У всех путешественников того времени в описании маршрута в ханскую ставку великих ханов всегда был один путь - через Семиречье.
Пути через Дешт, огибая Балхаш севернее, емнип, ни у кого не было, только один раз, емнип, такой путь упоминается у одного путешественника, емнип у Вильгельма Рубрука, и то при возвращении обратно домой, на запад.
Найманы были в прошлом и до сих пор до Иртыша, ибо они кочевые скотоводы.
После Иртыша гористая местность лесных племен Алтая.
Это четко подчеркивает Рашид ад-Дин, разграничивая территории кочевых и лесных племен.
По моему, это гадание, могли или не могли. Падение ханской власти и подчинение другому хану ведь не означает исчезновение или миграцию народа.
Есть хорошие слова Рашид ад-Дина на этот счет:
"... [Все народности] по настоящее время сидят и сидели [на всех этих местах] по [искони] обусловленному [древним обычаем] постановлению."
О чем говорят эти слова? Наверно о том, что все описываемые им татарские племена, участвовавшие в тех бурных событиях, сидели на своих местах как минимум с описываемых им 12 - 13 веков вплоть до времени написания летописи, т.е. до рубежа 13-14 веков! А там и до времен и до одноименных родо-племен Казахского ханства рукой подать, всего 1 век.
А значит найманы как населяют нынче всю восточную часть Казахстана вплоть до Иртыша, равнины Алтая, так и населяли эти земли и в те времена.
Вспомнить хотя бы такой прекрасный ориентир в источниках как горы Найман-таг, позже названные Чингизхан-таг, а нынче Чингиз-тау в Восточно-Казахстанской области.
В источниках так и указывают очевидцы, мол это "бывшие земли кара-китаев", приблизительно это восточное Семиречье.
Насколько мне известно, в науке обычно принято считать сердцевиной их земель горы Тарбагатая у казахско-китайской границы.
Хетум, как и абсолютно все путешественники, ходившие в ставку великих ханов (Монке и Куюка) (кстати у Хетума не Монголия, как у кылышбая, а Татаристан ), ни словом не упоминает о переходе такой грандиозной горной цепи как Алтай. В это поверить трудно.
Это очень важно!
В отличие от Хетума, ни один из известных путешественников не упоминает также перехода такой крупной реки как Иртыш. В это тоже верить трудно.
Это тоже очень важно!
Потому что при очень кратком описании пути Хетумом и его путанице, упоминание перехода Иртыша может быть тоже ошибочным. Или ошибочным само название "Ертич", например, его написание или чтение.
Отсюда можно предположить, что конечная точка пути у всех путешественников находилась западнее Иртыша и Алтая.