Активность
- Последний час
-
Вспомнился исторический факт, против которого современная мода на саумал ничто. )) Чокан привез с собой в родные кочевья на Сырымбете своего приятеля из Санкт-Петербурга, болеющего чахоткой, который был худ, бледен и по всему ему оставалось жить совсем недолго. За лето, проведенное в Сырымбете, русский постоянно пил в лечебных целях кумыс и к осени посвежев, порозовев бодреньким и веселым уехал обратно в Санкт-Петербург. О питье саумала там не говорится ни слова, а ведь тогда еще кочевые казахи скотоводы Степного края знали толк что от чего полезно и что следует пить. В наших краях так же до сих пор кумыс считается полезным для лечения болезней дыхательной системы, легких и бронхов. Помнится наш краевед, маркум Женис Марданов, который самым первым в нашем крае издал многотомник родословных племен (шежыре) нашего края, тоже в одно лето начала 90-х годов побывал в Баянауле все лето для лечения кумысом, о чем мне сам поведал потом.
- Вчера
-
К сожалению, выдающиеся заслуги нашего предка Махсум хана, настоящее имя Убайдулла Бахауатдинов, до сих пор должным образом не оценены благодарными потомками. Этому помешали его дальнейшие действия против советской власти и участие на стороне басмаческих формирований. В 1920 году вникая в суть идеи большевиков, которую поддерживали и его подданные, Махсум хан добровольно перешел на сторону большевиков, но после окончания гражданской войны оказался не у дел, советская власть хоть и оправдала его, но всё же лишила всех привилегий занимать административные посты. К концу жизни даже сослали за пределы ККАО, где он умер в одиночестве. Только Аллаяр Досназаров знал, что именно Махсум хану он обязан в восстановлении территории Каракалпакстана в его прежних границах и поддерживал с ним теплые отношения, которые в конечном итоге сыграло злую шутку с ним самим. Его обвинили в поддержании связи с врагами народа, к тому же приписали крупное ЧП, произошедшее в Тахтакупирском районе в его личную вину. Аллаяра Досназарова по одному и тому же делу приговорили дважды, второй раз к высшей мере в 1937 году.
-
В лечебницах, практикующем кумысолечение в горах Кыргызстана, предлагают кумыс, и парное кобылье молоко. По видео ниже приводят список болезней, от которых кумыс и парное молоко вылечивают. Я отношусь скептически к такому лечению. Но в горах на чистом воздухе все кажется вкуснее. Там и воздух чистый, и вода чистая и холодная. Такой отдых и окружающая среда способствует излечению от недугов. Кумыс я бы попробовал с удовольствием, а парное молоко... Попробовал бы тоже. Но ехать за лечением кобыльем парным молоком? На отдых бы в горы поехал. https://www.youtube.com/watch?v=i1hMsxGXMHE
-
Постоянные участники форума в какой-то мере знают хивинский период истории каракалпаков из моих прошлых постов, остальные судя по всяким комментам в интернете ничего о Каракалпакстане не знают. На одном посте всё не раскрыть, лишь хочу освежить несколько ключевых моментов с конца 18 века до образования ККАО в 1925 году, как всё происходило и как появился Каракалпакстан. Ни в Википедии, ни в каких-нибудь специальных статьях о деталях данного периода не упоминается. Тем не менее главные эпизоды есть в хивинских архивах и в 30-ых годах были обнародованы ещё Ивановым, Самойловичем и другими историками, но в статьях последующих историков они не были использованы, хотя Иванов лично рекомендовал изучить хивинские архивы по каракалпакам. Итак, в предыдущем посте я кратко прошелся по событиям с конца 18 века вплоть до 1827 года, который завершился восстанием Айдос бия против Хивинского хана. После подавления восстания Айдоса, каракалпаки всецело оказались под властью не только хивинского хана, но и под абсолютной хивинской чиновничьей властью и беспределом почти на последующие 30 лет. Естественно, возникали недовольства в народе, то и дело происходили стычки с чиновниками, споры само собой решались в пользу хивинцев, что привело к всеобщей ненависти к поработителям и, все были согласны с призывом Ерназар Алакоза, что мира и свободу можно добиться лишь силой оружия. Крупное восстание началось в 1855 году, к 1856 году вся территория бывшего Аральского (Каракалпакского) ханства была очищена от хивинцев. На каракалпакский трон был посажен чингизид Зарлык торе, приглашенный из казахских степей. После освобождения своей территории от хивинцев встал вопрос - продолжать далее войну или договориться на относительно мирное сосуществование как в былые времена. Для решения данного вопроса на переговоры с хивинским ханом была направлена делегация во главе с Ерназар Кенегесом, управлявшим Арысом Онторт уру. Он был другом детства хивинского хана, учились вместе в медресе и очень был набожным, чем хивинский хан во время переговоров и воспользовался, обьявив Ерназар Алакоза и Зарлык торе русскими агентами, которые хотят обратить каракалпаков в христиан, против которых хан борется и ему (Ерназар Кенегесу) тоже нужно присоединиться к нему, если он хочет свободу всему каракалпакскому народу. В общем, каракалпаки героический народ, но тупизм и трусость некоторых власть имущих всегда приводили к печальным последствиям и, в этот раз тоже привели к предсказуемому финишу. Теперь Арыс Онторт уру перешел на сторону хивинского хана и восстание Ерназар Алакоза было подавлено. Но, Ерназар Кенегес приобрёл Автономию для каракалпаков на правах самоуправления, которая сохраняется до сих пор на тех же границах. Конраты в 1859 году требовали полную независимость, но после некоторых противостоянии уступили. В 1873 году пришли русские и по Гандемианскому договору, Каракалпакская Автономия была разделена на 2 части - левый берег Амударьи отошел хивинскому ханству, правый вошел в состав РИ. В 1917 году каракалпаки и вовсе могли лишиться своей территориальной идентичности, так как пользуясь смутой (февральской и октябрьской революциями) того года в РИ, хивинцы предприняли попытку захватить земли правобережных каракалпаков, направив свои войска во главе с Джунайдханом. Но на его пути встал предводитель российских каракалпаков Махсум хан, который собрав многотысячное ополчение разгромил Джунайдхана, да ещё заставил Хиву заплатить контрибуций, за нанесенный материальный и моральный ущерб. Данная победа Махсум хана в последующем и сыграла решающую роль в восстановлении Каракалпакской Автономии в прежних ее границах. Правда, в связи с образованием Навоийской области УзССР в советский период, границы Автономии намного сузились. В общем, Каракалпакию никто, ни большевики, ни Ленин, ни Сталин не придумали. Каракалпакстан достойно сражался за своё существование и был признан советской властью заняв достойное место среди своих среднеазиатских собратьев.
-
Что такое пада? Предполагаю, что это современное явление 21 века непонятно откуда возникшее, возможно, с коммерческой целью. В этнографических трудах я не встречал упоминания об употреблении саумала, везде говорится только об употреблении кумыса. Да и традицию народа никуда не выкинуть, она всегда была устойчивой, об этом упоминается в этнографических трудах, что казахи сырое молоко никогда не употребляли, считали, что она может нанести вред здоровью без предварительного кипячения или брожения. Точно так же считала моя мама и не давала нам парного молока, хотя у русских односельчан дать детям попить парного еще теплого молока считалось верхом блаженства. ) Знаю, что под Астаной организована ферма, куда астанчане, кто верит в целебные качества саумала, ездят попить парное молоко за определенную цену. Моя логика проста - если бы парное кобылье молоко, саумал, был бы такой полезный и целебный, то наши предки непременно бы знали об этоим и употребляли бы его постоянно. Но, как написал выше, я пока не встречал упоминания об этом. Может у кого-то есть такие исторические сведения? А может быть употребление парного кобыльего молока это опять одно из казахских региональных отличий?
- Последняя неделя
-
я думаю R1A от местных кавказских народов после миграции ногайцев на северный Кавказ в 1630-х. У карачаевцев вроде около 35% R1a, если верить интернету
-
При изученнии У ДНК рюриковичей выступающий берет в пример исследования казахских родов по шежире и ДНК. Также как у нас появляется Караходжа общий предок аргын, у них Ярослав Мудрый общий предок рюриковичей.
-
У нас тоже традиционно молоко кипятили и сквашивали. В нашей кухне много кисломолочных продуктов и блюд и топленого/кипяченого молока. Так молоко дольше храниться в жарком климате и делает его безопаснее для здоровья. У оседлого населения долин преобладало коровье молоко. Козье и овечье молоко чаще употребляли в предгорных районах. Верблюжье молоко на западе - Хорезме и Каракалпакстане. Под 'сырым молоком' я имею в виду не парное, теплое с пенкой, а охлажденное, постоявшее некоторое время в холодильнике. В быту так иногда называют и магазинное молоко. В общественном питании его, как правило, подавали кипяченым или кипяченном и остывшим, или после другой тепловой обработки. Я практически всю жизнь прожил в городе, поэтому покупал и покупаю молоко в магазине. Кисломолочные продукты покупали и в магазине и на базаре. --- В магазине обычно продают термически обработанное молоко (пастеризованное, гомогенизированное). Оно обработано настолько, что естественным образом не скисает и не свертывается. Обязательная обработка молока на законодательном уровне. Мы нашли выход из положения: покупаем сычужный фермент. Это животный белок который способствует свертыванию молока. В специализированных магазинах продают все необходимое. Дома сами делаем кисломолочные продукты.
-
Опять многотонный плов в Узбекистане. Подобные мероприятия проводили в разных местах , и за пределами страны. Люди спрашивают, зачем устраивать такие трудоемкие мероприятия с большими казанами. Некоторые - благотворительные, огромные казаны привлекают внимание и помогают собирать средства. Первая часть в Самарканде, вторая - в Хорезме. В Ташкенте, в Андижане тоже готовят.
-
Раньше казахи, как исконные кочевые скотоводы, использовали для приготовления различных продуктов и блюд все виды молока - верблюжье, кобылье, коровье, овечье и козье (прим: сырое молоко казахи никогда не употребляют, традиционно подвергают либо кипячению, либо брожению). После оседания, коллективизации и голодомора казахи стали довольствоваться лишь коровьим молоком, а где есть верблюды - верблюжьим тоже. Хороший пример казахи Монголии, которых не коснулись эти события, они до сих пор активно используют верблюжье, кобылье, коровье, овечье, козье и еще сарлачье (ячье).
-
Согласен. Козье молоко очень вкусное. У некоторых бывает непереносимость лактозы, а мне повезло. У меня её нет. Сырое молоко переношу без проблем - могу выпить хоть литр. У многих родственников так, кроме очень пожилых. Из овечьего молока получается очень вкусный сыр. Рекомендую попробовать разные сорта сыра из овечьего молока. Такого сыра меньше чем из коровьего и козьего, но найти можно.
-
Козы - вредители садов и кустов. Обгладывают всё вокруг. Они смотрят не вниз, как овцы, а вверх, чтобы обгладывать ветки и кору. От них вреда больше чем пользы. Пардон, вонь от козла как от отары баран. Преувеличиваю, но запах очень сильный от козла. Чабаны их в отарах держат для управления отарами. Козлы в роли ведущих в отаре. Насчет запаха. Может это нам козлы воняют, а кому они и пахнут. Некоторым баранина пахнет, а мой нос настолько привык, что мне баранина ничем кроме мяса не пахнет. Не задумывался раньше, что баранина может пахнуть другим людям. Вегетарианцы утверждают, что любое мясо пахнет для них.
-
На запад они пришли из Хатая (тогдашнего северного Китая), но о монголоязычии каев не упоминается. Пишут, что из-за нехватки пастбищ, но, вероятно, также из-за натиска монголоязычных хитаев (киданей). Мухаммед Шебангараи: "... Первая группа [фирке] из тюрок - их называют кун. [Они] вышли из страны Xатай оставив центры своего [пребывания] из-за недостатка пастбищных выгонов [для скота]. Вторая группа [фирке] из тюрок – их называют каи. Численность их больше, чем [численность тюрок] предыдущей [группы]. Их [каи] удалили с [их] собственных пастбищ, [тогда они] напали на страну Сари вблизи земли печенегов [на] берегу Армянского моря". Мухаммада-и-Ауфи: "... Они [куны] пришли из страны Хатай, которую оставили из-за нехватки корма". Китайские хроники "Юань ши", "Шуми Цзюйжун У-и ван бэй", "Цзюйжун цзюньван шицзибэй", использованные Р.Я. Храпачевским, свидетельствуют о том же, что предки кыпчака Тутука тоже мигрировали оттуда же в Волжско-Уральский регион и что его прадед Кунан (Кун-Йан) воевал с киданями.
-
https://www.youtube.com/watch?v=2MnnUxNJi2I&t=617s ИСТОРИЯ по ДНК: КТО ТАКИЕ СЛАВЯНЕ, ПУШКИН, РЮРИК, БАСТАРДЫ
-
https://www.youtube.com/watch?v=2MnnUxNJi2I&t=617s ИСТОРИЯ по ДНК: КТО ТАКИЕ СЛАВЯНЕ, ПУШКИН, РЮРИК, БАСТАРДЫ
-
@Rust Брать на веру гипотезы учёных самая большая ошибка. Настоящая наука и держится на сомнениях.