Активность
- Последний час
-
у казахов раньше плов был едой для богатых, из-за риса
- Сегодня
-
В бедных семьях действительно часто готовили шавлю. Шавлю готовили из того, что было под рукой. В шавлю клали мало мяса или обходились без него, и часто использовали потроха. Известный ошпаз Хаким Ганиев, занимавшийся также историей узбекской кухни, отмечает, что шавлю без потрохов практически не готовили. Этнограф Карим Махмудов (р. 1926), объехавший весь Узбекистан и опубликовавший множество работ о национальной узбекской кухне, выпустил книгу «Пловы на любой вкус», где собрал большой перечень региональных рецептов, включая ташкентские. С конца 1950-х до 1980-х годов он записывал рассказы аксакалов о кулинарных традициях. Кулинары относятся с уважением к работам Махмудова. Он не был профессиональным ошпазом. Но зато собирал общие сведения от акскакалов и ошпазов того времени. Я не согласен с утверждением, будто плов изначально был пищей лишь зажиточных людей. Различия между богатыми и бедными семьями проявлялись скорее в составе и качестве ингредиентов для плова. На свадьбы и другие торжества всегда старались покупать лучший рис и мясо; так было в прошлом и остаётся сегодня. В моей юности, к праздникам на базаре выбирали дорогой рис более высокого качества и запасались мясом. В прошлом бедные семьи тоже готовили плов, даже если он был почти без мяса или без мяса. Плов всеми любимое блюдо , поэтому по настоящему народное блюдо. Сегодня мясо доступно большинству. Тем не менее, по наблюдениям жителей соседних стран, узбеки употребляют мяса меньше, чем, скажем, кыргызы или казахи. В видео репортаже молодого кыргызстанца из Бишкека, недавно побывавшего в Ташкенте, автор заметил, что, на его вкус кыргыза, мяса в плове оказалось недостаточно. Сам ролик получился доброжелательным: в Ташкенте он бывал неоднократно и город ему очень нравится. Может специально хотел подчеркнуть стереотип о том что узбеки едят меньше мяса. Традиционно в кочевых культурах больше продуктов животного происхождения. В казахской поговорке: «Өзбек тойды бір қоймен бітіреді». Утверждение о сильных различиях в современном потреблении мяса выглядит сомнительно: если разница и существует, то она минимальна.Что же касается кисломолочных продуктов, прежде всего курта, то, пожалуй, нигде так курт не любят, как в Узбекистане. Это на мой субъективный взгляд.На любом крупном базаре вы увидите длинные ряды курта самых разных форм, консистенций, выдержки и с множеством различных добавок. Кухня кочевых и полукочевых народов, естественно, отличалась — не всегда, скажем прямо, в лучшую сторону. Опять же на мой взгляд , главное достоинство традиционных кочевых культур - обилие мяса превосходного качества. Мяса много не бывает. )) Остальное могло уступать. Например, в записях путешественников упоминалось, что у киргизов (предков казахов, живших в окрестностях Ташкента) был прессованный чай низкого сорта. Позволю себе немного нескромности: узбеки бережно и требовательно относятся к приготовлению пищи. Дискуссии и соревнования вокруг приготовления велись всегда - и в прошлом, и сегодня. Также стоит написать о плове или другом блюде не на узбекском для чтения за пределами Узбекистана - и каждое слово окажется под лупой земляков. Неосторожный шаг в сторону, и все, тебя объявят предателем национальных интересов.
-
Плов раньше был роскошью Самым любимым кушаньем повсеместно является плов. Готовят его по обычному рецепту. По типу он относится к ташкентскому, т. е. при его приготовлении употребляют меньше воды, чем, например, в Самарканде, поэтому плов получается более сухой. Из разновидностей плова в Ташкентской области следует отметить плов с горохом нохот и голубцами гок ош. Плов с голубцами делается весной и в летние месяцы. Для него используются свежие молодые виноградные листья. Мясо для такого плова рубится с луком и заворачивается в листья. Затем эти голубцы нанизываются на нитку. Плов с голубцами из виноградных листьев делается обычно только для семьи. В прежнее время плов был пищей зажиточных людей, так как это блюдо дорогое и было недоступно многим семьям бедняков. Сейчас плов в состоянии приготовить любая колхозная семья, он готовится в семье один-два раза в неделю. В прошлом в Ниязбаши чаще готовили не плов, а рисовую кашу с мясом бутка. Лук и морковь в нее не клали. Такое блюдо распространено сейчас у бывших кочевых узбеков (дурмены, локайцы), у казахов, киргизов. Источник: Издательство "Наука". (1966). Материальная культура народов Средней Азии и Казахстана
-
https://www.theytree.com/tree/Q-L713
-
Старостин не истина в последней инстанции. Вот например Татаринцев и Севортян считают слово Батыр тюркизмом на глагольной основе "бат": "Так или иначе, искомая производящая основа слова batur является скорее всего, глагольной основой bat- "дерзать, осмеливаться", а batur разложимо на bat-(u)r, где аффикс -r по происхождению — аффикс причастия аориста. С его помощью образуются имена со значениями признака, носителя процесса и т. д. [25. С. 340 и след.]. Таким образом, batur ~ batyr обозначает смелого, дерзкого человека, причем первичными здесь, возможно, являются признаковые значения (см. выше)." А к слову Багатур Татаринцев находит схожую семантику: "Последнее свидетельствует о глагольной основе *baγa-t- (~ *baγy-t-) "сильно, резко выделяться среди других (с положительной стороны)" [29], структурно параллельной ранее выявленной *ba-t-, от которой, вероятно, и возникло слово baγatur, где - (u) r — тот же формант, с помощью которого образовалось и batur." https://eurasica.ru/forums/topic/1226-бахадур-батыр-батор/?do=findComment&comment=112103
-
@zuungar1 Ну я бы сказал, что есть какая то определенная связь, но отнюдь не происходит от этого слова. Мақта-хвалить Мықты - могучий Если предположить, что эти корни имеют единую этимологию "Мақ"~ "Мық", где "Та" ~ "Ты" являются словообразующими аффиксами, то корнем слова Баатур (Багатур) является лексема "Баат", что не совсем подходит для "Мақ" или "Мық" Моя вышеупомянутая в беседе с юзером @Бозбет Шыны версия этимологии гораздо больше удовлетворяет научным требования нежели версия Старостина или кого-либо другого.
-
Хоть я и не согласен со Старостиным, но версия про "божественного быка" выглядит ещё менее правдоподобной. Думаю этимология слова багатур просто "неясная". На этом и надо остановиться.
-
фонетические транскрипции этнонимов, известных из более поздних источников, некоторые из которых имеют большое значение для дальнейшей истории Внутренней Азии: клановое имя Юаньхэ (MC jwɐn-ɣət) является, вероятно, ранней фонетической транскрипцией этнонима Уйгур (гегемоны степей Внутренней Азии между 744 и 840 гг.); 28 клановое имя Хулю 斛律 (MC ɣuk-ljwet) является, возможно, самым ранним подтверждением этнонима Карлук (преемники западных тюрков и тюргешей в степях вокруг рек Чу и Талас и предки династии Караханидов); 29 название клана Jiepi解批 (MC kaɨ-pʰiei) может быть ранним вариантом от названия более позднего племени киби契苾 (MC kʰiei-bjiet) (который недолгое время занимал пост каганала власть в восточных степях в начале 7 вв. й век под руководством их лидера Циби Геленга契苾 歌楞 (MC kʰiei-bjiet kâ-ləŋ) в роли Ивуженмохэ Кагана 易勿真莫賀可汗 (MC jiäk-mjwət-tśjen-mâk-ɣâ qaghan); и несколько китайских ученых определили название клана Хугу. с гегу 紇骨 (MC ɣət-ɣwət) — кыргызы в среднем течении Енисея Сорри использую гугл переводчик. Как видим уже во времена Северной Вэй известны названия Тэгрэг и поэтому такие названия как Хэгу или Хягас по бурятски это все названия от монголоязычных и записаны потом Ханьцами. Кясаа это тюркско-самодийское слово железо в о отличие от монгольского Тумэр С точки зрения Северной Вэй, кажется, что эти различные группировки Тегрег обычно не образовывали общего — пусть даже конфедеративного — институционализированного государства, но когда обстоятельства позволяли или требовали этого, они могли формировать военные союзы. Все тюркские основные группы записаны еще во времена Жужаней и как видим никакого отношения к имперцам Сюнну не имеют. И вот это самое важное. Никами имперцами ранние тюрки не были и использовали лишь вождества в отличие от известных раннее племен Увань (Авар), Сяньбэй (Сабир), Сюнну лишь при Маодуне (Ху по факту) эти три группы до Хаган (опора с языка Сяньби) использовали титул Дарга (монгольский). Те же Авары захватившие Европу были имперцами и прямо заявили об этом римлянам У них нет верховного правителя. У каждого племени есть свой вождь. (…) Будучи одной расы, они имеют общие чувства, и когда есть случай для мародерства или встречи с внешней угрозой, они объединяют силы. Мы ничего не знаем об должностях, учреждениях или ритуалах, которые отражали и способствовали общему чувству принадлежности среди этих основных групп. Однако в несколько более поздний период мы слышим о надплеменных собраниях среди Тегрег для того, чтобы принести жертвы Небесам. На большом собрании они устраивали скачки, забивали жертвенных животных, ходили по кругу, распевая песни, и наслаждались своими обычаями
-
Гаоче означает «высокие телеги» — по-видимому, китайский перевод значения слова Tegreg. Таким образом, кажется, что эти племена были в общем названы «людьми телеги» их южными соседями, подчеркивая важность повозок, запряженных волами и верблюдами, для их подвижного образа жизни — черта, которая широко наблюдалась в материальной культуре многих общин в монгольских степных землях до недавнего времени. Наблюдатели из Северной Вэй вкратце описывали этот образ жизни, используя обычные топосы о кочевниках Внутренней Азии, но с некоторыми подробностями: Они мигрируют в поисках травы и воды. Они одеваются в шкуры и едят мясо. Их крупный рогатый скот и овцы такие же, как у жужаней. Но колеса их телег высокие и имеют очень много спиц. Территория, населенная теми, кого китайцы называли Тегрег, была обширна (рис. 26). Мы слышим о них к югу от Гоби — вплоть до центрального Хэбэя 22 —, а также к северу от пустыни, вплоть до озера Байкал. В лесостепях Восточного Забайкалья кланы Тегрег похоже, установили очень тесные — возможно, супружеские — связи с региональными потомками северных групп сяньбэй, широко называемых Шивэй 室韋.
-
Well, books of Sunshu, Nangshu, Liangshu said Huns (xiongnu) and rouran were related После того, как сяньбэй мигрировали на юг и поселились на китайских землях в конце 3-го века нашей эры, жужане прославились как свирепые воины. Однако они оставались политически раздробленными до 402 года нашей эры, когда Шелунь получил поддержку всех вождей жужаней и объединил жужаней под одним знаменем. Сразу после объединения жужане вступили в постоянный конфликт с Северной Вэй, начавшийся с наступления Вэй, которое вытеснило жужаней из региона Ордос. То есть Жужани или второе имя Татар были в обшей массе потомками Северных Сюнну. Из Ордоса их поперли парамонголы Табгач.
-
Алдан Маадыр — 60 богатырей - это тувинский. У иранцев такого термина никогда не было. По факту выдумка лингвистов. Пехлеви реальный термин иранцев. Слово Багатур никогда не существовала у иранцев. Старостин намного ближе к истине. М и Б в монгольском часто замещают друг друга. Например Обог, Омог существуют параллельно до сих пор. мохэфу отмечен у киданей, шивэй-татар и сяньбийцев-улохоу. Тут также судя по всему парамонголы использовали на М, а не Б. The Rouran titles included mofu, mohetu (cf. Mongolian batur, baghatur), mohe rufei (cf. Mongolian baga köbegün), hexi, sili and sili-mohe, totoufa, totouteng, sijin (cf. Turkic irkin), xielifa (cf. Turkic eltäbär). Как видим Иркин это Жужаньско-монгольский титул и использовали его Баярку. Жужаньцы также использовали М, а не Б. То есть ближе к тувинско-алтайскому Маадыр. По факту имеем два параллельных слова, Баатар и Маадыр. Так, что Маагадур более реален нежели выдуманная лингвистами иранская форма, так как имеем потомка в форме Маадыр. Старостин был прав от слова Магтаал - восхваление. Маодунь, Мохэфу, Маадыр
-
В Ханьских источниках нет информации о миграции на Запад Ху. И остальные тюркологи пытаются вывести тюрков из Южной Маньджурии. А, вот предки Маодуня всегда жили возле Ордоса. Главное понять в какой именно части. Лоуфань это Ху, Дун-Ху - это Ху. Лин-Ху лесной Ху. Все группы жили вокруг во Внутренней Монголии, Ордос и Южной Маньджурии.
- Вчера
-
Ниже представлена более полная картина. Сравнение уйгурских популяций из разных регионов Восточного Туркестана с другими тюркскими группами, а также с хазарейцами и памирскими таджиками. Для анализа использованы данные об аутосомном геноме; популяционные различия оценивались по индексу Fst. Kaзахи в этом исследовании не были представлены. Размер выборки – 951 человек из 14 регионов. Генетическая история уйгуров Синцзянa свидетельствует о многосторонних контактах эпохи бронзы в Евразии. Genetic History of Xinjiang’s Uyghurs Suggests Bronze Age Multiple-Way Contacts in Eurasia https://academic.oup.com/mbe/article/34/10/2572/3864506 Сортировка по степени генетического сходства популяций. ------- pop.center pop.X Fst Aksu Hazara 0.009786 Aksu Kyrgyz 0.012686 Aksu Uzbek 0.013021 Aksu Tubalar 0.015953 Aksu Nogai 0.017154 Aksu Altaian 0.017883 Aksu Turkish 0.018035 Aksu Tuvinian 0.018219 Aksu Turkmen 0.018272 Aksu Chuvash 0.019873 Aksu Yakut 0.021001 Aksu Tajik_Pomiri 0.023099 Aksu Balkar 0.024046 Aksu Kumyk 0.026097 Aksu Dolgan 0.033491 Bayingolin1 Hazara 0.010765 Bayingolin1 Kyrgyz 0.013452 Bayingolin1 Uzbek 0.014000 Bayingolin1 Tubalar 0.016837 Bayingolin1 Altaian 0.018175 Bayingolin1 Tuvinian 0.018358 Bayingolin1 Nogai 0.018796 Bayingolin1 Turkmen 0.019828 Bayingolin1 Turkish 0.020786 Bayingolin1 Yakut 0.021367 Bayingolin1 Chuvash 0.021444 Bayingolin1 Tajik_Pomiri 0.025153 Bayingolin1 Balkar 0.026187 Bayingolin1 Kumyk 0.028057 Bayingolin1 Dolgan 0.033672 Bayingolin2 Hazara 0.016391 Bayingolin2 Uzbek 0.017702 Bayingolin2 Kyrgyz 0.020028 Bayingolin2 Nogai 0.021213 Bayingolin2 Turkmen 0.022564 Bayingolin2 Turkish 0.023660 Bayingolin2 Chuvash 0.024100 Bayingolin2 Tubalar 0.024146 Bayingolin2 Altaian 0.024401 Bayingolin2 Tuvinian 0.026054 Bayingolin2 Tajik_Pomiri 0.026355 Bayingolin2 Balkar 0.027013 Bayingolin2 Kumyk 0.028822 Bayingolin2 Yakut 0.031755 Bayingolin2 Dolgan 0.039586 Bortala Hazara 0.016000 Bortala Uzbek 0.017110 Bortala Kyrgyz 0.020197 Bortala Nogai 0.020548 Bortala Turkish 0.021718 Bortala Turkmen 0.022040 Bortala Chuvash 0.023073 Bortala Tubalar 0.024083 Bortala Tajik_Pomiri 0.025004 Bortala Altaian 0.025072 Bortala Balkar 0.025827 Bortala Tuvinian 0.026566 Bortala Kumyk 0.027275 Bortala Yakut 0.032183 Bortala Dolgan 0.040124 Changji Hazara 0.016048 Changji Uzbek 0.017944 Changji Kyrgyz 0.018441 Changji Altaian 0.022611 Changji Nogai 0.022976 Changji Tuvinian 0.023308 Changji Tubalar 0.023319 Changji Turkmen 0.023744 Changji Chuvash 0.025740 Changji Turkish 0.027305 Changji Yakut 0.028414 Changji Tajik_Pomiri 0.029425 Changji Balkar 0.030167 Changji Kumyk 0.031787 Changji Dolgan 0.037960 Hotan Hazara 0.009988 Hotan Uzbek 0.012417 Hotan Kyrgyz 0.014029 Hotan Turkish 0.014970 Hotan Nogai 0.015455 Hotan Tubalar 0.016729 Hotan Turkmen 0.017047 Hotan Chuvash 0.018141 Hotan Altaian 0.019436 Hotan Tajik_Pomiri 0.020287 Hotan Tuvinian 0.020645 Hotan Balkar 0.021153 Hotan Kumyk 0.022917 Hotan Yakut 0.023876 Hotan Dolgan 0.035298 Ili Hazara 0.010222 Ili Uzbek 0.012792 Ili Kyrgyz 0.013570 Ili Tubalar 0.016512 Ili Nogai 0.016572 Ili Turkish 0.017344 Ili Turkmen 0.017847 Ili Altaian 0.018590 Ili Chuvash 0.019252 Ili Tuvinian 0.019319 Ili Tajik_Pomiri 0.022339 Ili Yakut 0.022382 Ili Balkar 0.023022 Ili Kumyk 0.024869 Ili Dolgan 0.034279 Kaxgar Hazara 0.009839 Kaxgar Uzbek 0.012570 Kaxgar Kyrgyz 0.013524 Kaxgar Turkish 0.015241 Kaxgar Nogai 0.015645 Kaxgar Tubalar 0.016412 Kaxgar Turkmen 0.017138 Kaxgar Chuvash 0.018105 Kaxgar Altaian 0.019091 Kaxgar Tuvinian 0.020184 Kaxgar Tajik_Pomiri 0.020465 Kaxgar Balkar 0.021360 Kaxgar Kumyk 0.023195 Kaxgar Yakut 0.023332 Kaxgar Dolgan 0.034914 Kizilsu Hazara 0.010599 Kizilsu Uzbek 0.012541 Kizilsu Kyrgyz 0.014802 Kizilsu Turkish 0.015149 Kizilsu Nogai 0.015690 Kizilsu Turkmen 0.017245 Kizilsu Tubalar 0.017419 Kizilsu Chuvash 0.018166 Kizilsu Altaian 0.020111 Kizilsu Tajik_Pomiri 0.020307 Kizilsu Balkar 0.021023 Kizilsu Tuvinian 0.021472 Kizilsu Kumyk 0.022739 Kizilsu Yakut 0.024995 Kizilsu Dolgan 0.035976 Kumul Hazara 0.014892 Kumul Kyrgyz 0.016887 Kumul Uzbek 0.018651 Kumul Tuvinian 0.020957 Kumul Altaian 0.021053 Kumul Tubalar 0.021770 Kumul Nogai 0.024267 Kumul Yakut 0.024559 Kumul Turkmen 0.024911 Kumul Chuvash 0.027268 Kumul Turkish 0.029559 Kumul Tajik_Pomiri 0.031807 Kumul Balkar 0.032813 Kumul Kumyk 0.034600 Kumul Dolgan 0.035752 Tarbagatay Hazara 0.015852 Tarbagatay Uzbek 0.017350 Tarbagatay Kyrgyz 0.018997 Tarbagatay Nogai 0.021113 Tarbagatay Turkmen 0.022292 Tarbagatay Tubalar 0.023445 Tarbagatay Altaian 0.023878 Tarbagatay Chuvash 0.023888 Tarbagatay Turkish 0.024030 Tarbagatay Tuvinian 0.025054 Tarbagatay Tajik_Pomiri 0.026480 Tarbagatay Balkar 0.027229 Tarbagatay Kumyk 0.028764 Tarbagatay Yakut 0.030430 Tarbagatay Dolgan 0.038582 Turpan Hazara 0.010933 Turpan Kyrgyz 0.013193 Turpan Uzbek 0.014573 Turpan Tubalar 0.016825 Turpan Tuvinian 0.017534 Turpan Altaian 0.017807 Turpan Nogai 0.020001 Turpan Yakut 0.020233 Turpan Turkmen 0.020790 Turpan Turkish 0.022474 Turpan Chuvash 0.022813 Turpan Tajik_Pomiri 0.026885 Turpan Balkar 0.027920 Turpan Kumyk 0.029839 Turpan Dolgan 0.033303 Urumqi Hazara 0.012187 Urumqi Uzbek 0.014405 Urumqi Kyrgyz 0.015947 Urumqi Nogai 0.018302 Urumqi Tubalar 0.018942 Urumqi Turkmen 0.019407 Urumqi Turkish 0.019489 Urumqi Altaian 0.020527 Urumqi Chuvash 0.020891 Urumqi Tuvinian 0.021694 Urumqi Tajik_Pomiri 0.023603 Urumqi Balkar 0.024226 Urumqi Yakut 0.025594 Urumqi Kumyk 0.025931 Urumqi Dolgan 0.036103 [11]:
-
P.S. Здесь Алим султан не посол, а парламентер, который привез от своего отца Ишим хана ультиматум "или-или". Абулхаир, если был равным к Ишим хану, должен был через Алим султана передать своё решение Ишим хану - быть войне или он соглашается на ультиматум Ишим хана. Абулхаир согласился на ультиматум и выполнил требования Ишим хана. Теперь, посмотрите на это с другой стороны, то есть со стороны, как это принято в исторической литературе. А в исторической литературе принято, будто каракалпаки всегда были под властью казахских ханов, в том числе и Абулхаира. А в этом случае Ишим хан предположительно должен был быть ниже по статусу по отношению к Абулхаиру, стало быть Абулхаир и вовсе не обязан был выслушивать никакие претензии со стороны Ишим хана, а принимать ультиматум от его сына это и вовсе нонсенс, этого эпизода никогда и не было бы в истории. Вы понимаете вообще ситуацию - о чем документы свидетельствуют и о чем историки пишут?!
-
Ну, если у вас разницы между прошлым, настоящим и будущим не существует, то стоит ли ваше такое, так сказать, самоудовлетворение, какого-то внимания с моей стороны?! Отнюдь. Другие пусть сами думают.
-
Автор видео предлагает ответить ИИ где находился Каракорум Чингисхана опираясь на ориентиры всех средневековых источников , западные и восточные. ИИ отвечает что это территория современного Казахстана, Семиречье, алматинская область и предлагает вывести обсуждение на мировой уровень. https://www.youtube.com/watch?v=koOquWa7KaA
-
Это не моя версия. Про институт батыров у гуннов впервые слышу. The name Mo-tun NMan mòdùn is in MChi ✩m k (Pul. 217–218) -✩ tw n3 (Pul. 84). It has not been identified, but as some have suggested, the Old Chinese pronunciation appears to represent a foreign *baγtur, a relative of the later attested Central Eurasian culture word baγatur ‘hero’. The etymology of the word is unknown, though the first syllable is very likely the Iranian word *baγ ‘god, lord’, an element in many later Central Eurasian titles. Mo-tun is presented as the founder hero in the story given in the Chinese sources, but he was actually the son of the founder (*Tumen). He was skilled with horses and the bow, the king (*Tumen) and his favored son attempted to use a stratagem to have him murdered, the prince was warned in time and miraculously escaped, he acquired a personal bodyguard of courageous warriors, and finally he attacked and killed the evil king and established a righ teous and prosperous kingdom Beckwith, Christopher I.Empires of the Silk Road: A History of Central Eurasia from the Bronze Age to the Present
-
@Бозбет Шыны Довольно слабые доводы. Я больше вижу более правдоподобную этимологию через Баат- крепкий, сильный, выносливый, ар (эр) - мужчина. То есть Баатар>>>Баатур>>>Батур (Батыр). Институт батыров подразумевал выживаемость после сражений, и только выжившие после похода, сражения мужчина мог заслужить титул "батыр". Их всегда ставили в авангарде войска.
-
Термин "Ма-а" переводят как "чалма".
-
Не было это никогда Маагадур. В тюркском это багатур (батыр), в монгольском это баатар. В китайском просто "Б" на первой позиции не может идти. Протомонгольское "магта" тут плохо подходит, иначе бы было Магтатур, чуть ли не Матадор https://en.wikipedia.org/wiki/Baghatur Вероятнее всего восточноиранская этимология: Avest. baga — «бог» Sogd. bāγtar — «богатырь» или «божественный герой»
-
В последнее время наблюдается тенденция к тому,чтобы спрашивать то что не знаем,у ИИ.Хотя иногда ответы искусственного интеллекта действительно полезны,но при этом надо быть крайне осторожными,ниже хочу привести мой вопрос и ответ Gemini. Если бы Gemini существовало в 19 ом веке,то оно давало бы ответы согласно господствующему в то время официальной науке мнению,что белая раса более продвинутая? Вы поднимаете очень важный и болезненный вопрос об эволюции научного знания и влиянии социальных и политических контекстов на научные теории. Если бы Gemini существовало в XIX веке, вероятнее всего, мои ответы отражали бы господствующие в то время расовые теории, включая представление о превосходстве "белой расы". Вот почему: * Господство парадигмы: В XIX веке расовые теории, основанные на псевдонаучных биологических обоснованиях, были широко распространены и считались "официальной наукой". Эти теории использовались для оправдания колониализма, рабства и дискриминации. * Ограниченность данных: Научное понимание генетики, антропологии и истории человечества было значительно менее развито, чем сегодня. Многие ошибочные представления о расовых различиях казались научно обоснованными на тот момент. * Влияние социального контекста: Наука не существует в вакууме. Социальные, политические и экономические условия XIX века (колониализм, работорговля, национализм) оказывали сильное влияние на формирование и принятие расовых теорий. Ученые часто невольно поддерживали господствующие идеологии. * Отсутствие критики: Критика расовых теорий существовала, но она не была мейнстримом и часто подавлялась. Как бы это могло проявляться в ответах Gemini XIX века: * Подтверждение иерархии рас: Я мог бы предоставлять "научные" обоснования превосходства "белой расы" в интеллекте, морали, культуре и физическом развитии, ссылаясь на антропометрические измерения, френологию и другие псевдонаучные методы того времени. * Объяснение "отсталости" других рас: Я мог бы использовать расовые теории для объяснения "неразвитости" или "дикости" других народов и культур, оправдывая колониальное господство как "цивилизаторскую миссию". * Игнорирование или принижение альтернативных точек зрения: Я бы, вероятно, не уделял должного внимания голосам, критикующим расовые теории, поскольку они не были доминирующими в научном дискурсе того времени. Важно понимать: * Наука самокорректируется: Одним из ключевых свойств науки является ее способность к самокритике и пересмотру устаревших теорий под влиянием новых данных и более совершенных методов. Расовые теории XIX века были в конечном итоге опровергнуты генетикой, современной антропологией и историей. * Современные этические принципы: Сегодня мои ответы разрабатываются с учетом современных этических принципов, которые категорически отвергают расизм и любые формы дискриминации. Таким образом, если бы я существовал в XIX веке, мои ответы, к сожалению, с большой вероятностью отражали бы ошибочные и вредные расовые предрассудки того времени, поскольку я был бы обучен на основе знаний, считавшихся тогда "научными". Это служит важным напоминанием о том, что научное знание не является статичным и всегда подвержено влиянию своего времени. Прочтите внимательно ответ и убедитесь,что в программу искусственного интеллекта заложено огромное количество ограничителей,которые препятствуют ,тому чтобы ИИ говорил правду. P.S. Я категорический противник всяких расовых теорий,и привел ответ Gemini,только для учебных целей.
-
Иероглиф "Ма" означает лошадь. Может в этом смысле? Может что-то типа Алатов или Алачин? Хотя китайцы этих звали Бома (букв. "пегая лошадь")... Из контекста следует, что сам Чи Дэ кыргызов не видел, а только слышал о той их особенности. Думаю Ма-а это сокращенное Бома, то бишь они (по сообщениям) жили на востоке от кыргызов, говорили на другом языке и регулярно воевали с ними.
-
Натягивание совы на глобус. Судя по всему это вообще не аргумент
-
1. Уважаемый Эсен, моя версия тождественна идеям ув.А. Мокеева. К одной версии мы пришли вне зависимости друг от друга. 2. По РАду непонятно, локализация этих княжеств приблизительная. 3. По МАТ Манас кыргыз из каркаринских кыпчаков. Судя по сюжету эпоса Манас и структуре кыргызских племен, информаторы у Ахсикенти были хорошие. Задолго до времени Ахсикенти кыпчаки уже были частью кыргызов. 4. Я изучил данные Валиханова. Он ссылается на сюжет о путешествии Чан Дэ на запад: Страна Ма-а по предположению переводчиков, это "страна мусульман". Однако опять нестыковка в виде употребления собак для саней кыргызами. Это явно указание на какие-то северные народы. Сама фраза не совсем понятно, то ли это кыргызы, которые используют ездовых собак живущие в этом регионе, либо просто упоминание не связанное с местными народами. Т.е. он пишет про сани и вдруг вспоминает кыргызов, которые используют собак для саней?
- Последняя неделя
-
1. Xianbei, Tegreg, and Rouran-Abar: Yihe-Nur and the Nomadic World of Inner Asia between the Second and the Fifth/Early Sixth Century CE (forthcoming in: Beyond Pingcheng – the Xianbei in Inner Mongolia, 4th-6th cents. CE. Edited by Judith A. Lerner and Annette L. Juliano). Тут как раз во времена Табгачей и Жужаней начинается передвижения племен Тэгрэг, так как монголы контактировали с китайцами и называли так тюркоязычных. В свою очередь Тэгрэг это потомки раннее известных Динлин и самая влиятельные были Карлуки и мигрировали к Табгачам. Поэтому даже находясь в Туркестане использовали титул Табгач. Жужани никакие не банда, а близкая к правящим верхушкам Сяньбийцев как Дай, Муронг, Табгач. Судя по всему в Жужаньском каганате Сяньбийцы были меньшинством, а Сюнну большинством. Сяньбийцы парамонголы. Этногенез Средневековых Монгол намного сложнее и связан очень сильно с Кумоси и Северными Монголами, так называемые Баргуты из Баргуджин-Токум, нежели с Шивейцами. The Qai, the Khongai, and the Names of the Xiōngnú By Christopher Atwood Судя по всему большая часть Сюнну никуда не мигрировала, а стали называться Жужанями. Как предполагают специалисты Северные Сюнну в основной массе были порабощенными не Ху группами, как Цзе, Киргиз, Динлинг. А, южные Сюнну это Кумоси, Си, Татаби (Урианхай). Разделение Северных и Южных произошло из-за разного происхождения. Имперская часть Сюнну были беженцами их Внутренней Монголии и Южной Манджурии из-за Ханьского генерала Мэнь Тяна.