Вообще это базовое обьяснение, что Жалаңтөс дескать шел в бой без прикрытой груди. Я по другому трактую это: один из ранних суфиев Баязид Бистами https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Абу_Язид_Бистами говорил, что тайное знание постигается "через голодный желудок и голое тело" (букв. в тексте "by means of а hungry belly and a naked body”). Т.е. столпами суфийского пути являлись аскетизм, довольствование малым, презрение к земным благам, богатству и власти. Жалантос был неотьемлемой частью суфийского ордена Накшбандиа: он был главным спонсором (покровителем) ордена на середину 17 века; всю свою жизнь поддерживал шейхов и дервишей ордена. Есть зафиксированные истории легендарного характера, как орден Накшбандиа помогал ему, например в битве с калмаками (о роли Баба Паланг Пуша и его юродивого (mad-seeming) дервиша в победе Йалангтуша (Жалантоса) над калмаками, а также о долгом хождении Баба Паланг Туша "голым" в пустыне и его последующей инициации (увайси) написано в работе Sufi Warrior Saints: Stories of Sufi Jihad from Muslim Hagiography Harry S. Neale (London: I. B. Tauris, 2022.).
Поэтому я считаю, под прозванием "Жалаңтөс" подразумевался именно голый, бедный человек, "голодранец", "голый торс" в суфийской коннотации, т.е. казахский (т.е. средневековый узбекский) эквивалент арабо-персидского "бедняка" факира-дервиша.
https://sozdikqor.kz/soz?id=254032&a=JALAŃTÓS
Жалаңтөс
"Аянар түгі жоқ, мұқтаждықпен күн кешкен қара табан"
Перевод по смыслу: "Проживающий в нищете/нужде босяк" (қара табан - "черные подошвы", т.е. босяк)