Лидеры
Популярный контент
Показан контент с высокой репутацией 03/03/19 во всех областях
-
Традиционный воскресный обед нашей семьи, фото с пылу с жару: Сурленген ет, казы, карта, карын.2 балла
-
Здраствуйте, Камал! Я с вами полностью согласен! А насчёт поэмы Жиен Жырау "Уллы Тау", обязательно поищу в библиотеках Нукуса. Если найду, отсканирую и буду загружать сюда!2 балла
-
Это уже оскорбление. АКБ, ей-богу бала сияктысыз, стыдно перед другими нациями. Что вы со своими земляками то воюете, еркек болсаныз, токтаныз1 балл
-
Ну хоть от чего-то не шарахаетесь, уже прогресс). Тәте в Алм.обл.и части Жамбылской обл. примерно до Мерке - обращение к старшей женщине. От Тараза до Шымкента и далее - к старшему мужчине.1 балл
-
У нас широкое применение термина "тәте": - так обращаются к молодым женщинам старше тебя (по современному - татешка). - иногда так называют отца (в нашем Железинском районе это частое явление, я тоже так называл). - иногда так называют девочки, девушки своего старшего брата.1 балл
-
750-летие Золотой Орды: надо ли отмечать в Казахстане? В этом году в Татарстане будут отмечать 750-летие Золотой Орды. Политолог Айдос Сарым рассказал NUR.KZ, почему Казахстану также надо провести празднование этой юбилейной даты на официальном уровне. Напомним, что на курултае чингизидов в долине реки Талас (на территории современного Казахстана) в 1269 году было принято решение о распаде Монгольской империи и образовании Золотой Орды (Улус Джучи). «Я думаю, что да. Мы являемся наследниками Золотой Орды. Две ее столицы находились на нашей территории. Это часть нашей истории. Надо ее знать», - сказал Сарым, отвечая на вопрос о том, надо ли отмечать на официальном уровне в Казахстане 750-летие Золотой Орды. Политолог отмечает, что этногенез казахов происходил при ханах Улуса Джучи и завершился при потомках правителей Золотой Орды. «Там очень много пластов нашей истории с этим связано. Мы говорим, что ислам начал проникать на территорию Казахстана при караханидах, но реальное проникновение ислама произошло во времена Берке хана. Наше становление, наш этногенез происходил при ханах Золотой Орды, а окончательно был оформлен при потомках ханов Золотой Орды», - сказал Сарым.1 балл
-
Вот такие принципиальные вещи определяет традиционность. А не картошки, морковки. Тем более кухня народа очееь изменчива со временем. Сегодняшный наш нац напиток это чай.1 балл
-
Читал, что депортированные переселенцы на юге занимали свободную нишу хозяйствования, т.е., занимались овощеводством.1 балл
-
С.М. Дудин. МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург. 1899 год. Павлодарский уезд. Баян-аул. Саумал-коль, Джасыбай. Дуана - юродивый, странствующий отшельник, предсказатель. На юге - диуана.1 балл
-
Не у меня, а у всех казахов. Мейиз как и пияз - иранизм, жузим от того что десятками и сотнями на грузде. Диканшы, а не декхан - тож иранизм имхо. Жонышка и тд др слова, сарымсак тот же, для обозначения ягод и растений необязательно быть землепашцем.)))1 балл
-
Откуда тогда у вас специальная терминология (суару, кетпен, арық, дехканшылық, танап, көкөніс, жоңышқа, мейіз, жүзім и т.д. и т.п.) и устойчивые традиции и навыки? Не могла же она родиться за такое короткое время.1 балл
-
Опять мимо) к юзеру Almaty не имею никакого отношения, кроме того, что мы скорее всего земляки. Не ищите чёрной кошки в тёмной комнате, её там нет. Вам везде мерещатся коллективные заговоры?) Не пора ли забить тревогу?). Вспоминается анекдот про "Не..ёт (непечатное слово, синоним не колышит), вброд пойдём" забейте в гугле, оч смешной). На сч астау. Может быть и действительно наше, хз. Но первый раз увидел в гостях в Кокшетау в середине двухтысячных, врать не буду, понравилось. Действительно, красиво и эстетично, резной орнамент и т.п. Заказал себе несколько, разных размеров, кстати за немалые деньги. Потом, когда звали гостей на наш традиционный Ет) без овощей) но со спагетти и с "конскими колбасками казы") и в подаче на тех самых астау, был настоящий фурор. После этого стали заказывать многие, даже стало модным, ну действительно красиво и нарядно. Замечу, до этого здесь ни разу такого не видел, и никто не видел.1 балл
-
К тому же всегда монголоведами наверх выпячивались монгольские слова, но намеренно не афишировалась масса остальных тюркских слов из жизни Чингизхана и всех татарских племен. Их очень много, гораздо больше собственно монгольских лексем (даже если они не выдуманы и не искажены). Тюркологи молчали в тряпочку, хотя причин для их работы было очень много. Почему? Да потому что обширная история татарских племен была отдана в распоряжение монголоведам и монголоязычным народам. На вскидку несколько таких примеров, причем очень важных для человека в повседневной жизни. 1) Чингизхан в молодости носил чуб, который называл по-тюркски "кäкл". Если бы его родным языком был монгольский, то он называл бы его "тав үс" или "самбай". Читаем у Рашид ад-Дина: "... Однажды в молодые годы Чингиз-хан встал на рассвете, а в его чубе [какул] уже побелело несколько волосков." 2) Еду, которую он ел на протяжении всей своей жизни, он также называл по-тюркски "аш". Если бы родным языком Чингизхана был монгольский, то он называл бы его "хоол" или "идээ". Читаем у Рашид ад-Дина: "... На следующий день, ранним утром, когда они ели пищу [аш]." 3) Летоисчисление Чингизхан вел тюркское, циклами по 12 лет, переходный год из одного такого цикла в другой считался и сейчас у казахов считается опасным для здоровья и жизни. Получается, что Чингизхан умер как раз в такой год, что прямо подчеркивает летописец со слов информаторов татар. Читаем у Рашид ад-Дина: "...Продолжительность жизни Чингиз-хана была семьдесят два тюркских года." 4) Чингизхан пожелал, чтобы его похоронили в заповедном месте в одной из горных долин в верховьях Иртыша на западных склонах Алтая, которое он также называл по-тюркски "корук".1 балл
-
Нет конечно, не носят. Казахи почти все порастеряли за 20 век. Вместо того, чтобы возродить эту замечательную древнюю традицию, даже в объявленный в прошлом году "Год культурного возрождения" (Рухани жаңғыру), все женщины на торжества надевают обычные платки разных расцветок, не обязательно белые. И не в угоду нашим исконным традициям, а по требованиям ислама. Есть лишь одно отличие, южанки завязывают платки его по своему (скручивая концы трубочкой на лбу), северянки по своему (по обычному завязывая концы под подбородком или на затылке). Жаулыки-Кимешеки, причем без разбора их региональных разновидностей (о них никто до меня не знал, не писал и даже сейчас не подозревает, точно также как Arсен все время не хочет поверить в это ), надевают только на театрализованное мероприятие Навруз. Кто на что горазд. Но как обычно (и во всем в Казахстане) доминирует южная разновидность - Кимешек - с тюрбаном наверху. Северо-восточный и восточный преданы забвению, хотя ведь тоже изящные. Даже умудряются одевать кимешек на детей, хотя он исконно головной убор замужней женщины! Никто ничем не интересуется, даже историей своего родного края, поэтому у нас в Павлодаре на праздник Навруз или Кымыз мурундык женщины надевают для сцены не родной местный Акж жаулык (северо-восточный вид), а юго-западный Кимешек с тюрбаном наверху: Но возможно моя тема когда-нибудь для кого-нибудь и послужит точкой для возрождения забытого убора. По крайней мере надеюсь на это.1 балл
-
Прикол в том, что если почитать вот эту информацию https://e-history.kz/ru/contents/view/413, то северные казахи 18-19вв. не чурались земледелия, правда, больше вынужденно. Выдержка из этого источника: Места, удобные для хлебопашества, находятся на Тоболе, Тургае, Ишиме, в горах Каркаралы. Шангин упоминает «о пашнях киргизских по очищенным от камыша берегам озера Кургальджина и Нуры» Источник: https://e-history.kz/ru/contents/view/413©1 балл
-
Во-первых, может некоторая часть и начала раньше возделывать, так называемые бедняки без скота . Во-вторых, на юге очень много узбеков и даже есть таджики в том же Сайраме. Так что не все однозначно1 балл
-
1 балл
-
Не думаю, а знаю. Это очень долгая и нудная история, связанная с посадкой бывшего зам главы администрации президента Остальное в мемуарах :-)1 балл
-
Чем оскорблять своих дискуссантов, дорогой mechenosec, лучше давайте разберем ваши любимые словечки из "Краткой истории" Киракоса Гандзакеци. Правда вы всегда вырываете слова из контекста всегда приводя избирательно 3 - 4 примера, мол "нохай, чина, наран, сара". Во-первых, нельзя сбрасывать со счетов очень важное замечание ув. Zake про исправления данного эпизода текста советским (бурятским) монголоведом Г.Д. Санжеевым. До получения беспристрастного перевода всего текста кто может гарантировать, что не имело место удаления, замены или искажения слов? Во-вторых, надо смотреть кем были по своей этничности и языку информаторы Гандзакеци, потому что ими могли быть кто угодно, например, представители тех же монголоязычных киданей или лесных ойратов. В третьих, даже краткий анализ результата обработки Г.Д. Санжеева показывает, что не все так просто с этими словами, я сейчас пройдусь по ним. С сразу же считаем очки: Бог - Тангри (казахи - Тангри; халха монголы - Тэнгэр, Бурхан, счет 1 - 0) Человек — Эрэ, Аран (казахи - Эр, т.е. Ер; халха монголы - Хүн, счет 1 - 0) Женщина — Эме, Апджи (казахи - Катын; халха монголы - Эмэгтэй, Эхнэр, счет 0 - 1) Отец - Эчка (казахи - Аке; халха монголы - Эцэг, Аав, счет 0 - 0) Мать — Ака (казахи - Ана, Шеше; халха монголы - Эх, счет 0 - 0) Брат — Ага (казахи - Ага; халха монголы - Ах, Дүү, счет 1 - 0) Сестра — Акатчи (казахи - Апа, Карындас; халха монголы - Эгч, Охин дүү, счет 0 - 0) Голова — Тирон (казахи - Бас; халха монголы - Толгой, счет 0 - 0) Глаза — Нигун (казахи - Көз; халха монголы - Нүд, счет 0 - 0) Уши — Чикин (казахи - Кулак; халха монголы - Чих, счет 0 - 1) Борода — Сахал (казахи - Сакал; халха монголы - сахал, счет 1 - 1) Лицо — Йюз, Ниур (казахи - Йюз, т.е. Жүз; халха монголы - Нүүр, Царай, счет 1 - 1) - здесь явно к очевидному тюркскому "йюз" приписан кем-то "ниур" Рот — Аман (казахи - Ауз; халха монголы - Ам, счет 0 - 1) Зуб — Схур, Сидун (казахи - Тіс; халха монголы - Шүд, Араа, счет 0 - 0) Хлеб — Отмак (казахи - Отпек, Нан; тюрки - Отмак; халха монголы - Талх, калмыки - заимствование Өдмг, счет 1 - 0) Бык — Окар (казахи - Бука, Өкір - мычание быка, Өкіреш - перен. Бык; халха монголы - Бух, Үхэр - крупный рогатый скот, счет 1 - 1) Корова — Унэн (казахи - Сыйыр, Ірі қара; Енеке - ласковое поэтическое название коровы; халха монголы - Үнээ, счет 1 - 1) Баран — Гойна (казахи - Кой; халха монголы - Хонь, счет 1 - 0) Ягненок — Гурган (казахи - Козы, Кошакан, Баглан; халха монголы - Хурга, счет 0 - 1) Коза — Иман (казахи - Ешкі, малдың Яманы, т.е. Жаман; халха монголы - Ямаа, счет 1 - 1) Лошадь — Мори (казахи - Ат, Жылкы; халха монголы - Морь, Адуун, счет 0 - 1) Мул — Лоса (казахи - Кашыр, Аласа ат - карликовая, маленькая лошадь; халха монголы - Луус, счет 1 - 1) Верблюд — Таман (казахи - Түйе, тюрки - Төвө; халха монголы - Тэмээ, счет 1 - 1) Собака — Нохай (казахи - Ит; халха монголы - Нохой, счет 0 - 1) Волк — Чина (казахи - Каскыр, Бөрө; халха монголы - Шоно, счет 0 - 1) Медведь — Айтку (казахи - Айу; халха монголы - Баавгай, счет 1 - 0) Лиса — Хонкан (казахи - Түлкү; халха монголы - Үнэг, счет 0 - 0) Заяц — Таблга, Тула (казахи - Коян, Толай; халха монголы - Туулай, чандага, счет 1 - 1) Курица — Тахеа (казахи - Таук; халха монголы - Тахиа, счет 0 - 1) Голубь — Кокучин (казахи - Көгөрчин, т.е. Көгершін, халха монголы - Тагтаа, Хүүрэгэнэ, счет 1 - 0) Орел — Буркуи-гуш (казахи - Буркут кус, тюрки Буркут куш; халха монголы - Бүргэд шувуу, счет 1 - 0) Вода — Усун (казахи - Су; халха монголы - Ус, счет 1 - 1) Вино — Тарасун (казахи - Шарап, Кызыл арак; халха монголы - Дарс, Сархад, счет 0 - 1) Море — Наур-Тангыз (казахи - Тенгіз; халха монголы - Тэнгис, счет 1 - 1) Река — Моран-уланСу (казахи - Су, Өзөн; халха монголы - Мөрөн, счет 1 - 1) Меч — Иолту (казахи - Кылыш, Канжар, Семсер; халха монголы - Илд, Сэлэм, счет 0 - 1) Лук — Ныму (казахи - Садак, Саржа; халха монголы - Нум, счет 0 - 1) Стрела — Сыму (казахи - Ок, Джебе; халха монголы - Сум, Годил, счет 0 - 1) Царь — Мелик (казахи - Кан, Хан; халха монголы - Хаан, счет 0 - 0) Патрон — Ноин (казахи - князь, господин Ноян; халха монголы - князь, господин Ноён, счет 1 - 1) Великий патрон — Екка ноин (казахи - Улу ноян; халха монголы - Их ноен, счет 0 - 1) Страна — Эл, Иркан (казахи - Эл, т.е. Ел, Улус; халха монголы - Орон, Улс, счет 1 - 0) Небо — Гога (казахи - Көк; халха монголы - Тэнгэр, Огторгуй, счет 1 - 0) Солнце — Наран (казахи - Күн; халха монголы - Нар, счет 0 - 1) Луна — Сара (казахи - Ай; халха монголы - Сар, счет 0 - 1) Звезды — Сарга, Хутут (казахи - Жулдуз; халха монголы - Од, счет 0 - 0) Свет — Отур, (казахи - Жарык, Нур; халха монголы - Гэрэл. Гэгээ, счет 0 - 0) Ночь — Сойни (казахи - Түн; халха монголы - Шөнө, счет 0 - 1) Писцы — Битикчи (казахи - Битикчи, т.е. Бітікші, Жазушы; халха монголы - Бичигчээн, Зохиолч, счет 1 - 0) Сатана — Барахур, Элэп (казахи - Сайтан, Шайтан; халха монголы - Шулам, Шулмас, счет 0 - 0) и тому подобные варварские названия, которые в течение многих лет были нам неизвестны, а теперь поневоле стали известны . Подводим итоги конкурса: Аналогии с казахским языком - 23 Аналогии с халха монгольским языком - 28 А теперь смотрим на самый верх, где я оговорился по правкам Г.Д. Санжеева и про информаторов Гандзакеци. После выяснения этих замечаний результат может быть совершенно иным и совсем не в пользу монгольского языка... Все же мое вчерашнее предположение, что язык татарских племен был тюркским, но с примесями монгольских терминов, имеет почву. Монгольских слов тюрки татары могли нахватать у себя на прежней родине, в Северном Китаем, откуда они в первой половине 11 века массово мигрировали на территорию современных округа Алтай Или-Казахского автономного округа КНР, в ВКО Казахстана и частично дошли до Семиречья. Не даром арабо-персидские летописцы на первых порах устойчиво называли их "неверными тюрками" или "тюрками Китая", "тюрками Чина" (тюрк ас-Син). На новой родине (Могулистан, Уйгуристан, Монгол улус, Татария западнее Алтая и верховий Иртыша) они со временем порастеряли и забыли эти чуждые лексические единицы из прошлой родины и стали иметь чисто тюркский язык, который мы наблюдаем у их прямых потомков - у казахских и других одноименных племен (найман, меркит, керей, джалаир, уйсин, дулат, кунгират и др.). Но соглашаюсь с тем, что поначалу, в 11 - 13 веках монгольская терминология у них явно присутствовала. От фактов никуда не денешься.1 балл
-
Думаете все таки полит. причины? Не хотят раздражать сев. соседа ? Я думал, что все таки дело в инерционности мышления...1 балл
-
Исчезновение «монголо-татарского ига» из учебников и отказ от единого учебника истории — уступка Татарстану? Из российской школьной программы исчезло понятие «татаро-монгольское иго». Этого термина нет в новых школьных учебниках по истории. Такие нововведения сделаны в трех линиях учебников с 6-го по 10-й классы. Они созданы вместо единого учебника истории, поручение разработать который было дано главой государства. Все старые учебники истории уже исключены из федерального перечня рекомендованных к изучению. Как заявил представитель издательства «Дрофа», выступая в Казани на пресс-конференции, отказ от термина вызван «восстановлением исторической справедливости». Вместо «ига» будет употребляться формулировка «зависимость от Золотой Орды». Также в новых учебниках не стали разделять Февральскую и Октябрьскую революцию, объединив их в одну Великую революцию 1917 года, отмечает газета «Вечерняя Казань». Напомним, в 2013 году Владимир Путин озвучил идею создания «единого учебника истории». Аргументом в пользу отказа от возможности свободного выбора пособий учителями стало то, что в учебниках не должно содержаться разного толкования одних и тех же исторических событий. Однако, как посчитали разработчики программы, создание единственной линии учебников по истории невозможно с точки зрения законодательства: Конституция и закон об образовании подразумевают вариативность обучения. Напомним, что ранее депутаты Госсовета Татарстана высказались против введения в России единого образовательного стандарта и единого учебника по истории. Глава комитета по науке, культуре, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев заявил, что эта инициатива «может повлечь негативные последствия для всей системы образования и особенно для национального образования». Отметим, что Татарстан использует свою, весьма своеобразную трактовку истории России.1 балл
-
Это социальный конструкт 20 века. Если вы помните советские учебники там везде писали про героическое сопротивление народов СССР "монголо-татарам"1 балл
-
О, это же наши феттучини ручной работы, никаких магазинных! Только опять ошибочка, Талдык не причём, это традиционная подача смежных районов Алматинской и Жамбыльской областей. И да, без овощей, и обычный табақ, видите да? Никаких северных астау)).1 балл
-
У вас гости делает ли бата барашку перед зарезом? Вот это является более показателем традиционности а не картошки морковки.1 балл
-
Давно ведь говорил что сам этноним ни о чём не говорит. Хунгираты- монголы Монголии , и Конраты - тюрки Ср Азии это две большие разницы, местные парни были включены в состав пришлого монгольского племени, хотя по факту были кыпчаками , черными клобуками и другими.Со временем даже стали большинством, там от оригинальных хунгиратов и не осталось ничего, это касается и других племён. Ваша внешность яркое подтверждение этому.1 балл
-
1 балл
-
Лук на чисто казахском будет - жуа. Пияз - это иранизм. Для информации - дикий чеснок, сарымсак по казахски Ареал распространения: Ареал чеснока (Allium sativum L.) Ниже карта распространения других видов дикого чеснока:1 балл
-
При чем здесь мой регион? Торгайцы и Костанайцы заставили вас прогнуться под юг, получается))1 балл
-
многие казахи комплексуют. поэтому в народе популярна байка про голубоглазых предков, подпорченных монголами (или джунгарами)1 балл
-
1. Не считаю стихотворение великим, как и стихи про сталина и ежова. 2. Это не чудачество а служба, он работал по заданию партии на Жамбыла. Вот и делал все что от него требовали. Вот НАН за 25 лет написал огромное количество книжек и докладов и статей. Думаете сам он писал и почему его чудаки спичрайтеры такие великие произведения себе не оставили, ведь они могли сделать их небожителями?1 балл
-
Almaty, ты неисправим, даже в новом обличии. Как обычно всё видишь вверх тормашками или через зеркало. У нас никто слова "астау" не слышал. Чашу для мяса мы исстари называем "табақ". Астау (чаша для мяса) - это чисто Алматинско-Джабульский местечковый термин: Пруффы в дополнение: Алматинская область. В тренде астау для бешбармака: https://kazpravda.kz/articles/view/v-trende-astau-dlya-beshbarmaka г. Алматы. Бутик национальной посуды астау: https://zoon.kz/almaty/shops/butik_natsionalnoj_posudy_astau/-1 балл