Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • Ниже представлена более полная картина. Сравнение уйгурской популяции из разных регионов Восточного Туркестана с другими тюркскими группами, а также с хазарейцами и памирскими таджиками.
      Для анализа использованы данные об аутосомном геноме; популяционные различия оценивались по индексу Fst. Kaзахи в этом исследовании не были представлены.

      Размер выборки – 951 человек из 14 регионов СУАР.

      Генетическая история уйгуров Синцзянa свидетельствует о многосторонних контактах эпохи бронзы в Евразии.

      Genetic History of Xinjiang’s Uyghurs Suggests Bronze Age Multiple-Way Contacts in Eurasia

      https://academic.oup.com/mbe/article/34/10/2572/3864506

       

      Сортировка по степени генетического сходства популяций.

      -------

      pop.center        pop.X      Fst
             Aksu       Hazara 0.009786
             Aksu       Kyrgyz 0.012686
             Aksu        Uzbek 0.013021
             Aksu      Tubalar 0.015953
             Aksu        Nogai 0.017154
             Aksu      Altaian 0.017883
             Aksu      Turkish 0.018035
             Aksu     Tuvinian 0.018219
             Aksu      Turkmen 0.018272
             Aksu      Chuvash 0.019873
             Aksu        Yakut 0.021001
             Aksu Tajik_Pomiri 0.023099
             Aksu       Balkar 0.024046
             Aksu        Kumyk 0.026097
             Aksu       Dolgan 0.033491
      Bayingolin1       Hazara 0.010765
      Bayingolin1       Kyrgyz 0.013452
      Bayingolin1        Uzbek 0.014000
      Bayingolin1      Tubalar 0.016837
      Bayingolin1      Altaian 0.018175
      Bayingolin1     Tuvinian 0.018358
      Bayingolin1        Nogai 0.018796
      Bayingolin1      Turkmen 0.019828
      Bayingolin1      Turkish 0.020786
      Bayingolin1        Yakut 0.021367
      Bayingolin1      Chuvash 0.021444
      Bayingolin1 Tajik_Pomiri 0.025153
      Bayingolin1       Balkar 0.026187
      Bayingolin1        Kumyk 0.028057
      Bayingolin1       Dolgan 0.033672
      Bayingolin2       Hazara 0.016391
      Bayingolin2        Uzbek 0.017702
      Bayingolin2       Kyrgyz 0.020028
      Bayingolin2        Nogai 0.021213
      Bayingolin2      Turkmen 0.022564
      Bayingolin2      Turkish 0.023660
      Bayingolin2      Chuvash 0.024100
      Bayingolin2      Tubalar 0.024146
      Bayingolin2      Altaian 0.024401
      Bayingolin2     Tuvinian 0.026054
      Bayingolin2 Tajik_Pomiri 0.026355
      Bayingolin2       Balkar 0.027013
      Bayingolin2        Kumyk 0.028822
      Bayingolin2        Yakut 0.031755
      Bayingolin2       Dolgan 0.039586
          Bortala       Hazara 0.016000
          Bortala        Uzbek 0.017110
          Bortala       Kyrgyz 0.020197
          Bortala        Nogai 0.020548
          Bortala      Turkish 0.021718
          Bortala      Turkmen 0.022040
          Bortala      Chuvash 0.023073
          Bortala      Tubalar 0.024083
          Bortala Tajik_Pomiri 0.025004
          Bortala      Altaian 0.025072
          Bortala       Balkar 0.025827
          Bortala     Tuvinian 0.026566
          Bortala        Kumyk 0.027275
          Bortala        Yakut 0.032183
          Bortala       Dolgan 0.040124
          Changji       Hazara 0.016048
          Changji        Uzbek 0.017944
          Changji       Kyrgyz 0.018441
          Changji      Altaian 0.022611
          Changji        Nogai 0.022976
          Changji     Tuvinian 0.023308
          Changji      Tubalar 0.023319
          Changji      Turkmen 0.023744
          Changji      Chuvash 0.025740
          Changji      Turkish 0.027305
          Changji        Yakut 0.028414
          Changji Tajik_Pomiri 0.029425
          Changji       Balkar 0.030167
          Changji        Kumyk 0.031787
          Changji       Dolgan 0.037960
            Hotan       Hazara 0.009988
            Hotan        Uzbek 0.012417
            Hotan       Kyrgyz 0.014029
            Hotan      Turkish 0.014970
            Hotan        Nogai 0.015455
            Hotan      Tubalar 0.016729
            Hotan      Turkmen 0.017047
            Hotan      Chuvash 0.018141
            Hotan      Altaian 0.019436
            Hotan Tajik_Pomiri 0.020287
            Hotan     Tuvinian 0.020645
            Hotan       Balkar 0.021153
            Hotan        Kumyk 0.022917
            Hotan        Yakut 0.023876
            Hotan       Dolgan 0.035298
              Ili       Hazara 0.010222
              Ili        Uzbek 0.012792
              Ili       Kyrgyz 0.013570
              Ili      Tubalar 0.016512
              Ili        Nogai 0.016572
              Ili      Turkish 0.017344
              Ili      Turkmen 0.017847
              Ili      Altaian 0.018590
              Ili      Chuvash 0.019252
              Ili     Tuvinian 0.019319
              Ili Tajik_Pomiri 0.022339
              Ili        Yakut 0.022382
              Ili       Balkar 0.023022
              Ili        Kumyk 0.024869
              Ili       Dolgan 0.034279
           Kaxgar       Hazara 0.009839
           Kaxgar        Uzbek 0.012570
           Kaxgar       Kyrgyz 0.013524
           Kaxgar      Turkish 0.015241
           Kaxgar        Nogai 0.015645
           Kaxgar      Tubalar 0.016412
           Kaxgar      Turkmen 0.017138
           Kaxgar      Chuvash 0.018105
           Kaxgar      Altaian 0.019091
           Kaxgar     Tuvinian 0.020184
           Kaxgar Tajik_Pomiri 0.020465
           Kaxgar       Balkar 0.021360
           Kaxgar        Kumyk 0.023195
           Kaxgar        Yakut 0.023332
           Kaxgar       Dolgan 0.034914
          Kizilsu       Hazara 0.010599
          Kizilsu        Uzbek 0.012541
          Kizilsu       Kyrgyz 0.014802
          Kizilsu      Turkish 0.015149
          Kizilsu        Nogai 0.015690
          Kizilsu      Turkmen 0.017245
          Kizilsu      Tubalar 0.017419
          Kizilsu      Chuvash 0.018166
          Kizilsu      Altaian 0.020111
          Kizilsu Tajik_Pomiri 0.020307
          Kizilsu       Balkar 0.021023
          Kizilsu     Tuvinian 0.021472
          Kizilsu        Kumyk 0.022739
          Kizilsu        Yakut 0.024995
          Kizilsu       Dolgan 0.035976
            Kumul       Hazara 0.014892
            Kumul       Kyrgyz 0.016887
            Kumul        Uzbek 0.018651
            Kumul     Tuvinian 0.020957
            Kumul      Altaian 0.021053
            Kumul      Tubalar 0.021770
            Kumul        Nogai 0.024267
            Kumul        Yakut 0.024559
            Kumul      Turkmen 0.024911
            Kumul      Chuvash 0.027268
            Kumul      Turkish 0.029559
            Kumul Tajik_Pomiri 0.031807
            Kumul       Balkar 0.032813
            Kumul        Kumyk 0.034600
            Kumul       Dolgan 0.035752
       Tarbagatay       Hazara 0.015852
       Tarbagatay        Uzbek 0.017350
       Tarbagatay       Kyrgyz 0.018997
       Tarbagatay        Nogai 0.021113
       Tarbagatay      Turkmen 0.022292
       Tarbagatay      Tubalar 0.023445
       Tarbagatay      Altaian 0.023878
       Tarbagatay      Chuvash 0.023888
       Tarbagatay      Turkish 0.024030
       Tarbagatay     Tuvinian 0.025054
       Tarbagatay Tajik_Pomiri 0.026480
       Tarbagatay       Balkar 0.027229
       Tarbagatay        Kumyk 0.028764
       Tarbagatay        Yakut 0.030430
       Tarbagatay       Dolgan 0.038582
           Turpan       Hazara 0.010933
           Turpan       Kyrgyz 0.013193
           Turpan        Uzbek 0.014573
           Turpan      Tubalar 0.016825
           Turpan     Tuvinian 0.017534
           Turpan      Altaian 0.017807
           Turpan        Nogai 0.020001
           Turpan        Yakut 0.020233
           Turpan      Turkmen 0.020790
           Turpan      Turkish 0.022474
           Turpan      Chuvash 0.022813
           Turpan Tajik_Pomiri 0.026885
           Turpan       Balkar 0.027920
           Turpan        Kumyk 0.029839
           Turpan       Dolgan 0.033303
           Urumqi       Hazara 0.012187
           Urumqi        Uzbek 0.014405
           Urumqi       Kyrgyz 0.015947
           Urumqi        Nogai 0.018302
           Urumqi      Tubalar 0.018942
           Urumqi      Turkmen 0.019407
           Urumqi      Turkish 0.019489
           Urumqi      Altaian 0.020527
           Urumqi      Chuvash 0.020891
           Urumqi     Tuvinian 0.021694
           Urumqi Tajik_Pomiri 0.023603
           Urumqi       Balkar 0.024226
           Urumqi        Yakut 0.025594
           Urumqi        Kumyk 0.025931
           Urumqi       Dolgan 0.036103
      
       
       
       
       
      [11]:
       

       

    • В 22.04.2025 в 19:42, Tima_2109 сказал:

      P. S. Про сына Ишима, отличный пример совы которую натягивают на глобус, если что существуют такие люди, посланники, и ханам было необязательно ехать лично о чем либо договариваться, как раз таки тот факт что Ишим послал своего сына говорит о высоком статусе посланника. За что ему нужно было обезглавить Алима? Он лишь посол и убийство посла всегда считалось плохим деянием. Казахи никогда не казнили послов, ни джунгарских, ни российских, ни каракалпакских. 

      P.S.  Здесь Алим султан не посол, а парламентер, который привез от своего отца Ишим хана ультиматум "или-или". Абулхаир, если был равным к Ишим хану, должен был через Алим султана передать своё решение Ишим хану - быть войне или он соглашается на ультиматум Ишим хана. Абулхаир согласился на ультиматум и выполнил требования Ишим хана.

      Теперь, посмотрите на это с другой стороны, то есть со стороны, как это принято в исторической литературе. А в исторической литературе принято, будто каракалпаки всегда были под властью казахских ханов, в том числе и Абулхаира. А в этом случае Ишим хан предположительно должен был быть ниже по статусу по отношению к Абулхаиру, стало быть Абулхаир и вовсе не обязан был выслушивать никакие претензии со стороны Ишим хана, а принимать ультиматум от его сына это и вовсе нонсенс, этого эпизода никогда и не было бы в истории. 

      Вы понимаете вообще ситуацию - о чем документы свидетельствуют и о чем историки пишут?!

    • В 27.04.2025 в 16:42, АксКерБорж сказал:

      Кстати, по теории Камала двери в них не обязательны, достаточно из куска кошмы навесить на проем полотнище. ))

      Gk-Bt4-C0a-AAMT3-EJ.jpg

      Glf-Hmazbw-AAHq67.jpg

      316825163-10159271912788932-431731610312

      Gdnp-G1e-Wg-AAepwl.jpg

      1111111111111.jpg

      Eah0k4w-U8-AIW6mt.jpg

       

      Ну, если у вас разницы между прошлым, настоящим и будущим не существует, то стоит ли ваше такое, так сказать, самоудовлетворение, какого-то внимания с моей стороны?! Отнюдь. Другие пусть сами думают.

    • Автор видео предлагает ответить ИИ где находился Каракорум  Чингисхана опираясь на ориентиры всех средневековых источников , западные и восточные. ИИ отвечает что это территория современного Казахстана, Семиречье, алматинская область и предлагает вывести обсуждение на мировой уровень.

      https://www.youtube.com/watch?v=koOquWa7KaA

       

    • 48 минут назад, Bir bala сказал:

      @Бозбет Шыны Довольно слабые доводы.

      Я больше вижу более правдоподобную этимологию через Баат- крепкий, сильный, выносливый, ар (эр) - мужчина. То есть Баатар>>>Баатур>>>Батур (Батыр). Институт батыров подразумевал выживаемость после сражений, и только выжившие после похода, сражения мужчина мог заслужить титул "батыр". Их всегда ставили в авангарде войска.

      Это не моя версия. Про институт батыров у гуннов впервые слышу.

       The name  Mo-tun  NMan mòdùn is in MChi ✩m k (Pul. 217–218) -✩ tw n3 (Pul. 84). It has not been identified, but as some have suggested, the Old Chinese pronunciation appears to represent a foreign *baγtur, a relative of the later attested Central Eurasian culture word baγatur ‘hero’. The etymology of the word is unknown, though the first syllable is very likely the Iranian word *baγ ‘god, lord’, an element in many later Central Eurasian titles.  Mo-tun is presented as the founder hero in the story given in the Chinese sources, but he was actually the son of the founder (*Tumen). He was skilled with  horses and the bow, the king (*Tumen) and his favored son attempted to use a stratagem to have him murdered, the prince was warned in time and miraculously escaped, he acquired a personal bodyguard of courageous warriors, and finally he attacked and killed the evil king and established a righ teous and prosperous kingdom

      Beckwith, Christopher I.Empires of the Silk Road: A History of Central Eurasia from the Bronze Age to the Present

  • В.В. ТРЕПАВЛОВ. ОТБРАСЫВАТЬ ДРАГОЦЕННОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИЙСКОЙ ТЮРКОЛОГИИ ЭТО НЕПРОСТИТЕЛЬНОЕ РАСТОЧИТЕЛЬСТВО


    Rust

    Справка сервера: Трепавлов Вадим Винцерович - (10 декабря 1960, Свердловск — 31 марта 2023, Москва) — российский историк, тюрколог, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН (2022), главный научный сотрудник Института российской истории РАН, руководитель Центра истории народов России и межэтнических отношений. Специалист по истории народов Поволжья, Сибири, Северного Кавказа, Центральной Азии, истории вхождения народов и регионов в состав России, межэтническим отношениям. Председатель международной Ассоциации исследователей Золотой Орды. Принимал участие в работе нашего форума под ником: "Тетон".

    – Уважаемый Вадим Винцерович, в первую очередь хочется поблагодарить Вас за согласие принять участие в нашей рубрике "Угол зрения". Мой первый вопрос будет касаться общей тематики. Как Вы охарактеризуете современное состояние тюрковедческой науки? Распад Советского Союза ограничил ученых в рамках своих государств и, несмотря на научные связи, семинары, конференции, исследователи стали вариться в большей степени в "своем соку". В каких странах ближнего зарубежья Вы отметили бы сильные тюрковедческие или номадические исторические школы?

    – Мне как историку легче говорить об исторической тюркологии, хотя изначально под тюркологией понимались лингвистические и литературоведческие исследования. Историческая наука во всех "постсоветских" государствах переживает системный кризис. Происходит ее переход в новое качество - вместе со всем обществом. Крушение коммунистического режима вызвало явный идеологический вакуум. Во-первых, прекратилась монополия "единственно верного учения" марксизма-ленинизма. Во-вторых, многие ценности и ориентиры, которые насаждались советской идеологией, тоже приказали долго жить. Но чтобы не отвлекаться на слишком глобальные обобщения, сосредоточусь все-таки на истории.
     
    Все историки - и академические исследователи, и университетские преподаватели, и школьные учителя - столкнулись с необходимостью по-новому объяснить особенности развития народов, без навязанных сверху заклинаний вроде "классовой борьбы", "добровольных вхождений", "дружбы народов", "старшего брата" и прочих. Наука столкнулась с неожиданной ситуацией: потребовалось заново объяснить те явления и события прошлого, которые, казалось бы, уже давно и подробно изучены, описаны, отложились в массовом сознании. На развалинах Советского Союза, параллельно со строительство новых государств, началось конструирование национальных исторических школ - в том числе тюркологических.

    Хотя прежний диктат партийных идеологов исчез, новая ситуация породила новых штампы и мифы. Я не знаю ни одного постсоветского государства, где историки не исполняли бы социальный заказ новых режимов – такова судьба нашей науки, ничего тут не поделаешь. Идет формирование новых идентичностей, основанных на отрицании прежних советских идеологем, на пропаганде реанимированных национальных ценностей, героев, побед и т.д. Где-то это получается в карикатурном виде, где-то пытаются действовать, соблюдая внешнюю объективность.

    Историки-тюркологи разделили общую судьбу научного сообщества после 1991 г. На политической карте появилось несколько республик в составе РФ (бывших автономий) и независимых государств с "титульными", как говорят в России, тюркскими нациями. В каждом из этих образований в советские времена велись интересные историко-тюркологические исследования, выпускались труды высокого качества, работали общепризнанные ученые мирового уровня (некоторые продолжают работать и сейчас). Причем вся эта деятельность велась скоординированно в рамках всей страны, а связи фокусировались в научных учреждениях Москвы и Ленинграда.

    Однако распад СССР разрушил налаженные связи. Постоянные контакты сохранились буквально у единиц. В последние годы я не раз убеждался, что коллеги из ближнего зарубежья не горят желанием сотрудничать с российскими историками. Здесь, возможно, сказываются и стойкие стереотипы (неприятие представителей "колониальной науки", "имперского центра" etc.), и переориентация на гранты западных и мусульманских стран "дальнего зарубежья", и непростая политическая ситуация в рамках СНГ.
     
    Все это понятно и объяснимо. И все-таки отбрасывать драгоценное наследие российской (пусть и "имперской") тюркологии было бы непростительным расточительством. Последние годы показали, что претензии различных сил и организаций на объединение тюркских интеллектуалов носят исключительно политический характер. Мне кажется, что было бы рационально опереться на традиционные связи и возродить истинно научное сотрудничество.
     
    Пути для этого могут быть самые разные. Один из первых шагов - возобновление ежегодного академического "Тюркологического сборника", который издается в Москве под руководством выдающегося российского исследователя древнетюркской истории С.Г. Кляшторного. Уже вышло два выпуска, подготовлен к печати третий. В этом издании участвуют, кроме российских тюркологов, маститые и молодые исследователи из научных центров Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана. Пользуясь случаем, хотел бы пригласить к участию в "ТС" историков - посетителей "Центральноазиатского исторического сервера" - www.kyrgyz.ru.

    – В последние годы в большинстве постсоветских тюркских государств возобладало мнение о том, что в советские времена были допущены серьезные ошибки в трактовке, интерпретации и изложении истории тюркских народов. Так ли оно на самом деле? В то же время есть ли существенные изменения в трактовках истории тюркских народов в постсоветской тюрковедческой школе?

    – Многие читатели помнят (а те, кто помоложе, уже и не застали), что вся жизнь в СССР была пронизана идеологией - неважно, комммунистической или оппозиционной. Это проявлялось и в тюркологии. Существовало и осталось несколько пластов восприятия истории вообще и тюркских народов в частности.

    ДИРЕКТИВНЫЕ ТРАКТОВКИ, исходящие из ЦК КПСС и республиканских партийных комитетов. Здесь были жесткие установки: во-первых, выставить на первое место отношения неславянских народов с русскими и с Россией. Если войны степняков с русскими - то однозначный негатив, если присоединение к России - позитив. Попытки освещать историю тюрок без ссылок на классовую борьбу трудящихся чабанов и аратов, внимание к роли элиты клеймились как "воспевание патриархальной старины", "идеализация феодально-байских порядков" и т.п.

    АКАДЕМИЧЕСКАЯ НАУКА. Историки-профессионалы, конечно, оглядывались на эти руководящие установки. Но в целом тюркология в советское время оказалась в более выгодном положении, чем, например, история Европы. "Классики марксизма" о тюрках писали, слава Богу, мало (разве что об Османской империи 19 в.). Поэтому советские историки ограничивались ритуальными цитатами из Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина и в общем имели возможность исследовать прошлое тюркских народов. Однако крен исторической науки в социально-экономическую плоскость не позволял подробно описывать особенности их политического развития - здесь западные коллеги были впереди. Искусственная концепция кочевого феодализма, как Вам известно, ныне практически отвергнута.

    Иногда приходится слышать, что существовал заговор "официальной науки" для умышленного искажения истории народов. Я начал работать в науке в середине 80-х и свидетельствую, что о таком заговоре ничего не слышал и не знаю (возможно, меня в него не принимали).

    ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ. Здесь была уже совсем другая картина и другие подходы у властей. "Школьная" история страны в России всегда была руссоцентрична - это остается, к сожалению, и сейчас. Сначала "Святая Русь", а затем Советский Союз изображались как крепости, осажденные врагами. И тот, кто хоть раз взглянул косо или посягнул на священные границы, изображался в самых черных красках. Психология осажденной цитадели в полной мере сказалась и на изображении тюрок. Собственно, сюжетов, связанных с ними, в учебниках было немного, но во всех этих сюжетах они преподносились как злейшие враги славян - будь то печенеги, половцы или татары (до середины 16 в., естественно). Позднейшая история тюркских народов в целом давалась скороговоркой, и большинство выпускников советской школы ничего не могли сказать об истории казахов, кыргызов, башкир, татар, якутов и др.

    Вот здесь, наверное, действительно был своего рода "заговор". Строительство коммунизма и осуществление проекта "советский народ" предполагали унификацию взглядов на историю страны, единое отношение к прошлому и забвение тех аспектов истории, которые даже в потенции могли бы бросить тень на "нерушимую дружбу народов СССР". Партийные идеологи науки и образования не понимали, что тем самым они обедняют историю множества народов, которые вовсе не готовы и не желают сливаться в единый коммунистический социум, где все говорят по-русски. Не говоря уже о том, что замалчивание целых эпох и одностороннее изображение исторических событий и деятелей оскорбительно для этих народов.

    ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ. Здесь были радикальные отличия в восприятии немногой известной информации: у основной массы русских + у русифицированных представителей тюркских и монгольских народов + у основной массы этих народов (достаточно инертной и нелюбопытной) + наконец, у той части интеллигенции этих народов, которая выступала за национальное возрождение, полное освещение истории и развитие собственной культуры. Но это особая тема.
    По каждому из этих пунктов можно долго рассуждать. А вообще в советское время, мне кажется, научная историческая тюркология развивалась в целом достойно. Если убрать за скобки идеологический налет, то в это время было больше скорее приобретений, чем потерь. А потери будем наверстывать.

    – На форуме нашего сайта год назад разгорелась жаркая дискуссия по вопросу происхождения некоторых крупных кочевых племенных объединений XII-XIII вв.: найманов, кереитов, туматов и урянхайцев. В спорах были противопоставлены две версии их этничности - тюркская и монгольская. Интересно было бы услышать Вашу точку зрения по этому вопросу.

    – Да, этот спор на сайте периодически оживает. Похожие вопросы занимают также тех, кто пытается разобраться в этнической принадлежности скифов, сарматов, хуннов и т.д. Я никогда не принимаю участия в этой полемике, потому что не чувствую себя достаточно компетентным в этнической истории. Чтобы профессионально судить об истоках происхождения народов, нужно, по-моему, иметь базовую подготовку не только историческую, но и лингвистическую, т.е. иметь представление о законах развития языков. При этом с завистью наблюдаю дискуссии наших антропологов на сайте, т.к. физическая антропология и генетика для меня - еще более незнакомая область.

    В общем, внести весомый вклад в эти споры об этногенезе я вряд ли могу. Но кое-какими общими соображениями поделюсь, если позволите.

    Этничность - категория относительная и подвижная. В разных обстоятельствах человек (в том числе средневековый) ощущал себя принадлежащим к разным общностям. Возьмем наймана, который жил на территории Монголии в 12 веке. Его самоощущение (так называемая идентичность) проявлялось не одинаково. При встрече с человеком из другого найманского племени он называет свое племя: "Я - джиркин". При встрече с кереитом он назовет племенной союз: "Я - найман". При встрече с китайцем или хорезмийцем он должен назвать себя так, чтобы тот понял, откуда он; поэтому: "Я - татарин". Позднее, в 13 веке, в такой ситуации он скажет "Я - монгол".  При этом "монгол" будет означать вовсе не владение монгольским языком, а подданство монгольскому кагану.

    Найман из Казахского ханства 17 в. ощущал себя одновременно членом рода баганалы (например), найманом, членом Среднего жуза, казахом, наконец, мусульманином. Плюс к этому при общении с жителями оседлых местностей он чувствовал себя еще и кочевником (находясь в степи, он над этим не задумывается: живем, кочуем - ну и слава богу!).

    Такую многослойную идентичность мы встретим на протяжении всей истории – и современной тоже. Представитель мордвы-эрзи при встречах - последовательно - с мордвином-мокшанином, русским, англичанином, зимбабвийцем и марсианином будет соответственно представляться эрзей, мордвином, русским (Russian), европейцем, землянином. К тому же в разных ситуациях он может рекомендоваться еще как горожанин (перед сельским жителем), православный (перед католиком), христианин (перед мусульманином) и т.д.

    Но есть ли среди всех этих идентичностей главная, первостепенная? Как тюрколог-медиевист, на основании доступных мне источников, могу утверждать, что в средние века все-таки основной была принадлежность к объединению родов, происходящих от общего предка. Мы условно называем такое объединение племенем, в тюркских языках 14-17 вв. это - "эль". Именно названиями элей обязательно обозначались и отличались друг от друга жители Центральной Азии того времени: найман Тагир, керей Муса, кият Акджан, аргын Бачан... Конечно, только незнатные жители - не Чингизиды, не ходжи, не саиды.
     
    Какую роль играет здесь языковая принадлежность и близость языков? То есть имеет ли она какое-нибудь значение для наймана или мордвина из наших примеров? Мне кажется, далеко не главную. Чувствовали ли эти люди себя монголом или угро-финном? Очень сомневаюсь.  Хотя общность языковых семей, сконструированная лингвистами, конечно, теоретически тоже может служить основой для идентичности - почему бы нет? И тогда романоязычному французу станет ближе румын, чем германоязычный англичанин, а угроязычному венгру будет комфортнее общаться с "родственником"-хантом из зауральской тайги, чем со своим постоянным географическим соседом - славянином-словаком.
     
    Другое дело, что идентичность может быть искусственно создана. Допустим, югославское государство возникло во многом благодаря осознанию южными славянами своей "славянскости" - в противовес бывшим турецким и австрийским поработителям. Усиленные поиски в истории тюркских персонажей и народов (в том числе там, где их никогда не было), попытки во что бы то ни стало доказать их тюркоязычность выглядят как усилия по строительству новой, искусственной идентичности - на сей раз общетюркской. Не хотел бы никого задеть, но часто кажется, что это "строительство" тоже идет, отталкиваясь от образа врага, или скажу мягче - образа "чужого". В данном случае русского, китайца, иногда американца.

    – Ваша докторская диссертация была посвящена истории Ногайской Орды. В связи с этим хотелось бы вкратце прояснить для наших читателей этапы формирования этой Орды, вопросы происхождения ногайского народа, связи ногайцев с соседними народами v в первую очередь казахами, каракалпаками, татарами и кыргызами. Ведь в эпической традиции многих тюркских народов присутствует "ногайская тема" - по мнению кыргызских исследователей в эпосе "Манас" обнаруживается очень большой ногайский культурный "пласт" - дедом легендарного героя в некоторых вариантах эпоса является Ногай и многое другое.

    – Вообще-то чтобы ответить на эти Ваши вопросы, нужно написать еще несколько докторских диссертаций. Надеюсь, будущим историкам это будет по силам.
     
    Я видел свою задачу в том, чтобы немного закрасить огромное "белое пятно" в истории средневековой Евразии. О Ногайской Орде, конечно, слышали все, но вот ее связная история до сих пор не была написана. Если рассказывать об основных  ее этапах, то они сводятся к следующему.

    В конце XIV в. верховный военачальник Золотой Орды Эдиге собрал основную массу своих соплеменников – тюрок-мангытов – в междуречье Яика и Эмбы. Там образовалось удельное владение, Мангытский юрт. Формально возглавлял его сам Эдиге, но реальное управление осуществлялось его сыном Нур ад-Дином, а после гибели их обоих – сыном Нур ад-Дина Ваккасом. Авторитет Едигея и преклонение перед его могуществом были столь велики, что его дети и внуки тоже заняли высшие аристократические посты в большинстве послеордынских ханств. В частности, Ваккас превратился в ближайшего соратника могущественного узбекского хана Абу-л-Хайра. Во время борьбы за наследие Абу-л-Хайра, в 1480-х годах, Мангытский юрт, возглавлявшийся детьми Ваккаса, обрел полную независимость.

    Его предводитель Муса, по примеру своего прадеда Эдиге, сначала возводил на узбекский трон марионеточных ханов, а затем стал править юртом самостоятельно. К тому времени вокруг мангытского ядра собралось много тюрко-кипчакских племен, которые стали обозначаться общим понятием "ногай". Мангытский юрт в русских средневековых источниках и в современной научной литературе получает название Ногайской Орды.  Ногайские бии не принадлежали к золотоордынской династии Джучидов и поэтому не смели присвоить себе ханский титул, оставаясь всего лишь "князьями"-биями (беками).
    В первой половине XVI в., при биях Саид-Ахмеде, Шейх-Мамае и Юсуфе, Ногайская Орда играла значительную роль в международных отношениях Восточной Европы и Дешт-и Кипчака, активно вмешивалась в политику Казанского и Сибирского ханств, нередко конфликтовала с Крымом.
     
    В середине 1550-х годов обострилась борьба различных группировок мирз. Во главе противников пророссийской ориентации стоял бий Юсуф, во главе сторонников сближения с Россией – его брат, мирза Исмаил. В 1554 г. Исмаил сверг и убил Юсуфа. По некоторым данным, к этому заговору было причастно российское правительство. Несколько лет шла смута. Наконец Исмаил утвердился у власти, а разгромленные им соперники бежали в соседние страны. Часть их обосновалась на Северном Кавказе, образовав Малую Ногайскую Орду, или Казыев улус.
     
    Ногайская Орда претерпела огромные лишения и разорение в годы смуты и лишь к концу правления Исмаила стала оправляться от последствий конфликтов, эпидемий и голода. Преемники Исмаила то признавали старшинство русского царя, то начинали конфликтовать с ним. Но ослабленные раздорами и экономической разрухой, расколотые ногаи уже не представляли собой значительной силы. Во второй половине XVI в. ногайская государственность вступила в тяжелый и необратимый кризис.
     
    Обстоятельства сложились так, что в конце XVI - начале XVII в. на внутренние дезинтеграционные процессы наложилось  сразу несколько неблагоприятных внешних факторов.

    Во-первых, калмыцкое нашествие. По пути из Западной Сибири на Волгу калмыки прошли сквозь основную территорию ногаев и частью вытеснили, частью подчинили их себе.

    Во-вторых, набеги казаков. В 1581 г. волжские казаки разрушили ногайскую столицу Сарайчик, а затем стали обосновываться в центре ногайских кочевий – по берегам Яика.

    В-третьих, территориальный рост Казахского ханства. По мере ослабления верховной власти биев некоторые племена Ногайской Орды переходили в подданство казахским ханам, которые, таким образом, расширяли подвластную им территорию на запад. В течение XVII в. бывший район главных ногайских кочевий оказался поделенным между яицкими казаками, калмыками и новообразованным Младшим жузом казахов.

    В-четвертых, в результате падения Казанского  и Астраханского ханств и резкого усиления Российского государства нарушился баланс сил, сложившийся в Восточной Европе в течение XV - первой половины XVI в., после распада Золотой Орды. Ногаи столкнулись с необходимостью выбора ориентации на одного из двух противостоящих гегемонов региона – Крым или Россию. Знать Ногайской Орды раскололась на прокрымскую и пророссийскую партии. Этому расколу способствовали также интриги Москвы и Бахчисарая, их борьба друг с другом. Данное обстоятельство тоже мешало правительству Орды контролировать всю территорию распадавшегося государства.
     
    В результате междоусобиц и внешних ударов ногаи в конце концов утратили прежние кочевья и превратились в кочующих скитальцев. В середине - второй половине XVII в. они постепенно закреплялись в пределах Калмыцкого ханства, Младшего жуза, княжеств Северного Кавказа, а также во владениях Гиреев – по всей огромной степной полосе между Крымом и Россией.

    С Ногайской Ордой и выходцами из нее соприкасались и отчасти ассимилировались предки казахов и кыргызов, татар казанских и крымских, сибирских и астраханских, башкир и каракалпаков, туркмен и калмыков, донских и уральских казаков, а также многих народов Северного Кавказа. Мощная ногайская держава служила эпицентром политических и культурных связей в степной Евразии после распада Улуса Джучи. С исчезновением Ногайской Орды эта ее роль была утрачена и, к сожалению, забыта. Памятником той эпохи является знаменитый эпический цикл "Сорок богатырей", рассказывающий об Эдиге и его потомках. В ходе активных культурных контактов население Дешт-и Кипчака восприняло от ногаев эти сказания, и сейчас они стали общим достоянием тюркских народов. Вот почему я считаю неверным приписывать их только ногайцам или татарам, или казахам, или еще кому-нибудь.
     
    Насчет ногайско-кыргызских связей. Народ ногой действительно фигурирует в героическом эпосе кыргызов "Манас" как дружественный кыргызам, составляющий с ними единое владение, улус; именно из ногоев происходил сам богатырь Манас. По немногим, очень туманным сведениям можно предполагать, что изначально основная масса мангытов проживала в Чагатайском улусе, по соседству с нынешним Кыргызстаном. Во второй половине XIV в. мангыты переселились в Западный Казахстан, сохранив память о своей жизни в южных предгорьях (в одном из ногайских сказаний названа местность "Алатаулы Киргиз"). 
     
    – Касаясь ногайской темы, трудно было бы уйти от этимологии самого термина "ногай/ногой". Каким образом огромная орда, кочевавшая от Волги до Иртыша, получила имя ногаев? Имеет ли связь этот этноним с монгольским названием собаки? Интересно то, что в евразийских степях мы обнаруживаем целый слой "собачьей" тематики, те же кыргызы по легендам происходят от собаки "кызыл тайган", почти у всех тюрков присутствуют легенды о собаке "кумайык", в древности упоминаются племена "ит-бараки".

    – К сожалению, ответ на эту главную загадку ногайской истории остался мне недоступен. Можно лишь с уверенностью сказать, что все попытки объяснить происхождение этнонима "ногай" пока остаются на уровне недоказанных гипотез - начиная с самого распространенного: по имени золотоордынского правителя и военачальника Ногая, который жил в 13 в. Даже явное созвучие с монгольским словом "собака" не бесспорно.

    Дело в том, что пока не обнаружены средневековые тексты, где содержались бы объяснения на этот счет. Есть позднейшие трактовки, но они представляют собой типичную, как это обычно называется, народную этимологию, т.е. подбор значения через случайные похожие слова. Еще одна трудность состоит в том, что с самого начала (т.е. с конца 15 в.) словом "ногай" обозначали огромное - больше сотни! -  объединение племен самого разного происхождения, а не один компактный этнический массив с общей исторической памятью, общим предком (пусть даже мифическим - собакой, к примеру). Уяснить, почему для этого было выбрано слово "ногай", я пока не в силах.

    – И последний, ставший уже традиционным, вопрос. Как показывает статистика, наш сайт посещают очень увлекающиеся историческими вопросами люди. Чем Вы им пожелаете руководствоваться на пути поисков истины при изучении истории своих народов?

    – Два пожелания - маленькое и большое.

    Маленькое: никогда не нужно слепо доверять источникам, особенно средневековым, да еще в переводе на другой язык. Я не знаю ни одного письменного источника, в котором не искажалась бы информация, не замалчивалось бы что-нибудь или не приукрашивалось. Часто это происходило помимо воли автора, просто из-за ограниченности его кругозора, объема информации, которой он располагал, из-за неважной грамотности наконец.

    Большое: при анализе событий прошлого желательно пытаться уходить от всяческих пристрастий - политических, этнических и прочих. Пример последних полутора десятилетий показывает, что "этнически ориентированная" наука оставляет убогое впечатление. На этом поприще нет и не может быть научного прогресса, поэтому процветают домыслы и фальсификации. Более-менее понятно, когда авторами таких сочинений движут соображения заработка или карьеры. Но историки, искренне исповедующие этноцентризм, - это жалкое зрелище. За время моей работы в науке я много раз убеждался: чем больше человек зациклен на величии истории исключительно своего народа, тем менее он профессионален как историк.

    Рустам Абдуманапов
    Томск - Москва
    октябрь, 2004


    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...