Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • https://www.biorxiv.org/content/10.1101/2025.11.03.686206v1

      Genetic insights into Iron Age Saka culture: Ancient DNA analysis of the Boz-Barmak burial ground, Kyrgyzstan

      Aigerim Rymbekova, Pere Gelabert, Alejandro Llanos-Lizcano, Kaaviya Balakrishnan, Michelle Hämmerle, Olivia Cheronet, Aida Abdykanova, Keldibek Kasymkulov, Michelle Hrivnyak, Jacqueline T. Eng, Ron Pinhasi, Martin Kuhlwilm
       
      doi: https://doi.org/10.1101/2025.11.03.686206
      This article is a preprint and has not been certified by peer review [what does this mean?].

      Abstract

      The nomadic cultures of the Iron Age played an important role in shaping the genetic and cultural landscape of Eurasian populations. Yet despite its key geographical location, the Central Eurasian region remains underrepresented in ancient DNA studies of humans. We address this gap through genomic analysis of 12 individuals from the Boz-Barmak burial site in Kyrgyzstan associated with Saka pastoralists (4th-2nd centuries BCE), 9 of which yielded low-coverage genomes. Genetic clustering analysis placed these individuals within the genetic variation of ancient and modern Central Eurasian and Siberian populations. We found no evidence of first-degree relatives in a kinship analysis, however a network of second- and third-degree relationships seems to be present. Notably, all male individuals share the same Y-chromosomal haplotype, common in present-day Kyrgyz and Tajik groups, while mitochondrial DNA showed comparably high diversity, with distinct haplogroups observed across the analysed individuals. These findings are in line with archaeological and ethnographic evidence of patrilocality in Early Iron Age Saka, where male lineages remained stable across generations, while female mobility contributed to genetic diversity. Our study complements our understanding of the interplay between kinship, social organization and population history in nomadic cultures.

      Генетические данные о культуре саков железного века: анализ древней ДНК из могильника Боз-Бармак, Кыргызстан

      Кочевые культуры железного века сыграли важную роль в формировании генетического и культурного ландшафта евразийских народов. Однако, несмотря на свое ключевое географическое положение, регион Центральной Евразии по-прежнему недостаточно представлен в исследованиях древней ДНК человека. Мы устраняем этот пробел с помощью геномного анализа 12 индивидуумов из погребения Боз-Бармак в Кыргызстане, связанного с кочевыми саками (IV–II вв. до н. э.), 9 из которых дали геномы с низким покрытием. Анализ генетической кластеризации поместил этих индивидуумов в генетическую вариацию древних и современных центральноевразийских и сибирских популяций. В анализе родства мы не обнаружили доказательств наличия родственников первой степени, однако, по-видимому, существует сеть родственных связей второй и третьей степени. Примечательно, что все мужчины имеют одинаковый гаплотип Y-хромосомы, распространенный среди современных киргизских и таджикских групп, в то время как митохондриальная ДНК показала сравнительно высокое разнообразие, с отчетливыми гаплогруппами, наблюдаемыми у всех проанализированных индивидуумов. Эти результаты согласуются с археологическими и этнографическими свидетельствами патрилокальности в раннем железном веке у саков, где мужские линии оставались стабильными на протяжении поколений, в то время как мобильность женщин способствовала генетическому разнообразию. Наше исследование дополняет наше понимание взаимодействия между родством, социальной организацией и историей населения в кочевых культурах.

      Переведено с помощью DeepL.com (бесплатная версия)

       

    • 6 часов назад, АксКерБорж сказал:

       

      Не знаю кто это, откуда родом и мне это не интересно, зачем мне это?

      Но я прекрасно знаю одно, что на севере и северо-востоке в блюде традиционно не бывает картофеля, овощей, зелени, казы в виде колбасы, теста маленькими квадратиками или ромбиками и сырого лука. 

      Ты, Думан, не молодых парней ищи в Инсте, а взрослых женщин казашек и желательно из сельской местности, вот кто в наших краях постоянно готовит еду для семьи и гостей и знает наши традиции.

       

      Чтоб ты впредь не путался, он в наших краях такой и никакой не другой.

      Зимой из конины:

      2.jpg

      Здесь наш казы (на самом верху лежит):

      image.jpg

      Летом из баранины:

      image.jpg

      image.jpg

       

      Вы хоть морковку добавляйте  , для такого количества мяса (конина) несколько морковок  для сорпы (тем более конина )  , чтоб оно не таким жирным было , морковка впитывает жир и даёт вкус сорпе , чем добавлять курт , айран , лимон ,  лучше морковка 

       

       

       

    • 8 часов назад, АксКерБорж сказал:

       

      Посмотрел ДТС:

      Qutuz не только про собак, qutuz - это бешеный.

      По-казахски құтырған. 

       

       

      по ДТС:

      Köpäk не кобель, köpäk это собака.

       

       

      Мальчика навряд ли бы назвали во множественном числе "собаки".

      Представляю Думана назвали бы при рождении Иттер. ))

       

       

      Думан Алдар-Косе по совместительству кыпшаковедом стал что ли? ))

       

      Из многочисленных палео авар , сяньби , ваших нету , если ваши не окажутся среди палео маньчжур , уйгур,  тогда  вариантов нету  кипчаки 

       

    • @asan-kaygy 

      32 минуты назад, asan-kaygy сказал:

      Спрашивайте его сами. Не надо меня тэгать по поводу и без.

      Ну так специально отключил свои комментарии. А с вами есть обратная связь. Какие именно источники сейчас переводите помимо Бахр аль асрар?

    • Мы много разных источников начинаем переводить. Но это долгий процесс.

       

  • Скифский акинак


    Rust

    В июле 2019 года на Мамай-горе запорожские археологи нашли два скифских погребения. Большее, принадлежавшее старшему воину, уже было разграблено мародерами, а меньшее осталось нетронутым. Там лежал скелет юноши 18–20 лет, рядом — золотая серьга, украшение из зубов оленя, конская сбруя, боевой топор, стрелы, точильный брусок и короткий скифский меч-акинак.

    Вероятно, эти двое погибли одновременно, а младший был оруженосцем уважаемого воина. Парень был всадником, лучником и умелым бойцом. Выраженный мышечный рельеф левой части скелета свидетельствует, что он был левшой.

    Также в захоронении обнаружили еще одну очень важную вещь — греческую сероглиняную амфору, датированную серединой 6 — началом 5 века до нашей эры. Она расширила временные рамки пребывания скифов в регионе на 200 лет — до сих по на Мамай-горе не встречались скифские артефакты старше 4 века до н. э.

     


    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...