Перейти к содержанию

Активность

Лента обновляется автоматически

  1. Последний час
  2. Kamal

    Каракалпаки

    К сожалению, выдающиеся заслуги нашего предка Махсум хана до сих пор должным образом не оценена благодарными потомками. Этому помешали его дальнейшие действия против советской власти и участие на стороне басмаческих формирований. В 1920 году вникая в суть идеи большевиков, которую поддерживали и его подданные, Махсум хан добровольно перешел на сторону большевиков, но после окончания гражданской войны оказался не у дел, советская власть хоть и оправдала его, но всё же лишила всех привилегий занимать административные посты. К концу жизни даже сослали за пределы ККАО, где он умер в одиночестве. Только Аллаяр Досназаров знал, что именно Махсум хану он обязан в восстановлении территории Каракалпакстана в его прежних границах и поддерживал с ним теплые отношения, которые в конечном итоге сыграло злую шутку с ним самим. Его обвинили в поддержании связи с врагами народа, к тому же приписали крупное ЧП, произошедшее в Тахтакупирском районе в его личную вину. Аллаяра Досназарова по одному и тому же делу приговорили дважды, второй раз к высшей мере в 1937 году.
  3. Сегодня
  4. В лечебницах, практикующем кумысолечение в горах Кыргызстана, предлагают кумыс, и парное кобылье молоко. По видео ниже приводят список болезней, от которых кумыс и парное молоко вылечивают. Я отношусь скептически к такому лечению. Но в горах на чистом воздухе все кажется вкуснее. Там и воздух чистый, и вода чистая и холодная. Такой отдых и окружающая среда способствует излечению от недугов. Кумыс я бы попробовал с удовольствием, а парное молоко...Попробовал бы тоже. Ехать за лечением кобыльем парным молоком? На отдых бы в горы поехал. P.S. Мед, собранный пчелами возле гор, очень вкусный. Мед с горных трав ароматный. Башкиры популяризовали свой мед. Рассказываю мед очень вкусный. У нас тоже хороший мед. Кумысная лечебница в горах. https://www.youtube.com/watch?v=i1hMsxGXMHE
  5. Из фондов ОГИК Седло Северо-восточный Казахстан 19 век Седло Саукеле Северо-восточный Казахстан 19 век
  6. Kamal

    Каракалпаки

    Постоянные участники форума в какой-то мере знают хивинский период истории каракалпаков из моих прошлых постов, остальные судя по всяким комментам в интернете ничего о Каракалпакстане не знают. На одном посте всё не раскрыть, лишь хочу освежить несколько ключевых моментов с конца 18 века до образования ККАО в 1925 году, как всё происходило и как появился Каракалпакстан. Ни в Википедии, ни в каких-нибудь специальных статьях о деталях данного периода не упоминается. Тем не менее главные эпизоды есть в хивинских архивах и в 30-ых годах были обнародованы ещё Ивановым, Самойловичем и другими историками, но в статьях последующих историков они не были использованы, хотя Иванов лично рекомендовал изучить хивинские архивы по каракалпакам. Итак, в предыдущем посте я кратко прошелся по событиям с конца 18 века вплоть до 1827 года, который завершился восстанием Айдос бия против Хивинского хана. После подавления восстания Айдоса, каракалпаки всецело оказались под властью не только хивинского хана, но и под абсолютной хивинской чиновничьей властью и беспределом почти на последующие 30 лет. Естественно, возникали недовольства в народе, то и дело происходили стычки с чиновниками, споры само собой решались в пользу хивинцев, что привело к всеобщей ненависти к поработителям и, все были согласны с призывом Ерназар Алакоза, что мира и свободу можно добиться лишь силой оружия. Крупное восстание началось в 1855 году, к 1856 году вся территория бывшего Аральского (Каракалпакского) ханства была очищена от хивинцев. На каракалпакский трон был посажен чингизид Зарлык торе, приглашенный из казахских степей. После освобождения своей территории от хивинцев встал вопрос - продолжать далее войну или договориться на относительно мирное сосуществование как в былые времена. Для решения данного вопроса на переговоры с хивинским ханом была направлена делегация во главе с Ерназар Кенегесом, управлявшим Арысом Онторт уру. Он был другом детства хивинского хана, учились вместе в медресе и очень был набожным, чем хивинский хан во время переговоров и воспользовался, обьявив Ерназар Алакоза и Зарлык торе русскими агентами, которые хотят обратить каракалпаков в христиан, против которых хан борется и ему (Ерназар Кенегесу) тоже нужно присоединиться к нему, если он хочет свободу всему каракалпакскому народу. В общем, каракалпаки героический народ, но тупизм и трусость некоторых власть имущих всегда приводили к печальным последствиям и, в этот раз тоже привели к предсказуемому финишу. Теперь Арыс Онторт уру перешел на сторону хивинского хана и восстание Ерназар Алакоза было подавлено. Но, Ерназар Кенегес приобрёл Автономию для каракалпаков на правах самоуправления, которая сохраняется до сих пор на тех же границах. Конраты в 1859 году требовали полную независимость, но после некоторых противостоянии уступили. В 1873 году пришли русские и по Гандемианскому договору, Каракалпакская Автономия была разделена на 2 части - левый берег Амударьи отошел хивинскому ханству, правый вошел в состав РИ. В 1917 году каракалпаки и вовсе могли лишиться своей территориальной идентичности, так как пользуясь смутой (февральской и октябрьской революциями) того года в РИ, хивинцы предприняли попытку захватить земли правобережных каракалпаков, направив свои войска во главе с Джунайдханом. Но на его пути встал предводитель российских каракалпаков Махсум хан, который собрав многотысячное ополчение разгромил Джунайдхана, да ещё заставил Хиву заплатить контрибуций, за нанесенный материальный и моральный ущерб. Данная победа Махсум хана в последующем и сыграла решающую роль в восстановлении Каракалпакской Автономии в прежних ее границах. Правда, в связи с образованием Навоийской области УзССР в советский период, границы Автономии намного сузились. В общем, Каракалпакию никто, ни большевики, ни Ленин, ни Сталин не придумали. Каракалпакстан достойно сражался за своё существование и был признан советской властью заняв достойное место среди своих среднеазиатских собратьев.
  7. Что такое пада? Предполагаю, что это современное явление 21 века непонятно откуда возникшее, возможно, с коммерческой целью. В этнографических трудах я не встречал упоминания об употреблении саумала, везде говорится только об употреблении кумыса. Да и традицию народа никуда не выкинуть, она всегда была устойчивой, об этом упоминается в этнографических трудах, что казахи сырое молоко никогда не употребляли, считали, что она может нанести вред здоровью без предварительного кипячения или брожения. Точно так же считала моя мама и не давала нам парного молока, хотя у русских односельчан дать детям попить парного еще теплого молока считалось верхом блаженства. ) Знаю, что под Астаной организована ферма, куда астанчане, кто верит в целебные качества саумала, ездят попить парное молоко за определенную цену. Моя логика проста - если бы парное кобылье молоко, саумал, был бы такой полезный и целебный, то наши предки непременно бы знали об этоим и употребляли бы его постоянно. Но, как написал выше, я пока не встречал упоминания об этом. Может у кого-то есть такие исторические сведения? А может быть употребление парного кобыльего молока это опять одно из казахских региональных отличий?
  8. Вчера
  9. я думаю R1A от местных кавказских народов после миграции ногайцев на северный Кавказ в 1630-х. У карачаевцев вроде около 35% R1a, если верить интернету
  10. пьют, считается целебным может не везде, не знаю, но на юге и востоке точно пьют
  11. При изученнии У ДНК рюриковичей выступающий берет в пример исследования казахских родов по шежире и ДНК. Также как у нас появляется Караходжа общий предок аргын, у них Ярослав Мудрый общий предок рюриковичей.
  12. Пишут в Казахстане Пишут парное кобылье молоко саумал пьют в Казахстане. Может не везде и не всегда?
  13. У нас тоже традиционно молоко кипятили и сквашивали. В нашей кухне много кисломолочных продуктов и блюд и топленого/кипяченого молока. Так молоко дольше храниться в жарком климате и делает его безопаснее для здоровья. У оседлого населения долин преобладало коровье молоко. Козье и овечье молоко чаще употребляли в предгорных районах. Верблюжье молоко на западе - Хорезме и Каракалпакстане. Под 'сырым молоком' я имею в виду не парное, теплое с пенкой, а охлажденное, постоявшее некоторое время в холодильнике. В быту так иногда называют и магазинное молоко. В общественном питании его, как правило, подавали кипяченым или кипяченном и остывшим, или после другой тепловой обработки. Я практически всю жизнь прожил в городе, поэтому покупал и покупаю молоко в магазине. Кисломолочные продукты покупали и в магазине и на базаре. --- В магазине обычно продают термически обработанное молоко (пастеризованное, гомогенизированное). Оно обработано настолько, что естественным образом не скисает и не свертывается. Обязательная обработка молока на законодательном уровне. Мы нашли выход из положения: покупаем сычужный фермент. Это животный белок который способствует свертыванию молока. В специализированных магазинах продают все необходимое. Дома сами делаем кисломолочные продукты.
  14. Опять многотонный плов в Узбекистане. Подобные мероприятия проводили в разных местах , и за пределами страны. Люди спрашивают, зачем устраивать такие трудоемкие мероприятия с большими казанами. Некоторые - благотворительные, огромные казаны привлекают внимание и помогают собирать средства. Первая часть в Самарканде, вторая - в Хорезме. В Ташкенте, в Андижане тоже готовят.
  15. Это уже 21 век, помню в детстве в аулах доили овец , вечером как придут с пады
  16. Раньше казахи, как исконные кочевые скотоводы, использовали для приготовления различных продуктов и блюд все виды молока - верблюжье, кобылье, коровье, овечье и козье (прим: сырое молоко казахи никогда не употребляют, традиционно подвергают либо кипячению, либо брожению). После оседания, коллективизации и голодомора казахи стали довольствоваться лишь коровьим молоком, а где есть верблюды - верблюжьим тоже. Хороший пример казахи Монголии, которых не коснулись эти события, они до сих пор активно используют верблюжье, кобылье, коровье, овечье, козье и еще сарлачье (ячье).
  17. Согласен. Козье молоко очень вкусное. У некоторых бывает непереносимость лактозы, а мне повезло. У меня её нет. Сырое молоко переношу без проблем - могу выпить хоть литр. У многих родственников так, кроме очень пожилых. Из овечьего молока получается очень вкусный сыр. Рекомендую попробовать разные сорта сыра из овечьего молока. Такого сыра меньше чем из коровьего и козьего, но найти можно.
  18. Его держат для молока , козье молоко это эталон, он очень полезен , особенно при простудных, инфекционных заболеваниях , ангины , ещё он хорош для потенции , на голову выше по своим полезным свойствам кумыса , шубата
  19. Козы - вредители садов и кустов. Обгладывают всё вокруг. Они смотрят не вниз, как овцы, а вверх, чтобы обгладывать ветки и кору. От них вреда больше чем пользы. Пардон, вонь от козла как от отары баран. Преувеличиваю, но запах очень сильный от козла. Чабаны их в отарах держат для управления отарами. Козлы в роли ведущих в отаре. Насчет запаха. Может это нам козлы воняют, а кому они и пахнут. Некоторым баранина пахнет, а мой нос настолько привык, что мне баранина ничем кроме мяса не пахнет. Не задумывался раньше, что баранина может пахнуть другим людям. Вегетарианцы утверждают, что любое мясо пахнет для них.
  20. На запад они пришли из Хатая (тогдашнего северного Китая), но о монголоязычии каев не упоминается. Пишут, что из-за нехватки пастбищ, но, вероятно, также из-за натиска монголоязычных хитаев (киданей). Мухаммед Шебангараи: "... Первая группа [фирке] из тюрок - их называют кун. [Они] вышли из страны Xатай оставив центры своего [пребывания] из-за недостатка пастбищных выгонов [для скота]. Вторая группа [фирке] из тюрок – их называют каи. Численность их больше, чем [численность тюрок] предыдущей [группы]. Их [каи] удалили с [их] собственных пастбищ, [тогда они] напали на страну Сари вблизи земли печенегов [на] берегу Армянского моря". Мухаммада-и-Ауфи: "... Они [куны] пришли из страны Хатай, которую оставили из-за нехватки корма". Китайские хроники "Юань ши", "Шуми Цзюйжун У-и ван бэй", "Цзюйжун цзюньван шицзибэй", использованные Р.Я. Храпачевским, свидетельствуют о том же, что предки кыпчака Тутука тоже мигрировали оттуда же в Волжско-Уральский регион и что его прадед Кунан (Кун-Йан) воевал с киданями.
  21. https://www.youtube.com/watch?v=2MnnUxNJi2I&t=617s ИСТОРИЯ по ДНК: КТО ТАКИЕ СЛАВЯНЕ, ПУШКИН, РЮРИК, БАСТАРДЫ
  22. https://www.youtube.com/watch?v=2MnnUxNJi2I&t=617s ИСТОРИЯ по ДНК: КТО ТАКИЕ СЛАВЯНЕ, ПУШКИН, РЮРИК, БАСТАРДЫ
  23. @Rust Брать на веру гипотезы учёных самая большая ошибка. Настоящая наука и держится на сомнениях.
  24. Автор: Том Гарлингхаус Изображение: Серебряная монета с изображением гуннов верхом на лошадях, V век. Гунны были воинами-кочевниками, вероятно, выходцами из Азии. Они наиболее известны тем, что в IV и V веках нашей эры вторгались в Европу и наводили там ужас, а также тем, что ускорили падение Западной Римской империи. Они были искусными наездниками, известными своей свирепостью в бою и безжалостностью к покорённым народам. Под предводительством своего гениального военачальника Аттилы (406–453 гг. н. э.), которого христиане того времени называли «бичом Божьим», гунны создали огромную империю, в состав которой входили обширные территории современной России, Венгрии и других частей Европы, включая Германию и Францию. Армия Аттилы стала настолько могущественной, что и Западная, и Восточная Римские империи регулярно платили дань, чтобы эти воины не нападали на римские провинции и не грабили их. Но империя гуннов просуществовала недолго. После смерти Аттилы империя была разделена между тремя его сыновьями, которые воевали друг с другом и не смогли сохранить империю в целости. Сегодня слово «гунн» является синонимом варвара, неотесанного и жестокого человека, а сам термин вызывает в воображении образы конных воинов, совершающих акты чудовищной жестокости, насилия и воинственности. На протяжении веков этот стереотип, возникший благодаря римским писателям, пострадавшим от набегов гуннов, был доминирующим представлением о гуннах. Но история гуннов гораздо сложнее, чем можно предположить, исходя из этих образов. Происхождение гуннов Происхождение гуннов неясно, но недавние генетические и лингвистические исследования дают некоторые подсказки. Согласно «Энциклопедии всемирной истории», римский историк Тацит был одним из первых западных авторов, упомянувших гуннов. В конце I века н. э. Тацит писал, что гунны жили недалеко от Каспийского моря, на территории современного Казахстана. Тацит называл их «гуннами», хотя неизвестно, как гунны называли себя сами, поскольку у них не было письменности. Тацит не видел особых отличий между гуннами и другими племенами региона и не считал их особенно воинственными. Самым известным римским писателем, подробно описавшим гуннов, был историк и военачальник Аммиан Марцеллин (330–395 гг. н. э.), хотя его описания сильно предвзяты. В своем труде по поздней римской истории под названием "Res Gestae" ("Свершившиеся дела"), охватывающем период с 96 по 378 год н.э., Аммиан охарактеризовал гуннов как "расу, дикую вне всяких параллелей" и заявил, что место их происхождения находилось "за Азовским морем, на границе Замерзшего океана". Неясно, какой океан имел в виду Аммиан, но территория непосредственно за Азовским морем расположена в Понтийско-Каспийской степи - экосистеме плоских лугов, или степной зоне — на территории современной Украины и юга России, граничащей с Кавказскими горами на юге. Аммиан Марцеллин не слишком лестно отзывался о внешности гуннов, изображая их стереотипными «варварами» с изуродованными шрамами лицами и крупными телами и даже намекая на то, что они похожи на коренастые опоры моста. Аммиан Марцеллин, однако, восхвалял конные навыки гуннов и объяснял их тем, что они всю жизнь проводили в седле: «С лошадей днём и ночью каждый из этого народа покупает и продаёт, ест и пьёт, а склонившись над узкой шеей животного, погружается в сон настолько глубокий, что его сопровождает множество сновидений» (перевод Чикагского университета). «Считается, что гунны изначально были монгольским народом», — рассказал Live Science Ральф Матисен, профессор истории, классической филологии и медиевистики в Университете Иллинойса в Урбане-Шампейне. До Тацита самые ранние сведения о гуннах можно найти в китайских источниках. «Есть народ под названием сюнну, которого часто отождествляют с гуннами», — сказал он. Согласно «Британской энциклопедии» хунну представляли собой свободную конфедерацию конных кочевых народов из Северо-Восточной Азии, которые упоминаются в китайских источниках ещё в V веке до н. э., когда они начали совершать набеги на северные территории Китая. Они продолжали нападать в течение следующих нескольких сотен лет. Эти набеги побудили первого императора объединённого Китая Цинь Шихуанди начать строительство Великой Китайской стены в попытке защититься от северных захватчиков. Поначалу набеги были редкими, но к концу III века до н. э. хунну сформировали большой племенной союз, который начал представлять угрозу для китайской цивилизации. Этот союз создал обширную империю, которая охватывала большую часть современной Монголии и Сибири и простиралась на запад до Памирских гор в Центральной Азии. Между китайцами и хунну разразилась серия войн, и в конце концов в 51 году до н. э. империя хунну распалась на две части: восточную, которая подчинилась китайцам, и западную, которая была вытеснена в Центральную Азию. Исследование 2018 года, опубликованное в журнале Nature, показало, что генетически гунны представляли собой смесь восточноазиатских и западноевразийских народов. В частности, выводы авторов убедительно свидетельствуют о том, что гунны произошли от народа хунну, который сам по себе представлял собой неоднородную смесь различных восточноазиатских групп, и что по мере продвижения на запад они ассимилировали западноевразийские народы, такие как скифы. С другой стороны, исследование, опубликованное в 2025 году в журнале PNAS, показало, что гунны были разношёрстной группой смешанного происхождения, хотя и подтвердили, что у некоторых из них были связи с империей Хунну в Монголии. Исследование показало, что у большинства гуннов были различные степени родства с жителями Северо-Восточной Азии. Еще одно доказательство, связывающее гуннов с хунну, - лингвистика. Согласно исследованию, проведенному в 2025 году в журнале Transactions of the Philological Society, и европейские гунны, и хунну говорили на одном и том же палеосибирском языке. В своем исследовании команда изучала заимствованные слова, глоссы, личные имена и географические названия. Например, пять заимствованных слов в тюркских и монгольских языках, в том числе «озеро», «дождь», «берёза», по-видимому, происходят из аринского языка, входящего в енисейскую языковую семью, распространённую во Внутренней Азии. Гуннские имена, в том числе Атилла, также можно объяснить с помощью аринских словообразовательных моделей. «Мы показываем, что лингвистические данные из четырёх независимых источников действительно свидетельствуют о том, что сюнну и гунны говорили на одном и том же палеосибирском языке и что это была ранняя форма аринского языка, входящего в енисейскую языковую семью», — пишут исследователи в своей работе. Искусство и культура гуннов О гуннском обществе и культуре известно очень мало. Согласно Аммиану Марцеллину, гунны были кочевниками-скотоводами, и «никто в их стране никогда не пахал землю и не прикасался к рукояти плуга». Все они не имеют постоянного жилища, очага, закона или устоявшегося образа жизни и кочуют с места на место, как беглецы, в сопровождении повозок, в которых они живут; в повозках их жёны ткут для них их отвратительные одежды, в повозках они совокупляются со своими мужьями, рожают детей и воспитывают их до совершеннолетия. (Перевод из Чикагского университета.) Но археологические данные свидетельствуют о том, что по крайней мере некоторые гунны вели оседлый образ жизни и занимались сельским хозяйством. Биохимический анализ костей и зубов, найденных при раскопках в Венгрии V века, позволяет предположить, что у некоторых гуннов изменился рацион: они перешли от преимущественно кочевого питания (молоко, мясо и просо) к оседлому земледельческому (пшеница, овощи и немного мяса). Одним из римских писателей, чьи работы контрастируют с описаниями гуннов как грубых варваров у Аммиана, был византийский историк V века Приск, который вместе с другим дипломатом по имени Максим посетил двор Аттилы в 448 году н. э. Он описал резиденцию Аттилы как «...великолепную. Она была построена из полированных досок и окружена деревянными ограждениями, которые служили не столько для защиты, сколько для красоты». Приск и Максим обменялись подарками с женой Аттилы Крекой, которая, по описанию, полулежала на мягком ложе. «Пол в комнате был покрыт шерстяными циновками для ходьбы. Вокруг неё стояло несколько слуг, а перед ней на полу сидели служанки, расшивавшие льняные ткани, которые должны были украшать скифское платье», — писал Приск. Позже в тот же день Приска пригласили в пиршественный зал Аттилы на трапезу, которую он описал так: «Роскошный обед, поданный на серебряных тарелках, [которые] были приготовлены для нас и гостей-варваров, но Аттила ел только мясо с деревянного подноса. Во всём остальном он тоже проявлял умеренность — его чаша была деревянной, а гостям подали кубки из золота и серебра». Его одежда тоже была довольно простой, но чистой. Меч, который он носил на боку, шпоры его скифских сапог и уздечка его коня не были украшены золотом, драгоценными камнями или чем-то подобным, как у других скифов. Гунны, по-видимому, появились на европейской исторической сцене во второй половине IV века нашей эры. Продвигаясь в Европу, гунны вскоре столкнулись с остготами, восточной ветвью германского народа, некоторые представители которой жили даже в северной части Чёрного моря. Две противоборствующие группы вступили в открытую войну, но, по словам Матисена, остготы потерпели поражение, и многие из выживших готских воинов были призваны в армию гуннов. Продолжая продвигаться на запад, гунны столкнулись с вестготами, западной ветвью готов, которые жили на территории современной Румынии (римляне называли её Дакией). Как и их восточные собратья, вестготы не могли противостоять опытным воинам-гуннам; многие вестготы были убиты, а другие бежали на запад и юг через Дунай на территории Западной и Восточной Римских империй. Это движение гуннов на запад положило начало тому, что историки называют «Великим переселением народов» — массовому переселению германских народов на территорию Римской империи, которое происходило примерно с 376 по 476 год н. э. Великое переселение народов сыграло важную роль в германизации римской армии и, в конечном счёте, в распаде Западной Римской империи, а позднее — в формировании средневековых королевств Европы, согласно Британской энциклопедии. Поражение вестготов позволило гуннам занять земли к северу от Дуная, на территории современной Румынии. Дунай имел важное значение для римлян, поскольку он обозначал северную границу Римской империи в Центральной и Восточной Европе. Присутствие гуннов на северных и восточных границах вызывало у римлян страх и панику. Этот страх был вполне обоснованным: в период с 395 по 398 год нашей эры гунны совершили несколько набегов на римскую территорию, захватив восточноримские провинции Фракию (на территории современных Болгарии, Турции и Греции) и Сирию. Однако гунны не остались в этих регионах; разграбив провинции, они вернулись на север Дуная. Несколько лет спустя, в 406 году нашей эры, предводитель гуннов по имени Ульдин совершил второй набег на Фракию, согласно «Всемирной исторической энциклопедии». В то же время, по словам Матисена, многие гунны были не против сотрудничать с римлянами. «В течение следующих 40 лет, примерно с 380 по 420 год н. э., гунны служили наёмниками в римской армии, — сказал Матисен, — и пользовались устрашающей репутацией непобедимых воинов». Но это мирное соглашение продлилось недолго. Серьезный раскол произошел в 420 году нашей эры, когда гунны начали демонстрировать свою силу, требуя от римлян платить им золотом в обмен на отказ от набегов и грабежей римских провинций. Второй серьёзный разлад в отношениях произошёл в 434 году нашей эры, когда Руа (также известный как Ругила), влиятельный гуннский вождь, которому удалось объединить многие гуннские племена в единое государство, умер, и ему наследовали два его племянника, Бледа и Аттила. «Аттила, в частности, был гораздо более амбициозным, чем предыдущие правители гуннов, которые довольствовались ролью вассалов Римской империи», — сказал Матисен. Через несколько лет после того, как два племянника возглавили гуннов, Бледа умер при загадочных обстоятельствах, и Аттила стал единоличным правителем. Он занял гораздо более враждебную позицию по отношению к римлянам: требовал всё больших субсидий и нападал на провинции как Западной, так и Восточной Римской империи, когда это было ему выгодно, и отступал, когда это было невыгодно. Используя этот метод, Аттила создал огромную империю, которую удерживал в целости исключительно благодаря своей личности. Он был блестящим военачальником, вдохновлявшим свои армии (в которые входили не только гунны, но и аланы, готы и другие народы). Согласно «Энциклопедии всемирной истории», на пике могущества Аттилы его империя простиралась от Монголии до современной Франции. Нападение Аттилы на Запад Гуннские воины были столь успешны отчасти потому, что они были в основном лучниками верхом на лошадях, чьи большие и асимметричные составные луки могли выпускать стрелы с большого расстояния и с большой силой, которая, в отличие от других современных луков, могла пробивать броню, по словам Питера Хизера, преподавателя истории раннего средневековья в Королевском колледже Лондона и автора книги "Падение Римской империи: новая история Рима и варваров" (Издательство Оксфордского университета, 2007). Другим преимуществом войск Аттилы была мобильность. Конные воины Аттилы могли быстро менять позицию во время боя — эта тактика, по словам Аммиана, оказывала сокрушительное воздействие на врагов-гуннов. Аттила собрал своих конных воинов в чрезвычайно боеспособную армию, способную бросить вызов крупным римским войскам, а не просто совершать набеги на римские аванпосты. «В период с 450 по 451 год нашей эры Аттила начинает присматриваться к Западной Римской империи, — сказал Матисен, — отчасти потому, что его подстрекает сестра западного императора Валентиниана III». Сестра императора, Гонория, была замешана в скандале, из-за которого её изгнали из императорской семьи и заставили выйти замуж за римского консула, которого она, по всей видимости, презирала, согласно Британской энциклопедии. В качестве мести Гонория отправила Аттиле письмо с предложением руки и сердца. Но когда Валентиниан узнал об этом, он положил конец предполагаемому союзу, чем вызвал гнев Аттилы. Кроме того, новый император Восточной Римской империи, бывший военачальник по имени Маркиан, приостановил выплаты Аттиле золотом. В то время Восточная Римская империя была сильнее Западной и обладала внушительной армией. «Аттила не был глупцом. Он знал, что ему будет непросто тягаться с армией Восточной Римской империи, — сказал Матисен. — Тем временем Западная Римская империя была на грани банкротства, а её армия была довольно слабой и состояла в основном из иностранных наёмников». Помня об этом, Аттила вторгся в Западную Римскую империю в 451 году нашей эры, рассказывает Матисен. Нападение Аттилы было стремительным и разрушительным, по крайней мере поначалу. Он быстро продвигался по римской провинции Галлия (современная Франция, часть Бельгии и Германии), оставляя за собой разрушения. Он разграбил несколько городов, в том числе современные Вормс, Майнц и Кёльн в Германии, а также Реймс и Амьен во Франции. Но вскоре он столкнулся с очень способным римским полководцем по имени Флавий Аэций (390–454 гг. н. э.). Флавий Аэций был блестящим тактиком и искусным дипломатом. Ему удалось создать коалицию, состоявшую из его римской армии и воинов из вестготского, франкского и бургундского королевств, чтобы противостоять силам Аттилы. Эта коалиция встретилась с армией Аттилы в 451 году нашей эры в битве на Каталаунских полях, недалеко от современного Орлеана, Франция. «Это одно из величайших разочарований всех времён, — сказал Матисен. — Аэций и его союзники-варвары побеждают Аттилу». Аттила отступил, но в следующем году снова напал на Италию, на этот раз приведя свои войска на полуостров и разорив его. Как и в Галлии, войска Аттилы оставили за собой след из разрушений: они разграбили несколько римских городов, терроризировали население и опустошали сельскую местность. Аттила даже угрожал Риму, но город был спасён, когда делегация во главе с папой Львом I встретилась с предводителем гуннов у городских ворот. Историки не знают, о чём говорили вожди, но город и его жители остались нетронутыми. А затем, по неизвестным причинам, Аттила в конце концов покинул Италию, не достигнув своей военной или политической цели, согласно «Энциклопедии всемирной истории». Некоторые учёные предполагают, что в Италии вспыхнула чума или что у Аттилы просто закончились припасы. Какова бы ни была причина, Аттила вернулся в свою крепость к северу от Дуная. В 453 году нашей эры Аттила женился на молодой девушке, но умер в первую брачную ночь (согласно «Древним истокам», у Аттилы было несколько жён). Обстоятельства его смерти уже давно обсуждаются учёными. Некоторые предполагают, что он умер от переедания и злоупотребления алкоголем. «Он предался чрезмерной радости на своей свадьбе, и, когда он лежал на спине, одурманенный вином и сном, поток излишней крови, которая обычно текла у него из носа, смертоносно хлынул ему в горло и убил его, поскольку не могла выйти через обычные отверстия», — писал в VI веке древнеримский историк Иордан. Местонахождение могилы Аттилы, предводителя гуннов неизвестно. После смерти Аттилы его сыновья начали междоусобные распри. Между различными гуннскими группировками, боровшимися за власть, вспыхнула гражданская война, и в V веке империя распалась. В 454 году нашей эры в битве при Недао коалиция германских племён под предводительством Ардарика, короля гепидов, одержала победу над гуннами. Один из сыновей Аттилы, Эллак, был убит в сражении, и гунны фактически утратили статус доминирующей военной и политической силы не только в Европе, но и во всей своей империи. Источник: https://www.livescience.com/the-huns
  25. Ага, все филологи в мире дураки...
  26. Последняя неделя
  27. Оценочное время жизни основателя Ж-лы R1b-BY40441 (1420 CE) со вторым родоначальником O2-FT236035 немного расходится, но все еще в рамках погрешности. Родоначальник O2-FT236035 жил примерно 23 поколения назад, т.е. где-то в конце 13 века. Скорее всего конец 13 - нач. 14 века будет более точной оценкой и для R1b, поскольку в этот период сформировался субклад R-BY62554, который предположительно охватывает также Жагалбайлы проживающих в РФ. Расхождение с линией Хорасан Кожа оценивается серединой 9 века.
  1. Загрузить ещё активность
×
×
  • Создать...