Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • 7 минут назад, Бозбет Шыны сказал:

      В каком месте я спекулировал на слове Тенгри? Я пользуюсь общепринятым определением:

      Тенгрианство — религия, возникшая в евразийских степях, основанная на шаманизме и анимизме. Обычно она включает в себя титульного бога неба Тенгри, который не считается божеством в обычном смысле, а олицетворением вселенной. По мнению некоторых учёных, приверженцы тенгрианства видят цель жизни в гармонии со вселенной.

      Ну что значит "общепринятое"?

      Это " продукт" мыслителей 20 века, т.е. наших с вами современников. Мы находимся на историч. форуме и должны находить подтверждения всему этому. Я соглашаюсь с тем, что предки тюркс. народов исповедывали манихейство, буддизм, несторианство и т.д., так как это всё подтверждается документально. Но ничего такого по тенгрианству нет.

    • 11 минут назад, Zake сказал:

      1. Я о том, что не было религии под названием тенгрианство у тюрков, а напр. буддизм, манихейство, несторианство было. А термин Тенгри означал "Небо, Бог, божество" и использовался во всех этих религиях. Не надо спекулировать на слове Тенгри.

      2. Тенгри -Небо, китайцы также как тюрки верили в культ Неба, поэтому предложил тоже их считать тенгрианцами. Тунгусы с киданями тоже верили в Небо, так что они тоже тенгрианцы в этом смысле.

      В каком месте я спекулировал на слове Тенгри? Я пользуюсь общепринятым определением:

      Цитата

      Тенгрианство — религия, возникшая в евразийских степях, основанная на шаманизме и анимизме. Обычно она включает в себя титульного бога неба Тенгри, который не считается божеством в обычном смысле, а олицетворением вселенной. По мнению некоторых учёных, приверженцы тенгрианства видят цель жизни в гармонии со вселенной.

      Некоторые исследователи предполагают, что в религии тюрков и монголов было два модуса: народный и имперский, собственно тенгрианство. Если связанные с культом Неба народные верования (шаманизм) уходят в глубину веков, то монотеистическая имперская стадия сформировалась в эпоху Тюркского каганата[1][17][18] либо, как полагает монгольский академик Ш. Бира, не ранее возникновения Монгольской империи[19][2].

      Распространение буддизма, манихейства, христианства и ислама способствовало с VIII—X веков осмыслению частью тюрок Тенгри как верховного или единого бога. В разной форме в тенгрианских верованиях сохранялись также традиционные элементы шаманизма, тотемизма, поклонение солнцу, горам, предкам и др.[9]

       

    • 8 минут назад, Бозбет Шыны сказал:

      1. Про отдельную систему никто и не говорил, они же не в вакууме жили. Ясно, что тенгризм перекликался с другими проторелигиями и мифологиями, возможно еще более древними (Небо Отец, Хумай и тд.). Ну так и библия с христианством не на пустом месте возникли.

      2. Про китайцев тенгрианцев впервые слышу.

      1. Я о том, что не было религии под названием тенгрианство у тюрков, а напр. буддизм, манихейство, несторианство было. А термин Тенгри означал "Небо, Бог, божество" и использовался во всех этих религиях. Не надо спекулировать на слове Тенгри.

      2. Тенгри -Небо, китайцы также как тюрки верили в культ Неба, поэтому предложил тоже их считать тенгрианцами. Тунгусы с киданями тоже верили в Небо, так что они тоже тенгрианцы в этом смысле.

    • 1 час назад, Bir bala сказал:

      @кылышбай Я тоже так считаю. Однако нынешние историки придерживаются иного мнения. Они считают, что дулаты и другие племена это вхожденцы из Могулистана и ассимилировались среди казахов. 

      Из прочитанного тут, многие пишут современные уйгуры потомки т н сартов и прочих ираноязычных племен(немалая часть ), вы какого мнения ? 

    • 2 часа назад, кылышбай сказал:

      Не совсем. Аргыны по источникам времен РИ и по их преданиям тесно связаны с Южным Казахстаном, а средневековве аргыны и вовсе фиксируются и у тимуридов, и в зап. части улуса Джучи. Географическая преемственность касательно кочевых этносов и родов не всегда наблюдается на таком большом отрезке времени

      У дулатов обширный шежире с множеством имен. Ни одного представителя Могулистана там нет. Но при этом много связей с группой т.н. уйсунских племен, подстверждающихся и генетикой и шежире других родов

      Чем можно объяснить отсутствие старкластера у липок уйшин и ногайских уйсын ?

  • Родословные легендарных потомков Огуз-кагана по спискам Махмуда Кашгари, Рашид ад-Дина и Абу-л-Гази хана Хивинского


    Rust
    Легендарные огузские племена, потомки Огуз-кагана, по списку Махмуда Кашгари, XI век

    Махмуд Кашгарский. Диван лугат ат-Тюрк. // МИТТ, том I, С.309.

    "Огуз - одно из тюркских племен (кабиле), они же туркмены. Они состоят из 22 родов (боти). У каждого рода их знак и клеймо для животных, по которым они узнают друг друга."

     

    ОГУЗ-КАГАН
    Кынык Афшар
    Кайыг Бектили
    Баюндур Бюгдюз
    Иве (Йиве) Баят
    Салгур Язгыр
    Эймюр Ула-йондулуг
    Кара-бёлюк Тюгер
    Алка-бёлюк Печенег
    Игдер Джувалдар
    Урегир Джебни
    Тутырка Джаруклуг

     

    Легендарные огузские племена, потомки Огуз-кагана по Рашид ад-Дину, XIV век

    Рашид-ад-дин. Сборник летописей. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952 - Т.I - Книга I - С.88

    "От сыновей Огуза произошли двадцать четыре ветви; каждая получила определенное имя и прозвище, как об этом подробно написано в перечне. Все туркмены, которые существуют в мире, происходят от этих упомянутых племен и двадцати четырех сыновей (внуков? -А.Р.) Огуза.
    В древности слова туркмен (туркман) не было; все кочевые племена, по внешнему виду похожие на тюрков, называли обобщено тюрками, но у каждого племени было определенное имя и прозвище. В то время когда эти племена Огуза пришли из своих областей в страны Мавераннахра и в землю Ирана и в этих местах стали плодиться и размножаться, их внешний вид под влиянием воды и воздуха мало-помалу сделался похожим на облик тазиков (таджиков). Но так как они не были настоящими тазиками, то тазикский народ называл их - туркман, что значит "тюркоподобный". По этой причине это имя обобщили со всеми ветвями племен Огуза, и они стали известны под этим именем.
    Из двадцати четырех ветвей сыновей Огуза одна половина относится к правому крылу войска, а одна половина - к левому...
    ... эти сыновья совместно отправились на охоту; нашли там золотой лук и три золотые стрелы; они принесли их к отцу и спросили: "Как бы нам все это поделить?". Отец дал лук трем старшим сыновьям, а три стрелы - трем самым младшим и приказал, чтобы те племена, которые произойдут от сыновей, получивших лук, назвали прозвищем и названием - бозук; значение слова "бозук" - ломать на части. Он положил это слово их прозвищем по той причине, что лук, дабы иметь возможность его разделить, по необходимости нужно сломать, и накзал, чтобы войско правого крыла принадлежало этим трем сыновьям и их потомкам. Прозвание же племен, кои произойдут от тех сыновей, которым он дал стрелы, Огуз обозначил словом учук; оно происходит от "уч ук" - три стрелы; он сказал: "Эти три сына и их потомки ведают войском левого крыла!".
    Цитированы стр: 85-86.

     

    ОГУЗ-КАГАН
    Правое крыло "БУЗУК" Левое крыло "УЧУК"
    КУН-ХАН КЁК-ХАН
    Кайи - "крепкий" Баяндур - "будет (его земля) полна благ"
    Баят - "счастливый, милостивый" Бичине (Бедженэ) - "да сделает доброе дело"
    Ал-караули - "всюду, куда он придет, будет желанным" Джаулдур - "честный, с незапятноной репутацией"
    Кара-уйли - "черный шатер" (его рода) Чибни - "всюду, где увидит врага, вступает с ним в бой"
    АЙ-ХАН ТАК-ХАН
    Язер - "много областей будет на его стороне" Салор (Салыр) - "всюду, куда он придет его меч и булава будут в действии"
    Дукер - "ради собрания" (его рода) Имур - "да будет безгранично добрым и богатым"
    Дордирга - "овладение государствами и установление закона" (его рода) Алаюнтли - "его скот да будет хорош"
    Япарлы Уркиз (Уркюз) - "да делает всегда добрые дела и милости"
    ЮЛДУЗ-ХАН ДЕНГИЗ-ХАН
    Аушар - "проворный, ловкий, к охоте и соколам страстный" Бекдир - "хороший, великий, славный"
    Кызык - "сильный духом и радеющий о законе" Букдуз - "всем да подчиняется и служит"
    Бек-Дели - "да будет почтен, подобно речи великих людей" (его рода) Йива - "его степень да будет превыше всех"
    Каркын - "да будет он великим и насыщающим кушаньем Кынык - "всюду, где он бы не был, он будет почитаем"

     

    Легендарные огузские племена, потомки Огуз-кагана, по списку хивинского хана Абулгази, XVII век

    А.Н. Кононов. Родословная туркмен. Сочинение Абу-л-Гази хана Хивинского. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1958 - С.53-54

    Хан использовал письменные источники, в частности сочинение Рашид ад-Дина, но и привлек устные родословные туркмен.

    ОГУЗ-КАГАН
    Кайы Дудурга
    Байат Дукер
    Алка-ойли Авшар
    Кара-ойли Кызык
    Йазыр Бекдели
    Йасыр Каркын
    Байындыр Ала-йонтлы
    Бечене Урегир
    Чавулдур Игдир
    Чепни Бюкдюз
    Салор Ава
    Имир Кынык

     


    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...