-
Сообщения
-
Бозбет Шыны 24
2 часа назад, Лимфоцит сказал:Мохэ , Соге , Чебиши черные
А согласно Старку (выше цитировал) Йузлик aka Мохэ Тархан https://en.wikipedia.org/wiki/Üç_Elig_Khagan был из желтых тюргешей.
Я так понял Зуев считал черных тюргешей Азами, а желтых - Тухси.
Тухси он интерпретирует как Tuhusu, т.е. Тохары. А Азы наверно были тогда пришлые из Восточно-Тюркского Каганата/ Саяно-Алтая.
Более продвинутые версии о происхождении Тухси https://en.wikipedia.org/wiki/Tuhsi на сегодняшний день:
1) Нурлан Кенжеахмет реконстуировал этноним 觸木昆 из Тонгдианы как Чумугунь Chùmùkūn
2)Тухси может быть связан с куманским кланом Токсоба, если Токсоба не происходит от общетюркского toquz «девять» и oba «клан».
3) Венгерский востоковед Карой Чегледи сравнивает название Тухси с названием средневекового восточноираноязычного племени алано-ас, обнаруженного на Северном Кавказе ибн Русте, и предполагает, что Тухси имели ираноязычное происхождение из племени ас.
Версия Нурлана Кенжеахмета мне кажется логичнее остальных, но не протеворечит им явно. Таким образом, Чумугунь/Тухси/Желтые Тюргешы были местными обитателями Западного Тюркского каганата и вероятно имели статус выше, чем пришлые Азы/Черные Тюргешы из Саяно-Алтая/Восточного ТК. Междоусобица между этими двумя частями Тюргешского каганата (желтые против черных, юг против севера) могла быть отчасти обусловлена их этническими и культурными различиями.
"Стороны света в тюркском мировоззрении отмечались различными цветами и обозначали . Север – черный (ночь, зима), юг – красный (день, лето), восток – көк/синий/зеленый (утро, весна), запад – белый (вечер, осень). Центр, а точнее зенит, отмечался желтым, золотым цветом."
-
Лимфоцит 78
46 минут назад, Бозбет Шыны сказал:Я так и не понял, они из черных или желтых тюргешей?
Мохэ , Соге , Чебиши черные
-
Бозбет Шыны 24
15 минут назад, Лимфоцит сказал:Гумилев считал их аристократическим родом у тюргешей , с бахринаии отожедствовал , у Рада они не монголы и не уйгуры , хорошие ходоки по горам , это войско составляло одну войсковую тысячу , хазаре
Я так и не понял, они из черных или желтых тюргешей?
-
Лимфоцит 78
9 часов назад, Бозбет Шыны сказал:Имхо Мохэ это тюркское Бага, т.е. чье-то имя собственное. Но Гумилев с этим не согласен, подразумевая здесь ветвь тунгосо-манчужрского племени Мукрин. В общем, однозначного ответа пока нет.
У Атвуда не нашел про Мохэ. И в целом в западной литературе версия Гумилева не пользуется популярностью.
Гумилев считал их аристократическим родом у тюргешей , с бахринаии отожедствовал , у Рада они не монголы и не уйгуры , хорошие ходоки по горам , это войско составляло одну войсковую тысячу , хазаре
-
Бозбет Шыны 24
В 25.12.2024 в 17:12, Бозбет Шыны сказал:Синее/индиго стекло боли поставлялось в Тан из двух мест: Фергана (индиго) и Тохаристан (синее и розовое). Краска индиго "Синий коль" была известна в танском Китае как продукт Кабудана и Ферганы.
Задокументированные случаи получения этих даров Танской империей из книги Э.Шефера "Золотые персики Самарканда":
1) Боли индиго из Ферганы (675 год)
2) Краска индиго от правителей Самарканда (717 год)
3) Сердолик и боли (синее и розовое) из Тохаристана (730 год)
4)Сердолик и боли (синее и розовое) из Тохаристана (741 год)
5) "Змеиная желтизна" и боли цвета индиго из Ферганы (761 год)
Фергана попадает в сферу влияния арабов в конце 8го-начале 9го века , а Тохаристан - и того раньше.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
На знаменитой несторианской стеле, воздвигнутой в танском Китае в 781 году, несторианский монах Адам упоминает своего деда, миссионера из Балха (Тохаристан):
Отцом Адама был монах родом также из Балха и звали его иранским именем Язедбозид (Yazedbozid). Согласно латинскому переводу стелы, император подарил ему пурпурный палантин (kāṣāya), который могли носить лишь монахи высшего статуса. Уже будучи в Китае монах Язедбозид пожертвовал церкви различные драгоценности, включая стеклянные изделия боли (возможно привёз с собой из Тохаристана)
Источник: The Latin Translation of the Xi’an Stele by the Franciscan Carlo da Castorano (1741)
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Современные носители G1b, наша развилка с которыми возможно произошла в период арабской экспансии, если не раньше :
Из словаря согдийского:
’γs’yn'y (axšēnē) - зеленоватый
zrγwny или ’γs’ynh - зеленый
''pkyny - сделанный из хрусталя или стекла
wšyny - сделанный из хлопка, хлопчатая одежда
'spnyny - сделанный из железа
zym’yny, zyrnyny - сделанный из золота, золотой
n'ktyny - сделанный из серебра
nwšyny - сделанный из амброзии
ptyny - сделанный из плоти
ßjyrny - сделанный из алмазов
Источник 1: DICTIONARY OF MANICHAEAN TEXTS Vol. Ill Texts from Central Asia and China Nicholas Sims-Williams and Desmond Durkin-Meisterernst
Источник 2: Gharib B. Sogdian dictionary. Sogdian-Persian-English
Стекло "по умолчанию" имеет зеленоватый оттенок ввиду примесей оксида железа в песке.
Bottle with Twisted Ribbing made in Central Asia (10th–11th century)
-
-