Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Samtat

    Samtat

    Пользователи


    • Баллы

      3

    • Постов

      4611


  2. Вольга

    Вольга

    Пользователи


    • Баллы

      2

    • Постов

      1574


  3. enhd

    enhd

    Пользователи


    • Баллы

      2

    • Постов

      7863


  4. Alee

    Alee

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      654


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 12/28/18 во всех областях

  1. Поздравляю всех из солнечной Монголии! *********** PS: Для анимации использовал ёлочку у стола моего компьютера снятого телефоном Самсунг J7.
    2 балла
  2. Уже почти целый год идут разборки на бешпармачную тему, причем эти разборки никакой ценности для этого исторического форума не имеют. Уже доболтались до того, что якобы казахи с Тараза не знают что такое шужык/казы. Админ уже столько раз закрывал эту кухонную тему. Но сами знаете кто любит ковырять эту избитую тему по новой и по новой, внося смуту и раздор. ну а какие могут быть претензии к Админу?
    2 балла
  3. Польские в кирасах это уже тяжеловооруженные. Но изначально лат и кирас у ранних гусаров не было. http://ludota.ru/vsadniki-chernoj-armii-2.html
    1 балл
  4. Эта работа в открытом доступе : https://www.researchgate.net/publication/329886912_An_Unusual_Burial_of_a_Xiongnu-Sarmatian_Era_Warrior_in_the_Western_Siberian_Forest-Steppe_Results_of_a_Paleogenetic_Analysis_in_Russian
    1 балл
  5. Как пишут исследователи, тот же Бобров, что именно ойраты привнесли в конный бой, что не только тяжелая кавалерия бьет копьями, но и легкие кавалеристы так же делают ставку на копейный удар. Вот и выносили всех в поля боя, от Китая до Кавказа.
    1 балл
  6. А вот только недавно узнал об этом. О том, что чугуевские казаки - это лучшая легкая кавалерия России я знал, но то, что калмыки принимали настолько активное участие в этом полку узнал недавно. Что бы рассказать о победных схватках легкой кавалерии с тяжелой хватит пальцев одной руки. А тут практически личный королевский полк кирасир покрошили. Очень может быть. Особенно в раннее время. Казачья традиция работать пикой по-восточному, то есть держа ее двумя руками, а не как в конце 19 века, по-уставному одной рукой. Эту картину написал французский художник-наполеоновский гусар. Тут он показал свое пленение казаками.
    1 балл
  7. Ну значит я перепутал его с другим. Но вроде похож. Шапочка такая же.
    1 балл
  8. А почему он тогда пишет о кимишеке? Вы как обьчно просто проигнорировали этот момент, выделив лишь жоолук.
    1 балл
  9. Мне этот человек кажется знакомым по другому форуму и вроде бы он был адай.
    1 балл
  10. Так это форум же. Ок, не буду цитировать тему казы именно. Но на данном форуме очень много тем, где-то я согласен с вами, где-то нет. Если обидел - извините! Новый год без обид встречаем! Вас также с новым годом и новым счастьем
    1 балл
  11. При таком негативе в мой адрес советую вам больше не вступать со мной ни в какие дискуссии, а лучше вообще не читайте мои посты, игнорьте их. Так будет лучше и для вас, и для меня. К сожалению, вы этим своим сумбурным постом теперь навсегда потеряны для меня как собеседник. Можете даже не отвечать. Не хочу и не люблю ругаться. Аман болыңыз, с наступающим Новым годом вас и вашу семью!
    1 балл
  12. Я думаю корни у них разные. У мәйіт корень موت (МУТ) - умирать. У бейіт корень بيت (БИТ) - ночевать. Это арабские слова.
    1 балл
  13. Неправда. Приведенные мной ссылки и мнения этнографов отрицают это. Я не про 21 век, а про традиции прошлого - седла были кардинально разными. Для игры кокпар - кокборо возможно и удобно среднеазиатское седло. Но для войн навряд ли. Потому что лично для меня странно, как это Чингизхан и окружавшие его племена завоевали почти всю Евразию сидя на седле северо-восточного типа, без головки как на среднеазиатском седле?
    1 балл
  14. мы уже столько раз показывали вам Гавердовского, который пишет о "джаулуке" на западе Казахстана, район Мугоджарских гор. http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1800-1820/Gaverdovskij_Ja_P/text2.htm Описание женщин, их одежды и о воспитании детей Теперь время приступить к описанию женщин, которые здесь так часто уже встречаются нашим глазам. Вид их от мужского много отличен, они все суть среднего роста, лицо имеют круглое или широкое, с узкими глазами и плоским носом; сие происходит может быть оттого, что киргизцы всего более стараются брать себе в замужество калмычек, да и природные киргизки, дабы иметь плоский нос, то в молодости они его вдавливают: ибо сие между ними считается немалою красотою. Цвет кожи их смугловат, волосы имеют черные и длинные, а тело толстое; до 25 лет бывают довольно хороши, но потом становятся отвратительны. Для головного убора киргизки берут четыре и пять аршин тафты 36 или кисеи, называемой у их особенно урпяк, и сею сначала накрывают себе голову подобно как шалью, потом надевают стеганную на хлопчатой бумаге или войлочную шапку, которая будучи вышиною до восьми вершков, фигуру имеет подобную отрезанному конусу, но несколько к верху сдавленную. Верх шапки сей обвивают они узким до поларшина и в 3 аршина длиною куском кисеи же (Сие полотенце бывает более другого цвета от урпяка. На прилагаемом при сем рисунке литера Аизображает замужних женщин, а В – девок (см. рис. 4)), тафты или парчи; сию обвивку, вместе с шапкою, называют ДЖАУЛУК. Потом висящими концами наложенного прежде на голову урпяка перевертывают взад и вперед около головы и тем прикрепляют шапку, а остальные концы, обшитые [83] иногда позументом и бахромою, опускают вперед ниже пояса, а сзади свешивается оное из-под шапки во всю ширину материи, и закрывают иногда все плечи и половину спины. ДЖАУЛУКУ увивают они еще в ладонь ширины тесьмою или лентою, которых концы висят до самых колен.
    0 баллов
  15. Только увидел. Наверно все задаются тем же вопросом, что и у меня - почему на такое откровенное оскорбление не реагирует админ?
    -1 балл
  16. Момын, ты бы сперва русский язык выучил нормально, а потом уже лез со своими смешными оскорблениями. Не устал еще ругаться? Может быть хватит уже захламлять интересную тему?! Админ же сказал всем, что если есть жалобы, то пишите их в специальной опции для этого. А если не согласны с моей позицией, то опровергайте аргументами. Не понятно что ли?
    -1 балл
  17. Ув. Рустам, за грубейшие и неоднократные оскорбления в разных темах осталось только погладить Момына по головке, мол не обижайся. Прошу прощения, но такое складывается впечатление со стороны читая ваш с ним диалог.
    -1 балл
  18. Самые настоящие белые жаулыки северного и северо-восточного Казахстана!
    -1 балл
  19. 1) Я первым на личность не переходил! 2) No comment 3) Я этим и занимаюсь уже по которому кругу. Балагану конца и края не видно. 4)
    -1 балл
  20. Для вас, нисколько не ценящего казахскую культуру и историю, казахское разнообразие всего, в том числе жаулыков, кимешеков, видов конских седел и все остальное это конечно балаган. Но для меня - нет!!! Север и северо-восток Казахстана. 19 век. Документально подтвержденный факт моим утверждениям! Опись предметов, собранных Чнгисом Валихановым для Московской этнографической выставки 1867 года и Румянцевского музея. Не позднее 12 декабря 1866 г. Реестр вещам, отправленным в Москву на этнографическую выставку. Одеяние мужчин богатого состояния. 1. Колпак - летняя головная остроконечная шапка, обшитая позументом. 2. Тумак - зимняя шапка (одного образца) на лисьем меху, покрытая красным бархатом с бобровою опушкою. 3. Тюбетей, аракчин - остроконечная шапочка, обложенная бобром. 4. Джаргак - яга из черных жеребячьих шкур. 5. Чапан - канфовой халат на ситцевом подкладе. 6. Чамбар - шаровары козлиные желтые, вышитые, шелком. 7. Джейде - рубаха белого зону. 8. Дамбал - подштанники белого зону. 9. Итык - сапоги из красной юфты. 10. Кыся-бельбеу - пояс. 11. Чулгау - подвертки из бязи. Одеяние простых киргиз. 1. Тумак зимняя остроконечная шапка на меху из лисьих лап. 2. Тубетей - аракчин — остроконечная шапочка. 3. Джаргак - козловый желтый халат. 4. Каптал, чапан - халат. 5. Чамбар - шаровары козлиные желтые, вышитые шелком. 6. Джейде - рубаха из сарынчи. 7. Дамбал - подштанники из сарынчи. 8. Кызыл, итык - сапоги из красной юфты. 9. Ксе - пояс. 10. Чулгау- подвертки из бязи. Одеяние женщин (богатого состояния). 1.Саукеле - головной остроконечный убор (с кимичеком) из белого зону с принадлежностями. 2. Джавлык - головной убор из белого зону. 3. Куйлюк - платье (оно же заменяет и рубаху)! из шаги шелковой материи. 4. Дамбал - ситцевые подштанники. 5. Бильдемче - вроде юбки из полушелковой материи. 6. Курте - шелковый халат с стоячим воротником. 7. Бута, Шуи - халат на ситцевом подкладе. 8. Бильбеу - пояс шелковый красный. 9. Кибис, Масы - сапоги с плисовыми голенищами, калоши с каблуками. 10. Кистели, Тон - вышитый халат. 11. Байпак - чулки. Одеяние простых женщин. 1. Куйлек - платье из красной пестрой подчаи. 2. Дамбал - подштанники из бязи. 3. Чапан - халат. 4. Бильбеу - кушак. Как на голове, так и на ногах имеют подобное же одеяние как и богатые женщины, но гораздо (более) дешевой цены. Девицы носят то же самое одеяние кроме головного убора, они; носят на голове [богатые] бобровые шапочки с вышитыми верхушками кистью и пером и в ушах серьги, волосы заплетают в мелкие кос[ич]ки (женщины волос не показывают), девочки простые также заплетают кос[ич]ки, но не прячут их, а зимой (ходят) в мужских туспаках (шапках). Одеяние мальчика богатого отца. 1. Туспак - остроконечная шапка на лисьем меху, покрытая полушелковой материей. 2. Тубетей - аракчин. 3. Рубашка - из сарынжи. 4. Подштанники - из полосатой бязи. 5. Халат - из пестрой бязи подшаи. 6. Джаргак - черный, рукава с половины красного сукна, обложенные выдрой. 7. Шаровары - из красного сукна, нижки (очевидно, снизу. — М. М., В. П.) обложены выдрой. 8. Пояс - ременный с посеребренными бляхами. 9. Сапоги - выросковые, черные. 10. Подвертки. Одежда девочки. 1. Шапочка - бобровая верхушка вышитая с кистью и пером. 2. Халат - шелковый. 3. Халат - вышитый, из красного сукна. 4. Рубаха - из подшаи (бухарской материи). 5. Подштанники - из розовой сидцы. 6. Сапоги. 7. Чулпау - подвертки. Юрта (обустройство). О семи комнатах с чием при керегах принадлежащими кошмами и прочими украшениями, долженствующими быть по киргизскому обычаю, как-то: кровать, при ней двумя тикеметами (кошмы цветные), двумя коврами, двумя одеялами, двумя занавесами, двумя подушками, одна кошма на пол и покрывало. Коржын, двусторонний мешок. Посуда. 1. Саба - посуда в которой выквашивают кумыс. 2. Испек - палка, которой сбивают кумыс. 3. Суйретпе – (нет указания, для чего употреблялся этот предмет. — М. М., В. П.) 4. Турсук - из дымленой конины, в нем держат кумыс. 5. Кунек - подойник. 6. Саптаяк - с ручкой чашка деревянная. 7. Чора - большая чаша, в которую из сабы наливают кумыс и потом разливают :по чашкам и пьют. 8. Ожау - разливательный ковш. 9. Кап - мешок. 10. Табак (2) - блюдо. 11. Три чашки. Музыкальные инструменты и детские игрушки. 1. Сыбызги - медная дудочка. 2. Кобыз - вроде скрипки. 3. Тогыз-кумалак - 180 небольших шариков для ворожбы и игры. Конские приборы. Три седла - два для мужчин и одно для женщин со всеми принадлежностями, три узды и к одному мужскому седлу (кумыс-тартпа) посеребренный трок. Предметы киргизской орудии. 1. Айбалта - топорик на длинном черене. 2. Найза - пика. 3. Канжар - кинжал. 4. Садак - лук со стрелами. 5. Камча - плеть (две). 6. Ружье с фитилем, с пороховницей, дробницей, тут же огниво с кремнем. 7. Табакерка из рога. До поступления на верноподданство киргизы не имели меры (аршин и сажень), а заменяли меру шагами или руками; весы, гири и безмен тоже не употреблялись, а заменялись счетом чашек или один человек подымая рукою с земли мешок с тяжестью перпендикулярно - составляет пуд. Полковник Валиханов. ЦГА КазССР. Ф. 345. Oп. 1. Д. 874. Л. 38-41 об. Подлинник
    -1 балл
  21. -1 балл
  22. Думаю этот бред должен когда нибудь закончиться! Братья казахи, долго еще будете терпеть это издевательство над традициями казахов?! Ниже привожу статью, которая раз и навсегда должна закрыть эту тему и никакие дальнейшие фольк-хотелки не дадут развитию бурной фантазии фантазера! Дошло аж до того, что теперь мы сравниваем кимешеки наши с монашками католиков. Получается его "жаулыки" в кавычках ближе к платкам монашек чем собственно к остальным казахам! ЭТО БРЕД!!! Головной убор замужней женщины, родившей ребенка, состоял из нижней части -- покрывала и верхней -- тюрбана или женской чалмы. С начала XIX в. их делали только из белой ткани, но, по сведениям наблюдателей XVIII в., использовались и ткани других цветов. В Северо-Западном Казахстане (Уральская и Тургайская области) нижнее покрывало представляло собой сложенное треугольником квадратное полотнище, которое накидывали на голову, перекрещивая концы па груди или закидывая их за плечи. На остальной территории Казахстана и качестве нижнего убора служил кимешек -- капюшон с вырезом для лица, который, закрывая плечи, грудь, сзади углом спускался по спине, образуя сужающийся книзу «хвост» (куйрук). Среди кимешеков по деталям покроя, оформлению верхушечной части, длине и форме «хвоста», характеру украшений существует большое разнообразие. Некоторые отличительные детали, как, например, отдельно вшитая макушка, налобник, форма завершения наспинной части кимешека, не являются существенными при выделении устойчивых вариантов. Они могут совпадать у кимешеков, отличающихся основными конструктивными формами. Способ украшения кимешека отражал возрастные отличия. За основу выделения вариантов мы приняли общую конструкцию покроя. Наиболее архаичная форма -- орама кимешек -- зафиксирована в западных районах Акмолинской области у аргынов. По словам старых людей, такой кимешек носили еще в 20--30-х годах, но уже в начале XX в. он начал заменяться другой формой: это особым образом скроенный кусок ткани с щелью для лица, не сшитый, его закрепляли на голове. При ношении он не отличался от обычного кимешека, спереди полукругом закрывая грудь, а сзади спускаясь в виде длинной и широкой лопасти. Второй вариант обнаруживает генетическую близость к этой форме: он выкраивался из цельного куска ткани и сшивался одним швом, приходящимся сбоку, вырез для лица так же прорезался в виде щели. Такая форма сохранилась в Омском и Атбасарском уездах, на севере Аулиеатинского, в Чимкентском уезде у одного из племен Среднего жуза, жившего там (конграт). Кимешек конгратов отличался оригинальной деталью: макушка его не была зашита, спереди к ней пришивали обязательно неподрубленный прямоугольный кусок ткани, который и закрывал голову сверху. Разновидность этого же варианта встречается у кзылординских казахов; прямоугольный кусок ткани длиною вдвое больше ширины складывали по длине пополам и сшивали сторонами, прилегающими к сгибу. Получался квадрат с двумя слоями ткани; один служил наспинной частью кимешека, другой -- лицевой. Его несшитый нижний угол обрезали, придавая форму полукруга, а в верхнем углу вынимали отверстие для лица. Угол, приходившийся на макушку, немного срезали и материю по вырезу сосбаривали или пришивали, также в сборку, небольшой круглый лоскут (тебе)-- макушку. Покрои кимешеков, преобладавших у казашек Среднего жуза, вероятно, были связаны происхождением с описанным выше. Кимешеки шили из отдельно скроенных лицевой и наспинной части. В Северном и Центральном Казахстане лицевая сторона выкраивалась трапециевидной или треугольной, в верхней узкой части вырезалось отверстие для лица; наспинная, в форме неправильного ромба, обычно была длинной, достигая концом коленей или даже доходила до пят (1-я разновидность). В Восточном Казахстане кимешек был меньше по длине, а передняя часть представляла собой прямоугольник со скошенными верхними углами; к его боковым сторонам пришивалась близкая к квадрату наспинная лопасть (2-я разновидность). У племени истык Младшего жуза, локализованного на нижней Сырдарье, был своеобразный по покрою бурмел кимешек. Его лицевая часть выкраивалась как прямоугольник; нижняя, длинная сторона спускалась на грудь, а верхняя сосбаривалась и обрамляла лицо с боков, удерживаемая на голове завязками. Иногда к верхнему углу наспинном части пришивали шапочку-макушку. У казашек Южного Казахстана был наиболее распространен кимешек, скроенный из куска ткани, сложенной по длине пополам. У получившегося прямоугольника половину отрезали по диагонали и сшивали по срезу. Шов приходился на середину спины. Выкройка имела вид равнобедренного треугольника. Здесь делали вырез для лица, нередко пришивали отдельную круглую или овальную макушку и налобник. Для экономии ткани при раскрое обычно нижнюю, остроугольную часть «хвоста» сшивали из двух треугольных кусков, оставшихся при выкраивании основной части кимешека. Близок к этой форме другой вариант, распространенный там же, сшиваемый из двух одинаковых продольных частей соединительными швами на груди и на спине. Изучение различных приемов раскроя кимешека позволяет предположить, что этот убор имел две основных исходных формы: покрывало, накидываемое на голову, и кусок ткани, подвязываемый под подбородком. Границы этих групп вариантов покроя примерно совпадают с границами расселения казахов Среднего и Старшего жузов. Характер украшения кимешека находился в прямой зависимости от возраста. Самые нарядные были у молодых женщин. Лет с 30 считалось уже неприличным носить кимешек с украшением из серебра и бус, а пожилые, имевшие взрослых детей, ограничивались узенькой скромной вышивкой или строчкой из цветных ниток. Наибольшее внимание уделялось нарядному оформлению краев лицевого выреза, реже располагали украшения на нагрудной части и обшивали бахромой края «хвоста». Самым распространенным украшением была вышивка, ее дополняли нашивками из бус, кораллов, серебряных бляшек, с XX в. использовали серебряные монеты. Особенно нарядные кимешеки, по нашим источникам, были у казашек Семиречья. Обязательной частью украшения кимешека молодых женщин в Семиречье была довольно широкая полоса вышивки цветными нитками или канителью, обрамлявшая лицо вдоль щек и подбородка, а иногда и сверху. Дополнением служили ряды нашитых кораллов, бус, специально отлитых серебряных бляшек разного размера. Нагрудную часть только изредка окаймляли несложной вышивкой вдоль нижнего края. Одна из родоплеменных групп найманов -- кызаи (Джунгария) славилась яркой сложной вышивкой, располагавшейся вдоль лицевого выреза и на нагрудной части кимешека; никаких других материалов для украшения они не использовали. В Северном и Центральном Казахстане вышивки были попроще, чаще пользовались нашивками из кораллов, бус и серебра. В Южном Казахстане и на Мангышлаке, помимо вышивки, часто пользовались вышивками из яркой ткани или узорной тесьмы, на нарядные кимешеки нашивали серебро по швам нагрудной части, чаще использовали бахрому, которой украшали края нагрудной и наспинной частей. Верхнюю часть головного убора женщин составлял тюрбан, сделанный из большого куска белой ткани. Наиболее часто его называют жаулык, но в прошлом, очевидно, термин жаулык применялся ко всему комплексу головного убора замужних женщин, и многие пожилые казахи помнят именно общее его значение, поэтому к слову жаулык для обозначения тюрбана добавляют устинги (верхний). В Южном, Центральном, Восточном Казахстане его нередко называют шарши, буквально «квадрат» (по форме используемого для него полотнища). В Семиречье, на Алтае и в Синьцзяне тюрбан именуют шылауиш, в Южном и Центральном Казахстане выделяют тюрбан старых женщин под названием кундик. К 50-м годам тюрбан почти повсюду вышел из употребления, в музеях он хранится чаще в развернутом виде. Дополнительным источником служат иллюстративные материалы, позволяющие хотя бы предположительно определить способы накручивания и ношения тюрбана. В большинстве случаев для тюрбана сшивали квадрат из ткани, размером от 2X2 м и больше. Его складывали по диагонали, а затем отгибали полосу в 15, 20, 25 см шириной. Чаще складывали несколько раз, превращая в полосу из многих слоев ткани. Другая форма -- длинная, широкая полоса ткани, которая также складывалась в полосу нужной ширины. На юге Казахстана и в Семиречье пожилые женщины носили тюрбан из полосы ткани, причем размер ее должен быть таким, чтобы хватило на саван. На Мангышлаке сшивали ткань спиралью, иногда просто сшивали в длинную двуслойную полосу (бурама жаулык). У некоторых групп найманов в Семипалатинской обл. выкраивали треугольный платок с сильно вытянутыми концами, из которого делали тюрбан. Но две последние формы были редки и сочетались с более распространенным квадратным полотнищем. Разнообразие способов закручивания ткани на голове было очень велико, причем существовали большие различия в способе ношения, в зависимости от возрастной группы женщин. На территории бывшей Тургайской области молодые женщины в начале XX в. носили сулама или саукеле жаулык, который недаром носит второе название, поскольку по форме он восходит к саукеле. Основу его составлял плотный каркас из нескольких слоев бумаги или картона (в прошлом, вероятно, войлок) в виде довольно высокого усеченного конуса до полуметра высотой, обшитого тканью, конец которой сзади свободно спускался на спину. В первой половине XIX в. такой убор был свойствен всему Северо-Западному Казахстану. Внизу его обрамляли нашивками позумента, расшивали бусами, а с боков прикрепляли серебряные украшения. Женщины среднего возраста делали его пошире и пониже и носили без украшений. Пожилые женщины накручивали тюрбан без каркаса. Следы использования твердого каркаса для тюрбана молодых женщин прослеживаются у аргынов в бывшей Акмолинской области, но форма их была иной, более обычной: на голову наматывали витками полосу ткани, но подкладывали спереди бумагу, чтобы «держалась прямо». В восточной части Семиречья из картона или бумаги делали невысокую цилиндрическую основу, на нее наматывали ткань таким образом, что получался пышный тюрбан с мягкими вертикальными складками спереди и сложным узлом сбоку, от которого свисали свободные концы. Тюрбан прочно закреплялся с помощью булавок, одевали и снимали как шапку, храня в свернутом виде. В конце XIX в. преобладали тюрбаны без всякого каркаса, которые наматывались каждый раз при одевании горизонтальными рядами. Наиболее простая форма -- в Восточном Казахстане, в Лепсинском у. Семиречья: из сложенного вдвое квадратного полотнища отгибалась по диагонали полоса и в один оборот обводилась вокруг головы, сзади связывалась пышным узлом, узел чаще завязывался под платком, нижний свободный угол платка ниспадал на спину. Размеры полотнища были относительно небольшими. Для такой формы использовался и описанный выше выкроенный из ткани треугольник с удлиненными концами. В Южном Казахстане преобладала другая форма: квадрат ткани целиком складывался в полосу, ею дважды обводили голову, при втором обороте перекрещивая спереди. Сзади связывали концы, которые спускались на спину, иногда доходя до пояса. Молодые женщины обшивали концы бахромой и кистями. Иногда на спину спускался только один конец, другой пропускали через повязку и он свешивался слева за ухом. Широко распространена была «башнеобразная» форма, когда ткань, сложенная в полосу, последовательно накручивается на голову, а концы заправляются между витками или скрепляют повязку узлом сзади. Тюрбаны такой формы мы встречаем в Семиречье, в Аулиеатинском уезде, на Сырдарье и в Центральном Казахстане. Такую же форму имели тюрбаны пожилых женщин в западных областях. На Мангышлаке и в западной части Тургайской области бытовала ещё одна форма, которая как бы заменяла собой и нижний и верхний головные уборы. Материя так же складывалась в одну полосу, одним концом ее обводили голову снизу вверх и обратно, вокруг лица, а другой заматывали сверху горизонтальными рядами. Носили его только пожилые женщины. Изучение форм головных уборов казахов свидетельствует о сохранении территориальных различий в казахской одежде вплоть до XX в. Эти различия не очень значительны. Они сводились главным образом к деталям покроя одних и тех же видов головных уборов, распространенных у всех казахов. Очень немногие формы имеются в комплексе только одного или двух регионов. При картографировании головных уборов47 довольно четко выделяются три ареала: западный, включающий территорию от Букеевской орды до Тургая, от Оренбургских степей до Северного Приаралья, северо-восточный -- территория Акмолинской и Семипалатинской областей (область «сибирских киргизов») и южный -- от Семиречья до Сырдарьи. В каждом из них можно проследить остатки более узких территориальных групп, обладающих некоторыми особенностями в головных уборах: район Мангышлака -- в составе западного ареала, в северовосточном -- собственно Восточный Казахстан. Особое место занимает территория нижнего течения Сырдарьи, где встречаем довольно пестрое сочетание разных форм, присущих трем основным ареалам. Западный комплекс отличается следующими особенностями: наличие мужской и женской конусовидной шапочки с меховой опушкой (тебетей); распространение башлыка с отдельно выкроенными наушниками и назатыльником; нарядная девичья тюбетейка со спускающейся с верхушки лопастью; покрывало, одеваемое как нижний головной убор замужних женщин (отсутствие кимешека); тюрбан на твердом каркасе у молодых женщин; тюрбан из очень большого полотнища у пожилых, который заменял обычно нижнюю и верхнюю часть убора. На Мангышлаке формы очень близки, но нет свидетельств о существовании тюрбана на твердой конусовидной основе, отсутствует шапочка с назатыльной лопастью; наряду с квадратным полотнищем для тюрбана пользовались еще особо сшитым бурама жаулык. Комплекс головных уборов Северного, Центрального и Восточного Казахстана сближает с западным наличие шапочки тебетей и башлыка, но преобладает башлык с цельной лопастью. Нижний убор замужних женщин кимешек, мягкие тюрбаны. Собственно Восточный Казахстан несколько выделяется, особенно покроем кимешека, небольшим тюрбаном. Только здесь встречается башлык из цельнокроенных половин. В южной полосе Казахстана отсутствуют башлык и тебетей, широко распространен войлочный калпак из четырех клиньев. Преобладает кимешек из одной длинной полосы или двух треугольных частей. Тюрбаны в большинстве близки к формам, распространенным в Центральном и Северном Казахстане. Комплекс женских уборов восточной части Семиречья отличает своеобразный тюрбан на твердом каркасе. В Казалинском и Перовском уездах (современная Кзыл-Ординская обл.) мы встречаем большое разнообразие в головных уборах: покрывало и кимешек нескольких вариантов, присущих и северо-восточному и южному ареалам, один вариант кимешека встречается только на этой территории. Тюрбаны мягкие. В комплекс мужских уборов входит башлык, близкий к форме, преобладавшей в северо-восточном ареале. Сравнение границ территориальных различий в формах головных уборов с картой родо-племенного расселения казахов начала XX в. свидетельствует об их совпадении, хотя и не абсолютном. Основные ареалы приблизительно соответствуют территориям Младшего, Среднего и Старшего жузов, хотя на Тургае, например, который входит в западный ареал, проживало довольно много казахов, относящих себя к племенным группам аргынов и кипчаков Среднего жуза. Некоторые особенности внутри крупных ареалов прослеживаются в таких районах, где жила довольно компактная родоплеменная группа: найманы в Восточном Казахстане, адаи на Мангышлаке, албаны, жалаиры и суаны в восточном Семиречье. Сочетание форм, свойственных разным территориальным комплексам на территории нижней Сырдарьи, также не случайно, так как это район стыка и совместного проживания всех трех казахских жузов.
    -1 балл
  23. вам сколько уже этих пруфов давали. русские исследователи достаточно хорошо изучили запад и север, юг же не так хорошо изучен был. так на западе в источниках так же упоминается жаулык, вам уже несколько раз это показывали, но вы это предпочли не заметить
    -1 балл
  24. уже по фотографии человека определяете какого он роду племени? или адайцы по вашему мясо не едят, в только овощи с рыбой?
    -1 балл
  25. Зря скрежещешь зубами, только зря эмаль повредишь. У меня раньше была ссылка на это фото, просто я не могу ее найти. А предположил я конечно же по виду бешбармака, потому что он везде совершенно разный, по их видам даже можно угадывать где производилась съемка. На фото самый типичный северный беш, в этом не может быть сомнения. А вы поищите источник фото сами и может быть у вас получится тогда меня разоблачить в страшном преступлении, грехопадении или даже бешбармакопадении.
    -1 балл
  26. Zake, чингизиды Валихановы - это север Казахстана, Аманкарагайский внешний округ Омской области. Жаулык - это север и восток Казахстана. Жаулык - это примерно территория Среднего джуза. Головного убора кимешек и его названия здесь никто не знал и сейчас не знает. Кимешек - это юг и запад Казахстана. Кимешек - это примерно территория Старшего и Младшего джузов. Кимешек совершенно другой головной убор. Я вашу группу южан (Arсен, Almaty, Zake - из Алматы, Момын - из Шымкента) честно не понимаю чего вы хотите от меня. Хотите навязать другим регионам южный кимешек и отнять у них жаулык? Или наоборот, претендуете на северо-восточный жаулык и отказываетесь от кимешека? То же самое про конские седла. То же самое про бешбармаки и казы. Түсінсем бұйырмасын - убей, но не врубаюсь чего ваша группа жаждет.
    -1 балл
  27. не понял, а в Мангыстау что мясо уже не едят?
    -1 балл
×
×
  • Создать...