Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • 13 часов назад, Rust сказал:

      Как я понял индийцы отвечали за артиллерию, афганцы вместе с таджиками, которых называли "галча" рекрутировались из Бадахшана. Ханам нужны были военные соединения, которые не были бы связаны с местными племенами из числа кочевых узбеков - мингов, юзов, кырков, а также кыргызов, кыпчаков и казахов, для противостояния этим племенам "илатийа".

      А у вас нет записок Муллы Абдул Маджида? Гугл находит только редкие упоминания. Может в Кыргызстане где-то издавали фрагменты?

    • В 23.02.2025 в 13:12, АксКерБорж сказал:

       

      У Рашид ад-Дина нередко прописаны параллельно персидское и тюркское значение слов:

       

      "… При выступлении [в поход] Боорчи-нойон доложил [Чингиз-хану]: «Я не имею аспджилку (заводного коня)» и попросил одного из знаменитых коней Чингиз-хана, имя которого было Джики-Бурэ".

       

      Перс: асп – лошадь, конь

      Тюрк: джилку – лошадь

       

      Заметьте, что это еще один, дополнительно к предыдущим, очевидный признак джокающего тюркского языка в лексике татаров-монголов Чингизхана.

       

      Рукопись была обнаружена, в Нижнем Поволжье, на б. территории Золотой Орды, и дальше на запад была найдена пока лишь одна пайдза в б. Екатеринославской губ. на Днепре. Говоря о находке этой пайдзы, следует, однако, заметить, что находка ее и этой рукописи факты совершенно не равноценные. Дело в том, что пайдзы представляют своего рода мандаты или пропуски, которые давались гонцам. В силу этого они завозились в весьма далеко от тогдашних центров монгольской империи расположенные местности и попадали в области с немонгольским населением. Поэтому факт нахождения пайдзы в той или другой местности, не является свидетельством того, что в такой-то местности в XIII-XIV ст. проживали монголы. Иное дело рукопись. Рукописи типа нашей, содержащие не что иное, как стихи, могли иметь распространение только среди людей, знавших монгольский язык. Следовательно, эта находка является свидетельством того, что на территории Золотой Орды в начале XIV ст. встречались люди, владевшие монгольской письменностью и притом пользовавшиеся монгольским письменным языком не только в канцелярской переписке, но и в быту 

      https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Zolotoord/Zolotoord_ruk_beresta/vuvod.phtml

    • В 17.07.2025 в 15:07, АксКерБорж сказал:

       

      Вы у нас знатный генетик, ответьте на мой дилетантский вопрос - днк чингизидов и днк кереев близки? Если да, то насколько? Можно ли допустить исход Чингизхана, его отца и предков из керейтской родовой группы? Или может из уйсунской?

       

      Днк Торе старкластер секрет,  в какой ветке 4541 они расположились , видимо ветка молодая 200-500 лет , поэтому скрывают , вот субклад 4541

      https://www.theytree.com/tree/C-Y4541 , в ней более 20 веток 

    • В 13.07.2025 в 16:19, АксКерБорж сказал:

       

      Все отмечено в источниках, в том числе у Рашид ад-Дина

      Просто надо стараться анализировать смысл источников, а не идти на поводу у давно установленных для всех объяснений.

      Ведь очевидно, если поанализировать смысл текстов, что феномен Чингизхана вышел из керейтской среды, территориально и политически - точно, этнически - вероятно тоже, но пока под вопросом.

      Этот вопрос, проблематику, историки тоже обходят почему-то стороной.

      Как вы сами возмущались по поводу калмаков Курхана:

       

      Если керей = керейт

      Не могут от нирун кереиты происходит , а от кереитов уйсуны по днк , почему до  вас это не доходит ?

    • В 17.07.2025 в 15:07, АксКерБорж сказал:

       

      Вы у нас знатный генетик, ответьте на мой дилетантский вопрос - днк чингизидов и днк кереев близки? Если да, то насколько? Можно ли допустить исход Чингизхана, его отца и предков из керейтской родовой группы? Или может из уйсунской?

       

      Кереи ближе к Уйсунам старшего жуза. А чингизидов же никто не знает.

      Потомки Даян Хана из Китая — C2 M-407. Ближе к бурятам, к халха Эльджигэн, Горлос и Ойратам Чоросам. 

  • Ученые: хунну на Алтае открыли обработку железа до возникновения Тюркского каганата


    Rust

    Раньше считалось, что эти печи появились в древнетюркскую эпоху в VI–X вв. нашей эры, однако радиоуглеродный анализ показал, что они возникли на 300 – 400 лет раньше – в III–IV вв. нашей эры, то есть еще до того, как сложился Тюркский каганат.

    Это открытие кардинально меняет представление о развитии древней металлургии.
    Археологи ТГУ при поддержке гранта РНФ "Генезис черной металлургии в Южной Сибири" изучают, кто, когда и каким именно способом стал добывать железо на Алтае и в Шории. Первая часть проекта – исследование древних железоплавильных печей Горного Алтая (Россия).

    Всего там было открыто 15 печей кош-агачского типа – это крупнейшие для того времени печи во всей Центральной Азии.

    Исследования велись в 1970 – 1980-х годах, и тогда их появление связали с первым Тюркским каганатом. После этого больше 40 лет на территории Горного Алтая исследования по археометаллургии железа не велись.

    В 2018 году археологи ТГУ провели раскопки древних мастерских по выплавке железа на берегу реки Куяхтанар.

    Для обнаружения печей и рудных выработок ученые использовали аэрофотосъемку и магнитную разведку. Именно с помощью магнитной разведки была обнаружена печь прекрасной сохранности, что впервые позволило полностью восстановить конструкцию и понять древнюю технологию выплавки железа.

    "Проведенная работа позволила провести переоценку дат возникновения печей данного типа на Алтае. Радиоуглеродные даты показали, что печи кош-агачского типа появились уже в III-IV вв. нашей эры. Очень похожие печи встречаются позднее в Юго-Восточной Азии, – рассказал руководитель проекта, сотрудник лаборатории социально-антропологических исследований ФИПН ТГУ Евгений Водясов. – Это переворот представлений о развитии металлургии.

    Раз такие сложные и производительные печи появились на Алтае раньше, чем в Юго-Восточной Азии, то теперь нужно переосмысливать существующие представления о распространении технологий. В этом нам могут очень помочь исследования на пограничных российскому Алтаю территориях Монголии, Казахстана и Китая".

    В печах кош-агачского типа можно было получить за одну плавку железную крицу весом около одной тонны. Для сооружения печи использовалось 1500 кг глины и каменные плиты весом 1200 кг.

    "Мы изучили подземную камеру и наземную часть печи, где происходил процесс восстановления железа из руды. В этом году будем искать место, где обрабатывали полученную крицу, и надеемся найти кузницу", – пояснил Евгений Водясов.

    Результаты своей работы томские ученые представили на международной конференции Archaeometallurgy in Europe в Мишкольце (Венгрия). Доклады томских ученых получили высокую оценку и вызвали оживленную дискуссию. Несколько зарубежных лабораторий предложили им рассмотреть возможность совместных проектов.

    tsu.ru

    • Like 2

    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...