Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • Кстати, вот еще Зуев идентифицирует огузских Джаруклуг (из списка Кашгари) как племя Черик 8-10 вв.

      Цитата

      72*.  Чэ-ли 199 = t'siet(-r)-lji(ri)  [24], [25] http://s155239215.onlinehome.us/turkic/29Huns/Zuev/SharyCherigShe-liChe-li24,25.gif . Дешифровка этнонима из Табгачской лексики произведена Л.Базеном, считающим Чэ-ли Китайской передачей Тюрко-Монгольского термина "Чериг" (L Bazin, Recherches sur les parlers T'o-ba, стр. 243, 244). Как этническое название этот термин известен очень давно.
      121 Кроме Китайских источников, Черики упоминаются в "Сакском" документе 8 в., в нем ясно проступает их западная, может быть, восточноуркесТанская локализация, так как рядом с ними названы Тохары-Ттаугара (W.B.Henning, Указ. соч., стр. 545). К этому же району следует отнести и Чериков-Charaiγa Хотанских текстов (H.W.Bailey, The Slael-Hollstein Miscellany, стр. 20). Махмуд Кашгарский, называя Чериков-Джаруклуг в составе Огузов (Материалы по истории туркмен и Туркмении, т. 1. M.-Л., 1939, стр. 309), помещает их уже в Семиречье, между Играками и Джумул-Чомулами (V. Minorsky, Hudud al-Alam, стр. 275). Но под Чэ-ли списка тамг надо понимать восточных Чериков, кочевавших по соседству с племенем Шары во Внутренней Монголии - Цзинь-сяне или составлявших с ними одно целое. Приведенные в 71* сведения о Шэ-ли - Че-ли, несомненно, говорят зa их восточное местонахождение, что подтверждается сообщением Таншу о расселении Че-ли (Цзю Таншу - Шэ-ли, цз.194, стр. 15 а) в Юнь-чжунском наместничестве после разгрома Восточно-Тюркского Элькагана Китайским полководцем Ли Цзином (Таншу, цз. 215 а, стр. 21 б, Бичурин, Указ. соч., т. 1, стр. 265). После этого события Черики в числе других Тюркских племен сопровождали Китайского императора в его путешествии к священной горе Тай-шань, находившейся к востоку от Ордоса (там же).

      http://s155239215.onlinehome.us/turkic/29Huns/Zuev/ZuevTamgasRu.htm

      Цитата

      В энциклопедическом словаре «Диван-и лугат-ит-тюрк» тюрко-лога XI в. Махмуда Кашгарлы была дана характеристика десятков собственных имен. Среди этих имен собственных особое внимание привлекают топонимы и этнонимы: «Я перечислю их, буть то му-сульманские или языческие, по порядку от окрестностей Рима и до Востока. Прежде всего, первым племенем вблизи Рима является Бе-чаняк, затем Гыфчаг, Огуз, Ямак, Башкырд, Басмыл, затем Гай, за-тем Ябгу, затем Татар, затем Гыргыз; Гыргызы живут вблизи Китая. Все эти племена перечислены, начиная от окрестностей Рима в сто-рону Востока. Далее идут Джигил, затем Тохси, затем Ягма, затем Играг, затем Джаруг, затем Джумул, затем Уйгур, затем Танкут, за-тем Хитай, то есть Китай, затем Тапгыч, то есть Мачин. Эти племена расселяются между Севером и Югом».

      "ОСНОВЫ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ОНОМАЛОГИИ" Курбанов

      Когда они появились в Семиречье? Видимо в 8 веке как и другие огузские племена, прикочевавшие с востока.

      "...Доказательством того, что население городов Жетысу, в том числе одного из главных его центров — Тараза было тюркским является манихейское сочинение, в котором говорится, что оно привезено из города «славных и благословенных тюрков-чаруков Аргу — Таласа» [Волин, Сведения арабских источников о долине реки Талас и смежных районах, 1960. С. 77]"

      https://eurasica.ru/forums/topic/5529-города-западно-тюркского-каганата/?do=findComment&comment=253355

      Тамга лошадей племени Чериг (Черик) очевидно совпадает с тамгой Човдур (Чавулдур)

      https://ru.wikipedia.org/wiki/Човдур_(племя)

      Название Джарук-луг уж больно напоминает Карлук (Куруг-луг)

      https://en.wiktionary.org/wiki/kurulu

    • 1 час назад, buba-suba сказал:

      Согласен, племена могли назвать по имени предводителя-огузида; имена некоторых внуков могли быть забыты и/или заменены названием племени, которым он руководил. 

      Кайы, баят/баяут и баяндур считаются монгольского (татарского) происхождения.

      Бечене - печенеги

      Алайонтли - алаты, которых китайцы называли "бома". 

      Ягма/япарлы, эймюр, салыр (и возможно Урегир) - из токуз-огузов, по моей версии они из племени Киби

      Остальные 16 (по Кашгари меньше) племен трудно идентифицировать, возможно "новоделы" или ответвления от других более древних племен.

      1 час назад, buba-suba сказал:

      Например, ногайцы - орда хана Ногая. 

      Про связь этнонима "ногай" с ханом Ногаем спорно, вроде совр. историки даже несогласны с этим.

    • 6 минут назад, MURAD сказал:

      Слушайте ,если вы говорите о языке енисейских эпитафий,которые относят к древним кыргызам ,то от  современного кыргызского языка он отличается сильно .

      Верно, енисейские эпитафии сильно отличаются да же языке кыргызов Фуюй. Енисейские эпитафии на структурном "Д" языке с йоканием. 

      Согласно лингвистов, народный разговорный язык была структурный "З" язык  с жеканием. А эпитафии они написали на литературном языке или языке көк тюрков.

    • 8 часов назад, Алмас Аманбаев сказал:

      По вашему получается, что язык нынешних кыргызов чисто кипчакский. Это не совсем верная утверждение.

      Язык нынешних кыргызов всего немного отличается от языка енисейских кыргызов.

       

       

      Слушайте ,если вы говорите о языке енисейских эпитафий,которые относят к древним кыргызам ,то от  современного кыргызского языка он отличается сильно .

      Современный кыргызский просто генетически не может восходить к нему 

  • Э.Л. Львова. Чулымский язык и этнос (к методике поиска этнических субстратов)


    Rust

    Оригинальная версия: // Смена культур и миграции в Западной Сибири // Отв. ред. Л.М. Плетнева. — Томск: Изд-во ТГУ, 1987. С.48-50

    Чулымские тюрки (около 700 человек) живут в Тегульдетском районе Томской области и Бирилюсском районе Красноярского края — центре их былого ареала, охватывавшего нижнее и среднее точение реки Чулыма. Этническое самосознание их выражается в понятии "пистын кижилар" (наши люди). Русское население называет их "ясатными", а в дореволюционной литературе они известны так же, как чулымские и мелецкие татары.

    Основные морфологические и фонетические характеристики бесписьменного чулымско-тюркского языка рассматриваются в контексте тюркологических разысканий и на сегодняшний день практически не требуют привлечения данных нетюркских языков для анализа его природы и определения места в языковой классификации (Radloff W.W., 1882; Самойлович A., 1922, Дульзон А.П., 1952, Баскаков И.A., 1969; Бирюковкч P.M., 1979, 1981). Более того, особенности этого языка, дифференцирующие его от других языков Сибири, также не выходят за рамки общих проблем тюркологии и во многих случаях могут быть подтверждены конкретными фактами истории и этнографии тюркских народов (Бирюкович P.M., 1979, 1981; Львова Э.Л., 1978, 1980, 1981).

    Распространение тюркской речи на Чулыме, начавшееся с VII-VIII вв. н.э. и завершившееся к концу XV — началу ХVI столетий, является отражением мозаичной, сложенной равновременными по происхождению языковыми срезами, общей истории тюркских языков Сибири, этногенез и этническая история чулымских тюрков рассматриваются (Дульзон А.П., 1952, I960, 1973; Баскаков И.А., 1969) как результат постепенной тюркизации древнего самодийского и кетского населения Причулымья. В то же время А.П. Дульзон (1973) особо подчеркнул, что "между чулымо-тюркским языком и аринским и пумпокольским наречиями нет морфологической общности. Гипотеза, по которой древние аборигены Чулыма стали "тюрками в результате сложного процесса исторического развития путем смещения и ассимиляции ранее представленных здесь этнических групп" (Дульзон, А.П., 1952), построена на анализе другой категории лингвистического материала — массовых топонимических данных с привлечением археологических и этнографических источников. В связи с этим возникает необходимость определения границ возможных историко-культурных и этногенетических реконструкций при использовании данных топонимии как исторического источника.

    В обширном регионе Южной и Западной Сибири, совпадающем с этнической территорией тюркоязычных чулымцев, шорцев, северных алтайцев и хакасов, отчасти тувинцев, распространена и образует хорошо очерченные ареалы полоса гидронимов кетского, угорского и самодийского происхождения. На этом основании общие черты древнего культурно-хозяйственного типа пеших охотников, рыболовов и собирателей в культуре названных народов возводятся, как правило, к дотюркскому — угорскому, енисейскому или самодийскому первоисточнику. Установленная по данным топонимики историческая последовательность смены языков служит, следовательно, ключом для решения вопроса о происхождении культурно-хозяйственных особенностей, рассматриваемых как этнические определители.

    Но, бесспорно, фиксируемое топонимикой изменение языковой ситуации не отражает полностью характера взаимоотношений этнического субстрата и суперстрата, и далеко не всегда оно имеет следствием изменение культурно-хозяйственного стереотипа как местного, так к пришлого населения. Так, предварительный анализ культурно-хозяйственного комплекса, связанного с присваивающими формами экономики (охота, рыболовство, собирательство) у чулымских тюрков, проведенный на фоне историко-сопоставительных сравнений с другими тюркскими народами саяно-алтайского региона, демонстрирует исключительную их однородность (на типологическом и лексическом уровнях) и позволяет ставить вопрос о собственно тюркском, не заимствованном от аборигенных этносов источнике их возникновения.

    Такая постановка проблемы не снимает вопроса об этнических субстратах в этногенезе чулымцев и других тюркских народов Южной и Западной Сибири. Речь идет о преодолении слишком узкого понимания тюркизации как итога только ассимиляционных процессов, приводящих к изменению этнической природы коренного населения. Этнические контакты могли иметь форму взаимного культурного обмена, субстратные этносы могли быть сдвинуты с прежних мест их обитания, а не ассимилированы пришельцами, наконец, этносы-субстраты при определенных исторических условиях могли выступать в качестве консолидирующего ядра. Методики, использующие топонимию как источник этногенетических построений, нуждаются в серьезных уточнениях для выяснения истинного характера и типа этнических процессов, стоящих за явлением смены одного языкового слоя другим.


    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...