Лидеры
Популярный контент
Показан контент с высокой репутацией 03/27/19 во всех областях
-
1 балл
-
1 балл
-
чимхүүр,чимхлүүр,чимлүүр. зажимать -чимхэх.1 балл
-
Вам не интересна история и этнография своего родного края, а мне вот интересно всё и казахский запад не исключение. К примеру, по сабжу и на вашу реплику я могу привести уникальные сведения об адаях, которые нам оставил мой земляк, замечательный тэнограф и Алаш-Ордынец Алихан Букейханов (статья "Казаки Адаевского уезда"): «... Каждый адай имеет железную лопату, носит ее за поясом, а потому она у адаев называется не курек, как у всех казаков, а бельдеме, т.е. поясная. Как в старину каждый казак обязан был иметь: огниво, нож, шылбыр (веревка, которою привязывают лошадь), так каждый адай обязан за поясом иметь железную лопату - бельдеме. Ею он роет и чистит колодцы и расчищает зимою от мерзлой земли место для ночлега овец и верблюдов, колодцы в стоянке аула (АКБ: типа армейской саперной лопатки ). В других районах Казакстана верблюд, овца и рогатый скот ночуют в ауле, лошади в степи. У адаев, если этого требует лучшее использование пастбища, то верблюды и овцы в аул не пригоняются, а ночуют в степи, а лошади приходят к водопою, а затем угоняются на пастбище. Адай не умеют приготовлять кумыс, держат кобылье молоко в сыромятной, свежей шкуре, от этого получается не то уксус, не то квашня, которой обрабатывают шкуры. В других районах Казахстана кумыс в почете: хозяйки оцениваются по кумысу. В применении к кумысу даже говорят: «Шешесін көр де, қызын ал», т.е. женись на дочери, если хороша мать. У адаев кумыс заменяет шубат (верблюжье молоко квасят в саба и туда же кладут сёк, так называется пшено, получаемое из вареного, жареного и толченого проса. Все питаются кислым верблюжьим молоком - шубат и пшеном, в него насыпанным. Все доят верблюдиц, а кобылиц доят редкие, поэтому и лошади не бывают днем в ауле. В адаевском уезде постоянно бывают только дойные верблюдицы, "несущиеся в окрестностях (1 - 3 версты) и несколько раз в день приходящие в аул на доение, и верблюжата, питающиеся преимущественно молоком и целые дни приводящие в ауле. Остальной скот, приходя в аул только к водопою, в остальное время находится в степи. Адаевский овечий пастух имеет при себе одну или несколько собак, которые охраняют стадо от волков. Имея такую стражу, можно на ночь оставлять стадо овец в степи, вдали от аулов. Нигде в других районах Казахстана стадо овец не сопровождается собаками, и пастухи не имеют их. Кереге у адаев имеет такую большую клетку, что в нее свободно проходит дворовая собака. В адаевской кибитке шангарак можно достать рукой; диаметр кибитки 4—5 аршин. В других местах степи сесть на вьючного верблюда или вообще езда на верблюде означает бедность, неимение лошадей, и люди стыдятся езды на верблюде или на быке, а адаи на лошадях не ездят, имея их, и не доят кобыл, чтобы они были сыты. Действительно, такого сытого скота, какой у адаев, нигде и никогда я не встречал. Адаи занимается скотоводством и скотом порабощен до такой степени, что не скот нужен адаю, а сам адай живет лишь для того, чтобы пасти, поить, караулить от конокрадов и волков, скрывать от продналога свой скот. Адаи, когда узнали, что мы пьем 3-х рублевый чай, то стали к нам относиться с сожалением. Адаи пьют чай № 105 и такой густой, что он имеет вид красного вина.»1 балл
-
Как пишут знатоки вопроса, в Павлодарской области примерно 6 географических зон: 1) Самый северный уголок области - это лесостепи с березовыми околками и черноземом, по научному - южная часть Барабинской степи, Барабинской низменности. 2) Правобережье Иртыша и восточная часть области - это степи с перелесками, по научному- западная часть Кулундинской степи, Кулундинской равнины. 3) Самая юго-западная часть области - это реликтовый ленточный сосновый бор (Чалдай), тянущийся из Восточно-Казахстанской области и Семипалатинска. 4) Левобережье - степи. 5) Самая юго-западная часть - гористая местность из невысоких гранитных скал (Баянаул, Акбеттау и др.), с окружающими их равнинами. 6) Пойма Иртыша с лесами (тугаями) и лугами заливными, притоками, заводям, прудами.1 балл
-
1 балл
-
1 балл
-
1 балл
-
https://www.nur.kz/1769736-unikalnye-nahodki-drevnosti-iz-karagandinskoj-oblasti-otpravili-v-ssa-i-aponiu.html Золотая чашка монгольской знатной женщины.1 балл
-
Ещё сделал добавление прежней моей карте. В этот раз добавлен место положение древнего уйгурского города Байбалык или нынешнее место на монгольском языке Бийбулаг или Бийбулаг балгас. И фото остатков стены Бийбулаг - Байбалык. И для всех этих мест которые показаны на карте вверху я сделал KMZ файл для Google Earth. Линк для скачивания: https://drive.google.com/open?id=1WqzQJcLXH_ZMI4sg4XdMYu2A4CI646aq Скачать архивирванный RAR файл, и распаковывать его а потом два раза нажимать на файле Old Uigur Cities.kmz тогда если у вас установлена программа Google Earth то сразу открывается отметки этих древних городов. Только у Х.з.х.ракат нет развалины видимой и я поставил флажок угадывая на основе того что на другом берегу реки Орхона напротив города Харахорума.1 балл
-
Здесь тоже есть место предположениям. В конце 15 века опасности взятия Казани русскими еще не было, значит не было и причин оставить свои территории. Но как раз в этот период начинается шейбанидское движение на Мавереннахр. Скорее всего это и стало причиной перемещения каракалпаков на юго-восток. К тому же, сами каракалпаки тогда же говорили, что на настоящее место пришли для разорения Бухары.1 балл
-
Как всегда у вас все слова и речь совершенно другие чем на северо-востоке (все не могу забыть как вы нечаянно проговорились про свой "майда" ): 1. У нас без разницы, духовно или материально. Я могу сказать: "Мен Karaganda'ға ай-сайын ақша салып болысып тұрамын" (Я каждый месяц помогаю Karagand'е отсылая ему деньги) или "Karaganda маған үй салуға болысты" (Karaganda помог мне построить дом). 2. У нас без разницы, как 2 капли или к родственникам. Всегда когда речь идет о сильно похожих внешне людях, мы говорим "аумайды" или "аузынан түсіп қалғандай" (букв: похож, как будто вылез из его/ее рта). "Айнымайды" никто в наших краях не говорит.-1 балл
-
Боже мой, это же была отсылка к вашему посту, в котором упоминается кислое молоко, некорректный перевод или еще что-то - мне это не интересно. а то, что шалап - это раствор айрана с водой, всем же понятно. болган шыгар енди с объяснениями очевидного.-1 балл
-
-1 балл
-
-1 балл
-
-1 балл
-
Побольше бы в этой и других темах заливать подобные этнографические труды о казахах кон. 18 - нач. 20 веков, лично я бы читал их взахлеб. А переписка юзеров, кто что ест и кто что пьет у меня, если честно, не вызывает этнографического интереса. Со своей стороны буду стараться заливать интересные сведения из имеющихся у меня этнографических трудов Ибрагимова, Букейханова, Красовского, Потанина, Коншина, книги некоторых из которых стали нынче библиографической ценностью.-1 балл
-
Шелк на казахском Жибек. Торқа - дорогая ткань, шелк. Скорее всего монголизм. Вы тут возможно правы-1 балл
-
Казахский язык (юго-западный говор): Шымшыур - щипцы. Шымшу - щипать. Казахский язык (северо-восточный говор): Шімшүір - щипцы. Шімшү - щипать. Халха-монгольский язык: Чимхүүр - щипцы. Чимхэх - щипать.-1 балл
-
Нет в казахском языке такого слова "ұрлықшы", это мифотворчество. Ұры - это и есть тот кто ворует, то есть вор. Ұры - это и есть прилагательное. Не надо выдумывать отсебятину "ұрлықшы". Ничего, с каждым бывает, просто учись казахскому языку, но не делай из себя последнюю инстанцию в казаховедении. Кстати это касается и лайкнувшего тебя s_kair'a, если он тоже считает это слово нормой. Это касается и другого члена вашей команды, Karagand'у, который обзывает меня "русскоговорящим", наивно полагая что знает язык лучше меня.)))-2 балла