Перейти к содержанию

Активность

Лента обновляется автоматически

  1. Последний час
  2. Рассадин В.И.: "... Общетюркское слово saγ = "доить" [ЭСТЯ 2003, с.137-140], как и тур.-месх. сағ= и др.-тюрк. saγ= «доить», прослеживается в калм. саа= «доить», ср. староп.-монг. saγa=, х.-монг. саа=, бур. hаа= id.; тур.-месх. сағым, др.-тюрк. saγïm «удой, надой молока» – калм. саам «удой, надой», ср. староп.-монг. saγam, х.-монг. саам «кобылье молоко; удой, надой», бур. hаам «удой, надой». ... Многие названия молочных продуктов, широко распространённые среди монгольских народов, в том числе и калмыков, хорошо этимологизируются на материале тюркских языков". А вот и сам ДТС:
  3. Сегодня
  4. @Kirikmiltik Утемиш Хаджи "Чингиз наме". Однако не надо путать Тохтамышевских аргынов с казахскими аргынами, которые находились у других Чингизидов.
  5. Bir bala

    02.png

  6. Bir bala

    01.png

  7. Просмотрел имеющиеся в своем распоряжении труды по этнографии казахского народа 19 века А. Букейханова, Ш. Ибрагимова, У. Джанибекова - все описывали традиции Степного края. Первые двое упоминают лишь кумыс, а у Джанибекова есть такой эпизод: "... Кобылье молоко шло исклю­чительно на приготовление вкус­ного, питательного и целебного напитка - кумыса (қымыз), верблюжье - другого подобного кумысу напитка шубат (шұбат) - на западе, кымыран (қымыран) - на юге, туйекымыз (туйе-қымыз) - на востоке Казахстана. В зависимости от времени года, качества поедаемых лошадьми трав кумыс бывал летний, осенний, зимний, значительно отличаю­щийся друг от друга вкусом. Кумыс, как и шубат, различали и в зависимости от выдержанности: Саумал - мало сброженный, смягченный добавлением парного кобыльего молока и хорошо перемешанный. Предназначался, главным образом, для стариков и детей". Из слов этнографа становится ясно, что саумал это не парное кобылье молоко, т.е. не свеже выдоенное кобылье молоко, как нынче стали его понимать и увлекаться им, а это смесь кумыса с парным молоком. И предназначался он для стариков и детей. И понятно почему, потому что им трудно пить крепкий кумыс, у самого в детстве были такие же ощущения от кумыса, от крепости скулы сводило. ) Тем самым, саумал это типа смягченного кумысного коктейля для детей и стариков. В этом плане свидетельства Левшина и Жанибекова совпадают: 1) Саумал это не парное кобылье молоко; 2) Саумал казахи не пили (не считая детей и стариков), а парное молоко не пили тем более. Поэтому, все таки, наверняка, нынешнее увлечение некоторых казахов парным кобыльим молоком якобы в целебных целях, которое они ошибочно называют саумалом, это явление новое, 21 века.
  8. Можно увидеть исторические документы, или ссылки подтверждающие что в племенном союзе Тохтамыша были Аргыны.
  9. Я просил привести письменные, этнографические упоминания об употреблении казахами в прошлом или татарами-монголами в 12-13 в.в. свеже выдоенного кобыльего молока. По ссылке Чокан Валиханов не пишет, что казахи пили саумал. По ссылке есть сноска 13: А. И. Левшин получил не вполне достоверные сведения. "Айран" не вино, а кислое молоко, широко распространенное среди многих тюркоязычных народов, "саумал" - недобродивший кумыс, который, казахи не пили, т. к. он приводил к расстройству желудка.
  10. @Kirikmiltik Шамильоглу ссылается хотя бы на племенной состав Тохтамыша, а любитель Нурлан Салтаев написал бред.
  11. asan-kaygy

    Казахи-8

    mysl.kazgazeta.kz/news/16105
  12. asan-kaygy

    Аргын

    mysl.kazgazeta.kz/news/16105
  13. Интересно это на какие данные опирался Шамильоглу , утверждая что в Золотой орде Аргыны входили в число правящих племён. А вот мнение Нурлана Салтаева но уже в другом ракурсе. https://mysl.kazgazeta.kz/news/16105
  14. Вчера
  15. 101. Владимир Синеоков. Казачество и его государственное значение. 1928
  16. 100. Анатолий Штырбул. Без государственные общества в эпоху государственности. 2018
  17. Левшин “Между напитками их первое место занимает кумыс, за ним следуют выгоняемое из него вино айрян, арака, саумал и простое молоко” https://vostlit.narod.ru/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1820-1840/Levschin/text15.htm Валиханов ”Саумал есть не вполне скисшее кобылье молоко.” https://shoqan.kz/incompleted/works_orda_levshin/
  18. А его не пью , не нравится мне кумыс , другое дело айран , молоко с холодильника летом от сушняка хорош
  19. Вам, бывшим медикам, Лимфоцитам, Лейкоцитам, Эритроцитам, виднее. )) Кстати, при употреблении сырого молока, кобылий саумал не исключение, человек может заразиться бруцеллезом, сибирской язвой или другими опасными заболеваниями, где гарантия что кобылы здоровые? Это все равно что монголы, которые ради любимой сурчатины рискуют подхватить чуму. Поэтому казахстанские фермы, кто решил идти в ногу с новоделом со временем и боясь нежелательных последствий для своих клиентов пастеризуют саумал, т.е. подвергают термической обработке: https://saumal.kz/faq/
  20. Чем ехидничать лучше ответьте, на вашем родном бурятском языке как называется алкогольный напиток, получаемый путем перегонки молочных продуктов, тарасун? Как этимологизируется слово тарасун?
  21. Значит у него не было туберкулёза , на одном кумысе не вылечишь тюбик
  22. Ну наверное мастерам на что ни посмотри все кажется ´самогонным аппаратом´.
  23. Предлагаю участникам обсуждения саумала привести письменые, этнографические упоминания об употреблении казахами в прошлом или татарами-монголами в 12-13 в.в. парного кобыльего молока. Чтобы поставить точку в обсуждении, у казахов это новодел или древняя традиция.
  24. Ему помог не воздух и не саумал, а именно кумыс. Цитата: "... В 1861 году вернулся из Петербурга Чокан Валиханов к себе домой. С ним ехал молодой человек из Москвы, сын богатого помещика, чахоточный, которого Чокан вез лечить от чахотки. . Чокан вечера просиживал долго, слушая пение и рассказы киргиз. Вставал поздно, пил кумыс, чаю не пил, ел вареную баранину с соусом (копченой кониной). Сын помещика помещался в отдельной кибитке, и его угощали кумысом и бараниной, и тоже сыром. Так быстро начал поправляться молодой помещик, что Чокан только радовался своему лечению и часто угощал молодого человека, рассказывая в самых ярких красках пользу кумыса, баранины, бульона и сыра. Не знаю, сколько времени пробыл москвич, но не было, кажется, месяца, как он совершенно поздоровел, пополнел, приехавши туда щепкой, со страшным кашлем, и уехал, раздарив ружья, которые он привез с собою".
  25. Принцип работы один, что у русского самогонного аппарата, что у тюрко-монгольского арачного аппарата. Так понятно?
  1. Загрузить ещё активность
×
×
  • Создать...