Лидеры
Популярный контент
Показан контент с высокой репутацией 09/14/22 во всех областях
-
Народный фольклор каракалпаков очень богат, особое место в нем занимают дастаны (эпосы). На данный момент, каракалпаками изданы 100 томов эпосов, большую часть которых составляют чисто каракалпакские эпосы. Список эпосов ранее не опубликовался, здесь мне удалось выяснить названия 66-ти томов, буду очень благодарен тем, у кого найдутся названия всех эпосов из стотомника и дополнят нижеследующий список. В стотомнике восемь вариантов "Алпамыса" (один вариант огузский), четыре "Маспатша", по два "Кырык кыз" и "Едиге". Варианты означают, что эпосы исполнены разными каракалпакскими жырауами и записаны в авторском варианте. http://aknuk.uz/books/book8.html Каракалпакский фольклор - из серии 100-томного академического издания, выпущенную издательством «Каракалпакстан». Главный редактор издания — профессор Н.Аимбетов Ответственные редакторы — доктор филологических наук, профессорС.Бахадырова и кандидат филологических наук А.Альниязов. Тысячи рассказов, повестей, песен и историй сохранили в памяти каракалпаки. Они почитаются первыми поэтами и песенниками степей. Одни только названия творений устного народного творчества говорит о многом. Дастаны «Алпамыс», «Едиге», «Маспатша», «Коблан», «Шарьяр», «Кырык кыз», «Гарип Ашык», «Ер Шора», «Бозуглан», «Ер Зийуар», «Курбанбек», «Каншайым», «Саятхан-Хамре», «Горуглы», «Юсуп-Ахмет», «Бозаман», «Илимхан», «Даулетиярбек» и др. в течение нескольких столетий исполнялись народными певцами-жырау и каждый дастан дошел до нас в нескольких вариантах, в то же время каждый из вариантов является бесценным источником для исследования репертуара школы народных сказителей-жырау. Иcтopикo-кyльтypнoe знaчeниe произведений устного народного творчества зaключaeтcя и в тoм, чтo oни в тeчeниe вeкoв oкaзывaли cyщecтвeннoe влияниe нa фopмиpoвaниe эcтeтичecкиx вкycoв и нaциoнaльнoгo xapaктepa каракалпакского нapoдa. Они пpививaют cлyшaтeлям (читaтeлям) любoвь кo вceмy пpeкpacнoмy, вoзвышeннoмy, вкyc к иcкyccтвy, пoэзии, мyзыкe, кpacoтe чeлoвeчecкиx кaчecтв (тpyдoлюбию, гepoизмy, xpaбpocти, пaтpиoтизмy, вepнocти дpyг дpyгy), любoвь к peaльнoй жизни, кpacoтe пpиpoды. В рукописном фонде фундаментальной библиотеки Каракалпакского отделения Академии наук Узбекистана хранятся свыше 150 рукописей этих бесценных народных творений, каждый экземпляр которых — частица исторической памяти народа. В настоящее издание включены восемь вариантов дастана «Алпамыс», каждый из которых был подготовлен строго по оригиналу рукописи, восстановлены тексты, пропущенные или отредактированные в прежних изданиях. В целях сохранения следов индивидуального исполнительского мастерства каждого жырау-сказителя и, самое главное, для сохранения подлинного содержания духовных творений, тексты по возможности даны в неизмененном виде. Каракалпакский фольклор Том 1 Вариант: Хожамберген Ниязов (Огиз жырау) Записал профессор Каллы Аймбетов Каракалпакский фольклор Том 2 Вариант: Есемурат жырау Нурабуллаев Записал Рамберген Хожамбергенов Каракалпакский фольклор Том 3 Вариант: Курбанбай жырау Тажибаев Записал Артык Каримов Каракалпакский фольклор Том 4 Вариант: Кыяс жырау Кайратдинов Записал Артык Каримов Каракалпакский фольклор Том 5 Вариант: Карам жырау Нагыймов Записали Абдиганий Жамалов, Насратдин Камалов, Калбай Мамбетназаров Каракалпакский фольклор Том 6 Вариант: Арзымбет жырау Записал профессор Кабыл Максетов Каракалпакский фольклор Том 7 Вариант: Танирберген жырау Торениязов Записал Абдиганий Жамалов Каракалпакский фольклор Том 8 Вариант: Жийемурат жырау Бекмухаммедов Записал Абубакир Ахмеджан улы Диваев Том 9, дастан «Кырык кыз» Вариант: Курбанбай жырау Тажибаев Записали Садирбай Мауленов, Шамшет Хожаниязов, Асан Бегимов Том 10, дастан «Маспатша» Вариант: Каипназар жырау Калимбетов Записал Аббат Алиев Том 11, дастан «Шарьяр» Вариант: Жумабай жырау Базаров Записал Кыркбай Байниязов Том 12, дастан «Едиге» Вариант: Жумабай жырау Базаров Записал Абдиреим Султанов Том 13, дастан «Коблан» Вариант: Карам жырау Нагымов Записал Карам Нагымов Том 14, дастан «Кырык кыз» Вариант: Кыяс жырау Кайратдинов Записал: Кабыл Максетов (май 1960 г. - август 1961 г.) Том 15, дастан «Ер Шора» Вариант: Отенияз жырау Ийимбетов Записал: Нийетбай Отениязов Том 16, дастан «Базирген» (из дастана «Горуглы») Вариант: Ещан баксы Косполатов Записал: Камал Абибуллаев (1950 г.) Том 17, дастан «Бозуглан» Вариант: Кайыпназар жырау Калимбетов Записали: Кабыл Максетов, Калбай Мамбетназаров (1960 г.) Том 18, дастан «Гулнахар» Вариант: Бабанияз жырау Ешимбетов Записано в 1969 году Том 19, дастан «Даулетиярбек» Вариант: Нарбай баксы Кошекенов Записали: Кабыл Максетов, Жалгас Хошниязов (1969 г.) Том 20, дастан «Ер Косай» Вариант: Курбанбай жырау Тажибаев Записали: Шамшет Хожаниязов, Садирбай Мауленов (1939 г.) Том 21, дастан «Караман» Вариант: Кыяс жырау Кайратдинов Записал: Кабылбек Абдижамилов (1962 г.) Том 22, дастан «Курбанбек» Вариант: Курбанбай жырау Тажибаев Записали: Садирбай Мауленов, Шамшет Хожаниязов (1938 г.) Том 23, дастан «Кыз палуан» Вариант: Кыяс жырау Кайратдинов Записал: Жалгас Хошниязов (1973 г.) Том 24, дастан «Мунлык-Зарлык» Вариант: Карам жырау Нагымов Записал: Карам жырау Нагымов (1961 г.) Том 25, дастан «Гулистан» Вариант: Кыяс жырау Кайратдинов Записал: Жалгас Хошниязов (1973 г.) Том 26, дастан «Каншайым» Вариант: Курбанбай жырау Тажибаев Записал: Кабыл Максетов (1955 г.) Том 27, дастан «Ер Зийуар» Вариант: Курбанбай жырау Тажибаев Записали: С.Бекназаров, Г.Есемуратов (1941, 1953 г.) Том 28, дастан «Ер Сайым» Вариант: Курбанбай жырау Тажибаев Записал: М.Сейтниязов (1957 г.) Том 29, дастан «Аманбай батыр» Вариант: Кыяс жырау Кайратдинов Записал: А.Каримов (1959 г.) Том 30, дастан «Ауезхан» Вариант: Аллаяр Садимов Записал: К.Сатуллаев (1966 г.) Том 31, дастан «Ареп Райхан» Вариант: Нарбай баксы Кошекенов Записал: Ж.Абдикаримов (1960 г.) Том 32, дастан «Ауез уйленген» Вариант: Нарбай баксы Кошекенов Записал: Ж.Абдикаримов (1960 г.) Том 33, дастан «Кырмандали» Вариант: Бекмурат жырау Жуманиязов Записал: О.Ерполатов (1961 г.) Том 34, дастан «Базирген» Вариант: Нарбай баксы Кошекенов Записал: Ж.Абдикаримов (1960 г.) Том 35, дастан «Гарип Ашык» Вариант: Амет баксы Тарийхов Записал: Н.Камалов (1959 г.) Том 36, дастан «Саятхан-Хамире» Вариант: Жуман баксы Тореев Записал: Ж.Жуманов (1962 г.) Том 37, дастан «Ашык Нажеп» Вариант: Каражан баксы Кабулов Записал: К.Максетов (1960 г.) Том 38, дастан «Юсуп-Ахмет» Вариант: Абдирейим Торениязов Записали: С.Садыков (1956 г.), З.Косжетеров (1957 г.) Том 39, дастан «Бозжигит» Вариант: Курбанбай жырау Тажибаев Записали: Ш.Хошниязов, С.Мауленов (1939 г.) Том 40, дастан «Бозаман» Вариант: Курбанбай жырау Тажибаев Записали: Ш.Хошниязов, С.Мауленов (1939 г.) Том 41, дастан «Менликал» Вариант: Курбанбай жырау Тажибаев Записал: М.Сейтниязов (1956 г.) Том 42, дастан «Шийрин-Шекер» Вариант: Курбанбай жырау Тажибаев Записали: Ш.Хошниязов, С.Мауленов (1939 г.) Том 43, дастан «Жаханша» Вариант: Курбанбай жырау Тажибаев Записал: М.Сейтниязов (1956 г.) Том 44, дастан «Жаскелен» Вариант: Курбанбай жырау Тажибаев Записали: Ш.Хожаниязов, С.Мауленов (1939 г.) Том 45, дастан «Курбанбек батыр» Вариант: Кыяс жырау Кайратдинов Записал: К.Абдижамилов (1961 г.) Том 46, дастан «Иззет кыз» Вариант: Бекмурат жырау Елмурза улы Записал: Б.Сайыпназаров (1936 г.) Том 47, дастан «Илимхан» Вариант: Курбанбай жырау Тажибаев Записал: М.Сейтниязов (1957 г.) Том 48, дастан «Хажы-герей» Вариант: Курбанбай жырау Тажибаев Записал: С.Бекназаров (1941 г.) Том 49, дастан «Хатам-тай» Вариант: Курбанбай жырау Тажибаев Записал: М.Сейтниязов (1956 г.) Том 50, дастан «Салимжан» Вариант: Курбанбай жырау Тажибаев Записал: М.Сейтниязов (1956 г.) Том 51, дастан «Юсип-Зилийха» Вариант: Хайрулла Турсын улы Записал: А.Алымов (1977 г.) Том 52, дастан «Рамуз шах» Вариант: Молла Юнус Хожа улы Перевод с арабского: А.Идрисов (2011 г.) Том 53, дастан «Шахы Мутлак» Ж.Жуманов (1962 г.) Том 54, дастан «Айдос бий» Вариант: Кыяс жырау Кайратдинов Записал: У.Досжанов (1957 г.) Том 55, дастан «Хурлика-Хамре» Ж.Жуманов (1962 г.) Том 56, дастан «Юсип мерген» Вариант: Курбанбай жырау Тажибаев Записал: А.Абдреймов (1958 г.) Том 57, дастан «Едиге» Вариант: Ерполат жырау Рамберди улы Записал: К.Айымбетов (1934 г.) Том 58, дастан «Маспатша» Вариант: Торе жырау Бегман улы Записали: К.Айымбетов (1934 г.) Том 59, дастан «Маспатша» Вариант: Кыяс жырау Кайратдинов Записал: А.Каримов (1956 г.) Том 60, дастан «Маспатша» Вариант: Абдимурат жырау Арзымбет улы Записал: С.Мауленов, Ш.Хожаниязов (1938 г.) Том 61, дастан «Гарип ашык» Вариант: Казы Маулик (Маудит Бекмухаммед улы) (1927 г.) Записал: А.Хабибуллаев (1957 г.) Том 62, дастан «Отеш батыр» Вариант: Балтабай Юлдашев Том 63, дастан «Маликайы Зухрия» Перевел с арабского: А.Идрисов (2012 г.) Том 64, дастан «Карабек» Вариант: Курбанбай Саменбетов Записал: К.Максетов (1960 г.) Том 65, дастан «Бекимбет бакыньщ баязы» Вариант: Рамберген Хожамбергенов Том 66, дастан «Гул—Сануар» Вариант: Айтбай Балтабаев Записал: К.Абибуллаев (1960 г.)1 балл
-
Если говорить про мужские линии потому что у саха 90% ветки, которая редко, но встречается в Прибайкалье. Но среди остальных 10% есть типичные бурятские и тувинские гаплогруппы C, N1 балл
-
Отрывок из википедии (раздел - Происхождение имени и титула «Чингис»): Д. Банзаров, основываясь на монгольских рукописях, писал что, Тэмуджин сделал своим титулом имя Хаджир Чингис-тенгри, одного из духов-сыновей неба[52]. Его мнение было поддержано В. В. Бартольдом[53] и Л. Н. Гумилёвым[38]. Б. Я. Владимирцов также предполагал, что Тэмуджин получил титул от имени светлого духа, которому поклонялись монголы[54]. Отрывок из википедии скопирован отсюда: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B8%D1%81%D1%85%D0%B0%D0%BD Как жили монголы и тюрки до рождения Темучина (Чингисхана)? Древние этносы состояли из эксплуататоров и эксплуатируемых (рабы). Предки монгол и тюрков тоже не были исключением. Были рабы-монголы, рабы-тюрки. Не все же были суперменами. Еще была междоусобица. Проигравших уничтожали или порабощали. Для тех, кто бежал из рабства или бежал после поражения в междоусобице якутская тайга служила надежным убежищем. Беглый раб-монгол или пораженец-монгол попавшие в якутскую тайгу были носителями древнемонгольской религии и поклонялись божеству Хаджир Чингис-тенгри. Вот так и должно было случиться. В любом случае божество с именем Чингис должно было попасть в Якутию задолго до рождения Темучина. Хаджир (сокол) Чингис (крепкий, непоколебимый) - тенгри (бог). Если переименовать на тюркский манер, тогда получится Хаджир Чингис-хаан. Следовательно, божество Хаджир Чингис-хаан у якутов стал божеством Чыҥыс Хаан. Поэтому, можно сказать, что якутское божество Чыҥыс Хаан не имеет связи с полководцем Чингисханом. Несмотря на то, что Чыҥыс Хаан на русский манер будет звучать так: Чингисхан. PS. Также, древний монгол бежавший из монгольских степей и попавший в Якутию был носителем монгольских генов. Поэтому, якуты являются носителями монгольских генов тоже, наряду с генами тюрков и автохтонов Якутии.1 балл
-
Добрый день, уважаемые участники форума! Нами подготовлены две статьи по вопросам происхождения казахского рода жагалбайлы (+ вопросы Жетиру в целом) и направлены в два разных издания РК и РФ. По сути одна статья была разделена на две части из-за большого объема данных. Выражаем благодарность за оказанные консультации и поддержку уважаемым Farrokh и asan-kaygy, а также Радику Темиргалиеву1 балл
-
Еще раз тезисно напишу основные моменты, которые обяз-но нужно учитывать при изучении истории "казакского" проекта: Отсутствие данных у историографов узбекского Абулхаира о вражде/конфликте Абулхаира с Джанибеком и Кереем и их откочевке в Могулистан. Т.е. они никак не подтверждают данные Дулати. Тимур практически разнес в щепки Могулистан, а покорившихся могульского хана и могулов принудил к заготовкам фуража для своей огромной армии. Перед своей смертью Тимур переселил колонию карататар (ильханских монголов), в предварительно "зачищенный" от нелояльных могулов Могулистан. По тимуридским источникам, ок. 40 тыс семей. Этот вопрос нуждается в дополнит. исследовании. (По версии юзера Самата он готовился к войне с Китаем.) По Ибн Арабшаху Тимур направил тумен “чагатайских кыргызов” в крепость Ашпару (Чалдовар, Кыргызстан). Дед Жанибека Коирчак был в свите Тимура, а у его сына Барака были враждебные и вассальные отношение с Улугбеком. Непосредственно перед смертью Борак контролировал земли, пограничные с землями Тимура (Айни). Абдразак Самарканди сообщает о гибели Барак-хана именно на территории Могулистана. Согласно переводам Н.Кенжеахмета Керей хан был владельцем Сайрама, а также Керей, Абусаид и Есенбуга были также руководителями Илибалыка (Могулистана). Могульские ханы были очень слабыми и крайне непопулярными у кочевников Джете, потому что пытались изменить многовековой уклад жизни могулов: попытки низложения системы йасса ва йусун Чингиза, внедрения шариата и седентаризации могулов. Как итог потеря бОльшей части территории Могулистана, так как могулы разбегались в разные стороны, в том числе уходили к неверным калмакам. Дулати посвятил свою работу могульскому Абдрашид-хану, который был заклятым врагом казахских ханов. Это же очевидно, что Абдрашиду было гораздо приятнее читать материал, где его предки (хотя ЕсенБуга непрямой предок) якобы приютили и обогрели предков бродяг-скитальцев, т.е. его (Абрашид-хана) врагов - казахских ханов. А теперь эти неблагодарные потомки бродяг осмелились воевать с ним (с Абрашидом) за Могулистан. Либо Дулати использовал недостоверную информацию касательно Жанибека и Керея без какого-либо умысла.1 балл
-
Какой вы трудный оказывается. Там в ильханате они никак не могли называться казаками, т.е. скитальцами или беглецами. Это же завоеватели региона- карататары, т.е. ильханские монголы. Неужели не догнали еще?1 балл
-
@Zake Кроме меня никто не предлагал иных версии, я монополистом был в этой поляне. С вашей стороны я ничего толкового не услышал. Да и потом есть такая вещь, как "разговорный язык" и "литературный язык", если вы не в курсе о таком аспекте языкознания, то вам еще рано пользоваться интернетом.1 балл
-
@Бахтияр Тезис якобы детство Джанибека и Керея было Могулистане принадлежит Ж.Сабитову. А Нурлан Кенжеахмет в своем труде приводит ссылку на якобы упоминание казахских ханов в Мин Ши Лу (Хроника династии). Там спорный момент из за иероглифов. Поэтому не факт.1 балл
-
https://www.academia.edu/13998486/Сабитов_Ж_М_Восточный_Дешти_Кипчак_в_20_ые_годы_15_века_Иран_наме_2012_1_21_С_266_2751 балл
-
Тема о каракалпакских дастанах не только ногайской эпохи, тут мы хотели бы показать каракалпакской молодежи о наших сказаниях, которые сочинялись предками и передавались потомкам в течение десятков веков. В общеобразовательной системе изучаются лишь некоторые из них, и то в основном дается лишь краткий обзор. По поводу компетентных людей есть известный ногайский писатель Иса Капаев, могу предложить его мнение: Ногаи-единственный народ, создавший эпос, в котором отражены события, произошедшие в Золотой Орде. Другие народы, жившие в этом государственном образовании, не могли создать эпических произведений, т.к. не имели отношения к историческим личностям. Надо оговориться, что под ногаями я еще подразумеваю казахов, каракалпаков и кочевых узбеков, поскольку в золотоордынский период это был один народ. Ногайский эпос у них в дальнейшем получил свое самобытное развитие. До 19 века названные народы даже не знали, как определиться в самоназвании. Это было отражено в первоначальном их эпическом творчестве. И только в 20 веке, особенно среди казахов и узбеков, прошла мощная волна редактирования эпоса. Избавлялись от имени ногаев или приуменьшали их значение, подводили повествование под составляющие их народ рода. Как говорится, их дело, их фольклор, что хотят то и делают. Однако достаточно открыть дореволюционные издания фольклорных текстов казахов и кочевых узбеков, чтобы обнаружить искажения. Я не называю каракалпаков, т.к. они в эпических песнях сохранили имя ногаев. Больше того, в песнях каракалпаков выражено столько любви и скорби по утраченному могуществу ногаев, что перед ними меркнут даже собственно ногайские песни.1 балл
-
Кант это иранизм. А сахар/шекер/sugar заимствовано изначально из санскрита(!).1 балл
-
1 балл
-
Создайте рядом еще одну колонку и впишите туда уйгурские слова, будете удивлены.1 балл
-
Странно слышать такое от филолога. В английском soap / саб В датском sæbe / сабе В исландском sápu / сапу В итальянском Sapone и т.д. не наводит на определенные мысли?1 балл
-
1 балл
-
1 балл
-
Не помню чтобы казахи воровали у монголов Даян хана, или Убаши у калмыков.1 балл
-
Нет, я с вами в данном вопросе в корне не согласен. Речь идёт не о 17 веке, а о 13-ом. Но я поддерживаю вашу с ними полемику Вы создаёте некий баланс сил. А то монголы в своих фантазиях докатились до того, что якобы они всю жизнь под боком у тюрков жили в совр Монголии, а не на Амуре. Они и сянби, и дунху, и хунну, и гунны, и сяцзадянь, и найманы, и кереиты, и меркиты, и огуры наверное со скифами скоро пара-монголами станут. Так что продолжайте с темой ЧХ в таком же духе Вы наше оружие горячей мести1 балл
-
Друг, кроме АКБ никто вашу историю не ворует. И как ты видишь все кому не лень его за это критикуют и не уважают. Воруете у тюрков вы, начиная от хунну, ашина, огурами, заканчивая найманами, кереитам и прочими уйгурскими племенами. Ну хотите верьте что они монголы. Наука говорит, что монгольские языки не фиксируются в тюркском мире до XIII века. То есть ваши предки нируны были где-то настолько далеко на востоке, что о них и знать не знали. Монголы не называли себя татар. Это шивэй, близкие к киданям. А кидани - тунгусо-манчжуры. То есть вы воруете историю не только у тюрков, но и у своих родственников тунгусо-манчжуров.1 балл
-
Учитывая что Zake южанин, дулаты и коныраты самый многочисленный род и большое желание Zake сделать южан могулами то он с высокой вероятностью сам дулат (конырат из др. жуза и не связаны с могулами) поэтому неприязни у него думаю нет Возможно откочевка Джаниека и Керея было не самым большим событием и оно не дошло до шибанидских летописях. Плюс они были врагами. А Дулати был непосредственно связан с Могулистаном и поэтому зафиксировал. Зачем Дулати придумывать эту историю? Чтобы лишить урусидов легитимности в Моуглистане?-1 балл