Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • В 12.02.2025 в 18:08, кылышбай сказал:

      Насчет деревянной двери: я пока только склоняюсь что они недавно появилисьНо нам нужны железные аргументы с древних юрт или хотя бы до "царских" времен

       

      Мне представился такой случай ))

      Юрта с 2-створчатой деревянной дверью и одновременно с войлочной откидной дверью.

      Иллюстрация к русско-киргизскому словарю А.Д. Скалон 1744 года (казахская юрта или алтайский аил без разницы, художник рисовал ее с натуры где-то в нынешнем ВКО РК судя по горам и узнаваемым признакам):  

      image.jpg

       

      Кылышбай, теперь сдаетесь? )

       

    • 23 часа назад, Zake сказал:

      Параллельно цоканье с йоканьем, так в принципе и говорят сибир.татары. Они в Сибири соседствовали с казахами, поэтому француз Скалон и/или его помощники могли запутаться.

       

      Навряд ли это язык татаров Сибири. И навряд ли они цокают. Цоканье исходит, как мы все знаем, откуда-то от монголов. И навряд ли сибирские татары жили бок о бок с казахами, ведь у нас с ними раздельные географические ареалы обитания, у них - леса, у нас степи.

      Этот словарь первым в теме приводил Bir bala пару лет назад в моем споре с жыйирманшыведами, когда они доказывали, что "қора" это двор, а я, что "қора" это сараи для скота, по крайней мере в Степном крае так.

      Сейчас же Jagalbay, из постов которого можно понять, что он клонит к тому, что казахский язык за пару сотен лет сильно изменился, что раньше казахи якобы йокали, цокали, покали, чокали и вытворяли ужасные вещи со своим языком)), в качестве своего примера для этого приводит слова из этого самого словаря, что мол казахи по Иртышу цокали и йокали.

      Хотя достоверно практически ничего неизвестно об этом словаре, одни домыслы, например, про Андреева и пр.

      Слова в нем разобрать очень трудно, но те, которые поддаются чтению трудно назвать казахскими или татарскими, на вскидку: бровь - каш, голова - баш, зуб - тиш, люди - кши, год - ил, душа моя - яным, дорога - юл, ладно - ярар, мою - ювам, кровавый - канлы, мерин - алаша, мед - ара, нос - бурун, подпруга - аил, я - мян, рукавицы - бияляй, пальцы - пармак,  чарка - арака тостага, фарфоровая чашка - ценин аяк (можно подумать казахи скотоводы знали про фарфор)), чугунный котел - цуин казан и т.д.

      В прошлый раз я высказал свое подозрение о принадлежности словарного языка казахам. Мое подозрение было связано с иллюстрацией на 5 странице словаря.

      На рисунке внутри юрты запечатлен процесс приготовления молочной водки (араки) путем дистилляции, что этнографами и очевидцами не было зафиксировано у северо-восточных казахов.

      Да и головные уборы явно алтайские (не считая всадников казахов на дальнем фоне).

      Кстати, там и высокие горы запечатлены, по ходу Рудный Алтай. Заметьте, в нашем крае, где проходит соприкосновение сибирских татар и казахов, степи и лесов, гор вообще нет.

      Поэтому я заподозрил, что эта лексика восточно-казахстанских алтайцев, которые в прошлом обитали по верхнему течению Иртыша в ВКО РК и от них там емнип до сих пор осталась связанная с ними топонимика и они упоминаются там по источникам в 18-19 веках - урянхаи, телеуты.

      А они, как известно:

      1) йокают;

      2) напрямую контачили с монголами, отсюда наверно и цоканье.

       

      Предполагаю, что в словаре суржик местного казахско-урянхайского населения.

      Та самая иллюстрация к словарю:

      image.jpg

       

      Кстати, надо кинуть рисунок Кылышбаю, отрицающему деревянные двери в юртах до 20 века. )

       

    • 2 часа назад, Zake сказал:

      Ұйыған сары уыздай қазағым-ай

      Мой перевод по смыслу:

      Сплоченные, единые казахи (словно густое молозиво-уыз) шли за мужами-правителями, а казахским народом правил особый/уникальный Абылай, который никого не разделял на своих и чужих.

      @АксКерБорж думаю, точнее сможет казахскую мысль донести.

       

      Согласен с вашей передачей смысла - сплоченные, монолитные.

       

    • Касательно манихейских аллегорий и иносказаний. Можно увидеть параллель с тем, что хитрый Иаков выменял право первородства у Исава за похлебку и сделался родоначальником еврейского народа. Инанчу Бильге (Богук-каган) ведь тоже потихоньку избавился от правящей яглакарской династией и в итоге к власти пришла эдизская династия, которая также называлась яглакарской.

    • Седьмого уйгурского кагана Бокуг-кагана (Alp Qutluq Külüg Bilge Qaghan или Ay Tengride Ulugh Bolmish Alp Qutluq Külüg Bilge Qaghan) сравнивали/связывали с Иаковом, ветхозаветным персонажем, родоначальником 12 колен Израилевых. Другое имя Иакова - Израиль.

  • Угол зрения

    4 записи в этой категории

×
×
  • Создать...