Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Долгун

    Долгун

    Пользователи


    • Баллы

      5

    • Постов

      16


  2. Kamal

    Kamal

    Пользователи


    • Баллы

      3

    • Постов

      7867


  3. Kenan

    Kenan

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      3744


  4. buba-suba

    buba-suba

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      5828


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 07/27/23 во всех областях

  1. Это уже дезинформация со стороны Субханкули хана, предпринятая для обмана своего конкурента (брата). Но, цифра о численности войск каракалпаков ближе к истине, так как в русских источниках, связанных с восстаниями башкир, говорится о 40 тысячах каракалпакских войск, идущих вместе с Кучук ханом на помощь к повстанцам, при этом часть войск Кучук хан оставлял для защиты своих владений. Цифрам о численности каракалпакских войск, озвученным Субханкули ханом вполне можно довериться, так как он пытался удостоверить своего брата правдивостью и искренностью своих желаний помочь и оберегать брата от беды, но на самом деле сделал это из чисто корыстных целей. Ну и не забываем, что в каком-то промежутке времени у бухарцев действовал некий указ не допускать каракалпаков в высшие административные должности. Уж больно они боялись каракалпаков, но в то же время охотно пользовались их воинскими услугами.
    1 балл
  2. Витсен собирал сведения из разных источников, описавших события в диапазоне почти 100 лет. Поэтому, упоминаемый в данной цитате Ишим султан может быть как казахский Ишим султан начала 17 века, так и каракалпакский хан Ишим Шуак (Кучумович, в источниках часто Ишим Чювак) середины 17 века. Но, скорее всего здесь речь о последнем. Упоминаемый в тексте Кучук хан это уже преемник Ишим Шуака. Кстати, здесь и ответ, кто же всё-таки похоронен в этом мавзолее.
    1 балл
  3. Я думаю что вам стоит говорить по другому в подкастах.Например заменить утверждение "Тенгризм мало изучен" на " Я не изучал источники по тенгризму, я не эксперт, я не религиовед" А вообще лучше уж сразу почитать по этой теме разных работ что бы реально бороться с фейками про тенгризм, поскольку их реально становится много потому что историки заняты тем что ходят на ангажированные промусульманские подкасты а не занимаются изучением мифологии тюрок https://youtu.be/buDV5BKVFVs (пошли бы сразу к Нуртасу Адамбаю обсуждать тенгризм). Ну это же попросту не профессионально, идти на подкаст к мусульманам рассказывать про то какой тенгризм "мифологизированый" (кстати использовать в этом контексте слово "мифологизированный" та еще каша).
    1 балл
  4. Партия ислама и буддизма победила в социуме в обоих концах степи. Как СССР боролся с памятью Золотой орды, так и адепты боролись с представлением о древних верованиях. Если буддистов называли калмаками, то тенгрианцев как называли даже представить трудно. Но мы то современные люди, не адепты Узбек хана или Джа ламы.
    1 балл
  5. Я спрашивал про "таза Канглы", так как в теме "Жагалбайлы" коснулись данного вопроса. Разумеется, информаторы дали Жданко неверные сведения, так как термин "таза" (чистый) в виде "кашка" существовал у древних Канглы и иранским рабам 19 века отношения не имеет. Если и были рабы, то они брали род своего хозяина, а "таза Канглы" как подрод Канглы существовал издавна, и не создавался как новое сообщество бывших иранских рабов. Это нонсенс, так как в этом случае получается, что рабовладельцами являлись исключительно таза канглинцы, будто остальные рода никогда рабов не держали. Насчёт каракалпакской шутки-прибаутки (хазил-далкек) верно сказано, что имеет особый оттенок, который понятен лишь самим каракалпакам. Другие могут буквально понимать нечто сказанное каракалпаками, но суть сказанного не понимать вовсе. Например, белый цвет вроде белый, всем понятно, но в каракалпакских шутках и не только в шутках, белый может означать черный цвет, то есть, примерно так каракалпаки выражаются когда шутят или используют какие-то поговорки.
    1 балл
  6. В общем, современное тенгрианство это новодел. И там кто во что горазд
    1 балл
  7. По якутским легендам туматы занимались охотой и рыболовством, и постоянно перекочевывали с места на место. Оружием им служили луки и стрелы с железными наконечниками, а также пальмы. Туматы носили одежду из звериных шкур, обвешанную кистями из оленьих волос и вышитую разноцветным бисером. Якуты обыкновенно называли их «тигиилээх сырайдаах», так как это племя имело обычай татуировать свое лицо. Туматы «имели чрезвычайно суровый вид и жестокий нрав». Туматы, возможно, были этнически близки к самодийцам и тунгусам, также обитающим на территории Байкальского региона.
    1 балл
  8. О каких монгольских племенах все время пытаетесь впаривать якутам? Если говорите о туматах и хоринцах, то ни туматы, ни хоринцы не были монгольскими племенами. "Туматы, по материалам фольклорных источников XVIII в., выступают в качестве мигрантов с юга: «в рукописном сочинении иркутского надворного советника Ивана Эверса на основании устных свидетельств якутов сообщается, что туматы, не желавшие подчиняться монголам, «со всеми семействами перебрались к началу реки Лены» и спустились вниз по ее течению до пределов нынешной Якутии" [цит. по: Туголуков, 1985. С. 214]. Туматы, возможно, были этнически близки к самодийцам и тунгусам, также обитающим на территории Байкальского региона. Насчет хоринцев, они тоже не монголы, также были изгнаны Чингизханом, как и туматы. Если туматы пришли в Якутию с верховьев Лены, то хоринцы пришли с востока. Во всех преданиях и рассказах якутов указывается, что Улуу Хоро со своими сородичами пришли в Якутию с Востока, переправившись через Амур, Алдан, Амгу. У якутов есть и понятие «кус-хоро дойдута» («южная страна уток и хоринцев»). Как известно, в Приморье зимует немало видов птиц, включая морянку – одного из самых распространенных летом в северной Якутии видов уток. Поэтому неудивительно, что многие якутские легенды считают, что названия страны Хоро и страны Кытат (Кидань) аналогичны. Комментируя эти легенды, академик Алексей Павлович ОКЛАДНИКОВ считал, что имеется в виду либо Китай (название Китай мир воспринял именно через этническое название киданей), либо прародина киданей. Кидани в древности проживали в Приамурье. Тюрки прекрасно разбирались в географии и не могли спутать Древний Китай (Хань), а страна Кытат для тюрков всегда было обозначением территории к востоку от тюркского ареала в сторону Приморья. Это хорошо видно по древнетюркским орхонским историческим хроникам.
    1 балл
  9. Тюркским также монг. хантарга — ремень у удил от тюрк. хантар — привязать поводья лошади к луке (Радлов cл. 11 — 122), хантарма — короткий повод, которым поднимают голову лошади. Якутская основа хантар5а, образована от глагола хантай — держать голову вверх, задирать голову.
    1 балл
  10. Раньше мы писали о том, что монгольские сойх, hойхо — выдерживать, выстаивать лошадь для закалки являются заимствованием из якутского сойут — остужать, охлаждать; выстаивать, выдерживать лошадь9. Это мнение, как мне кажется, еще никем не оспаривалось, и не может быть оспоренным в виду его явной очевидности. Также является очевидным тюркское происхождение и других монгольских терминов коневодства. Это: буургэ, бурэк — лука (у седла) от тюркского буркун — седельная лука (Р. cл. IV — 1880). Как показывают формы монгольских основ с долгим гласным буургэ, они образованы от глагола бук+ур+гэ — буур+гэ, а глагольная основа бук — сгибать, свернуть является тюркской. В монгольских языках, по моим данным, такой глагол имеется у некоторых. Являются тюркскими монгольские названия хударга — подхвостный ремень, идущий от седла, от тюрк. худрук, хуйрук — хвост, монг. хумэлдэргэ — нагрудный ремень (у седла), от тюрк. кемулдурук — нагрудный ремень лошади (Д.Т.С. — 314).
    1 балл
  11. Uran55 Откуда вы взяли что термины скотоводства якуты переняли у монголов? Например, советский тюрколог А.М.Щербак пишет: “Следует подчеркнуть ..., пишет он, что почти вся лексика, связанная с использованием домашних животных у древних монголов, является тюркской по происхождению...“ Очень интересно происхождение некоторых бурятских слов, относящихся к коневодству, например, ада5а — ножная колодка, деревянные путы для лошади является, по-нашему, стяженным сложным словом от основ атах (адах) — нога и древнетюркского адач — дерево (ада5+а). Эта основа имеет параллели в бурятском и некоторых алтайско-тюркских языках ада5а — деревянные путы, башмак для лошади и является тоже якутским заимствованием, поскольку в других монгольских языках такого слова нет и не.этимологизируется от каких-либо монгольских основ.
    1 балл
  12. 1) 951. Северное море — Бэхай ***. Известно, что начиная со времени государства Раннее Хань (201 г. до н.э. — 24 г. н.э.) в китайских источниках так именовалось оз. Байкал. Кроме того, очень часто под топонимом Бэйхай подразумеваются отдаленные северные земли. 2) Путь к бома идет через 5 племен туцзюе. Не через кыргызов. То есть Бома северней и восточнее кыргызов. 3) Туцзюе - территория современной Монголии. Путь из Китая до Бома - через Монголию. 14 тыс. ли.
    1 балл
  13. Это уже современное толкование и домысливание. Потому что Тенгри материален, как в него верили тенгрианцы, само название за себя говорит. Вы совсем не знакомы с исламом, судя по тому что вы пишете. Дайте ссылку на полное описание вероубеждение тенгрианцев, и где сказано что Тенгри не имеет ни образа, ни ограничения во времени, и что он не является небом. Так они верили в сверхестественное, что впадая в некий транс способны что-то сделать. Вы про каких шаманов говорите? африканских? индейских? тюрко-монгольских? папуасских? Или вы считаете что есть научные доказательства что шаманское камлание это нечто естественное? Весь разговор об отсутствии верований у шаманов это маркетинг для светских людей, для которых слово "вера" или "религия" вызывает отторжение. Поэтому нечто "вне" религиозное или "над" религиозное пользуется спросом.
    1 балл
  14. Казахские Торе не являются потомками Чингисхана У казахов имеется четкое разделение на рода. Вне родов находятся сословия Торе и Кожа. Торе – это потомки правителей региона. Они ведут свою родословную от Чингизидов. То есть, их прямым предком является Чингисхан. Кожа – это религиозная каста. Авторы публикации [Жабагин М.К., 2014] привели гаплогруппы Торе (всего 21) и Кожа (71). Выполнили их анализ. Торе: C3(xC3c) – 35%, С3с – 4%, D – 0%, Е1b1b1 – 0%, G1a – 4%, I(xI1) – 0%, J1(xJ11c3) – 9%, O3a2c1 – 4%, Q – 4%, R1a1a(xR1a1a1g) – 22%, R1a1a1g – 0%, R2a – 17%, T – 0%. Кожа: C3(xC3c) – 3%, С3с – 3%, D – 0%, Е1b1b1 – 1%, G1a – 10%, I(xI1) – 1%, J1(xJ11c3) – 0%, O3a2c1 – 0%, Q – 3%, R1a1a(xR1a1a1g) – 37%, R1a1a1g – 3%, R2a – 11%, T – 1%. В качестве контрольных приведены данные по казахским родам Жалайыр и Керей, а также монгольскому роду Борджиган. Считается, что Чингисхан был из последнего рода. Генетический портрет Кожа интерпретируется практически однозначно. Это «таджики» Бухарского эмирата или Кокандского ханства. Они были первыми проповедниками ислама на территории Казахстана. Беглого взгляда на генетический портрет Торе достаточно для однозначного вывода: они не являются потомками одного родителя, который жил в ближайшие тысячи лет назад. Сообщество Торе сформировано генетически разными людьми. Эта ситуация типична практически для всех потомков правителей Евразии. Среди них генетически «разные люди». По результатам анализа фактических данных авторы статьи сделали следующее заключение. «Выявлено сходство родов Торе и Кожа по двум мажорным гаплогруппам – R1a и R2a может быть связано с перемешиванием генофондов между представителями родов с высоким социальным статусом (степная аристократия, степное духовенство).» Реально это означает, что высокий процент носителей R1a и R2a у Торе связан с переходом Кожа в их сословие. Такое невозможно. У Кожа 10% D и 12% J2. А у Торе их нет. Кроме того, гипотеза авторов статьи легко проверяется по гаплотипам. В случае избирательного «перемешивания» гаплотипы R1a и R2a у Торе будут такими же, как и у Кожа. Такое сравнение в статье не приведено. Значит, гаплотипы разные. Ученые еще в 2003 г. нашли прямых потомков Чингисхана по мужской линии [Zerjal, 2003]. Это носители гаплотипов кластера Star Cluster гаплогруппы C3(xC3c). В популяциях Средней Азии, Внутренней и внешней Монголии их примерно 16 миллионов, что составляет 8% его мужского населения, или 0,5% населения мира. Наибольшее число прямых потомков Чингисхана (40%) выявлено среди хазарейцев. Далее по убыванию частот следуют китайцы Внутренней Монголии (30%) монголы Внутренней (25%) и Внешней (20%) Монголии. У китайских казахов и уйгуров их тоже порядка 20%. У казахов Казахстана, узбеков, киргизов, северных китайцев и маньчжур – порядка 10%. Таким образом, среди Торе, носителей C3(xC3c), не может быть потомков Чингисхана. Но примем несостоятельную гипотезу, сформулированную авторами статьи [Zerjal, 2003], за твердо установленный факт. Попали Торе C3(xC3c) в Star Claster? Об этом в статье не сообщается. На мой прямой вопрос один из авторов статьи (М.К. Жабагин) дал прямой ответ: «Да, в статье мы не указываем, сколько именно встречено модального гаплотипа этого кластера у Торе, оставляя этот вопрос для детального исследования. В этой статье мы обсуждаем в целом о фаундер галпотипе альфа кластера.». Альфа кластер – это другое название Star Claster. Скорее всего, носителей гаплотипов кластера Star Claster среди Торе не выявлено. И это не удивительно. Среди казахов C3(xC3c) прямых потомков Чингисхана примерно 10%. Среди Торе выявлено 8 носителей этой гаплогруппы. Вероятность наличия среди них потомков Чингисхана небольшая. На сайте Генофонд.рф опубликована расширенная аннотация [Маркина М., 2015] на статью [Жабагин М.К., 2014]. И в ней есть заголовок раздела: «Чингизиды получили подтверждение». Подразумевается, что предания Торе об их происхождении от Чингизидов, получили подтверждение по естественнонаучным данным. Но это же кардинально не так. Результаты генетического тестирования Торе опровергли саму возможность их восхождения к единому предку, который жил в ближайшие тысячи лет назад. Торе не являются потомками Чингизидов. Но этот вывод находится в рамках его общепринятого происхождения. Расширенная аннотация [Маркина М., 2015] кардинально не соответствует фактическим данным, приведенным в статье [Жабагин М.К., 2014]. Она создает ложную виртуальную реальность, которая может иметь тяжкие последствия в реальной реальности. Аннотацию рекомендуется откорректировать. Кандидат геолого-минералогических наук, А.М. Тюрин
    -1 балл
×
×
  • Создать...