Лидеры
Популярный контент
Показан контент с высокой репутацией 04/23/19 во всех областях
-
2 балла
-
В те времена других не было. "Нулевый маркетинг" использовали все кочевники. Просто отбирали и все. Я бы не стал делать из ЧХ белого и пушистого правителя.2 балла
-
Глава 14 Рассказ о событиях в Мавераннахре после возвращения султана туда /41/ Когда султан после своего возвращения из Ирака бросил посох пребывания в Мавераннахре, его встретили послы Чингиз-хана 129. Это были Махмуд ал-Хорезми, 'Али Хваджа ал-Бухари и Йусуф Кенка ал-Отрари. С ними были обычные для тюрок дары: слитки драгоценных металлов, моржовый клык (нусуб ал-хутувв), мешочки с мускусом, каменья яшмы и одежды, называемые тарку 130, которые изготовляются из шерсти белого верблюда. Одежда из этой шерсти продается за пятьдесят или более динаров. Посольство имело целью стремление к установлению отношений мира, дружбы и к следованию путем доброго [73] соседства. Послы сказали: «Великий хан приветствует тебя и говорит: “От меня не скрыто, как велико твое дело, мне известно и то, чего ты достиг в своей власти. Я узнал, что твое владение обширно и твоя власть распространилась на большинство стран земли, и поддержание мира с тобой я считаю одной из своих обязанностей. Ты для меня подобен самому дорогому моему сыну. Не скрыто и для тебя, что я завладел Китаем и соседними с ним странами тюрок и их племена уже покорились мне. И ты лучше всех людей знаешь, что моя страна — скопища войск и рудники серебра и в ней столько [богатств], что излишне искать какую-либо другую. И если сочтешь возможным открыть купцам обеих сторон путь для посещения, то это [было бы] на благо всем и для общей пользы”» 131. Выслушав содержание послания, султан велел привести Махмуда ал-Хорезми ночью одного, без других послов. Он сказал ему: «Ты — хорезмиец, и не может быть, чтобы ты не питал к нам дружеского расположения и склонности». Он обещал ему награду, если тот скажет ему правду о том, о чем он его спросит, и отдал ему из своего браслета драгоценный камень в знак верности обещанию. Султан поставил перед ним условие — быть соглядатаем при Чингиз-хане. По доброй воле или из страха он дал согласие на то, чего от него требовали. Затем султан спросил: «Правду ли сказал мне Чингиз-хан, заявляя, что он завладел Китаем и захватил город Тамгадж? Правдив ли он, говоря об этом, /42/ или лжет?» Тот ответил: «Да, он сказал правду. Такое великое дело не может остаться тайной, и скоро султан сам убедится в этом». Тот сказал: «Ты же знаешь, каковы мои владения и их обширность, знаешь, как многочисленны мои войска. Кто же этот проклятый, чтобы обращаться ко мне как к сыну? Какова же численность имеющихся у него войск?» Увидев признаки гнева [султана] и то, что любезная речь превращается в спор, Махмуд ал-Хорезми отступил от искренности и стремился снискать милость султана, чтобы спастись из клыков смерти. Он сказал: «Его войско в сравнении с этими народами и несметным войском не что иное, как всадник перед конницей или дымок в сравнении с ночным мраком». Тогда султан согласился на то, чего просил Чингиз-хан в отношении перемирия. И Чингиз-хан был рад этому. Состояние перемирия продолжалось до тех пор, пока из его страны в Отрар не прибыли купцы 'Умар Ходжа ал-Отрари, ал-Джамал ал-Мараги, Фахр ад-Дин ад-Дизаки ал-Бухари и Амин ад-Дин ал-Харави 132. [74] Здесь с двадцатью тысячами всадников находился Инал-хан, сын дяди — по матери — султана 133, управлявший Отраром в качестве на'иба султана. Его низкая душа стала жадной к имуществу этих купцов, и с этой целью он написал султану письмо лжеца и лицемера, утверждая, что «эти люди, прибывшие в Отрар в одежде купцов, вовсе не купцы, а лазутчики, высматривающие то, что не касается их деятельности. Когда они остаются наедине с кем-либо из простонародья, они угрожают ему и говорят: “Вы в полном неведении относительно того, что творится вокруг вас; скоро к вам придет такое, против чего вы не устоите”» — и далее в том же духе. Тогда султан разрешил ему принять меры предосторожности к ним, пока он не примет своего решения. Когда он отпустил узду Инал-хана, так как разрешил принять подобные меры, тот преступил все пределы [дозволенного], превысил свои права и схватил [этих купцов]. После этого от них не осталось следа и не слышно было вестей. А упомянутый (Инал-хан) единолично распорядился тем многочисленным добром и сложенными товарами, из злого умысла и коварства. «И последствия его дела оказались убытком» (Ср.: Коран LXV, 9 (9)) 134. /43/ Глава 15 Рассказ о прибытии послов Чингиз-хана к султану после убийства купцов После этого к султану в качестве послов Чингиз-хана прибыли Ибн Кафрадж Богра — отец которого был одним из эмиров султана Текиша — и сопровождавшие его два татарина [и передали] следующее: «Ты даровал подписанное твоей рукой [обещание] обеспечить безопасность для купцов и не нападать ни на кого из них, но поступил вероломно и нарушил слово. Вероломство мерзко, а со стороны султана ислама еще более. И если ты утверждаешь, что совершенное Инал-ханом сделано не по приказу, исходившему от тебя, то выдай мне Инал-хана, чтобы я наказал его за содеянное и помешал кровопролитию, успокоив толпу. А в противном случае — война, в которой станут дешевы самые дорогие души и преломятся древки копий» 135. Султан отказался отослать к нему Инал-хана, несмотря на страх, который охватил его душу, и боязнь, лишившую его [75] разума. Ведь он не мог отправить его к нему (Чингиз-хану), потому что большая часть войск и эмиры высоких степеней были из родни Инал-хана. Они составляли узор его шитья и основу его узла и распоряжались в его государстве. Он полагал, что если он в своем ответе станет потакать Чингиз-хану, то этим лишь усилит его жадность, поэтому он сдержался, проявил стойкость и отказал. Между тем его душой овладел страх. Он велел убить этих послов, и их убили 136. Но сколько крови мусульман было пролито из-за этого убийства! Поток этой чистой крови бил из каждого сосуда, и [султан] за свой гнев поплатился с избытком, уступив за каждого посла по стране. Глава 16 Рассказ о том, к каким ошибочным мерам прибег султан, когда узнал о выступлении Чингиз-хана с войсками против него Первой же мерой, на которую решился султан в этом тяжелом положении и в этой черной беде, было то, что он задумал построить /44/ вокруг Самарканда стену 137 по размерам города. Как говорили, стена должна была иметь в окружности двенадцать фарсахов (Фарсах - 6—7 км.). Затем он разместил бы здесь людей, с тем чтобы он (Самарканд) служил границей между ним и тюрками и преградой между ними и другими областями его царства. Он разослал во все концы страны своих чиновников ('амилей) 138 и сборщиков налогов и велел им полностью собрать харадж вперед за весь шестьсот пятнадцатый год (30.III 1218 — 18.III 1219) для постройки самаркандской стены. Налог был собран в кратчайший срок, однако татары не дали ему осуществить желание, из этой суммы он ничего не истратил на строительство стены 139. Вторая [мера] его состояла в том, что он еще раз послал во все страны государства сборщиков налогов, приказав им собрать в третий [раз] харадж в том же самом году 140 и на все эти деньги взять на службу людей — лучников в полном снаряжении. Число воинов каждой области должно было соответствовать большему или меньшему количеству собранных в ней денег, и [76] каждый из них должен был иметь верхового верблюда, который носил бы также его оружие и припасы. Набор их на службу был произведен так быстро, как только возможно. Они направились со всех сторон к местам сбора под его знамена подобно потоку, стремящемуся под уклон, или стреле, выпущенной из лука. Они шли своими путями, когда их настигла весть, что султан бежал с берега Джейхуна без боя. Если бы он дождался прибытия собранных людей, то сосредоточил бы неслыханное количество [войск]. Но решение Аллаха могущественнее, и веление Его сильнее. Аллаху принадлежит власть в повороте судеб, в перемене изменчивого, в передаче владений одного правителя другому. Ошибочным действием было и то, что он, услышав о приближении Чингиз-хана, разослал свои войска по городам Мавераннахра и Страны тюрок. Он оставил Инал-хана в Отраре с двадцатью тысячами всадников 141, Кутлуг-хана и других [военачальников] с десятью тысячами всадников в Шахркенте 142, эмира Ихтийар ад-Дина Кушлу, амир-ахура 143, и Огул-хаджиба, прозванного Инандж-ханом, с тридцатью тысячами в Бухаре 144, своего дядю — по матери — Тагай-хана 145 и эмиров Гура, таких, как Хурмандж, Хурзур, сын 'Изз ад-Дина Карта 146, Хусам ад-Дина Мас'уд, и других /45/ с сорока тысячами в Самарканде 147, Фахр ад-Дина Хабаша, известного как 'Аййар ан-Насави 148, с войском Сиджистана в Термезе 149, Балхамур-хана в Вахше 150, Ай-Мухаммада, дядю — по матери — своего отца, в Балхе 151, Утрук-Пахлавана в Джендеруде 152, Огулджик-Малика в Хутталане 153, ['Ала' ад-Дина] ал-Буртаси в Кундузе 154 и Аслаба-хана в Валдже 155, а вообще он ни одного города Мавераннахра не оставил без большого войска, и в этом была ошибка. Если бы он дал бой татарам своими отрядами до того, как распределил их, то он схватил бы татар в охапку и начисто стер бы их с лица земли. Когда Чингиз-хан подошел к границам султанских земель, то повел [войска] по направлению к Отрару и день и ночь непрерывно сражался за город, пока не завладел им 156. Он велел привести к нему Инал-хана, затем приказал расплавить серебро и влить ему в уши и глаза. Так он был убит в мучении и был наказан за позорный свой поступок, за гнусное дело и за происки, осужденные всеми 157. [77] http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Nasawi/frametext1.htm1 балл
-
Возможно ан-Насави лучше знал ситуацию в то время? А мы можем только логически анализировать, или читать интерпретации историков.1 балл
-
хонь/овец/ хог/пыль,мусор/ хөгшрөх/слабеть,стареть/ хувин/ведро с веревкой/1 балл
-
гувчуур/налог/ гүнж/принцесса/ ховлох/клеветать/ хушга/орех/ хувь/доля,наследство,имушество/ сайд/министр/ сангас/птичий помет/ зарлиг/приказ/ хурц/острый,сильный/ хураах/собирать/ хорох,хорогдох/уменьшаться/ хуурах/жарить/ хоосрох/становиться пустым/1 балл
-
Только они забыли, как династия Юань вообще в Китае появилась. Как быстро китайцы это забыли!1 балл
-
Просто Каирхан (и конечно хорезмшах) не оставил выбора для Чх. Тот никак это проглотить не мог!1 балл
-
Ага, Чх не пошел бы завоевывать Северный Китай, тангутов и т.д.? Во всем Каир-хан виноват?1 балл
-
разные державы: Британия - морская, Россия - континентальная. сравнивать тяжело, но вот как раз в Афганистане и Иране они почти столкнулись (еще на Аляске и там РИ не стала рисковать). там даже был период когда они Иран поделили на сферы влияния. а вот с Афганистаном так никто и не справился, даже СССР. получается в Ср.Азию ВБ могла попасть только разобравшись с афганцами, а перед РИ были лишь голые степи и пустыни, которые они все же преодолели (не с первого раза).1 балл
-
Подозреваю, если бы не поступок Каирхана, история пошла бы по другому. Согласен с Меченосцем здесь.1 балл
-
На то пошло мы и с бананами родственники и с шимпанзе. У каждого родства мне кажется должна быть конкретная цифра процентаж и время расхождения тоже самое по аутосомам БЕз цифр говорить о родстве не нужно, так как родство понятие относительное1 балл
-
ан-Насави, секретарь Джалал-ад-Дина также возлагает всю вину за вторжение монголов на Каир-хана между прочим.1 балл
-
1 балл
-
1 балл
-
1 балл
-
1 балл
-
1 балл
-
Я так понимаю, в результате был древний монгольский СССР. Насчет "ига" - даже термин появился гораздо позже. При Рюриковичах его точно не было.То, что в те времена все со всеми дрались - не секрет. То, что монголы оказались сильнее - тоже не секрет. Но ведь целью монголов было заполучить новые территории вместе с населением, чтобы получать налоги (дань), а не просто все уничтожить. Поэтому после демонстрации силы предлагался вариант мирного решения вопроса. Дальше - в зависимости от ответа. В любом случае, с точки зрения умных людей в Русском Государстве, с монголами жить было можно, а с Западом - нет. Конечно, не всем князьям это нравилось. Некоторых монголы построили по-полной. И получилось то, что оккупацией назвать было нельзя - войска на территории не размещались. Князья были встроены в иерархическую систему Орды. Налоги были разумными. Было создано много полезного для государства (Руси), пусть даже и не специально, а как побочный результат. Тот же ямской принцип, перепись населения, структура государства и.т.д И самое главное - была сильная военная поддержка. Современным языком - было добровольное вхождение в состав... У Гумилева Л.Н. в книге "Древняя Русь и Великая Степь" 192. Золотая Орда "В 1235 г., покончив с войной в Китае, монголы совершили «Великий западный поход» и дошли до Адриатического моря. Однако в 1242 г. они оттянули свою армию назад и закрепились на берегу Нижней Волги, соорудив там город Сарай. Венгрия и Польша немедленно примкнули к романо-германскому суперэтносу, ибо монголы нигде не оставляли гарнизонов и отстаивать свободу венграм и полякам было не от кого. Русь оказалась в ином положении. Ее ожидала судьба Византии, захваченной в 1204 г. крестоносцами и разграбленной до нитки. Организованные рыцарские армии, с латной конницей и арбалетчиками, настолько превосходили раздробленные дружины русских князей, что выиграть можно было одну-другую битву, но не длительную войну. А такая война была неизбежна, потому что папа объявил Крестовый поход против православия. В этих обстоятельствах князь владимирский Ярослав в 1243 г. собрал съезд князей и предложил им признать «каана» царем и заключить союз с главой рода Борджигинов — Батыем. Это признание ни к чему не обязывало — Ярослав просто вышел из войны, которую объявил монголам в 1245 г. на Лионском соборе папа Иннокентий IV. Сын Ярослава, Александр Невский, достиг большего, заключив с ханом Берке оборонительный союз. Крестовый поход на Русь не состоялся. Так Русская земля вошла в состав улуса Джучиева, не потеряв автономии и без ущерба для культуры, унаследованной от Византии. Улус Джучиев включал в себя три Орды: Белую, Синюю и Золотую,[1084] к которой примкнула Великороссия. Те же княжества, которые отказались от союза с татарами, были в XIV в. захвачены Польшей и Литвой. Татары их к присоединению не принуждали. Монголы в этом улусе составляли незначительное меньшинство. Улус Джучиев был химерной целостностью в еще большей степени, чем Иран и Средняя Азия. До тех пор пока в Сарае правили волевые и энергичные ханы, Орда казалась могучим государством. Первая встряска произошла в 1312 г., когда население Поволжья — мусульманское, купеческое и антикочевническое — выдвинуло царевича Узбека, сразу казнившего 70 царевичей Чингисидов и всех нойонов, отказавшихся предать веру отцов. Вторым потрясением было убийство хана Джанибека его старшим сыном Бердибеком, а через два года, в 1359 г., началась двадцатилетняя междоусобица — «великая замятня». Эта жестокая эпоха была неизбежной. Этносы, «затащенные» в единую систему путем завоевания, сливаются только при подъеме пассионарного напряжения, а тут был спад как среди монголов, утративших своих богатырей в междоусобице XIII в., так и среди аборигенов, уже превратившихся в реликты. Исключением была только Великороссия, вступившая в новый виток этногенеза и сумевшая использовать Золотую Орду для прикрытия от столь же пассионарного врага — Литвы." Так что, господа монголы. если бы вы не устроили междусобойчик, сейчас бы наш Гимн, возможно был бы: "Союз нерушимый...ля-ля..навсегда Сплотила ...ля-ля-ля...навеки Орда"1 балл
-
Я все таки соберусь и скину вам подборку казахского кино для всей семьи, раз уж вы такой любитель наших фильмов.1 балл
-
Возможно у вас имеется конкретная информация про них, но та которая "метиска" - это обычное личико у нас.1 балл
-
Я считаю, что он превращает тему в очередной балаган... Уже приводили много аргументов и ссылок, что АКБ не прав... Уважаемый Админ, вы получаете удовольствие от того, что казахи грызутся в этой теме? Вы писали, если АКБ продолжить третировать южан своими опусами то бан... Слово есть слово...1 балл
-
1 балл
-
Кстати, вы же у нас знаток всея казахского и ходок на чисто женские посиделки "Калжа". Интересно в качестве кого вы там находились? Надеюсь не в качестве роженицы?1 балл
-
"Шеке Беру" - обычно зовут в гости ближе к весне. Голова лошади (без куйка) или голова коровы с куйка. Причем не целая голова а половина и без носовой части (обычно ее отрубают заранее). С говяжьих ножек готовят холодец. "Шеке беру" знаю в Карагандинской области точно есть.1 балл
-
Уважаемый Рустам, в каком месте я устроил балаган? Я привожу конкретные ссылки и факты, никого клоуном и обезьяной не обзывал, на "ты" не переходил и не указывал "место"... Если я называл его "истинным кочевником" и "знатоком" - то это его собственное определение...1 балл
-
с моей стороны сабр соблюдается - никого обезьяной, клоуном и тп не называл... привожу конкретные доводы со ссылками... попросите его остановиться позорить себя и казахов в целом...1 балл
-
1 балл
-
я и говорю, что верующие... про их степень набожности я не знаю... обычные казашки здороваются - саламатсызба, амансызба и тд...1 балл
-
1 балл
-
1 балл
-
Из того, что все возводят происхождение своих народов к ЧХ - я делаю вывод, что первого человека звали не Адам.-1 балл