Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • 14 минут назад, Jagalbay сказал:

      почему именно по-кетски? они разве были каким-то многочисленным народом, чтобы влиять на соседей?

      Как же я вовремя перечитывал форум.

      Просто это единственный ныне живой енисейский язык и переводчик может переводить только с него. Логика звучала так, если татары происходят из популяции северовосточной евразии, жили параллельно с племенами теле и вероятнее всего подверглись только частичной тюркизации и то позже, не воспринимались киданями, цзинями, ранними тюрками и ранними монголами как свои. То может стоит посмотреть и на других палеоазиатов

    • В 24.11.2025 в 13:28, Qairly сказал:

      Приветствую обитателей форума, после последнего аутомсомного исследования захоронения принцессы Ашина, стал замечать новые фольки по связи алшинов и ашина. Посмеялся, но в итоге решил разобрать этнонимы заново, в век продвинутых ИИ. Получилось интересное наблюдение

      Tatar (кетский разбор):
      ta = тот
      ta = дальний / иной (удвоение усиливает дистанцию)
      -ar = народ
      ta-ta-ar = «люди из тех дальних / чужой народ».

      Kyrgyz (кетский разбор):
      kyr (qɨr) = верх, высота
      -gys = люди, племя
      kyr-gys = «люди высот / горный народ».

      Чуждое енисейским кыргызам и вероятно хунну, или их потомкам, племя? Насколько выглядит обоснованно?

      почему именно по-кетски? они разве были каким-то многочисленным народом, чтобы влиять на соседей?

    • @Qairly Ну вас никто не заставляет отречься от устаревших данных. Вы же первый начали мне писать, что этноним ногай связан с Чингизидом ногаем, однако никаких доказательств не привели. Даже племенной состав улуса Ногая не назвали. Еще про какой то консенсус говорите.

    • 20 часов назад, Bir bala сказал:

      @Qairly Ну я говорю про этимологию этнонима. К Чингизиду Ногаю оно не имеет отношения.

      Имеет же. Мангыты были сподвижниками Ногая, позже мангыты как самостоятельная политическая сила, вместе со своими сподвижниками стали соответственно ногаи. Это консенсус. Давайте закроем тему про ногайцев и их этноним. Тема про алшынов.

      Токсоба (3 племени тогуз-татар, вошли к кимакам емнип)

      Татары ССМ (Тутукулйут, Алчи, Чаган, Куин, Тэрат, Баркуй)

      Лень перечитывать весь форум, помню в сообщениях в этой теме приводили цитаты на источники.

    • Выдает на английском: «ОШИБКА для владельца сайта: Недействительный ключ сайта». Просит помочь. Его почта  bakai.pochta@gmail.com

  • Э.Л. Львова. Чулымский язык и этнос (к методике поиска этнических субстратов)


    Rust

    Оригинальная версия: // Смена культур и миграции в Западной Сибири // Отв. ред. Л.М. Плетнева. — Томск: Изд-во ТГУ, 1987. С.48-50

    Чулымские тюрки (около 700 человек) живут в Тегульдетском районе Томской области и Бирилюсском районе Красноярского края — центре их былого ареала, охватывавшего нижнее и среднее точение реки Чулыма. Этническое самосознание их выражается в понятии "пистын кижилар" (наши люди). Русское население называет их "ясатными", а в дореволюционной литературе они известны так же, как чулымские и мелецкие татары.

    Основные морфологические и фонетические характеристики бесписьменного чулымско-тюркского языка рассматриваются в контексте тюркологических разысканий и на сегодняшний день практически не требуют привлечения данных нетюркских языков для анализа его природы и определения места в языковой классификации (Radloff W.W., 1882; Самойлович A., 1922, Дульзон А.П., 1952, Баскаков И.A., 1969; Бирюковкч P.M., 1979, 1981). Более того, особенности этого языка, дифференцирующие его от других языков Сибири, также не выходят за рамки общих проблем тюркологии и во многих случаях могут быть подтверждены конкретными фактами истории и этнографии тюркских народов (Бирюкович P.M., 1979, 1981; Львова Э.Л., 1978, 1980, 1981).

    Распространение тюркской речи на Чулыме, начавшееся с VII-VIII вв. н.э. и завершившееся к концу XV — началу ХVI столетий, является отражением мозаичной, сложенной равновременными по происхождению языковыми срезами, общей истории тюркских языков Сибири, этногенез и этническая история чулымских тюрков рассматриваются (Дульзон А.П., 1952, I960, 1973; Баскаков И.А., 1969) как результат постепенной тюркизации древнего самодийского и кетского населения Причулымья. В то же время А.П. Дульзон (1973) особо подчеркнул, что "между чулымо-тюркским языком и аринским и пумпокольским наречиями нет морфологической общности. Гипотеза, по которой древние аборигены Чулыма стали "тюрками в результате сложного процесса исторического развития путем смещения и ассимиляции ранее представленных здесь этнических групп" (Дульзон, А.П., 1952), построена на анализе другой категории лингвистического материала — массовых топонимических данных с привлечением археологических и этнографических источников. В связи с этим возникает необходимость определения границ возможных историко-культурных и этногенетических реконструкций при использовании данных топонимии как исторического источника.

    В обширном регионе Южной и Западной Сибири, совпадающем с этнической территорией тюркоязычных чулымцев, шорцев, северных алтайцев и хакасов, отчасти тувинцев, распространена и образует хорошо очерченные ареалы полоса гидронимов кетского, угорского и самодийского происхождения. На этом основании общие черты древнего культурно-хозяйственного типа пеших охотников, рыболовов и собирателей в культуре названных народов возводятся, как правило, к дотюркскому — угорскому, енисейскому или самодийскому первоисточнику. Установленная по данным топонимики историческая последовательность смены языков служит, следовательно, ключом для решения вопроса о происхождении культурно-хозяйственных особенностей, рассматриваемых как этнические определители.

    Но, бесспорно, фиксируемое топонимикой изменение языковой ситуации не отражает полностью характера взаимоотношений этнического субстрата и суперстрата, и далеко не всегда оно имеет следствием изменение культурно-хозяйственного стереотипа как местного, так к пришлого населения. Так, предварительный анализ культурно-хозяйственного комплекса, связанного с присваивающими формами экономики (охота, рыболовство, собирательство) у чулымских тюрков, проведенный на фоне историко-сопоставительных сравнений с другими тюркскими народами саяно-алтайского региона, демонстрирует исключительную их однородность (на типологическом и лексическом уровнях) и позволяет ставить вопрос о собственно тюркском, не заимствованном от аборигенных этносов источнике их возникновения.

    Такая постановка проблемы не снимает вопроса об этнических субстратах в этногенезе чулымцев и других тюркских народов Южной и Западной Сибири. Речь идет о преодолении слишком узкого понимания тюркизации как итога только ассимиляционных процессов, приводящих к изменению этнической природы коренного населения. Этнические контакты могли иметь форму взаимного культурного обмена, субстратные этносы могли быть сдвинуты с прежних мест их обитания, а не ассимилированы пришельцами, наконец, этносы-субстраты при определенных исторических условиях могли выступать в качестве консолидирующего ядра. Методики, использующие топонимию как источник этногенетических построений, нуждаются в серьезных уточнениях для выяснения истинного характера и типа этнических процессов, стоящих за явлением смены одного языкового слоя другим.


    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...