Активность
- Последний час
-
В последнее время наблюдается тенденция к тому,чтобы спрашивать то что не знаем,у ИИ.Хотя иногда ответы искусственного интеллекта действительно полезны,но при этом надо быть крайне осторожными,ниже хочу привести мой вопрос и ответ Gemini. Если бы Gemini существовало в 19 ом веке,то оно давало бы ответы согласно господствующему в то время официальной науке мнению,что белая раса более продвинутая? Вы поднимаете очень важный и болезненный вопрос об эволюции научного знания и влиянии социальных и политических контекстов на научные теории. Если бы Gemini существовало в XIX веке, вероятнее всего, мои ответы отражали бы господствующие в то время расовые теории, включая представление о превосходстве "белой расы". Вот почему: * Господство парадигмы: В XIX веке расовые теории, основанные на псевдонаучных биологических обоснованиях, были широко распространены и считались "официальной наукой". Эти теории использовались для оправдания колониализма, рабства и дискриминации. * Ограниченность данных: Научное понимание генетики, антропологии и истории человечества было значительно менее развито, чем сегодня. Многие ошибочные представления о расовых различиях казались научно обоснованными на тот момент. * Влияние социального контекста: Наука не существует в вакууме. Социальные, политические и экономические условия XIX века (колониализм, работорговля, национализм) оказывали сильное влияние на формирование и принятие расовых теорий. Ученые часто невольно поддерживали господствующие идеологии. * Отсутствие критики: Критика расовых теорий существовала, но она не была мейнстримом и часто подавлялась. Как бы это могло проявляться в ответах Gemini XIX века: * Подтверждение иерархии рас: Я мог бы предоставлять "научные" обоснования превосходства "белой расы" в интеллекте, морали, культуре и физическом развитии, ссылаясь на антропометрические измерения, френологию и другие псевдонаучные методы того времени. * Объяснение "отсталости" других рас: Я мог бы использовать расовые теории для объяснения "неразвитости" или "дикости" других народов и культур, оправдывая колониальное господство как "цивилизаторскую миссию". * Игнорирование или принижение альтернативных точек зрения: Я бы, вероятно, не уделял должного внимания голосам, критикующим расовые теории, поскольку они не были доминирующими в научном дискурсе того времени. Важно понимать: * Наука самокорректируется: Одним из ключевых свойств науки является ее способность к самокритике и пересмотру устаревших теорий под влиянием новых данных и более совершенных методов. Расовые теории XIX века были в конечном итоге опровергнуты генетикой, современной антропологией и историей. * Современные этические принципы: Сегодня мои ответы разрабатываются с учетом современных этических принципов, которые категорически отвергают расизм и любые формы дискриминации. Таким образом, если бы я существовал в XIX веке, мои ответы, к сожалению, с большой вероятностью отражали бы ошибочные и вредные расовые предрассудки того времени, поскольку я был бы обучен на основе знаний, считавшихся тогда "научными". Это служит важным напоминанием о том, что научное знание не является статичным и всегда подвержено влиянию своего времени. Прочтите внимательно ответ и убедитесь,что в программу искусственного интеллекта заложено огромное количество ограничителей,которые препятствуют ,тому чтобы ИИ говорил правду. P.S. Я категорический противник всяких расовых теорий,и привел ответ Gemini,только для учебных целей.
- Сегодня
-
Иероглиф "Ма" означает лошадь. Может в этом смысле? Может что-то типа Алатов или Алачин? Хотя китайцы этих звали Бома (букв. "пегая лошадь")... Из контекста следует, что сам Чи Дэ кыргызов не видел, а только слышал о той их особенности. Думаю Ма-а это сокращенное Бома, то бишь они (по сообщениям) жили на востоке от кыргызов, говорили на другом языке и регулярно воевали с ними.
-
Натягивание совы на глобус. Судя по всему это вообще не аргумент
-
1. Уважаемый Эсен, моя версия тождественна идеям ув.А. Мокеева. К одной версии мы пришли вне зависимости друг от друга. 2. По РАду непонятно, локализация этих княжеств приблизительная. 3. По МАТ Манас кыргыз из каркаринских кыпчаков. Судя по сюжету эпоса Манас и структуре кыргызских племен, информаторы у Ахсикенти были хорошие. Задолго до времени Ахсикенти кыпчаки уже были частью кыргызов. 4. Я изучил данные Валиханова. Он ссылается на сюжет о путешествии Чан Дэ на запад: Страна Ма-а по предположению переводчиков, это "страна мусульман". Однако опять нестыковка в виде употребления собак для саней кыргызами. Это явно указание на какие-то северные народы. Сама фраза не совсем понятно, то ли это кыргызы, которые используют ездовых собак живущие в этом регионе, либо просто упоминание не связанное с местными народами. Т.е. он пишет про сани и вдруг вспоминает кыргызов, которые используют собак для саней?
- Вчера
-
Значит это скорее "прославленный бык", а не "божественный бык"? Кстати, китайское 冒 (мао) это вроде "кошка". Котобык)
-
1. Xianbei, Tegreg, and Rouran-Abar: Yihe-Nur and the Nomadic World of Inner Asia between the Second and the Fifth/Early Sixth Century CE (forthcoming in: Beyond Pingcheng – the Xianbei in Inner Mongolia, 4th-6th cents. CE. Edited by Judith A. Lerner and Annette L. Juliano). Тут как раз во времена Табгачей и Жужаней начинается передвижения племен Тэгрэг, так как монголы контактировали с китайцами и называли так тюркоязычных. В свою очередь Тэгрэг это потомки раннее известных Динлин и самая влиятельные были Карлуки и мигрировали к Табгачам. Поэтому даже находясь в Туркестане использовали титул Табгач. Жужани никакие не банда, а близкая к правящим верхушкам Сяньбийцев как Дай, Муронг, Табгач. Судя по всему в Жужаньском каганате Сяньбийцы были меньшинством, а Сюнну большинством. Сяньбийцы парамонголы. Этногенез Средневековых Монгол намного сложнее и связан очень сильно с Кумоси и Северными Монголами, так называемые Баргуты из Баргуджин-Токум, нежели с Шивейцами. The Qai, the Khongai, and the Names of the Xiōngnú By Christopher Atwood Судя по всему большая часть Сюнну никуда не мигрировала, а стали называться Жужанями. Как предполагают специалисты Северные Сюнну в основной массе были порабощенными не Ху группами, как Цзе, Киргиз, Динлинг. А, южные Сюнну это Кумоси, Си, Татаби (Урианхай). Разделение Северных и Южных произошло из-за разного происхождения. Имперская часть Сюнну были беженцами их Внутренней Монголии и Южной Манджурии из-за Ханьского генерала Мэнь Тяна.
-
Согласно Джерарду Клоусону, bağatur по происхождению почти наверняка является именем хунну (которое Клоусон предполагает как хуннское), и в частности второго хунну-шаньюя, чье имя было транслитерировано китайцами-ханьцами как 冒頓 (с -n для иностранного -r), теперь произносится как Mòdùn ~ Màodùn в стандартном китайском языке. По Старостину от монгольского слова Магта (славить, прославлять). Да и у тувинцев, алтайцев форма Маадыр. И китайцы записали на М. И судя по всему Жужани использовали на М, а не на Б. Мохэфу (это тоже самое, что багатур. Судя по всему было Маагадур. Mongolian etymology : Proto-Mongolian: *magta- Meaning: to praise, glorify Russian meaning: хвалить, прославлять Written Mongolian: mag|ta- (L 520) Middle Mongolian: maxta- 'to laud, carol' (HY 32), maqta- (MA) Khalkha: magta- Buriat: magta- Kalmuck: makt@- Ordos: maGta- Dagur: makta:l 'praise' Shary-Yoghur: max|da- Monguor: mas^daG 'discours prononce/ a\ la louange du gendre le jour du mariage' (SM 233), maxda- Comments: KW 254, MGCD 475, 476. Mong. > Manchu makta- etc. (see Rozycki 153).
- Последняя неделя
-
В Ботае О это ошибка Лейлы Булатовны Джансугуровой
-
Изменение узбекской кухни в 20-ом веке Овощи и фрукты колхозники получают со своих приусадебных участков. Широко употребляют в пищу виноград, абрикосы, персики, айву, а также вишню, черешню, клубнику и т. д. Самое большое распространение имеют сейчас овощи, завезенные сюда русскими в конце XIX — начале XX в. (картофель и помидоры). Картофель начал распространяться еще до революции в Чиназе и Байт-Кургане. Эти центры находились на крупных торговых путях и гораздо быстрее воспринимали все новое. Помидоры распространились позднее, после коллективизации, а в некоторых отдаленных местах, как, например, селении Яллама и позже. Сейчас нельзя себе представить узбекскую кухню без этих овощей. Болгарский перец и капуста стали входить в меню колхозных семей уже в послевоенные годы. Из других овощей широко употребляют лук, морковь, тыкву, огурцы, издавна выращивают дыни и арбузы. В каждом хозяйстве обязательно сажают разнообразную зелень: душистый райхон, которым приправляют супы, жидкие похлебки, мяту и т. д. Источник: Издательство "Наука". (1966). Материальная культура народов Средней Азии и Казахстана
-
А что, тему "казахи 8" удалили? Что то найти не могу
-
чепуха и как это работало с многоженством?
-
ерунда
-
Чтоб раз и навсегда внести ясность: В исторической литературе разделение каракалпаков на верхних, средних и нижних ошибочно привязывают к нападению джунгар и разгрому каракалпаков в 1723 году, мол, именно после этого и каракалпаки разделились надвое. Но письменные свидетельства опровергают эту гипотезу, где помимо верхних и нижних, в канун джунгарских нападений упоминаются и средние каракалпаки. В документах есть сведения о нахождении Ишим хана с инспекцией на дальних своих Улусах, что послам подолгу приходилось дожидаться его возвращения на свою резиденцию. Поэтому уверенно можно предположить, что разделения на Улусы (верхние, средние, нижние) произошли задолго до джунгарских нападений по воле самого Ишим хана. Во-первых, каракалпаки проживали не компактно, а их основное расселение было растянуто по нижнему, среднему и верхнему течению Сырдарьи, ведение хозяйства также отличалось, верхние больше скотоводы, а нижние в основном занимались земледелием. Резиденция самого Ишим хана находилась по Среднему течению Сырдарьи, то есть по центру, основное население которого состояло из кытайского и кипчакского племён. Во-вторых, назначение на местах верных соправителей по идее намного облегчило бы управление всеми племенами, если бы Ишим хан знал истинную натуру Султан Мурата, но увы. Зато над Нижними каракалпаками он поставил надёжного соратника по имени Мурат Шейх, который не являлся чингизидом, но как главное духовное лицо, имел большой авторитет в народе, а всё его ябинское племя служило Ишим хану верой и правдой, среди которых особо можно отметить Оразак батыра и Полата есаула. Кстати, ябинец Маман бий, позже управлявший Арысом Онторт уру и оставивший яркий след в памяти нижнекаракалпакского народа являлся сыном Оразак батыра. На 99,99% уверен, что гибель Ишим хана связана с Султан Муратом (самозванцем), всё-таки свою роль тот доиграл до конца. Нет никаких письменных доказательств, но психологические портреты этих двух личностей указывают именно на такой вывод, то есть две противоположности, хотя ясно, что оба были едины в одном - каждый хотел видеть свой народ счастливым и процветающим по-своему.
-
▫️Ру/Clan: Қорасан Қожа 🧬R1b->M478-> R-BY40441 📚 R-BY40441 субклад отделился от R-M478 примерно в 4400 году до н. э. В этом субкладе в основном встречаются тюрко-монгольские народы, такие как карачаево-балкарцы, алтайцы, татары, казахи, хазарейцы, узбеки, башкиры и другие. 📖 На более глубоком уровне индивид из Қорасан-Қожа, Жагалбайлы-Ногайлы, узбекистанец и пакистанские хазарейцы совпадают по снипу BY40329. То есть, их общие предки жили как минимум 1557 лет назад, около 468 года н.э. А общий предок индивида из Корасан-Қожа и Липка-Татара (фамилия Chazbijewicz) жил не менее 1175 лет назад, примерно в 850 году н.э. 📜Палео-ДНК/Paleo DNA (BY40441): 🇹🇷⚱️Besarabya 459 (203-319 CE) 🇰🇿⚱️Pavlodar 92 (51 BCE- 204 CE) 🇨🇳⚱️Dongtalede 36 (755-420 BCE) 🇲🇳⚱️Tavan 5 (1300-1400 CE)
-
Об этом говорит тот факт, что в документах 1722 года, то есть за год до начала джунгарского нападения, есть очень много сведений о попытках сорвать каракалпакско-русские мирные отношения. Одну из таких попыток предпринял Абулхаир и его мотивы пока непонятны. Но, тем не менее, если бы он тогда убил русских послов и представил это так, будто это дело рук самих каракалпаков, то по меньшей мере для Ишим хана было бы очень трудно обелить себя перед русскими и рассчитывать на сближение с ними, благо, тогда отбили послов. Другой ярый противник каракалпакско-русских отношений был двоюродный брат самого Ишим хана, по крайней мере самозванца Султан Мурата Ишим хан принял за своего родственника и поставил во главе Верхних каракалпаков своим соправителем. Мотивы данного самозванца понятны, русские знали, что настоящий Султан Мурат, сын Кучук хана казнён. Поэтому, для самозванца планы Ишим хана были абсолютно неприемлемы, обо всех делах Ишим хана он доносил джунгарам, а также по их указке уничтожал преданных Ишим хану людей, причем есть также сведения о грабеже, аресте и убийстве самозванцем некоторых русских послов, в общем "верный родич", кому Ишим хан доверил не только свою судьбу, но и по крайней мере 1/3 своего народа, провёл за его спиной очень масштабную диверсионную работу в пользу джунгар. Приказ Ишим хана не нападать на российские территории часто нарушался и, нарушали скорее всего купленные джунгарами люди. Вся эта ситуация в конечном итоге очень осложняла Ишим хану нормальную работу и тормозила реализацию первоочередных задач. Тем не менее, подготовка шла, а джунгары благодаря Султан Мурату (самозванцу) были в курсе всего.
-
оно было, кышкыру говорили казахи
-
ага, цокающему телеуту Фоме )
-
Половина южан ваша родня , с одного корня 950 лет назад имели общих предков , просто ваши предки ушли на север , другие остались к примеру Момын , Тирион Или наоборот они ушли с Павлодара ?
-
Заметил, что в Монголии (в отличие, например, от Казахстана) в последнее время получили популярность сборные, небольшие и не очень дорогие дома (пассив хаус), импортируемые и уже местного производства. С их явными современными удобствами и преимуществами, хотя бы по энергосбережению, не исключено, что в будущем они постепенно вытеснят в сельской местности национальные юрты гэры. Кстати, по теории Камала двери в них не обязательны, достаточно из куска кошмы навесить на проем полотнище. ))
-
К сожалению, я не бываю в ваших краях или в Татарстане чтобы увидеть такое и удивиться. На похоронах у вас в ЮКО был очень давно, ас в день похорон тогда давали, правда были некоторые детали, отличавшиеся от привычных мне. Но как говорится, у нас у казахов всегда существовал региональный культурный колорит, изначально заложенный в родо-племенной структуре народа.
-
На уровне дилетанта сравнил с узбеками, по моему, есть сходства.
-
Уяснили ) главное поняли , теперь удивляться не станете , если в день похорон вас не накормят
-
Разнообразие уйгуров никогда не было для меня новостью: ещё до появления молекулярных исследований на это указывали и этнографы, и антропологи. Современные ДНК-данные лишь подтверждают выраженные региональные различия уйгуров - как и у большинства других крупных народов. Современные уйгуры - это многочисленный народ (не менее 10 млн), расселённый на большой территории. В целом уйгуры по геному занимают промежуточное положение и близки к другим народам Центральной Азии, чем к восточноазиатским или западноевразийским популяциям.