Согласно “истории колониального времени” туйеленгыты являются чужеродными в среде казахов. Это чисто колониальный взгляд. Туйеленгыты являются историческими конкурентами и аналогами новой власти (царской, советской, ...), поэтому многие современные казахи повторяют «идеологию отчуждения» новых хозяев в прошлом. Чтобы понять их статус, надо посмотреть на современных военных. Ведь они не гражданские, но отсюда не следует отсутствие гражданства. При выходе на пенсию все военные автоматом становятся гражданскими. Толенгыты не выходили на пенсию, это было наследственным статусом. Потом туйеленгыты не были охраной торе, они были охраной ханов. Это разные понятия, т.к. многие туйеленгыты сами происходили из торе. И надо различать слуг (службу) у ханов от слуг (кулов) простых карасуйеков. Просто так или случайно туйеленгыты не стали аксуйеками. В нашем патриархальном и трайбалистическом кочевом обществе нет месту случайности. А многие сайты про казахов в современности упрямо проводят политику отчуждения этого рода. Иногда просто указывают их родственников на Алтае, или жонгарское происхождение всех туйеленгытов. Это не так. Алтайские туйеленгыты это остатки телеутского ханства, образовавшегося сразу после распада Великого Монгольского ханства и на какое-то время получившие независимое собственное государственное образование. В то же самое время (существования телеутского ханства) у всех кочевых народов и ханств были свои локализованные туйеленгыты. Ханство телеутов прекратило своё существование попавшее под пресс с запада и востока, России и Джунгарии. Во времена разгрома китайцами Джунгарии некоторые калмыки вошли в состав туйеленгытов. Возможно отсюда и сформировалось мнение об их полном калмыцком происхождении. Надо добавить, что калмыки вошли в состав аргынов, найманов и старший жуз.