роду киргисцов человек з дватцеть ездило в Каракалпацкую орду к каракалпаком Джалаирского же роду, коих было тысяча пятьсот кибиток и, будучи тамо, для избежания от киргис-кайсацких на каракалпацкой народ нападеней и раззорения тех Джалаирского роду каракалпак вызвали в отделение от протчих с таким обещанием, что они, киргисцы, не раззоряя, яко одного с ними роду, приобщат их в кочевье с собою спокоем, в чем им и присягу учинили, в чем те каракалпаки им, киргисцам, поверя, с ними вместе ис каракалпацкого народу в Киргис-кайсацкую орду и выехали"

Да и мы тут видим что никакого плана не было, казахи и на казахских жалаиров в пылу набега напали. Не было смысла бояться пару тысяч каракалпаков ведь тех легко разбили. Абулхаир много раз ходил на нижних каракалпак и те из за неспособности как либо ему ответить даже к РИ обращались. 

Многих кстати казахи просто захватили а не вырезали, цитирую.

"а самих каракалпак почти всех в полон розобрал, а притом и киргисцов, к которым они было прикочевали, к себе обратил" 

Я про этот документ и писал. В нем нет ни намёка на то, что каракалпакские жалаиры сами изьявили желание жить среди казахов и пошли на их территорию. А во-вторых, если бы этих несчастных по-доброму уговорили переселиться к ним, то не было бы и никаких причин брать их в плен. Плен не означает, что они уцелеют.

А в-третьих, ранее вы читали статью, или по крайней мере я предложил вам почитать, но видимо не читали. Так, если про жалаиров события упоминаются 1747 года, то в той статье упоминаются события 1746 года, когда Ералы султан с Аблаем соединились и напали на Нижних каракалпаков, но оставив тысячи трупов ушли обратно, так как каракалпаки не вздрогнули, дали достойный отпор агрессору. Статья заканчивается тем, что в тех сражениях победа не досталась никому, зато с тех пор каракалпаки перестали посягать на казахские кочевья. Просто статья казахская, какую-то выгоду должна была подразумевать для казахов. А в 1747 году уже пошли уговоры переселиться желающим на казахскую территорию, тем самым были попытки разобщить каракалпаков, потому жалаиры и жестоко поплатились, про других просто сведений нет.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 часов назад, Kamal сказал:

Я про этот документ и писал. В нем нет ни намёка на то, что каракалпакские жалаиры сами изьявили желание жить среди казахов и пошли на их территорию. А во-вторых, если бы этих несчастных по-доброму уговорили переселиться к ним, то не было бы и никаких причин брать их в плен. Плен не означает, что они уцелеют.

А в-третьих, ранее вы читали статью, или по крайней мере я предложил вам почитать, но видимо не читали. Так, если про жалаиров события упоминаются 1747 года, то в той статье упоминаются события 1746 года, когда Ералы султан с Аблаем соединились и напали на Нижних каракалпаков, но оставив тысячи трупов ушли обратно, так как каракалпаки не вздрогнули, дали достойный отпор агрессору. Статья заканчивается тем, что в тех сражениях победа не досталась никому, зато с тех пор каракалпаки перестали посягать на казахские кочевья. Просто статья казахская, какую-то выгоду должна была подразумевать для казахов. А в 1747 году уже пошли уговоры переселиться желающим на казахскую территорию, тем самым были попытки разобщить каракалпаков, потому жалаиры и жестоко поплатились, про других просто сведений нет.

 

Казахские жалаиры пригласили к себе каракалпакских жалаиров, но в момент когда они пришли на них напали казахи Барак султана который в пылу разграбления даже казахов из рода жалаиры в плен взял и присоединил к себе. Пришли они по своей воле и их никто не заставлял переселятся им лишь предложили а они согласились. Если человека берут в плен то это означает лишь то что он уцелел и его не будут убивать. В документе все четко прописано. Никто никого не пытался "надуть" и резни как таковой не было, написано несколько раз что их ограбили и в полон(плен) взяли.

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVI/1580-1600/Kazach_rus_16_18/161-180/166.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, Kamal сказал:

А в-третьих, ранее вы читали статью, или по крайней мере я предложил вам почитать, но видимо не читали. Так, если про жалаиров события упоминаются 1747 года, то в той статье упоминаются события 1746 года, когда Ералы султан с Аблаем соединились и напали на Нижних каракалпаков, но оставив тысячи трупов ушли обратно, так как каракалпаки не вздрогнули, дали достойный отпор агрессору. Статья заканчивается тем, что в тех сражениях победа не досталась никому, зато с тех пор каракалпаки перестали посягать на казахские кочевья. Просто статья казахская, какую-то выгоду должна была подразумевать для казахов. А в 1747 году уже пошли уговоры переселиться желающим на казахскую территорию, тем самым были попытки разобщить каракалпаков, потому жалаиры и жестоко поплатились, про других просто сведений нет.

А есть документ где написано что Абылай и Ералы ходили на нижних каракалпак? Просто я так поискал по vostlit и нашел лишь это 1747 г. мая 21. — Запись показаний сакмарского казака М. Асанова, ездившего к тархану Джаныбеку.

"Киргис-кайсацкой народ ныне, как он, Мансур, мог видеть, весьма спокойно обстоит, и все улусы вблизость сюда кочуют, как и во все лето кочевать и при Оренбурге беспрерывной торг производить намерены, токмо они к тому не столько по охоте, сколько по нужде притчину имеют для того, что прошлого году зимою великим собранием и около тритцети тысяч человек ходили для разорения средних каракалпак, по притчине причиненного бухарцом в проезд их с калымом от бухарского хана к Абулхаир-хану за сосватанную за него от него, Абулхаира, дочь, грабежа; причем и он, Абулхаир, с сыном ево Нурали-салтаном и Джанбек и Исет тарханы, также и все Меньшой орды знатным были, но как те каракалпаки, кои оных бухарцов грабители, о походе их, киргисцов, уведали, то для защищения своего бежали к аральцом, которой народ жительствует при Аральоком море сам собою и городом поблиску от Хивы, токмо защиту имеют, по тамошнему обыкновению, простую, глиняную; почему они, киргисцы, как за теми каракалпаками, так уже и на них, аральцов, за то, что они их, яко воров, приняли и не отдавали, ходили и наступление чинили, и со обоих сторон дрались, сперва, огненном ружьем двенатцеть дней, а в [354] тринатцатой день, mo совету Исет-тархана, пошли к городу ор.иогупом пеши и тот город сломили; причем друг з другом не токмо саблями, но уже и ножами резались. И из них, аральцов и каракалпак, киргисцами множество побито да в полон мужеска и женска полу взято с три тысячи человек. А скот как лошадей, так и коров и овец, почти всех отогнали. Про уронох же с их, киргис-кайсащкой стороны, Джанбек-де-тархан ему, Майсуру, сказывал, что и их пропало до двусот, а сверх-де того и раненых выехало до дватцети человек."

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVI/1580-1600/Kazach_rus_16_18/121-140/137.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Tima_2109 сказал:

Казахские жалаиры пригласили к себе каракалпакских жалаиров, но в момент когда они пришли на них напали казахи Барак султана который в пылу разграбления даже казахов из рода жалаиры в плен взял и присоединил к себе. Пришли они по своей воле и их никто не заставлял переселятся им лишь предложили а они согласились. Если человека берут в плен то это означает лишь то что он уцелел и его не будут убивать. В документе все четко прописано. Никто никого не пытался "надуть" и резни как таковой не было, написано несколько раз что их ограбили и в полон(плен) взяли.

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVI/1580-1600/Kazach_rus_16_18/161-180/166.htm

Приглашают в гости, а гостей не убивают, по крайней мере, в традициях всего человечества есть такое принципиальное качество. Без разницы, это люди Барака или Абулхаира их резали, но явно не в гости их приглашали. Другое дело, если бы приглашения переселиться под их защиту были предложены до боевых действий, которые с 1743 до 1747 года происходили уже в несколько этапов и безрезультатно для казахов.

Пленного могут лишь в редких случаях не убить, а так в основном убивают разными способами, а также продают в рабство или обменивают на своих. В любом случае плен не гарантирует, что человек может уцелеть. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Tima_2109 сказал:

А есть документ где написано что Абылай и Ералы ходили на нижних каракалпак? Просто я так поискал по vostlit и нашел лишь это 1747 г. мая 21. — Запись показаний сакмарского казака М. Асанова, ездившего к тархану Джаныбеку.

"Киргис-кайсацкой народ ныне, как он, Мансур, мог видеть, весьма спокойно обстоит, и все улусы вблизость сюда кочуют, как и во все лето кочевать и при Оренбурге беспрерывной торг производить намерены, токмо они к тому не столько по охоте, сколько по нужде притчину имеют для того, что прошлого году зимою великим собранием и около тритцети тысяч человек ходили для разорения средних каракалпак, по притчине причиненного бухарцом в проезд их с калымом от бухарского хана к Абулхаир-хану за сосватанную за него от него, Абулхаира, дочь, грабежа; причем и он, Абулхаир, с сыном ево Нурали-салтаном и Джанбек и Исет тарханы, также и все Меньшой орды знатным были, но как те каракалпаки, кои оных бухарцов грабители, о походе их, киргисцов, уведали, то для защищения своего бежали к аральцом, которой народ жительствует при Аральоком море сам собою и городом поблиску от Хивы, токмо защиту имеют, по тамошнему обыкновению, простую, глиняную; почему они, киргисцы, как за теми каракалпаками, так уже и на них, аральцов, за то, что они их, яко воров, приняли и не отдавали, ходили и наступление чинили, и со обоих сторон дрались, сперва, огненном ружьем двенатцеть дней, а в [354] тринатцатой день, mo совету Исет-тархана, пошли к городу ор.иогупом пеши и тот город сломили; причем друг з другом не токмо саблями, но уже и ножами резались. И из них, аральцов и каракалпак, киргисцами множество побито да в полон мужеска и женска полу взято с три тысячи человек. А скот как лошадей, так и коров и овец, почти всех отогнали. Про уронох же с их, киргис-кайсащкой стороны, Джанбек-де-тархан ему, Майсуру, сказывал, что и их пропало до двусот, а сверх-де того и раненых выехало до дватцети человек."

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVI/1580-1600/Kazach_rus_16_18/121-140/137.htm

Статью написали казахские историки, если не ошибаюсь из биографических данных Аблай хана взята. Поищите сами.

Вашей ссылке пишут о Верхних каракалпаках, что-то якобы своровавших у Абулхаира, только непонятно, речь о джунгарских подданных или о ком?! Про Нижних каракалпаков ничего нет, но пишут об Аральцах, но скорее всего речь о Морских каракалпаках, а не об Аральском ханстве вовсе. Специально запутали?

Дело в том, что в то время и казахи Среднего и Малого жузов, и Нижние каракалпаки были равноценными подданными русских. Потому и всю правду для их послов не афишировали, все подавалось как недоразумение, мол, да, было дело, ходили грабить, потому что, они у нас что-то своравали и т.д. и т.п. рядовая междоусобица. Иногда одну историю подают в разных вариантах. В общем, если в одном источнике так, то в другом об этих же событиях по-другому. Я уже не обращаю на них внимания, в свое время с интересом вчитывался в каждый источник, потом заметил противоречия во всём.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 часов назад, Kamal сказал:

Приглашают в гости, а гостей не убивают, по крайней мере, в традициях всего человечества есть такое принципиальное качество. Без разницы, это люди Барака или Абулхаира их резали, но явно не в гости их приглашали. Другое дело, если бы приглашения переселиться под их защиту были предложены до боевых действий, которые с 1743 до 1747 года происходили уже в несколько этапов и безрезультатно для казахов.

Пленного могут лишь в редких случаях не убить, а так в основном убивают разными способами, а также продают в рабство или обменивают на своих. В любом случае плен не гарантирует, что человек может уцелеть. 

Вы не читали документ, там прямо сказано что пригласили к себе казахи жалаиры а ограбили казахи Барак хана, это разные стороны раз Бараковцы даже казахов из рода жалаиры пленили. Это не Барака гости и в этом большое отличие, если бы Барак к себе пригласил то тогда вопросов не было. 

Про боевые действия откуда вы взяли что безрезультатно? Жанибек и Абулхаир говорили что много пленных захватили и нижние каракалпаки даже помощи у РИ запрашивали. 

Про пленных у кочевников вам надо почитать, часто их просто обменивали или выкупали, это было выгоднее чем просто убивать. Какое то количество могло погибнуть но явно не все 7 тысяч, может несколько десятков во время нападения. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Tima_2109 сказал:

Вы не читали документ, там прямо сказано что пригласили к себе казахи жалаиры а ограбили казахи Барак хана, это разные стороны раз Бараковцы даже казахов из рода жалаиры пленили. Это не Барака гости и в этом большое отличие, если бы Барак к себе пригласил то тогда вопросов не было. 

Про боевые действия откуда вы взяли что безрезультатно? Жанибек и Абулхаир говорили что много пленных захватили и нижние каракалпаки даже помощи у РИ запрашивали. 

Про пленных у кочевников вам надо почитать, часто их просто обменивали или выкупали, это было выгоднее чем просто убивать. Какое то количество могло погибнуть но явно не все 7 тысяч, может несколько десятков во время нападения. 

Не пригласили, а клятвенно уговорили, читайте внимательно свой документ. 

Если казахи между собой грызлись, то это их дело, а каракалпакские жалаиры из другого ханства пришли поверив на лучшую жизнь, которую им обещали, следовательно, они должны были быть неприкосновенны будучи в чужой стране. Но на деле на них напали как люди Барака, так и люди Абулхаира. Вы понимаете, какая это дикость?! Зарвавшихся послов убивали, были случаи, но мирных, ищущих защиту людей не убивают.

Жанибек и Абулхаир, если это даже и полуправда, об одной только битве говорили, куда они ходили 30 тысячным войском. И тут интересно, если они вернулись с победой с тысячами пленных, то зачем им ещё собирать войско, чтоб снова напасть на каракалпаков?! И зачем вообще десятки тысяч воинов собирать, чтоб совершить один наезд на каких-то обидчиков, которые что-то украли, если как вы говорите, что каракалпаки не умели воевать, а победить их было пустяшним делом. И тысячами пленных брали, а каракалпаков, вернее не всех, а в этих событиях лишь Нижних каракалпаков, никак не кончается. Надо иногда и головой думать, а не бездумно читать путевые заметки разных послов и купцов. Настораживает и то, что никаких письменных сведений нет со стороны Нижних каракалпаков по тем событиям, лишь односторонние рассказы казахов.

Если бы 7000 тысяч жалаиров выжили бы в плену, они бы сейчас составили огромную диаспору типа кураминцев, лакаев и т.д., возможно даже автономию создали, но увы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Kamal сказал:

Не пригласили, а клятвенно уговорили, читайте внимательно свой документ. 

Если казахи между собой грызлись, то это их дело, а каракалпакские жалаиры из другого ханства пришли поверив на лучшую жизнь, которую им обещали, следовательно, они должны были быть неприкосновенны будучи в чужой стране. Но на деле на них напали как люди Барака, так и люди Абулхаира. Вы понимаете, какая это дикость?! Зарвавшихся послов убивали, были случаи, но мирных, ищущих защиту людей не убивают.

Жанибек и Абулхаир, если это даже и полуправда, об одной только битве говорили, куда они ходили 30 тысячным войском. И тут интересно, если они вернулись с победой с тысячами пленных, то зачем им ещё собирать войско, чтоб снова напасть на каракалпаков?! И зачем вообще десятки тысяч воинов собирать, чтоб совершить один наезд на каких-то обидчиков, которые что-то украли, если как вы говорите, что каракалпаки не умели воевать, а победить их было пустяшним делом. И тысячами пленных брали, а каракалпаков, вернее не всех, а в этих событиях лишь Нижних каракалпаков, никак не кончается. Надо иногда и головой думать, а не бездумно читать путевые заметки разных послов и купцов. Настораживает и то, что никаких письменных сведений нет со стороны Нижних каракалпаков по тем событиям, лишь односторонние рассказы казахов.

Если бы 7000 тысяч жалаиров выжили бы в плену, они бы сейчас составили огромную диаспору типа кураминцев, лакаев и т.д., возможно даже автономию создали, но увы.

Головой думать надо но не додумывать. Вы к примеру откуда то взяли что казахи убили большинство пленных каракалпаков хотя на практике да и в самом документе о таком ненаписано. Те 7 тысяч жалаиров растворились в казахских жалаирах и их ненадо было выделять в отдельный ру. На этом у меня все. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 03.10.2024 в 22:40, Tima_2109 сказал:

Головой думать надо но не додумывать. Вы к примеру откуда то взяли что казахи убили большинство пленных каракалпаков хотя на практике да и в самом документе о таком ненаписано. Те 7 тысяч жалаиров растворились в казахских жалаирах и их ненадо было выделять в отдельный ру. На этом у меня все. 

Не додумываю, а читал источники 1742 года, где говорится, что Нижние каракалпаки могут выставить 40 тысячное войско, к сожалению, после 1742 года письменные сведения по обстоятельствам каракалпаков обрываются. Тем не менее, после начала войны в 1743 году с казахами, на каракалпаков начали нападать и бухарцы, и хивинцы, и даже туркмены, то есть, силы надо было распределять по разным направлениям. Но, главными неприятелями были все же казахи, которые нападали крупными силами в 20-30 тысяч. Это очень крупные силы в то время и, если не довели дело до победного конца с ходу, а отходили для очередного пополнения, значит, не все гладко было для казахов, если даже и возвращались кое-какими трофеями (пленными), но явно не военнопленными. Если вам известно, то последнее крупное сражение произошло в 1786 году, после чего Нижние каракалпаки, кто уцелел, отошли к Аральским владениям, а частью в Хиву.

Что касается жалаиров, то они и вовсе не пленные были, так как их не захватывали, а обманом заманили на свою территорию, где на них напали из-за мести, так как каждый казахский поход против каракалпаков это тысячи казахских трупов, у которых были родные и близкие, от горя потерявшие разум. А кто в этом виноват?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 23.07.2024 в 11:48, Zake сказал:

У многих в голове засел штамп, что қазақ - это человек, ставший таким по своей воле. Это не всегда так.

Вообще у термина қазақ много значений (смелый, храбрый, разбойник, беглый, заблудившийся, потерявшийся и т.д.), но сейчас мы говорим о том, какое значение использовалось в отношении казахского народа в источниках.

В источниках семантику қазақ (применительно к народу қазақ) связывали с вынужденными бежать, изгнанными и т.д.: они решили бежать, искать счастья на чужбине и т.д. не потому что им самим нравилось скитаться и бродяжничать и т.д., а потому что их изгнали, это была вынужденная мера.

В контексте бегства и изгнания и т.д. твоя воля вообще может быть не при чем, так как ты просто вынужден перемещаться, скитаться, отрываться от родных мест под давлением враждебных внешних факторов (напр. Абулхаир или Аксак Тимур).

Дулати:

...В то время в Дашт-и Кипчаке владычествовал Абу-л-Хайр-хан. Он причинял много беспокойства султанам джучидского происхождения. Джанибек-хан и Кирай-хан бежали от него в Могулистан.... 

Так как они [Кирай и Джанибек] сперва, бежав и отделившись от своего многочисленного народа 194, некоторое время пребывали в беспомощности и скитаниях, их и прозвали казахами, и прозвище это закрепилось за ними.

194. В Л (стр. 245) после слова «народа» следует дополнение: *** — «в пустынях разрозненно и в растерянности».

Здесь речь не шла, что они по своей воле захотели скитаться и подвергать себя таким лишениям - они были вынуждены  бежать от Абулхаира.

Например, османский историк Челеби тоже связывал название қазақ с теми, кто изгонялся и вынужден был бежать в степь, ибо "...побежденный не может более оставаться в пределах своего вилайета и удаляется прочь в степь..."

https://www.vostlit.info/Texts/rus17/Celebi_Sejfi/text1.phtml?id=12726

Временами они живут мирно, иногда вступают в междоусобные распри. Побежденный не может более оставаться в пределах своего вилайета и удаляется прочь в степь. В былые времена предки казахских ханов потерпели поражение в борьбе за обладание Бухарой и Ташкентом и были вынуждены бежать в степь, где и остались. На основании этого обстоятельства им было дано название казак.

Причем сами казахи обьясняли значение своего народа тоже как "беглый" , "потерявшийся". Не думаю, что они в 18 веке начитались Дулати или Челеби и пришли к такому заключению.

Андреев И.Г.

"...Хотя ж киргис-кайсаками они пишутся, и их так называют, но собственно на вопрос каждой киргисец просто себя именует “хазак”, которое имя значит по истолкованиям от них же из рода разумных людей “беглый” или “потерявшийся”..."

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVIII/1780-1800/Andreev/frametext1.htm

 

Казак это универсальное слово, его можно использовать как в положительном так и в отрицательном ключе. В отношении же казахского народа термин тоже многозначный. К примеру Чокан Уалиханов толковал его как:

"... имя казак в то время имело значение довольно почтенное и означало возвышенность духа, здравость – соответствовало европейскому рыцарству" 

То есть не все казахи закладывали с слово казак одно и тоже значение. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кият А. Сабитов Ж.М. Казахские Шибаниды (XVIII–XIX вв.) в дореволюционных источниках//Bylye Gody. 2024. 19(4): 1513-1522.
DOI: 10.13187/bg.2024.4.1513

Аннотация. В статье рассматривается история династии казахских Шибанидов (потомки Шибана, сына Джучи, сына Чингиз-хана), сыгравших важную роль в формировании системы политических контактов постордынских государств Средней Азии и Сибири и в их взаимоотношениях с Российской империей. Отдельные ханы и политические деятели из династии Шибанидов имели длительные контакты с правителями, принадлежавшими к династии Романовых. Исследование проводится на основе генеалогических сведений средневековых и дореволюционных источников, в числе которых выступают рукописи, летописи, документы из российских и казахстанских архивов, материалы по киргизскому землепользованию, переписи, устные источники и пр. Особое внимание уделяется критическому анализу используемых источников, версиям о происхождении Шибанидских правителей и их связям с казахскими торе чингизидами. В хронологическом порядке анализируются труды по генеалогии чингизидов ведущих ученых историков, работавших в научных учреждениях Российской империи, – В.В. Вельяминова-Зернова, Г.Ф. Миллера, Ч.Ч. Валиханова и др. Приводятся отдельные сведения о наиболее известных представителях династии Шибанидов, внесших важный вклад в развитие процессов формирования системы взаимосвязей и посольских контактов между правителями чингизидских степных государств на территории Евразии с Российской империей. В частности, рассматриваются личности правителя Хивы Ильбарс хана, Сибирских ханов Ишима и Кучума, аральского владетеля Сатемир-хана и др. Изучаются также судьбы их отдельных потомков, приводятся данные об их численности. Ключевые слова: Казахское ханство, Российская империя, Северный Казахстан в XVIII XIX вв., Шибаниды, История Казахстана, российские архивы, дореволюционная историография.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...