Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • Узбек из Турции

      Род: Кунграт → Асад

      D1 → D-F3956

      Гаплогруппа D-F3956 сформировалась, отделившись от предковой D-PH344 около 9500 года до н. э. Ветвь распространена среди современных популяций Восточной и Юго-Восточной Азии, а также встречается в Казахстане, Чечне и Пакистане.

      Предки данного узбека из Турции происходили из Бухары и принадлежали к роду кунграт — одному из крупнейших узбекских родов, представители которого расселены от Хорезма до Ферганской долины. Кунграты происходят из Улуса Джучи и также встречаются среди джучидских народов: казахов, каракалпаков, ногайцев и других

      У узбекской династии Хивы — R1a-Z93.

      ПалеоДНК указывает, что ветка D-F3956 также связана с монгольскими племенами, но по происхождению отличается от других кунгратов

      ПалеоДНК образцы

      ⚱️🇲🇳 Zambaga 2 (монгол, 1300 - 1400 гг.)

       

      Через предковую ветвь D-PH344 имеется:

      ⚱️🇨🇳 LaJia 25 (Культура Цицзя, 2050 - 1850 гг. до н. э.)

       

      Через D-PH4:

      ⚱️🇰🇿 Karatau 4 (Отрарская культура, 236 - 331 гг.)

      ⚱️🇳🇵 Samdzong 41 (Культура Самдзон, 200 - 700 гг.)

      ⚱️🇲🇳 Gurvan Dov 2-4 (тюрк, 550 - 635 гг.)

      ⚱️🇨🇳 Ounie 5173 / Lajue 1357 / Longsangquduo 5153 (средневековый Тибет, 674 - 831 гг.)

      ⚱️🇭🇺 Komadi 23 (средневековая мадьярская элита, 900 - 1100 гг.)

      ⚱️🇲🇳 Tsagaan 4 (монгол, 1300 - 1400 гг.)

    • 7 часов назад, АксКерБорж сказал:

       

      Выходит, что вы не знакомы с казахскими традициями.

      Не поесть, а устроить поминки (ас) по умершему.

      Устраивать тризну с кониной и кумысом древняя традиция, не только казахская, но и общетюркская. Почитайте хотя бы про Чингизхана.

      Скорее всего вы из тех новоделов, кто готов предать забвению не принадлежащие вам исконные казахские традиции заменив их на традиции ислама.

       

      Не только , и по пониманию ,таких как вы у нас  немало , все это упорядочить надо , оптимизировать, как у соседей , детали не стану вдаваться 

    • В 05.04.2025 в 19:12, АксКерБорж сказал:

       

      Очень удивился этой зимой (и не я один), оказывается татары не дают ас в день похорон.

      Похоронили, почитали коран и разошлись по домам.

       

      На юге кыргызстана тоже самое уже давно

    • 4 часа назад, АксКерБорж сказал:

       

      Не устану повторять, что это зависело от местных природно-климатических условий, в теплых краях - может быть это не первая необходимость, а в Степном крае с суровыми и долгими зимами - деревянные двери наипервейшая необходимость.

      Поэтому вам следует уточнить чьи это свидетельства и о какой области.

      В том-то и дело, в источниках относительно 18 века есть упоминания о юртах как с дверями, так и без дверей. Стало быть речь может идти о юртах любой из отдельно взятой области независимо от климата данной области. В противном случае очевидцы писали бы, что в областях с холодным климатом в юртах обязательно устанавливают двери, а в тёплых краях наличие дверей не обязательно. Вам где-нибудь встречались такие сведения? Я лично не видел нигде.

    • 1 час назад, Бозбет Шыны сказал:

      Да, "сырая глина", но это не просто название народа, а изначально название одноименного города, откуда пошла легенда о первом (западном) тюрке Улуг Ай Ата. Легенда эта сохранилась только у тюрков огузов. Я всё подробно расписал в соотв. теме.

      Емнип ваш друг топил за то, что чигил это жагал. Но тут он имхо ошибался, как сейчас ошибается Бир Бала.

       Справедливости ради отмечу, что старичок Zake, несмотря на то, что он частенько ошибался, неправильно интерпретировал источники и почти никогда не признавал своих ошибок, всё же высказывал оригинальные идеи, часто имел рациональное зерно в своих рассуждениях, а также много читал. И кстати про легенду об Улуг Ай Ата я от него узнал.

      Поэтому мне жаль, что он покинул форум 😞 Он конечно тот еще редиска, но и я не ангелочек.

  • А.С. КИТАЕВ. КРИТЕРИИ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ТЮРКСКИХ ЯЗЫКОВ


    Rust

    Оригинал: // Синхронное и диахронное в сравнительно-историческом языкознании. Материалы VII Международной научной конференции по сравнительно-историческому языкознанию (Москва, 31 января - 2 февраля 2011 г.). Стр. 119-125.

    Тюркская языковая семья относится к числу наиболее проблематичных для генеалогической классификации. Преобладающее число классификаций совмещает лингвистические критерии с историческими или географическими. Наиболее известной из них является классификация, сделанная Н.А. Баскаковым.

    Для лингвистической классификации важно уметь определять исторические и современные языковые контакты и отделять их результаты от исконных совпадений, а также от изоглосс, развившихся независимо, но давших похожие или одинаковые результаты. В противном случае может быть подгонка под результат. Для более точных результатов необходимо выявление признаков (и даже хотя бы одного признака), указывающих на древность языка или языковой группы A по отношению к языковой группе B, разделяющейся на ряд более близких языков или диалектов, в частности, вычисление несвязанных изоглосс. В результате такой процедуры независимо от их количества несвязанные изоглоссы исключаются при сравнении групп. Кроме того, нужно уметь выявлять признаки, развившиеся в конкретной группе вторично и потому не указывающие на древность. Эти признаки также при сравнении групп должны исключаться. Необходимым является построение иерархии признаков: от признака, указывающего на древнейшее разделение, до мелких признаков, разделяющих выявленные группы на подгруппы. При этом хотя бы в одной из групп (подгрупп) все выбранные признаки должны быть значимыми.

    Например, в классификации Н.А. Самойловича при сохранении выделенных им таксонов (с учетом и современных поправок) и иерархии признаков соотношение значимых и обнуляемых критериев выглядит так (оригинал см. в [Самойлович 2005: 77—91]).

    Табл. 1. Классификация тюркских языков по Н.А. Самойловичу с иерархией признаков

     

    критерий            

    группа

    *ŕ > r/z

    *-d-, -d

    *bol ‘быть’: −b-/+b-

    -ağ

    -Iğ

    -ğAn

    булгарская

    r

    0 (r)

    0 (+)

    0 (-u = -au)

    0 (-I)

    0 (-nI)

    уйгурская: древнетюркская, саянская, якут-ская, хакасская, карлукско-уйгур-ская, в т.ч. аргу (халаджский)

    z

    D

    0 (+)

    0 (-ağ)

    0 (-Iğ)

    0 (-ğAn)

    огузская

    z

    j

    0 (-ağ)

    0 (-I)

    0 (-An)

    кыпчакская, киргизско-кыпчакская

    z

    j

    +

    -AU

    0 (-I)

    0 (-ğAn)

    огузские диалекты узбекского

    z

    j

    +

    -ağ

    -I

    0 (-ğAn)

    карлукско-хорезмийская, северноалтайская

    z

    j

    +

    -ağ

    -Iğ

    0 (-ğAn)

    В пределах большой группы d (уйгурской) важным является признак конкретной реализации звука, признаки тыа и ыы выделяют якутскую группу. В пределах большой группы j значимость признака суффикса -ğan можно было бы увеличить при постановке его после признака формы глагола ‘быть’. Эти два признака фактически были бы равноправны.

    Рассмотрим классификацию тюркских на основе следующей предварительной подборки признаков.

    Табл. 2. Классификация тюркских языков на основе предварительной подборки признаков

    критерий

    r/z, r

    -LAR

    −/+

    -I/-sI

    gram/

    phon

    сохранение долгого гласного во втором слоге

    оглушение звонких после сонантов

    −/+

    pal/vel

    *-d-, *-d

    группа

    *siŋȫk: long/short

    *bVńğōŕ:

    ō/U, I

    ld > lt,

    nd > nt,

    rd > rt

    *bVńğōŕ

    *til/tıl

    булгарская

    r

    gram

    0

    0

    0 (+)

    0

    0

    0 (r, j, D)

    якутская

    z, r

    +

    phon

    long

    ō (= uo)

    0 (−)

    0 (vel)

    0 (vel)

    0 (t)

    огузская

    z, r

    +

    phon

    short

    U, I

    0 (vel)

    0 (pal)

    0 (j)

    саянская

    z, r

    +

    phon

    short

    U, I

    +

    vel

    vel

    0 (d)

    древне-тюркская

    z, r

    +

    phon

    short

    U, I

    +

    ?

    vel

    D

    хакасско-уйгурская

    z, r

    +

    phon

    short

    U, I

    +

    pal

    ? (vel/

    pal)

    D = d, ð, z

    карлукско-кыпчакская

    z, r

    +

    phon

    short

    U, I

    +

    pal

    pal

    j

    1. Булгарская группа отделяется от собственно тюркской сразу по трем признакам: последовательному ротацизму, отсутствию формы т.н. множественного числа на -LAR и грамматическому распределению двух показателей принадлежности. Классификационными признаками булгарской группы не являются чередование ламбдаизма и сигматизма (чередование такое по принципу Е.А. Хелимского наблюдается во всех тюркских подгруппах и отличается в булгарских лишь наибольшей регулярностью, см. [Хелимский 2000: 248, 256—257, 266]), второй ротацизм и чередование r // d, аналогичное чередованию d // t в орхоно-енисейском, смягчение зубных перед узкими неогубленными гласными. В то же время мы не можем утверждать о значении общетюркского -LAR как показателя именно множественного числа.

    2. Якутская группа отделяется по признаку сохранения долгих гласных во втором слоге (и, возможно, в следующих). В значительном ряде слов мы обнаруживаем долгие гласные за пределами первого слога при отсутствии аналогичной долготы в туркменском. Причем, например, в тюркских коррелятах слова уҥуох ‘кость’ идет чередование узких и широких гласных, но в коррелятах слова мойуос (модьуос, муос, моос) второму широкому гласному в якутских соответствует узкий гласный в остальных тюркских. Этот факт соответствий нуждается в объяснениях, но незаслуженно игнорируется, не рассматривается в существующих классификациях, хотя именно он мог бы быть основанием для отделения якутских диалектов от остальных тюркских групп, в частности, от саянской или тем более хакасской или карлукско-уйгурской, в то время как отпадение начального s- или развитие в t звуков d, z, s, š критериями, выделяющими якутскую группу, не являются, поскольку, видимо, развились уже после обособления.

    3. Огузские языки, производящие на первый взгляд впечатление ближайших к карлукско-хорезмийским, кыпчакским и, вероятно, центрально-восточным (горноалтайским) — из-за j, могут на деле оказаться вторыми по времени отделения после якутских. Во всяком случае, такой напрашивается вывод из-за отсутствия оглушения звонких после сонантов (чаще всего это ld, nd, rd > lt, nt, rt), отмеченного еще в древнетюркских и распространенного в той или иной степени в остальных тюркских, особенно в регионах, ближайших к предполагаемому месту распространения древнетюркской речи. Отсутствие аналогичного оглушения в якутских и предполагаемое наличие в булгарских признаки незначимые.

    4. Саянские языки отделяются от оставшихся тюркских сохранением твердых гласных в слове ‘рог’ (мыйыс). В хакасских, карлукско-уйгурских (в халаджском не отмечено), карлукско-хорезмийских, кыпчакских и центрально-восточных передний ряд, в древнетюркских слово это не обнаружено.

    5. Хакасско-уйгурские и карлукско-кыпчакские, рано, по-видимому, разделившиеся, противопоставляются друг другу по признаку реализации пратюркского интервокального и конечнослогового *d. В хакасско-уйгурских зубные рефлексы d, z, ð, в карлукско-кыпчакских j. Древнетюркские (орхоно-енисейский, уйгурский рунический, енисейско-кыргызский) имеют зубные рефлексы, но данных по этой языковой группе для установления ближайших родственных связей недостаточно.

    В результате проведенной подборки критериев с их анализом оказалось, что огузские языки не являются ближайшими к остальным языкам группы j, а кроме того, карлукские языки новой формации не противопоставлены кыпчакским, а составляют с ними одну подгруппу, в то же время саянские и якутские языки, несмотря на зубные рефлексы пратюркского интервокального и конечнослогового *d, не являются ближайше родственными хакасским, а также между собой (и кроме того — якутские отделяются вторыми после булгарских от тюркских), ближайшими к хакасским являются карлукские старой формации, представленные на сегодняшний момент только аргу (халаджским). Отсутствует специфическое единство и между карлукскими старой и новой формации. Для определения родственных связей древнетюркских на данный момент недостаточно информации, но максимальное сходство с ними демонстрируют хакасско-уйгурские и карлукско-кыпчакские.

    Примечание. Разделение выделенных таксонов на более глубоком уровне делается по локальным критериям, но в тех случаях, когда нет достаточных лингвистических критериев, приходится прибегать к косвенным лингвистическим, историческим и географическим (например, для доказательства огузского характера печенежского или булгарского, вероятно, волжско-камского характера хазарского; обособленность саларского от остальных огузских тоже демонстрируется в основном на исторических критериях).

    Литература и источники

    Ашмарин Н.И. Материалы для исследования чувашского языка. Казань, 1898.

    Баскаков Н.А. Тюркские языки. М., 1960.

    Диалекты тюркских языков. Очерки. М., 2010.

    Дыбо А.В. Лингвистические контакты ранних тюрков: лексический фонд: пратюркский период. М., Вост. лит. 2007.

    Мудрак О.А. Классификация тюркских языков и диалектов с помощью методов глоттохронологии на основе вопросов по морфологии и исторической фонетике. М., РГГУ. 2009.

    Самойлович А.Н. Тюркское языкознание. Филология. Руника. М., 2005.

    Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Региональные реконструкции. М., 2002.

    Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Пратюркский язык-основа. Картина мира пратюркского этноса по данным языка. М., 2006.


    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...