Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • В 29.11.2024 в 12:04, Rust сказал:

      Какой факт? Факт это билингва, найденная там же и описывающая основание города. Все остальное - если бы да кабы.

       

      Кстати еще один киноляп хархориноляп:

      Хондемир описывая великих татарских-монгольских ханов, царствовавших в Кара-Коруме, ставит знак равенства между местностями Кара-Корум и Гелуран, давая понять, что эти две местности располагались или рядом, или даже что они одна местность:

       

      "… 19 человек царствовали в Улуг-юрте Чингиз-Хана, называемом Гелураном и Каракорумом и известном также под именем Орду-Балыг".

      "... Менгу-Каан, возложив на главу венец Царский в Каракоруме и Гелуране".

       

      Если верить существующему отождествлению "среднев. местность Гелуран = совр. река Хэрлэн (рус. Керулен)", то другое существующее отождествление "местность, гора, город Кара-Корум = развалины городища у монастыря Эрдэницзу, названные в 20 веке Хархорином" противоречит географии.

      Потому что Хархорин/Эрдэницзу - это Хангайское нагорье, Центральная Монголия,

      а Керулен - это Хэнтэйское нагорье, Северо-Восточная Монголия.

       

    • 10 часов назад, Скриптонит сказал:

      Что вы приципились к красным бусам? Не пойму. 

       

      Что вы прицепились к нагачу и к монгольским лицам? Не пойму.

       

    • 7 часов назад, Амырай сказал:

      Аргунь

      Хинган

       

      Разве они упоминаются в средневековой Монголии-Татарии?

       

    • 14 часов назад, Лимфоцит сказал:

      подпишитесь , может самсу в подарок получите 

       

      Это действительно так, предприимчивые люди с переносом столицы на север освоили свободный рынок Степного края завезя незнакомые до этого местному населению традиции тандырной лепешки, самсы, шаурмы, соленного круглого курта, адраспана и пр. Но у местных эти продукты не пользуются спросом, не прижились - как они ели привычный формовой хлеб, так и продолжают, как употребляли свой кислый бесформенный курт, так и продолжают, а самсу и шаурму в качестве фасфуда и перекуса едят студенты, молодежь если поблизости стоит точка продажи самсы (лично сам я ни разу не пробовал, если честно, то брезгаю, патамушта недоверяю чистоплотности ребят, лепящих и жарящих их, сами наверно понимаете про что я)). 

       

      14 часов назад, Лимфоцит сказал:

      Беш из баранины из не национальных обычаев ?

       

      Успокойся, Думан, конечно национальный, но в наших краях он не так ценится как из конины, да и готовят его только летом и редко. Писал же уже, сколько можно повторять?

       

      14 часов назад, Лимфоцит сказал:

       

      Поздравляю Думана как инстаграмщика. )))

       

    • 8 часов назад, АксКерБорж сказал:

      река Arqwn (Арқын, у Рашид ад-Дина - Он Ургун) берет начало на горе Кара-Корум

      «Несколько слов об Аргуни», что «монголы зовут её не Аргунью, а Аргуном, что значит: приторный, жирный».

      Существовали и другие транскрипции: Эргунэ (у монголов), Аргуна (у Рашид ад-Дина), Ургену (в хронике Т. Тобоева), Эргунь (у краеведа И. Юренского, 1852), Аргонь (у гольдов, по Максимовичу). У русских впервые название этой реки встречается: на «Чертеже Сибири» 1667 года как Аргуня, на «Чертеже» 1698 года как река Аргуна.

      Хинган (Хинганский хребет) — общее название нескольких горных хребтов в России и Китае:

      Большой Хинган

      Малый Хинган

      Внешний Хинган (Становой хребет)

      Хинган — бывшая китайская провинция

      наивысшая точка — гора Хуанганшань

  • М.Т. Дьячок. Глоттохронология тюркских языков (Предварительный анализ)


    Rust

    // Материалы Второй научной конференции - Новосибирск, 2001. - С. 14-16

    Источник Русский филологический портал

    Существующие классификации тюркских языков основаны, как правило, на трех принципах: географическом, фонетическом и морфологическом. Если первый из них заведомо не претендует на отражение истинной истории языковой группы, то попытки построить классификацию на основе двух других принципов призваны проследить, каким путем происходила дифференциация тюркских языков на протяжении их истории. Однако, как показывает изучение других языковых групп и семей, опора на фонетические или морфологические соответствия как на единственный критерий генеалогической классификации в лучшем случае оказывается недостаточной и должна быть дополнена анализом лексики изучаемых языков, особенно ее устойчивого ядра.

    В настоящее время существует несколько схем классификации тюркских языков. Наибольшее распространение среди них получила классификация, предложенная в 1922 г. А.Н. Самойловичем [1]. Согласно этой классификации, основанной на фонетическом и морфологическом принципах, внутри тюркской языковой группы выделяется шесть подгрупп:

    1. Булгарская (булгарский, чувашский).
    2. Уйгурская (древнеуйгурский, хакасский, шорский, тувинский, тофаларский, якутский, долганский).
    3. Кыпчакская (татарский, башкирский, казахский, киргизский, алтайский, карачаево-балкарский, кумыкский, крымскотатарский).
    4. Чагатайская (современный уйгурский, узбекский).
    5. Кыпчакско-туркменская (западные говоры узбекского языка).
    6. Огузская (турецкий, азербайджанский, гагаузский, туркменский).

    Иногда не выделяют отдельно кыпчакско-туркменскую подгруппу (по причине ее маргинальности и отсутствия в ней "полноценных" языков), а якутский язык включают в особую подгруппу.

    Несмотря на то, что в состав тюркской группы входит значительное количество языков, задача классификации во многом упрощается тем, что ряд языков очень близки друг к другу (татарский и башкирский; казахский и каракалпакский; тувинский и тофаларский; якутский и долганский), поэтому главной проблемой является установление степени родства между заведомо близкородственными группами языков. С другой стороны, степень родства некоторых языков, особенно тех, которые бытуют в районах, близких у тюркской прародине (южная Сибирь и северный Китай), до сих пор остается невыяснен-ной, и вполне возможно, что среди них могут быть обнаружены достаточно архаичные элементы.

    Для уточнения классификации тюркских языков нами было предпринято предварительное исследование степени их генетической близости при помощи метода глоттохронологии. Этот метод, разработанный американским ученым М. Сводешом в начале 1950-х гг. и существенно откорректированный С.А. Старостиным в середине 1980-гг. [2], является важным инструментом проникновения в отдаленную историю генетически родственным языков. Исходной точкой исследования стало сопоставление стословного списка М. Сводеша для турецкого языка с другими языками тюркской группы. В ряде случаев проводилось также сопоставление стословного списка и по другим языкам. В соответствии с методикой С.А. Старостина из списков исключались заимствования, а коэффициент сохранности лексики был принят равным 91 % за тысячелетие.

    Результаты сопоставления списков представлены в приводимой ниже таблице.

     

    Сравниваемые языки Число слов % общих слов Год расхождения
    Всего Разных Общих
    Турецкий - якутский 91 23 68 74,7 100
    Турецкий - татарский 93 12 82 87,2 800
    Турецкий - узбекский 90 7 83 92,2 1000
    Турецкий - чувашский 90 19 71 78,9 300
    Турецкий - саларский 92 14 78 84,8 600
    Турецкий - тувинский 92 22 70 76,1 200
    Якутский - тувинский 92 22 70 76,1 200
    Турецкий - хакасский 94 16 78 83,0 500
    Татарский - узбекский 93 4 89 95,7 1300
    Татарский - казахский 86 2 84 97,7 1500
    Турецкий - киргизский 94 12 82 87,2 800
    Турецкий - туркменский 92 8 84 91,3 1000
    Турецкий - азербайджанский 93 9 84 90,3 900

    Примечание: Год предполагаемого расхождения языков округлен с точностью до 100 лет.

    Графически процесс расхождения тюркских языков может быть представлен в виде дендрограммы, отражающей относительную близость и удаленность различных языков друг от друга. Несмотря на предварительный характер анализа, он позволяет сделать следующие выводы:

    1. Разделение тюрских языков на четыре самые древние ветви (якутскую, тувинскую, булгарскую и западную) произошло практически одновременно в течение трех первых веков нашей эры.

    2. Якутский и тувинский язык не обнаруживают особой близости друг к другу и должны рассматриваться как принадлежашие к разным подгруппам.

    3. Другие тюрские языки Сибири и Китая (были рассмотрены хакасский и саларский), видимо, относятся к основной (западной) подгруппе тюрских языков, хотя и выделились из нее ранее, чем остальные языки этой подгруппы.

    4. Булгарская подгруппа (чувашский язык) равноудалена от других подгрупп тюркских языков и выделилась из единого тюркского праязыка не ранее (а, возможно, даже несколько позже), чем другие ветви.

    5. Языки, включаемые в огузскую подгруппу (турецкий, азербайджанский и туркменский) не обнаруживают особой близости друг к другу; различие между ними даже больше, чем между языками кыпчакской (татарский, казахский) и чагатайской (узбекский) подгрупп.

    6. Результаты глоттохронологического анализа удивительно хорошо совпадают с данными истории и поэтому могут рассматриваться как достоверные.

    Таким образом, согласно предварительной классификации тюрских языков на основе глоттохронологии могут быть выделены четыре практически равноправные подгруппы:

    1. Якутская подгруппа: якутский, долганский.
    2. Тувинская подгруппа: тувинский, тофаларский.
    3. Булгарская подгруппа: чувашский.
    4. Западная подгруппа: татарский, башкирский, казахский, турецкий, туркменский, азербайджанский, хакасский, саларский и все остальные тюркские языки.

    Дальнейшие исследования с провлечением данных всех тюрских языков помогут восстановить более полную картину их глоттохронологической классификации.

    Список литературы:

    [1] Самойлович А.Н. Некоторые дополнения к классификации турецких языков. Пг., 1922. - С. 15. Подробно о различных схемах классификации тюрских языков см.: Гаджиева Н.З. К вопросу о классификации тюрских языков и диалектов // Теоретические основы классификации языков мира. М., 1980. - С. 100-126; Гаджиева Н.З. Тюркские языки // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. - С. 527.
    [2] Старостин С.А. Сравнительно-историческое языкознание и лексикостатистика // Лингвистическая реконструкция и древнейшая история Востока (Материалы к дискуссиям международной конференции). Т. 1. М., 1989. - С. 3-39.


    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...