Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • Я всё думал, почему же наши отечественные историки не смогли использовать заготовку историка П.П.Иванова, ведь, у него были все ключевые ориентиры по истории каракалпаков, им же обнародованы все исторические материалы центрального архива, в ходе исследования которого можно было выйти и на региональные архивы и закрыть вопросы пребывания каракалпаков на Волго-Уральском регионе, Сибири и Казахских степях. Теперь понимаю главную проблему - территориальный конфликт. Нашим просто не дали работать их же соседские коллеги. Это же и объясняет, почему же в советский период (да и до сих пор) не было ни одной статьи об истории каракалпаков за пределами их нынешней территории. Да и работы С.Камалова и его команды по хивинской истории проводились в духе единой борьбы всех угнетённых народов региона против Хивинского произвола, где главные действующие лица не только каракалпаки, но и все братские узбеки, казахи, туркмены... Впрочем, скоро и по Хиве будут посты.

    • В 18.02.2026 в 13:56, Kamal сказал:

      Если не ошибаюсь у Жданко или Толстовой была некая информация, что название Кенгтанау (в переводе - носатый/большой нос) происходит от родоначальника, обладателя большого носа.

      Здесь я не так перевёл, Кенг-танау буквально переводится как широкие ноздри (кенг-широкий, танау-ноздри), в принципе, суть одна, если широкие ноздри, то и нос должен быть большой. Только я не нашёл эту информацию ни у Жданко, ни у Толстовой. Видимо, читал в других источниках, или просто слышал где.

       

    •  

      Из материалов Первой Всероссийской этнографической выставки, Московский манеж, 23.04. – 19.06.1867 г.

       

      В комплектовании этнографической коллекции по казахам Среднего жуза принял участие сын последнего хана этого жуза полковник Чингис Валиханов и его доверенные - житель Кокчетавского округа Майке Сарымсаков и житель Каркаралинского округа Тунгат Саукенбаев.

      Была собрана систематическая коллекция, дополненная «Сведениями, составленными старшим султаном Кокчетавского округа полковником Валихановым, относящимися к этнографии».

       

      Оренбургский генерал-губернатор Н.А. Крыжановский назначил Вспомогательный комитет по подготовке к выставке (председатель – генерал-майор Л.Ф. Баллюзек), пожаловал 1031 руб. комитету и 600 руб. на приобретение альбома этнографических рисунков В.Н. Плотникова по быту казахов (1859 - 1862 г.г.).

      Альбом акварелей В.Н. Плотникова включил 45 листов / 253 рисунка. Рисунки выполнены тщательно, подробно проработаны детали, зафиксированы этнические названия.

      Альбом включал также коллекции по этнографии западных казахов (Оренбург).

       

    •  

      РЭМ

      Плотников В.Н.

      Павлодарский уезд

      ок. 1860 г.

      Акварель

      Таблица - утварь, музыкальные инструменты:

      1860.jpg

       

    • Сосед Даянханидов Калмык Хошут по Мт - G2a5  его родственники в Якутии.

      Yakutia

      1689–1750

      Boulgounniakh2

      F

      G2a5

       

      В период между 1700 и 1800 годами нашей эры двое мужчин из элиты (№ 29 и № 30) с монгольской стрижкой и южной модой в одежде были заядлыми потребителями табака. У одного из них была найдена красивая трубка из слоновой кости мамонта. Производство очень привлекательных курительных принадлежностей сыграло важную роль в распространении табака (SD 5). В то время существовал обычай передавать трубку от одного человека к другому для курения, тем самым способствуя передаче табака по наследству и по материнской линии. Эти мужчины, вероятно, путешествовали на торговый пост на монгольской границе, контактировавший с Китаем, где торговали табаком, чаем и мехами. Две другие заядлые курильщицы того времени, в данном случае женщины (№ 12 и № 26), были родственницами одного из них, и одна из них кормила грудью, когда умерла. Мать № 29 и № 30, которая не должна была жить с ними под одной крышей, когда умерла, не была заядлой курильщицей и пила другой чай, чем ее дочь. Аналогичные семейные обычаи наблюдались и в XIX веке.

       

  • Немецким ученым удалось расшифровать древний язык Кушанского царства. С начала 1950-х годов археологические раскопки в регионах Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Афганистана привели к открытию нескольких надписей на неизвестном до этого языке, который, как предполагается, принадлежал Кушанскому царству. 

    Ученые, исследующие эти тексты, столкнулись с трудностями в их расшифровке из-за неизвестности языка кушанцев. 
     
    Однако прорыв произошел с появлением статьи лингвистов из Кельнского университета (Германия) в журнале Transactions of the Philological Society. Они сообщили о значительном прогрессе в расшифровке кушанских надписей, охватив приблизительно 60% знаков языка. Этот успех стал возможным благодаря находке двуязычной надписи в ущелье Альмоси на северо-западе Таджикистана, а также трехъязычной надписи, обнаруженной французскими археологами в Афганистане в 1960-х годах. 

    Сравнивая знаки кушанского языка с уже расшифрованными языками региона, ученые смогли прочитать имя главы Кушанского царства — Вема Тахту — и его титул "царь царей". Они также определили, что кушанский язык относится к совершенно неизвестному среднеиранскому языковому семейству, которое получило предварительное название этэо-тохарский. 
     
    Этот прогресс в расшифровке надписей имеет огромное значение для понимания культурной истории Центральной Азии и Кушанской империи. Аналогичные успехи в расшифровке египетских иероглифов и письменности майя привели к более глубокому пониманию культурных и цивилизационных аспектов соответствующих древних обществ.

    pravda.ru 


    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...