Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • 4 часа назад, АксКерБорж сказал:

       

      Предлагаю участникам обсуждения саумала привести письменые, этнографические упоминания об употреблении казахами в прошлом или татарами-монголами в 12-13 в.в. парного кобыльего молока. Чтобы поставить точку в обсуждении, у казахов это новодел или древняя традиция.

       

       

      Книга Конный мир казахов (2022г) .  Ахмет Токтабай

      Цитата

       

      В литературе и статьях, посвященных кумысу, до сих пор внимание акцентировалось на технологии приготовления этого чудодейственного напитка, а также на его значении; не рассматривалась классификация кумыса по видам и категориям [172, с. 149–154]. В казахском языке существует множество терминов, связанных с кумысом [464]. В зависимости от сезона года кумыс делится на два, иногда на три вида: летний, зимний или осенний (CXV, XXX).

      Кумыс, заквашиваемый на молоке кобылицы, отделенной от косяка, называется «уыз қымыз» (досл. молозивный); кумыс от кобылы‑первородки — «қысыр қымыз» или «ту қымыз» (досл. яловый или нагульный); кумыс, в который вливают парное молоко и пробуют на другой день, — «түнемел қымыз» (досл. переночевавший); когда в крепкий, перестоявший кумыс добавляют парное молоко и как бы «усмиряют» его, — «жуас қымыз» (смирный или кроткий); собранный за несколько дней путем ежедневного добавления в закваску свежего молока — «қорабалы қымыз» (настоящий или богатый).

      Во всех регионах Казахстана чаще, чем иные названия, употребляются термины, связанные со временем приготовления кумыса:

      саумал (свеженадоенное, парное кобылье молоко);

      түнемел қымыз, бір күндік (переночевавший кумыс, однодневный);

      құнан қымыз, екі күндік (двухдневный кумыс);

      дөнен қымыз, үш күндік (трехдневный кумыс);

      бесті қымыз, төрт күндік (четырехдневный кумыс).

      Таким образом, мы видим, что названия кумыса соответствуют возрастным названиям лошадей. «Саумал» — налитое в бурдюк свежее молоко, слегка взболтанное мутовкой, но не успевшее закиснуть. Якуты такой кумыс называют «саамал» [462, с. 133]. Саумал пили обычно бедняки, когда не было запасов настоящего кумыса. Отсюда поговорка: «Выпьешь саумал — не видать тебе кумыса, будешь ездить на кобыле — не видать тебе жеребенка» («Саумал ішкеннің қымыз жоқ, бие мінсең, құлын жоқ»). Осенью, когда трава переспевает, надаивают «сарысаумал» (желтый саумал). По мнению большинства информаторов, «бесті қымыз» — это хорошо настоявшийся в течение четырех дней, ядерный крепкий кумыс. В пословице говорится: «Берместің үйінде бесті қымыз да жоқ» («В доме у скупого и четырехдневного кумыса нет»).

       

       

    • 3 часа назад, АксКерБорж сказал:

       

      Предлагаю участникам обсуждения саумала привести письменые, этнографические упоминания об употреблении казахами в прошлом или татарами-монголами в 12-13 в.в. парного кобыльего молока. Чтобы поставить точку в обсуждении, у казахов это новодел или древняя традиция.

       

      Левшин 

      “Между напитками их первое место занимает кумыс, за ним следуют выгоняемое из него вино айрян, арака, саумал и простое молоко”

      https://vostlit.narod.ru/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1820-1840/Levschin/text15.htm

      Валиханов

      Саумал есть не вполне скисшее кобылье молоко.”

      https://shoqan.kz/incompleted/works_orda_levshin/

    • 26 минут назад, АксКерБорж сказал:

       

      Вам, бывшим медикам, Лимфоцитам, Лейкоцитам, Эритроцитам, виднее. ))

      Кстати, при употреблении сырого молока, кобылий саумал не исключение, человек может заразиться бруцеллезом, сибирской язвой или другими опасными заболеваниями, где гарантия что кобылы здоровые? Это все равно что монголы, которые ради любимой сурчатины рискуют подхватить чуму.

      Поэтому казахстанские фермы, кто решил идти в ногу с новоделом  со временем и боясь нежелательных последствий для своих клиентов пастеризуют саумал, т.е. подвергают термической обработке:

      https://saumal.kz/faq/

       

      А его не пью , не нравится мне кумыс , другое дело айран , молоко с холодильника летом  от сушняка хорош

    • 3 минуты назад, Лимфоцит сказал:

      Значит у него не было туберкулёза , на одном кумысе не вылечишь тюбик

       

      Вам, бывшим медикам, Лимфоцитам, Лейкоцитам, Эритроцитам, виднее. ))

      Кстати, при употреблении сырого молока, кобылий саумал не исключение, человек может заразиться бруцеллезом, сибирской язвой или другими опасными заболеваниями, где гарантия что кобылы здоровые? Это все равно что монголы, которые ради любимой сурчатины рискуют подхватить чуму.

      Поэтому казахстанские фермы, кто решил идти в ногу с новоделом  со временем и боясь нежелательных последствий для своих клиентов пастеризуют саумал, т.е. подвергают термической обработке:

      https://saumal.kz/faq/

       

    • 1 час назад, Boroldoi сказал:

      Ну наверное мастерам на что ни посмотри все кажется ´самогонным аппаратом´.

       

      Чем ехидничать лучше ответьте, на вашем родном бурятском языке как называется алкогольный напиток, получаемый путем перегонки молочных продуктов, тарасун?

      Как этимологизируется слово тарасун?

      prigotovlenie-tarasuna-v-buryatii-768x43

      395887-original.jpg

       

  • 405-километровая стена в Восточной Монголии


    Rust

    Исследователи изучили 405-километровую систему стен в восточной Монголии, известную как "Монгольская дуга", чтобы узнать больше о ее истории и назначении. "Монгольская дуга” состоит из земляного вала, траншеи и 34 сооружений.

    Этот участок Великой Китайской стены, простирающийся на территории Монголии, был проанализирован впервые, что позволило им представить некоторые умозрительные выводы об истории и функциях этого огромного сооружения.

    Проходя примерно параллельно границе между Китаем и Монголией, древний барьер простирается от провинции Сухэ-Батор до провинции Дорнод на северо-востоке Монголии, где зимние температуры часто опускаются до -25 градусов по Цельсию.

    Основываясь на исторических записях, исследователи предполагают, что вся система была построена между 11 и 13 веками нашей эры, но археологических исследований на сегодняшний день недостаточно, чтобы более точно датировать время строительства различных ее частей.

    Авторы исследования проанализировали стену и связанные с ней сооружения, используя спутниковые снимки, китайские атласы и советские карты в дополнение к прямым полевым наблюдениям, отметив, что "Монгольская дуга", несмотря на ее масштабы, в значительной степени игнорировалась в существующем академическом дискурсе.

    В своей статье, опубликованной в журнале полевой археологии, команда описывает методы и технологии, которые они использовали для изучения стены.

    Самым поразительным открытием исследователей было то, что "Монгольская дуга" содержит многочисленные большие проемы, что наводит на мысль о том, что она строилась в спешке и поэтому никогда не была полностью укреплена. Есть также свидетельства, свидетельствующие о том, что стена была построена как средство контроля за передвижением людей или животных.

    "Одно из возможных объяснений проемов стены, которые были уязвимыми местами в системе, заключается в том, что "Монгольская дуга" была спешно построена в последние годы династии Цзинь в качестве защиты от ожидаемого вторжения монгольских армий", - пишут исследователи.

    Такие теории возникли, когда стало ясно, что стена не служила бы таким серьезным барьером — многие из ее аванпостов, например, находились в местах с ограниченным обзором окружающей территории.

    Вся система стен, к которой относится "Монгольская дуга", получила разные названия в исследовательской литературе. Ее называли "пограничная стена Цзинь", "стена Цзинь лонг" и "Стена Ляоцзинь".

    Это также одна из самых загадочных систем длинных стен и траншей в истории Китая и Монголии. Несмотря на ее размеры и сложность, неясно, когда она была построена, кто ее построил и с какой целью.

    Неясно даже, был ли весь массив стен построен одновременно или, как предполагают исследователи, это совокупность различных проектов, построенных за длительный период времени.

    Исследователи полагают, что "Монгольской дуге" уделялось гораздо меньше внимания, чем другим сооружениям стены (или Великой Китайской стене) в истории этого региона, возможно, из-за неопределенности, связанной с ее строительством и использованием, того факта, что она расположена в отдаленных районах, и того факта, что она не производит визуального впечатления.

    Авторы исследования в настоящее время не могут сделать каких-либо окончательных заявлений относительно назначения "Монгольской дуги", хотя они планируют провести более масштабные раскопки некоторых сооружений в предстоящем полевом сезоне. Они надеются, что это поможет им определить "даты строительства стены и продолжительность использования, а также прольет свет на деятельность людей, размещенных в этих ограждениях".

    Источник: arkeonews.net


    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...