Перейти к содержанию
Гость Rust

Алтайцы

Рекомендуемые сообщения

4 минуты назад, Zake сказал:

Не изучал этот вопрос. 

Подозреваю, что "Худо" и прочие иранизмы на Саяно-Алтай могли проникнуть во времена Уйгурского кагаганата в связи с принятием манихейства как гос. религии.

Я думаю Худо это уже в исламское время начали использовать.

в манихействе другие вроде понятия типа “кут”

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 минут назад, Samatq сказал:

Я думаю Худо это уже в исламское время начали использовать.

в манихействе другие вроде понятия типа “кут”

Вряд ли.

Напр. у Кызласова Л.Р.

http://e-lib.gasu.ru/da/archive/2000/05/10.html

"...Сибирское манихейство есть прямое порождение манихейства центральноазиатского. Но если последнее было "облачено в буддийские одеяния", то на сибирское манихейство оказался, накинут еще и шаманский костюм. Древние саяно-алтайские тюрки и их соседи после VIII- IX вв. не "остались обычными шаманистами", как считают до сих пор многие ученые. Приняв "всеобщую универсальную религию" Мани в качестве государственной, они стали "сибирскими манихеями", ибо здесь на севере среднеазиатское манихейство, подчиняясь своей природе синкретического развития и приспособления, впитало в себя и видоизменило местные южно-сибирские шаманистские культы. Это привело к гармоничному соединению двух религиозных систем. Шаманисты, "втянутые в манихейскую оболочку", стали сибирскими манихеями, в иерархии которых видоизмененные "камы" заняли соответствующее им место. Поэтому и имя божества в священных тюркоязычных текстах осталось язычески древним -Тенгри.

Так как древнехакасский "Хыргыз-каган" выполнял волю Неба, то небесными патронами Древне-хакасского государства стали манихейские божества. Закономерно, что впоследствии тюркское Тенгри было у хакасов и алтайцев заменено иранским словом "Худай (Кудай)" -"Господь"(от персидского "Худа/Худо" - бог, принесенного с собою манихеями). Благодаря общению с манихеями в VIII-XII вв. лексика народов Саяно-Алтая обогатилась некоторой долей заимствованных иранизмов и арабизмов..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, Zake сказал:

Вряд ли.

Напр. у Кызласова Л.Р.

http://e-lib.gasu.ru/da/archive/2000/05/10.html

"...Сибирское манихейство есть прямое порождение манихейства центральноазиатского. Но если последнее было "облачено в буддийские одеяния", то на сибирское манихейство оказался, накинут еще и шаманский костюм. Древние саяно-алтайские тюрки и их соседи после VIII- IX вв. не "остались обычными шаманистами", как считают до сих пор многие ученые. Приняв "всеобщую универсальную религию" Мани в качестве государственной, они стали "сибирскими манихеями", ибо здесь на севере среднеазиатское манихейство, подчиняясь своей природе синкретического развития и приспособления, впитало в себя и видоизменило местные южно-сибирские шаманистские культы. Это привело к гармоничному соединению двух религиозных систем. Шаманисты, "втянутые в манихейскую оболочку", стали сибирскими манихеями, в иерархии которых видоизмененные "камы" заняли соответствующее им место. Поэтому и имя божества в священных тюркоязычных текстах осталось язычески древним -Тенгри.

Так как древнехакасский "Хыргыз-каган" выполнял волю Неба, то небесными патронами Древне-хакасского государства стали манихейские божества. Закономерно, что впоследствии тюркское Тенгри было у хакасов и алтайцев заменено иранским словом "Худай (Кудай)" -"Господь"(от персидского "Худа/Худо" - бог, принесенного с собою манихеями). Благодаря общению с манихеями в VIII-XII вв. лексика народов Саяно-Алтая обогатилась некоторой долей заимствованных иранизмов и арабизмов..."

Кызласовский бред. Много раз видел

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 минут назад, Samatq сказал:

Кызласовский бред. Много раз видел

Нет проблем. Просто уберите "древнехакасский" и наслаждайтесь чтением.

Согласен с Кызласовым Л.Р., что "Худо" -  иранизм. Иранизмы на Саяно-Алтай могли проникнуть в связи с принятием манихейства. По крайней мере это очень логично.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 минут назад, Zake сказал:

Нет проблем. Просто уберите "древнехакасский" и наслаждайтесь чтением.

:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

05.08.2021 в 23:15, Чурас-алын сказал:

 теленгиты - и есть алтайцы 

 

В ,,алтайской,, R1a в уфулл немало кыргызов , получается они потомки теленгит ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

46 минут назад, Zake сказал:

что "Худо" -  иранизм. Иранизмы на Саяно-Алтай могли проникнуть в связи с принятием манихейства.

Возможно и другое. Моголы которые ушли от Тимура принесли в Алтай.

кстати в алтайском словаре есть слово абыз - священник, поп. Хафизов не помню в манихействе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

59 минут назад, ARS сказал:

В ,,алтайской,, R1a в уфулл немало кыргызов , получается они потомки теленгит ?

Может быть. 

А может это из-за этого то из одного котла вышли

Это пока просто теории 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, АксКерБорж сказал:

 

Ув. Чурас-алын, если не секрет, из какого вы алтайского рода, чурас?

 

Тон'жаан, а вы? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 часов назад, Чурас-алын сказал:

Тон'жаан, а вы? 

 

Спасибо. 

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 hours ago, Чурас-алын said:

Тон'жаан, а вы? 

ДӨРВӨД

 

Үүнд: Чорос тайж, Ноёд тойд, Гардаг цагаан яс, Хойд, Хошууд, Шарад (Шарайд). Захчууд, Борлууд, Булгадар, Тонорууд, Торгууд, Харнууд, Хархойд, Салабур, Хэрүүд, Хяргас Шарнууд, Бүрүд, Бүгэр, Кэрйд, Хасгууд, Баргад, Шар хаших, Бөөгүүд (Бөхнүүд) Тайчууд, Таргад, Яргай, Гөлөгэд, Шаазган Зоод, Зуутраг, Бага тугтан, Их тугтан зэрэг болно

Шанх овогт Чүлтэмийн Даваадоржийг бусдын эд хөрөнгийг авах зорилгоор амь биед нь ... Боржигон овогт Батхүүгийн Мөнх-Эрдэнэ, Тонгорууд овогт Төвжаргалын .
 
Шүүгдэгч Тонгорууд овогтой БН Эрүүгийн хуулийн тусгай ангийн 11.1 дүгээр зүйлийн 2 дахь хэсгийн 2.4-д заасан зэвсэг хэрэглэн хүний эрүүл мэндэд хүнд хохирол .
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Зүүнговь, Малчин, Хяргас, Тэс сумдын баядуудын дотор: бааран, баатар, борлууд, булгадар, бөөгүүд, бурууд, бүлчин, галзууд, долоонууд, загаачууд, зөөд, монголчууд,мэргэн, мэргэд, нурайхан, өөлд, савар, тайгууд, тайчууд, такаа, тонгорууд, торгууд, тугтан, урианхайд, харагчууд, харнууд, хасаг, хойд, хойн, хонцууд, хотгойд, хотонгууд, хошууд, хүрд, хийцлэг, цагаачууд, цамхад, чоноохон, чорос, шаазгайхан, шаварнууд, шангас, шараад, шаарнууд, гэх мэт омгууд голдуу байна. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, Чурас-алын сказал:

Может быть. 

А может это из-за этого то из одного котла вышли

Это пока просто теории 

У вас абаки и табыны  есть ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 минут назад, ARS сказал:

А ты спросил  в надежде что он абаком окажется ?

 

думан, не задавай глупых вопросов.

Я спросил, чтобы узнать не иркит ли он как экс-юзер Амыр из Горно-Алтайска.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Steppe Man сказал:
ДӨРВӨД

 

Үүнд: Чорос тайж, Ноёд тойд, Гардаг цагаан яс, Хойд, Хошууд, Шарад (Шарайд). Захчууд, Борлууд, Булгадар, Тонорууд, Торгууд, Харнууд, Хархойд, Салабур, Хэрүүд, Хяргас Шарнууд, Бүрүд, Бүгэр, Кэрйд, Хасгууд, Баргад, Шар хаших, Бөөгүүд (Бөхнүүд) Тайчууд, Таргад, Яргай, Гөлөгэд, Шаазган Зоод, Зуутраг, Бага тугтан, Их тугтан зэрэг болно

Шанх овогт Чүлтэмийн Даваадоржийг бусдын эд хөрөнгийг авах зорилгоор амь биед нь ... Боржигон овогт Батхүүгийн Мөнх-Эрдэнэ, Тонгорууд овогт Төвжаргалын .
 
Шүүгдэгч Тонгорууд овогтой БН Эрүүгийн хуулийн тусгай ангийн 11.1 дүгээр зүйлийн 2 дахь хэсгийн 2.4-д заасан зэвсэг хэрэглэн хүний эрүүл мэндэд хүнд хохирол .

Это конечно интересно, но я вообще ничего не понимаю. 

Даже гугл переводчик какую-то чушь мелит :osman6ue:

Я к тому, если не сложно, можете перевести? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Steppe Man сказал:

Чорос тайж, Ноёд тойд, Шарад (Шарайд). Булгадар, Торгууд, Хэрүүд, Хяргас Шарнууд, Бүрүд, Кэрйд, Баргад, Шар хаших, Бөөгүүд (Бөхнүүд),

Чоро, нойгут, Сары ногой, Булгачы, Тыргоот, Кыргыз, Шаранот, Бурут, Кыйра, Баргы, Сары кашка, Бугу

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Арабские и персидские слова, как я понимаю, распространялись посредством чагатайского языка, на котором велась письменность в основном. Так, через знать и их переписки арабские и персидские слова проникали в народные массы простых ордынцев, могулистанцев и др. включа алтайские племена, для которых это было не характерно изначально. Сейчас у казахов и др. арабских и персидских слов очень много. Так что ничего удивительного. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, Kenan сказал:

Арабские и персидские слова, как я понимаю, распространялись посредством чагатайского языка, на котором велась письменность в основном. Так, через знать и их переписки арабские и персидские слова проникали в народные массы простых ордынцев, могулистанцев и др. включа алтайские племена, для которых это было не характерно изначально. Сейчас у казахов и др. арабских и персидских слов очень много. Так что ничего удивительного. 

а при чем тут казахи? Они мусульмане, по ним нет вопросов как появились арабизмы и фарсизмы.

алтайцы же были в лоне джунгарского ханства, и не могло быть влияния письменности на чагатайском.

Замечаю что в форуме любят пересказывать гипотезы выдвинутые 60 лет назад советскими тюркологами. А новые идеи сразу же отвергаются.

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 hours ago, Samatq said:

а при чем тут казахи? Они мусульмане, по ним нет вопросов как появились арабизмы и фарсизмы.

алтайцы же были в лоне джунгарского ханства, и не могло быть влияния письменности на чагатайском.

Замечаю что в форуме любят пересказывать гипотезы выдвинутые 60 лет назад советскими тюркологами. А новые идеи сразу же отвергаются.

Казахи, как предки ордынцы (узбеки) не могли в обиходе использовать такое кол-во арабизмов и фарсизмов которое у нас имеется. Это явно влияние моды на слова из языка элит, которые общались на чагатайском. У киргизов тоже самое. Какими казахи и киргизы были мусульманами? Одно точно можно сказать, по крайней мере культурный фон оставался далеким от остального мусульманского мира у наших предков. 

Алтайцы всегда имели торговые отношения с мусульманами в лице от Золотой Орды и Могулистана до Сибирского и Казахского ханства, ну и с кыргызами имели дела естественно. 

Чтобы узнать как у алтайцев появились арабизмы и фарсизмы, надо сначала узнать как они попали в широкий обиход у мусульман степняков СА. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 hours ago, Чурас-алын said:

Это конечно интересно, но я вообще ничего не понимаю. 

Даже гугл переводчик какую-то чушь мелит :osman6ue:

Я к тому, если не сложно, можете перевести? 

Тонгжан среди баятов и дербетов есть.Они тонорууд или тонгорууд.

ууд --монгольское множественное.

  • Thanks 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 hours ago, Samatq said:

Чоро, нойгут, Сары ногой, Булгачы, Тыргоот, Кыргыз, Шаранот, Бурут, Кыйра, Баргы, Сары кашка, Бугу

почти.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...