Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Аrсен

    Аrсен

    Пользователи


    • Баллы

      6

    • Постов

      5179


  2. кылышбай

    кылышбай

    Пользователи


    • Баллы

      4

    • Постов

      11005


  3. Bas1

    Bas1

    Пользователи


    • Баллы

      3

    • Постов

      3853


  4. Ермолаев

    Ермолаев

    Пользователи


    • Баллы

      3

    • Постов

      2560


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 04/07/18 во всех областях

  1. Что хотели наши предки от своих потомков после их смерти, то и нужно делать. Наши предки не были ярыми мусульманами, а совмещали с тенгрианством. Поэтому и почитать их нужно по их предсмертным желаниям. Да, уже чисто языческие обряды они не приемлют, но и арабские тоже.
    2 балла
  2. У казахов тенгрианские обряды сплошь и рядом. Только вот в последнее время к сожалению не без участия мусульманского духовенства они исчезают.
    2 балла
  3. Не знаю куда можно вписать, но пусть будет как антропологический материал, что ли. Монголы XIII века активно устанавливали "каменных баб" (монг. "баримал" - статуя; от монг. "бари-ха" - строить; устанавливать; возводить), причем в определенной части своей империи - в Восточной Монголии. Баяр Д. Иконографические и художественные особенности каменных изваяний средневековых монголов Антропоморфные каменные изваяния, являющиеся одним из важнейших памятников материальной и духовной культуры кочевников, встречаются по всей территории Монголии, начиная с отрогов Хингана на востоке и вплоть до Алтайских гор на западе. Начало научных исследований каменных изваяний Монголии следует связывать с деятельностью Г.Н. Потанина — организатора нескольких научных экспедиции по Монголии. В его трудах содержатся первые описания и тщательные зарисовки каменных изваяний и оленных камней, обнаруженных им в Западной Монголии. [1] Затем в изучении каменных изваяний Монголии внесли свой вклад В.В. Радлов, Н.М. Ядринцев, Д.А. Клеменц, Г.И. Боровка, В.А. Казакевич, Л.А. Евтюхова, Л. Йисл, Н. Сэр-Оджав, В.Е. Войтов, И. Эрдели. Д. Цэвэндорж, Ю.С. Худяков, Г. Мэнэс, В.Д. Кубарев и др. К настоящему времени во всех аймаках МНР известно более 500 [2] изваяний, большинство из которых относится к древнетюркскому периоду, которые также широко распространены на сопредельных территориях России и Среднеазиатских республик [3] и КНР. [4] Достоверность датировки древнетюркских изваяний никем не оспаривается благодаря результатам многолетних, систематических исследований археологов. Среди всех каменных изваяний Монголии особое место занимает исключительно оригинальная группа памятников, распространённая главным образом в восточных районах Монголии. Здесь же отметим, что данный тип памятников, который давно стал известен среди исследователей, долгое время считался каким-то особым, локальным вариантом древнетюркских изваяний. [5] Только в последние годы, в результате целенаправленного и систематического их изучения, была выдвинута новая точка зрения относительно хронологии к этнокультурной принадлежности данных памятников. Детальное исследование всех реалий этих изваяний в сравнении с подобными памятниками из других регионов Евразии, со сведениями письменных источников, археологическими и этнографическими данными и также материалы раскопок убедительно доказали, что исследуемая нами группа изваяний является паамятником периода Монгольской империи XIII-XIV вв. [6] Ареал распространения данной группы памятников, которые впервые были обнаружены в Дариганге — районе, расположенном на юго-востоке Монголии, постепенно расширяется по мере увеличения интенсивности археологических исследований. Так, к настоящему времени изваяния подобного типа известны, кроме Сухэ-Баторского аймака (в пределы которого входит и район Дариганга), в Восточном, Хэнтэйском, Восточногобийском и Среднегобийском аймаках, а совсем недавно они были обнаружены в Центральной (Убурхангайский и Центральный аймаки) и Западной (Гоби-Алтайский аймак) Монголии. Таким образом, в данный момент западной границей распространения изваяний этого типа можно признать Гоби-Алтайский аймак, расположенный на юго-западе Монголии. Тут следует отметить, что изваяния подобного типа так же были обнаружены в немалом количестве на территории Шилийнгольского аймака Внутренней Монголии. [7] Большой интерес вызывает и то, что бурятский исследователь Б. Дашибалов исследовал могилу с каменным изваянием, которая относится к XII-XIII вв. Поскольку такие изваяния впервые были обнаружены в Восточной Монголии, а также исходя из того, что основная их масса концентрируется именно в этом районе, наиболее приемлемым на наш взгляд является определение их как «изваяния восточномонгольского типа». При тщательном, визуальном исследовании этих изваяний был обнаружен комплекс особенностей, отличающих их от хорошо известных в археологической науке древнетюркских статуй. Это — иконография изваяний, тип реалий, а также форма и конструкция сооружений, на которых установлены изваяния. Как известно, древнетюркские изваяния всегда ставились с восточном стороны четырёхугольной оградки из плит, которая, как правило, сопровождается длинной цепочкой вертикально поставленных камней, так называемых балбалов. Каменные изваяния восточномонгольского типа не имеют ни оградок, ни балбалов. Они устанавливались на круглых каменных насыпях, имеющих диаметр 5-10 м и высоту 0,4-1 м. По иконографическим особенностям эти памятники также резко отличаются от древнетюркских скульптур, которые, главным образом, изображаются в виде стоящих людей. В настоящее время известны 67 изваяний восточномонгольского типа, из них 51 расположены в Сухэ-Баторском, 5 — в Восточном, 3 — в Среднегобийском, по 2 — в Центральном, Убурхангайском, Гоби-Алтайском, по 1 — в Хэнтэйском и Восточногобийском аймаках. Все изваяния восточномонгольского типа можно подразделить на 2 основные группы — изображение всей фигуры полностью и частичное изображение фигуры (рис. 1 и 2). Далее — изваяния I группы делятся на сидящих и стоящих, как и половецкие статуи, хотя количество стоящих фигур сравнительно небольшое. Из 48 фигур, изображённых полностью, 43 выполнены в виде сидящего человека. Из всех этих фигур на 29 изваяниях хорошо видны сиденья типа кресел со спинкой, которые ни в одном случае не были зафиксированы на древнетюркских изваяниях. У остальных форма сиденья недостаточно хорошо обработана. Отсюда следует, что главной особенностью иконографии восточно-монгольских изваяний, кроме полной человеческой фигуры, является также и сидячая поза, которая нетрадиционна для древнетюркской скульптуры. Как показывают материалы исследований каменных изваяний древнетюркского периода, одной из иконографических особенностей памятников данного типа является крайне редкое изображение ног. Ноги изображены на некоторых Хушо-Цайдамских изваяниях и так же на отдельных фигурах, обнаруженных в различных районах распространения данного типа памятников. Число таких фигур несравненно меньше, чем остальная масса древнетюркских изваяний, выполненных без изображения ног. Так, из 92 изваяний из Монголии и Южной Сибири, опубликованных Л.А. Евтюховой, всего 4, [8] а из 145 семиреченских фигур, опубликованных Я.А. Шером, только 3 имеют изображения ног. [9] Среди 58 тувинских изваяний, которые были исследованы А.Д. Грачом, [10] и 256 алтайских изваяний, опубликованных В.Д. Кубаревым, [11] не было зафиксировано ни одной фигуры с изображением ног. В отличие от древнетюркских статуй, одним из главных отличий иконографии восточномонгольских скульптур является именно чёткое выделение ног. Из 67 изваяний восточномонгольского типа, известных к настоящему времени, на 36 фигурах — как стоящих, так и сидящих, видны ноги, которые изображены обутыми в сапоги. Заметно выделяется среди остальных по манере исполнения одно изваяние; выполненное в виде бюста. У этой фигуры подчёркнуто не изображены ноги и сиденье, на уровне пояса скульптура завершается, а внизу сделан специальный постамент (рис. 2-3). Также одним из элементов иконографии изваяний является положение рук. Для различных типов каменных скульптур Евразии присуще определённое положение рук, держащих сосуд. Так, характерной особенностью положения рук древнетюркских изваяний является асимметричное положение, т.е. изваяние держит сосуд в одной руке, а уйгурские и половецкие изваяния имеют симметричное положение рук, т.е. изваяние держит сосуд двумя руками. На исследуемых нами памятниках, мы наблюдаем в большинстве случаев асимметричное положение рук. Из 48 фигур, изображённых полностью — 45, а из 23, имеющих частичное изображение, 12 имеют асимметричное положение рук. Симметричное положение имеют 3 фигуры из полностью изображённых и также 3 из частично изображённых изваяний. Из всех фигур, имеющих изображение сосуда, 52 держат сосуд в правой, и только 3 в левой руке, кроме того, 5 изваяний держат сосуд двумя руками. Только одно изваяние, изображённое полностью в виде стоящего человека со сложенными на животе руками, не имеет сосуда. Таким образом, для иконографии изваяний восточномонгольского типа наиболее характерны сидячая поза и асимметричное положение рук. По положению рук они больше подходят к иконографической традиции древнетюркских изваяний. Вместе с тем иконографии изваянии восточномонгольского типа вовсе не характерны стилистические особенности, присущие древнетюркской скульптуре. Это, прежде всего, подчёркнутая манерность и изящность пальцев и кисти рук древнетюркских изваяний, которая, по мнению исследователей, отражает влияние согдийского и буддийского искусств. [12] Кисти рук на изваяниях восточномонгольского типа изображались полностью охватывающими ножку сосуда, при этом четыре пальца расположены в горизонтальном положении, а один большой палец противопоставлен остальным. Следует также отметить, что на этих изваяниях полностью отсутствует такой широко распространённый изобразительный приём древнетюркского искусства, как изображение носа и бровей одним сплошным рельефом в виде буквы «Т», имеющий различные варианты, [13] и стилизация бровей, являющаяся специфической тюркской манерой. [14] Для группы изваяний восточномонгольского типа характерны не только мужские фигуры, но и женские фигуры. Если мужские фигуры, составляющие большинство из всех изваяний, характеризуются такими признаками атрибуции, как головной убор с округлой тульёй и толстыми оторочками, особые причёски (рис. 3) неоднократно отмечаемые средневековыми путешественниками, посетившими Монголию в XIII в. [15] ременный пояс с фигурными бляшками и подвешенными к нему сумочками (рис. 1- 1), то женские выделяются чётко выделенными грудями, имеют некоторые отличия в трактовке фигур, в оформлении одежды, в головном уборе (рис. 4- 1, 2). Особо примечательным является то, что на изваяниях с подчёркнуто женскими признаками имеется остроконечный головной убор, который можно идентифицировать со своеобразным головным убором замужних женщин XII-XIV вв., т.н. «богтагом», многократно описанным в источниках [16] и часто изображаемым в произведениях искусства указанного периода. [17] Это подтверждается наличием на трёх изваяниях височной подвески в виде соединённых между собой ромбиков, точные аналогии которых имеются на портретах императрицы Юаньской династии (рис. 4- 3). Одним из изобразительных приёмов, характерных для этих памятников, является и то, что наряду с изваяниями, на которых можно наблюдать различные элементы верхней одежды, существуют и фигуры, нарочито изображенные без одежды (рис. 2- 2). Последних отличают такие особенности, как отсутствие каких-либо элементов верхней одежды, тщательная обработка грудных мышц, выпуклого живота и других частей тела, наличие изображения фаллоса. Интересно, что на этих изваяниях, несмотря на отсутствие одежды, нередко изображался головной убор, обувь, пояс с сумочками, которые ещё более подчёркивали общую обнажённость данных фигур. Следует также отметить, что на двух таких изваяниях подробно изображены все детали особой мужской причёски монголов XIII-XIV вв. На другом изваянии, которое выполнено в виде бюста, хотя и чётко видны выпуклые грудные мышцы, свисающие складками, подчёркивающие обнажённость фигуры, вместе с тем на руках наблюдаются складки одежды и манжета, обрамляющая конец рукава (рис. 2- 3). Изготовление подобных фигур не столь широко распространённое явление в традиции камнерезного искусства во всём регионе и, по-видимому, имеет в своей основе какой-то ритуальный смысл. Среди половецких статуй известна только одна фигура, изображенная полуодетой, но с женским половым признаком. [18] Одно изваяние с изображением фаллоса было зафиксировано при исследовании древнетюркского поминального комплекса в местности Унгет, на реке Толе. [19] Высокохудожественная работа, хорошее соблюдение пропорций тела людей, тщательная отделка каждой детали, наблюдаемая на многих изваяниях, свидетельствуют о мастерстве ваятелей, создавших эти замечательные творения искусства. К сожалению, у некоторых особо хорошо изготовленных фигур не сохранились головы, но те немногие памятники, на которых хорошо сохранились черты лица, отличаются реалистичностью изображения и неповторяемостью образа каждого изображаемого. Вот что писал В.А. Казакевич об одном из изваяний из местности Алтан-обо: «Лицо поражает тонкостью отделки и стремлением к портретному сходству. Широко открытые глаза под прямыми надбровными дугами, небольшой нос (слегка попорчен), маленький рот с плотно сжатыми губами, угловатый овал лица с сильно развитыми челюстями придают ему серьёзный, несколько даже грозный вид». [20] Данное определение, на наш взгляд, очень правдиво отражает характер этого изваяния, выполненного из беловатого мрамора, которое ныне, даже без головы (она отбита и утеряна) производит сильное впечатление монументальностью и величавостью фигуры, прекрасной обработкой всех деталей атрибуции. Один из замечательных образцов изваяний данной группы — это прекрасно сохранившаяся статуя из синеватого мрамора, находящаяся в местности Шонх таван толгой Восточного аймака, которая представляет сидящего человека в кресле с изогнутой спинкой и перекрещивающимися ножками, с кубкообразным сосудом в левой руке (рис. 1- 1). Особенно впечатляет лицо этой статуи, молодое, скуластое, глаза с чуть раскосым разрезом, брови с оттяжкой к вискам, с жёсткой складкой в углу рта и вместе с тем спокойное и величавое. По сравнению с ним совсем иное впечатление производит лицо другого изваяния, обнаруженного в местности Ламт, в Дариганга сомоне Сухэ-Баторского аймака, круглое, почти детское, с очень добрым выражением (рис. 1- 2). Эти особенности свидетельствуют о высоком мастерстве камнерезов той далёкой эпохи, сумевших придать каждому изваянию строго индивидуальный образ, раскрывающий внутренний мир и характер изображаемых персонажей. Для характеристики изобразительного канона изваяний восточно-монгольского типа небезынтересным представляется антропологический тип изваянных людей. На всех мужских изваяниях мы наблюдаем отсутствие усов и бороды, чем они отличаются от изображений древнетюркских воинов во всём их ареале. Из 67 изваяний монгольского времени ни на одном не было зафиксировано усов и бороды, что действительно отражает одну из антропологических признаков монголов, у которых не так сильно развита растительность на лице. Кроме того, тип лица этих изваяний очень близок к особенностям центрально-азиатского типа большой монголоидной расы, который характеризуется широкими скулами, небольшим прямым носом, средней толщины губами. Этими особенностями черт обладают и персонажи, изображённые на персидских миниатюрах XIV в., дворцовых портретах монгольских императоров и императриц, и этот стиль восходит к более древним традициям центральноазиатского искусства. Это свидетельствует о том, что в XIII-XIV вв. в монгольском искусстве, в частности в живописи и скульптуре, уже существовал единый изобразительный канон. Каменные изваяния восточномонгольского типа отличаются и богатой орнаментацией различных деталей и их дальнейший анализ будет играть немаловажную роль в решении вопроса их этнокультурной принадлежности. Заслуживает внимания тот факт, что в украшении изваяний это группы фигурируют растительные, зооморфные, геометрические и пейзажные мотивы, передача и композиция которых является традиционной для орнаментики монголоязычных народов. [21] Растительный орнамент. Этот наиболее распространённый орнамент главным образом встречается в качестве украшения различных деталей сидений, на которых восседают фигуры людей. Так, задняя сторона спинки кресел трёх изваяний украшена прекрасно выполненной резьбой в виде цветочного орнамента. В центре композиции выделяется большой цветок, напоминающий лотос, а вокруг него изображено множество листьев данного растения, которые служат фоном в отношении центральной (рис. 5- 1, 2, 3). Цветок на спинке одного из них изображён с 11 лепестками, а у другого с 13 лепестками. Спинка сиденья третьего изваяния украшена цветком, оформленным в виде раскрывающегося бутона лотоса. Лотос наиболее широко распространённый мотив в орнаментике народов Востока и также широко встречается среди растительного орнамента монголов, символизируя чистоту и благородство. [22] По мнению исследователей, распространение данного мотива в изобразительном искусстве монголов нельзя объяснить только влиянием проникновения ламаизма в Монголию. Один из вариантов этого орнамента был известен народам Центральной Азии задолго до распространения ламаизма, и имеет не менее чем тысячелетнюю историю. [23] Поясные пряжки и бляшки некоторых изваяний оформлены в виде четырёх, шести, восьми лепестковых розеток (рис. 5). Лицевая сторона постамента одного изваяния украшена четырёхлепестковыми розетками, помещенными в центре квадратов с вогнутыми сторонами (рис. 5- 6). Так же одним из вариантов этого орнамента являются фигуры в виде вытянутых по горизонтальной линии четырёхлепестковых розеток, изображённые на лицевой стороне постамента одного из памятников (рис. 5- 5). Детали, оформленные в виде розеток, имеются и на сумочках, подвешенных к поясу некоторых изваяний. Зооморфный орнамент. Различные варианты роговидных орнаментов, присутствие которых, по представлению древних монголов, способствовало успешному развитию скотоводства, [24] имеются на постаментах кресел и на отдельных частях верхней одежды изваяний (рис. 5- 7, 8). Особый интерес вызывает оформление халатов трёх изваяний, которые имеют на груди и спине высеченную резными линиями, летящего над облаками, фигуру дракона, голова которого находится на левой части груди, туловище на спине, а хвост на правой стороне груди (рис. 5- 4). Образ дракона — широко распространённый мотив в культурной традиции многих стран Центральной Азии и Дальнего Востока. Особое развитие он получил в китайской культуре, где дракона почитали как божество рек и озёр. Кроме того, «изображение дракона считалось символом императорской власти, поэтому оно очень часто встречалось на одежде императора, членов императорской фамилии». [25] Северные соседи Китая — кочевники Центральной Азии, в частности хунну, тоже почитали дракона. [26] В героических эпосах монголов дракон упоминается главным образом при определении характеристики и действия героя. [27] Так, к примеру, в эпосе «Хан Харангуй» говориться [говорится], что у главного героя «в груди утвердилась мощь тринадцати драконов». [28] Так же дракон связывался с дождем и молнией. Это отмечал и Рашид-ад-Дин: «У монголов считается, что молния исходит некоторого животного, подобного дракону, и в их областях жители (будто бы) видят своими глазами, как он падает с неба на землю, бьёт по земле хвостом и извивается, а из его пасти извергается пламя». [29] Все это свидетельствует, что у средневековых монголов и их предков дракон почитался как символ силы и величия и связывался с небом и облаками. Судя по некоторым сюжетам персидских миниатюр, монголы XII-XIV вв. носили халаты с изображением драконов. [30] О традиции украшать фигурами драконов некоторые предметы отметил китайский чиновник Чжао Хун, посланный к монголам в 1221 г. Он писал, что «император восседает в кресле северных варваров, украшенном головами драконов, обложенным золотом». [31] В процессе исследования выяснилось, что в украшении некоторых изваяний этой группы использовалась краска. Так, на одном изваянии был заметен нанесённый чёрной краской орнамент в виде полукругов и других геометрических фигур, украшавший нижнюю часть данного памятника. По всей вероятности, первоначально краской покрывалась вся фигура этого изваяния, т.к. остатки краски сохранились и между пальцами рук. Кроме того был зафиксирован случай, когда сумочка, подвешенная на одном боку, была нарисована чёрной краской, тогда все другие детали изваяния были вырезаны из камня. Как показывает материалы исследований, подобная традиция зародилась в глубокой древности в Центральной Азии и в дальнейшем была унаследовано ваятелями последующих поколений. Следует отметить ещё технический прием, применявшийся создателями каменных изваяний восточномонгольского типа, а именно — изготовление отдельных деталей не из самого камня, а из гипсового раствора. К примеру, ступни ног одного памятника были вылеплены отдельно из гипса и затем приклеены к изваянию. Выше изложенное свидетельствует о многообразии технических приёмов, которыми облада[-али созда-]тели памятников. Как известно из специальной литературы, посвящённой истории Монголии XIII-XIV вв., в указанный период культура и искусство достигли высокого уровня и руками монгольских умельцев создавались такие замечательные памятники камнерезного искусства, как фрески высеченные Тогус Тэмуром в пещерах Ханчжоу, скульптурные изображения монгольских героев около гробницы Елюй Чу Цая и др. [32] Поскольку эти памятники создавались не в самой Монголии из-за завоевательской политики монгольских феодалов и перемещения политического центра в чужую страну, то в этом отношении особую ценность имеют восточномонгольские изваяния, которые создавались на исконной монгольской земле и являются бесценными шедеврами камнерезного искусства монголов. Таким образом, анализ иконографических и художественных особенностей изваяний восточномонгольского типа показывает их отличие и самобытность по сравнению с другими группами каменных изваяний Евразии, что и позволяет выделить их в новую, ранее неизвестную группу подобных памятников, которые относятся к периоду расцвета Монгольской империи XIII-XIV вв. Рис. 1. [вверху:] Сидячее изваяние из местности Шонх Таван Толгой Восточного аймака. [внизу:] Сидячее изваяние из местности Ламт Сухэ-Баторского аймака. Рис. 2. [вверху слева:] Стоячее изваяние из местности Дугнарын даваа Сухэ-Баторского аймака. [вверху справа:] Изваяние без одежды из местности Хунт уха Сухэ-Баторского аймака. [внизу:] Изваяние в виде бюста из Сухэ-Баторского аймака. Рис. 3. [вверху:] Изображение мужских причёсок на каменных изваяниях. [внизу:] Портрет Юаньского императора Туб Тамура. Рис. 4. [вверху:] Женское изваяние из местности Хушон дэнж Убурхангайского аймака. [внизу слева:] Женское изваяние из местности Сэнж Мандал Сухэ-Баторского аймака. [вверху справа:] Портрет Юаньской императрицы. Рис. 5. [вверху:] Орнаменты на изваяниях: 1, 2, 3 — на спинке сидений изваяний; 5, 6 — на постаменте сидений; 4, 11 — орнамент в виде дракона и облачный орнамент; 7, 8 — роговидный орнамент. [внизу:] Украшение поясов в виде цветочного орнамента. (https://kitabhona.org.ua/lib_hist/bayar.html)
    2 балла
  4. это совр. казы когда ребра сменили на "колбасу". на севере то же самое: еще ни разу не ел казы прям с ребрами и без оболочки. а то, что казы изначально это конские ребра с жиром даже я знаю по рассказам матери и бабушки. тут вы приврали: не знаю - может у вас и коптят но у нас казы не коптят. всю жизнь мясо просто солили
    2 балла
  5. ну вы же о чем то говорите то что печь шельпеки поминая покоиного , здесь ничего предрассудительного не вижу короче хватит нести разную пургу об исламе
    1 балл
  6. это и есть почитание предков , главное не обожествлять , не поклоняться им и прочее
    1 балл
  7. Что за военная тайна не пойму? Даже если балдыры, ну и что?
    1 балл
  8. потому что вам цифры подпортили краденные ногайки?)
    1 балл
  9. Все он прекрасно понимает. Спецом тупит насчет кипчаков.
    1 балл
  10. У монгольских народов сохранялась военная преемственность от средневековых монголов Чингис-хана, сибирские народы тоже были преемственны к предыдущим эпохам.
    1 балл
  11. Не совсем так , монголы это полностью прямые потомки тех монголов ,по всем составляющим ,и самое главное языку ,мы остались монголами ,халха никогда не переставали зваться монголами. Да часть казахов тоже потомки тех монголов ,но только по мужской линии ,чувствуете разницу? И то это касается только ст жуза - старкластер, и мл жуза- м-48, и немного в ср жузе. Но по женской линии у вас местные в основном.
    1 балл
  12. В центре юрты находится очаг. Это не только топографический центр ее, но и функционально важное, сакральное, священное место. Прочитание очага выражалась в умилостивлении духа огня - хранителя очага. При первом заходе в юрту свекра или свекрови в свадебную юрту (отау) невеста лила растопленное сало в огонь очага. При этом отправитель обряда и присутствующие женщины проговаривали: "От-ана, Май-ана, жарылка" - "Мать-огонь, мать-Умай, блогослови". С почитанием очага, уважительным отношением к нему связаны запреты специально тушить огонь. Для далеких предков казахов угасание огня в очаге означало прекращение жизни семьи. Поэтому одним из самых тяжелых проклятии было: "Ошакта отын сонсін - "Пусть погаснет огонь в твоем очаге". В представлении казахов казан-ошак (очаг) является сиволом продолжения рода, функционирования семьи, поэтому казахская пословица гласит: "катыныннан айырылсан да казан-ошагыннан айырылма" киіз уй - "Хоть с женой разведешся, но некому не давай свой казан-ошак". Место складывания семейных принадлежаностей - дук маркирует самую почетную часть юрты - тор - место, обладающее "наивысшей культурной ценностью". Устойчивое сохранение четкой маркировки почетного места тор постельным вещевым комплексом, вертикальной ее структуры, строгой последовательности ее слоев и особого способа складывания связана с представлением о связи ее с понятиями полодородие (плодовитость) - богатство - счастье. На эту мысль наводит ряд казахских запретов, связанных с жук: нельзя взбираться на него, иначе благополучие, счастье уйдет (бак кеин кетед); станешь бедным (кедей боласын); это грех (обал болады); нельзя перешагивать через подушку, наступать на него и т.п.
    1 балл
  13. У меня нет цели устраивать холивар. И так всем понятно, что сейчас в Казахстане повсеместно казахская национальная кухня включает новшества и думаю от этого она не пострадает
    1 балл
  14. Сбор салгута [95] 8 1831-32 г. Запись о получении салгута с каракалпаков. ЦГА УзССР, ф. И-125, оп. 2, № 408 (Иванов, № 57), л. 636. Подлинник. Последняя страница тетради, содержащей главным образом записи о поступлении и расходовании зерна, а также списки нукеров; размер 10х15,7 см. Бумага местная, белая, лощеная. О датировке см. Введение, стр. 17. Турум-бий, Эвез-бий, Бек-Назар-юзбаши — *племя кунграт 1 — 1980 тилля. Хытай и кыпчак — 1100 тилля. Кенегес [и] мангыт — 550 тилля. 1 В тексте «и племя кунграт»; перечисленные здесь лица — кунграты (Турум-бий — колдаулы, Эвез-бий — ачамайлы). [96] 9 1846 г., апреля 27 — мая 26. Запись о расходовании части салгута, полученного с каракалпаков арыса кунграт. ЦГА УзССР, ф. И-125, оп. 2, № 423, л. 1. Подлинник. Неправильно обрезанный листок, размер 12х8 см. 3 строки. Оборот пустой. (1) В месяце джумади I 1262 [года]. Деньги, взятые нами у мехтер-аги. (2) Из 4800 тилля, полученных с каракалпаков-кунгратов, (3) мы взяли 300 тилля, отправляясь в Куня-Ургенч1. 1 По-видимому, документ представляет собой своего рода расписку, выданную каким-либо высоким чиновником. [97] 10 1851 (после октября 27) — 1853 гг. Реестр сбора налога салгут-кесме с каракалпаков. ЦГА УзССР, ф. И-125, оп. 2, № 467 (=Иванов, № 25), лл. 1426 — 1466. Подлинник. Вписан в тетрадь, посвященную в основном учету сбора салгута; размер 21,5x34,5 см. Основания датировки см. Введение, стр. 17. См. также: Иванов, Архив, стр. 147; Андрианов, Этническая территория, стр. 122 — 125 (перевод М. В. Сазоновой). /142б/Терис-тамгалы Кабиль-бий — 145 тилля1. Терис-тамгалы Торе-Нияз-бий — 100 тилля. *Из [взноса за] иргаклы приходится 2 тилля 6 теньга (***)2. Терис-тамгалы Чолак-бий — 55 тилля. Терис-тамгалы Кой-Бакар-юзбаши — 105 тилля. Терис-тамгалы Тилеп-юзбаши — 45 тилля. [Всего] 452 тилля и 6 теньга (***)3. Казаяклы Дели-Джан-бий — 25 тилля. *Из [взноса за] иргаклы приходится 3 тилля (***)4 Казаяклы5 Ишим-бий — 80 тилля. Казаяклы Хал(?)-Мухаммед — 80 тилля. [98] Казаяклы Торе — 42 тилля. Казаяклы Байман — 45 тилля. Казаяклы Ширим-юзбаши — 30 тилля. Казаяклы Шир-Мухаммед — 30 тилля. Казаяклы Джума-Нияз — 18 тилля. [Всего] 350 [тилля]. Иргаклы Хаким-Нияз-бий — 1036 тилля 10 теньга. Иргаклы Садат-бай — 417 тилля 6 теньга. Иргаклы Досым — 438 тилля. Иргаклы Ширим — 40 тилля. /143а/ Иргаклы Ораз-юзбаши — 56 тилля. [Всего] 2859 [тилля] и 8 теньга (***) Баймаклы Мат-бий — 70 тилля. Баймаклы Рахман-Берды-бий — 65 тилля. Баймаклы Файзулла — 35 тилля 10 теньга. Баймаклы Буркут-бай — 30 тилля 10 теньга. Баймаклы Тур-Мухаммед — 66 1/4 тилля. Баймаклы Девлет-Назар — 66 1/4 тилля. *Из [взноса за] иргаклы на него приходится 3 тилля 6 теньга (***)10 . Баймаклы Парат — 66 1/4 тилля. [Всего] 404 [тилля] и 6 теньга (***)11. Уйгур Аскар-бий — 96 3/4 тилля; *из [взноса за] иргаклы приходится 1 3/4 тилля (***)12. [99] Уйгур мулла Нур-Нефес — 57 1/2 тилля. Уйгур мулла Джан-Мухаммед — 58 1/2 тилля. Уйгур Кул-Мухаммед — 27 1/4 тилля. [Всего] 242 [тилля] без 1/4 (***). Тиекли Иман-бий и Аллам-Берген — 145 тилля; *из [взноса за] иргаклы приходится 1 1/4 тилля(***)13 [Всего] 146 [тилля]14. /143б/ Колдаулы Эр-Назар-бий — 51 1/2 тилля. Колдаулы Хусейн-бий — 110 15 тилля 5 теньга. Колдаулы Чонг-Кара — 49 тилля. Колдаулы Юсуф — 53 тилля. Колдаулы Шир-Джан — *65 тилля 9 теньга16. Колдаулы мулла Кош-Назар — *85 тилля 7 теньга17. Колдаулы Хал-Мухаммед-бий — 110 тилля 5 теньга. Колдаулы Искендер — 30 тилля. Колдаулы Суюндык — 16 тилля. [Всего] 5 ½ [тилля] и 3 теньга (***)18. Ачамайлы Эвез-бий — 220 тилля. Ачамайлы Мерген-бек — 60 тилля 1 теньга. Ачамайлы Досым — 31 тилля 1 теньга. Ачамайлы Сексен-бай — 31 тилля 1 теньга. Ачамайлы Яхшилык — 30 тилля. Ачамайлы Иль-Кельды-бий — 65 тилля 5 теньга. [Всего] 437 [тилля] и 8 теньга (***). /144а/ Балгалы Артук-бий — 270 тилля. [Всего] 270 [тилля]19. [100] Кош-тамгалы Сафа-бий — 46 тилля. Кош-тамгалы Нур-Мухаммед-бий — 56 тилля. Кош-тамгалы Хаджи-бий — 31 тилля. Кош-тамгалы Бай-Нефес-бий — 50 тилля. Кош-тамгалы Арзу-бий — 48 тилля. Кош-тамгалы Ишим-бий — 15 тилля. Кош-тамгалы мулла Кулум — 4520 тилля. [Всего] 291 [тилля]. Хандекли Юзман-бий — 103 тилля. Хандекли Мол-бай-бий, *вместе с Ходжашем21 — 73 тилля 3 теньга. Хандекли Али-бай-бий — 52 1/2 тилля. Хандекли Тенты — 26 тилля. От хандекли Ходжаша-юзбаши — 108 тилля 5 теньга. [Всего] 363 [тилля] и 3 теньга (***)22. /144б/ Муйтен Куванч-бий — 88 тилля. Муйтен Досым-бий — 70 тилля 2 теньга. Муйтен Кул-Джан-бий — 108 тилля 6 теньга. [Всего] 267 [тилля]23. Кара-мойын Кадыр-Берген-бай — 76 тилля. Кара-мойын Аллам-Берген-бий — 205 тилля. [Всего] 281 [тилля]. Кыят Сейид-Гази-бий — 177 тилля. Кыят Кадыр-Берген-бий — 177 тилля. Кыят Ораз-Мухаммед — 83 1/2 тилля. [Всего] 437 ½ (***) [тилля]24. [101] /145б/ От анна-хытая Ярман-бия получено 173 3/4 тилля (***)25 От куйын-хытая Отеп-бия получено 123 тилля 3 теньга. От куйын-хытая Фазиля-юзбашл получено 111 тилля 3 теньга. В счет боклы-хытаев, манджули-хытаев и кырк-хытаев от Фазиль-бек-бия получено 259 тилля 6 теньга (***). От черучи-хытаев Хасан-бия и Бек-Пулад-бия получено 171 1/4 тилля. От ай-теке хытая Дурхан-бия получено 173 3/4 тилля. От аралбай-хытая Девлет-Назар-бия получено 259 тилля 6 теньга. От беш-сары хытая Юсуф-бия получено 136 тилля. От беш-сары Джаныбек-бия получено 123 тилля б теньга. От кайчилы-хытая Курбан-бия получено 259 тилля 6 теньга. От еки-шейх хытая Матан бия получено 180 тилля. От казаяклы Аскара [получено] 94 тилля 7 теньга 26. Казаяклы Хаджим — 95 тилля. Казаяклы Сейдим — 70 тилля. /146а/ От канглы Абди-бия получено 155 тилля. От канглы Эрмана-юзбаши получено 80 тилля. От канглы Пирима получено 80 тилля. От канглы Иш-Мухаммед-бия получено 60 тилля. От мангыта Абулфайз-бия получено 315 тилля. От мангыта Маман-бия получено 100 тилля. От мангыта Хаджи-бека чуйита и Эр-Назар-палвана получено 115 28 тилля. От мангыта Санги-бая получено 95 тилля. [102] От мангыта Кош-Мухаммед-бия получено 100 тилля. От мангыта Берды-Шукура 29 получено 100 тилля. От мангыта Досым-аталыка (?)30 получено 100 тилля. От мангыта Девлет-Назар-бия получено 100 тилля. От мангыта Ширман-бия получено 100 тилля. /146б/ От кыпчака Срым-бия получено 192 ½ тилля. От кыпчака Йоллы-бай-бия получено 27 ½ тилля. От кыпчака Пир-Мухаммед-бия получено 267 ½ тилля. От кыпчака Эр-Джан-бия получено 257 ½ тилля. От омыр 31-кенегеса Ходжа-Берген-бия получено 78 ½ тилля. От омыр-кенегеса Муслимана-юзбаши получено 123 тилля. От омыр-кенегеса Нур-Али-бия получено 90 тилля. От омыр-кенегеса Али-Мухаммед-бия получено 78 ½ тилля. От аранчи-кенегеса муллы Бай-Мухаммеда получено 92 ½ тилля. От аранчи-кенегесов Юсуф-бия и Кошман-бия получено 277 ½ тилля32. 30 В переводе М. В. Сазоновой слово «аталык» пропущено. Оно вписано над строкой, так что нет твердой уверенности в том, что оно указывает звание Досыма (быть может, это какая-то пометка; возможно так­же, что нужно читать не «аталык», а «Аташ»). Если правильно чтение «аталык» и если это действительно звание Досыма, то тогда он (а не кенегес Эр-Назар) был первым аталыком у каракалпаков. Досум-бий как «по­велитель мангытов» упоминается в хронике Агехи еще в рассказе о восстании Ай-Дост-бия (см. МИКК, стр. 130, 132). В док. № 1 (1852 г ) он числится как один из биев мангытов (причем он назван отнюдь не на первом месте). Если позднее он все же стал аталыком, то это дало бы и более точную дату до к. № 10: 1852 (после 8 февраля) 1853 гг. [103] 11 1859 г. (1-я половина). Реестр сбора налога салгут-кесме с каракалпаков арыса он-торт уру. ЦГА УзССР, ф. И-125, оп. 2, № 397 (= Иванов, № 99). Подлинник. Неправильно сложенный вчетверо лист; размер 36x44,5 см. Основания датировки см. Введение, стр. 18 — 19. От беш-сары хытая Бек-Мухаммед-наиба получено 40 малых тилля (***). Еще от наиба [получено] 6 тилля 3 теньга. От кыпчака Срым-бия получено 123 малых тилля 3 теньга; еще получено 4 тилля без 1 теньга; еще получено 1 тилля. От беш-сары Джаныбек-бия получено 36 малых тилля. От беш-сары Юсуф-бия получено 70 тилля; еще получено 20 тилля 6 теньга. От кыпчака Пир-Мухаммед-бия получено 105 малых тилля; еще от Пир-Мухаммед-бия получено 3 тилля 3 теньга. От кыпчака Уммет-бия получено 95 малых тилля. От кыпчака Реджеб-бия получено 65 малых тилля; еще от Реджеб-бия получено 5 тилля. От кыпчака Худай-Берсын-бия получено 40 малых тилля. От кыпчака Хал-Мухаммед-бия получено 36 тилля 6 теньга. От ябу Йоллы-бай-бия получено 12 тилля; еще получено (***) 6 тилля 6 теньга. От черучи-хытая Адиль-бия получено 120 малых тилля. Еще от черучи-хытая Адиль-бия получено 18 тилля. Еще от черучи-хытаев Адиль-бия и Хасан-бия (***) получено 55 тилля. От кырк-хытая Кул-Мурада-юзбаши полу­чено 21 тилля 4 теньга; еще от кырк-хытая Кул-Мурада-юз­баши получено 13 тилля 1 теньга. От черучи-хытаев Адиль-бия и Хасан-бия получено 44 тилля. Еще от черучи Адиль-бия и Хасан-бия получено 11 тилля 4 теньга; еще получено 1 тилля 2 теньга. От анна-хытаев муллы Турума, *Ярман-бия и Бай- [104] Мухаммед-бия1 получено 107 тилля; еще от муллы Турума получено 8 тилля. От куйын-хытая Акым-бия получено 109 тилля; еще получено (***) 30 тилля; еще получено 6 тилля. От мангыта Абулфайз-бия получено 95 малых тилля. От мангыта Осман-бия лолучено 115 тилля. От мангыта Джума-юзбаши получено 66 малых тилля 6 теньга. От мангыта Худай-Назар-бия получено 66 тилля 6 теньга. От мангыта Мама-бия получено 66 тилля 6 теньга. От мангыта Юсуф-бия получено 46 тилля 6 теньга. *От мангыта беглербеги (***)2 получено 66 тилля 6 теньга. От мангыта Чин-Мухаммед-бия получено 66 тилля 6 теньга. От мангыта Девлет-бия получено 66 тилля 6 теньга. От мангыта Девлет-Яр-бия получено 26 тилля 6 теньга. Еще от мангыта Девлет-Яра получено 8 тилля. Еще от мангыта Кочкена получено 8 тилля. От кенегеса муллы Баймана получено 205 малых тилля. От кенегеса Ходжа-Берген Шагала получено 39 тилля. От кенегеса Из-Мухаммеда получено 95 тилля. От кенегеса Тукеля получено 61 тилля. От кенегеса Али-Мухаммеда получено 60 тилля; еще Али-Мухаммед — 33 тилля 3 теньга. От еки-шейх хытая Иш-Бергена-юзбаши получено 30 тилля. От еки-шейх хытая Айд-Мухаммед-бия получено 43 тилля; еще получено 17 тилля. От еки-шейха Кошума-юзбаши получено 30 тилля. От кайчилы Бек-Пулад-бия получено 55 малых тилля; еще от кайчилы Бек-Пулад-бия получено 18 тилля. От аралбай-хытая Девлет-Назар-бия получено 100 малых тилля; еще от Девлет-Назар-бия получено 22 тилля; еще получено 1 тилля 3 теньга. От аралбай-хытая Джан-Мухаммед-бия получено 31 тилля; еще от Джан-Мухаммед-бия получено 10 и 7 тилля; еще получено 2 тилля. От канглы Махмуд-бия, брата Абди-бия (***), получено 93 малых тилля 6 теньга; еще получено 3 тилля 3 теньга. От казаяклы-хытая Али-Мухаммед-бия получено 100 тилля; еще получено 38 тилля; еще получено 35 тилля. От кайчилы-хытая Адиль-бия получено 35 тилля; еще получено 4 тилля. От кайчилы Пир-Мухаммед- [105] бия получено 30 тилля; еще получено 4 тилля. Еще от кайчилы Адиль-бия получено 12 тилля; еще от кайчилы Адиль-бия получено 1 тилля 3 теньга. От канглы Махмуд-Нияз-бия получено 55 тилля; еще получено 55 тилля; еще от канглы Махмуд-Нияз-бия получено 20 тилля; еще получено 3 тилля без 2 теньга; еще 8 тилля получено от канглы Махмуд-бия; еще от канглы Махмуд-бия получено 9 тилля. *От ай-теке хытаев Сапак-бия и Иш-Назар-бия получено 110 тилля; еще получено 2 тилля; еще от Сапак-бия и Иш-Назар-бия получено 3 тилля 5 теньга 3. [106] 12 1840 — 1850-е гг. Запись о салгуте, полученном с каракалпаков. ЦГА УзССР, ф. И-125, оп. 2, № 451, л. 9. Подлинник. Размер 8x9 см. 2 строки. Оборот пустой. Основания датировки см. Введение, стр. 19. (1) Салгут с каракалпаков: девять тысяч (2) шестьсот восемьдесят пять малых тилля. [107] 13 1862 (не ранее июля) — 1864 гг. Запись о салгуте, полученном с каракалпаков . ЦГА УзССР, ф. И-125, оп. 2, № 423, л. 23. Подлинник. Размер 21,5x19,5 см. 4 строки. Оборот пустой. Основания датировки см. Введение, стр. 19. (1) 5849 полных тилля. *6 лошадей1 с 3 войлочными хурджумами — 65 полных тилля2. (2) Прощено по петекам — 15 полных тилля. Недоимка (***) — 71 полное тилля. Всего — 6000 полных тилля. (3) Счет недоимки: за Кабилем-беглербеги — 28 3/4 полных тилля; за кайчилы Пирим-бием — 38 1/4 полных тилля; (4) за балгалы Иль-Мурад-бием — 4 полных тилля; всего 71; *всего 71 полное тилля3. [108] 14 1863 г. (после февраля 17) — 1864 г. (до июня). Донесе­ние хивинскому хану от Махмуда-ясаулбаши о сборе салгута и выставлении нукеров каракалпаками. ЦГА УзССР, ф И-125, оп. 2, № 446, л. 1 Подлинник Размер 19,5х31 см. Правый нижний угол закруглен. 16 строк На обороте приложено 19 печатей1. 1) Беглербеги Са­хиб-Назар (№ 19), 2) Аталык Эр-Назар, сын Кабиль-бия (№ 3), 3) Бек-Мухаммед-бий, сын Ак-Ходжи (№ 22), 4) Срым-аталык (№ 51), 5) Реджеб-бий (№ 49), 6) Арзу-Мухаммед-батыр (№ 7), 7) Сын Турум-бия Шир-Мухаммед (№ 24), 8) Адиль-бий (№ 4), 9) Торе-Мурад-бий (№ 25), 10) Кули(?)-бек (№ 64), 11) Девлет-Назар-бий (№ 44), 12) Бек-Пулад-бий (№ 18), 13) Мухаммед-Нияз-бий (№ 71), 14) Ходжа-Ахмед-бий (№ 36), 15) Ак-Мухаммед-бий, сын Отепа (№ 10), 16) Мухаммед-Садык-бий (№ 69), 17) Махмуд-Нияз (№ 74), 18) Мулла Турум-бий (№ 76) 19) Махмуд-ясаулбаши (№ 75) Основания датировки см Введение, стр. 20 (1 — 3) *Слугам миродержавного двора2 сияющего солнца-небосвода султаната, сверкающей жемчужины в короне халифата, творящего чудеса справедливости и доброты, воздвигающего знамена спокойствия и безопасности, тени бога, — да будет моя душа и душа обоих миров жертвой за него, — повелителя верующих, его величества, — да сохранит его господь всевышний от бед и несчастий, — тысячекрат (4) униженно докладывается следующее. Хвала и благодарение Аллаху, благодаря славе его величества, могущественного по природе, (5) в этих местах не слышно никаких неподобаю­щих вестей. В благоденствии (6) и спокойствии подданные [109] (***) благословляют его и возносят за него молитвы. Во-вторых, (7) следующее: мы сказали каракалпакскому на­роду, чтобы они выставили по-прежнему3 2000 конных нуке­ров. Тогда бии (8) сказали: «Три года тому назад4 мы обращались с просьбой к его величеству относительно салгута [и говорили:] (9) Простой народ (***) весь погибает от голода и разорения; если вы не возьмете нукеров, то общи­ми силами (10) мы уплатим салгут, если же вы возьмете нукеров, то мы не сможем уплатить салгут, (11) простой народ (***) не в состоянии. На это его величество повелел: (12) если так, то мы не возьмем нукеров, а *прежний салгут5 уплатите. После этого (13) мы все стали *плателыциками салгута6. Теперь для караулов и подобной этому (14) службы7 мы можем дать 400 всадников, а если его величество прикажет дать нукеров, (15) то мы еще дадим нукеров». Так сказали все бии и народ (***), а (16) его величество волен приказывать. О чем и написано это донесение. Виноват! Виноват! [110] 15 1866 г., февраля 17. Распоряжение (мехтера?) Махмуду ясаулбаши о снижении общей суммы салгута с каракалпаков с 20000 тилля до 17000. ЦГА УзССР, ф. И-125, оп. 2, № 453, л. 3. Подлинник. Размер 12x17 см. Левый нижний угол, на котором на оборотной стороне была оттиснута печать, оторван. 9 строк. Основания датировки см Введение, стр. 20 — 21. (1) Он! (2) Преданному и усердному Махмуду-ясаулбаши да будет, ведомо, что (3) беглербеги, аталыки, бии, наибы, ага и старшины (***) племени каракалпаков (4) послали его величеству, да продлится его могущество, прошение о том, чтобы немного снизить 1 салгут *и за этот год 2. (5) Его величество, да продлится его могущество, удовлетворив их просьбу, (6) из 20 тысяч тилля простил 3 тысячи тилля. (7 — 8) Теперь, как только получите это письмо, [выполняйте приказ...?]3 его величества, да продлится его могущество: 3 тысячи тилля простите и 17 тысяч тилля возьмите. (9) 1 шавваля, в субботу...3 [111] 16 1886 г., май — 1867 г., май. Прошение хивинскому хану от каракалпакских биев о сохранении общей суммы салгута с каракалпаков в размере 15 000 тилля. ЦГА УзССР, ф. И-125, оп. 2, № 453, л. 1. Подлинник Размер 19,8х23,7 см. 10 строк. На обороте приложено 16 печатей: 1) Беглербеги Кабиль (№ 20), 2) Худай-Назар-беглербеги (№ 35), 3) Аталык Эр-Назар, сын Кабиль-бия (№ 3), 4) Срым-аталык (№ 51), 5) Мулла Махмуд-аталык (№ 78), 6) Ораз-Мухаммед-аталык (№ 13), 7) Адиль-аталык (№ 58), 8) Мухаммед... ходжа (№ 68), 9) Шир-Мухаммед-наиб (№ 55), 10) Реджеб-бий (№ 49), 11) Чин-батыр (№ 29), 12) Мулла Турум-бий (№ 76), 13) и 14) — не читаются, 15) Мухаммед-Садык-бий (№ 69), 16) Худай-Берсын (№ 33). (1) Он! (2 — 4) Высокой особе и высочайшему двору султана султанов [нашего] времени, хакана хаканов [всех] стран, источника справедливости и правосудия, уничтожителя несправедливости и притеснения, тени бога, то есть его величества хорезмшаха, — да продлится его высочайшая власть, да будут наши души и душа обоих миров жертвой за него, — ничтожные, тысячекрат немощные и сокрушенные, бесконечно нуждающиеся и несчастные (5) со страхом и робостью всеподданнейше докладывают следующее. Хвала и благодарение Аллаху, (6 — 7) наш народ — большие и малые, от семи лет до семидесяти — все заняты молитвами за вас. О боже, внемли их молитвам! Аминь. О господин обоих миров! Во-вторых, докладываем, что его подданные говорят: если салгут, (8) по его повелению, будет 15000 тилля, то они будут довольны; таково было и повеление *пребывающего в раю покойного государя1; (9 — 10) больше мы не в состоянии [уплатить]. Ва­ша воля — повелевать. Если в чем ошиблись, то надеемся на прощение. Виноват! Виноват! 1283 [г.]. [112] 17 1862 (не ранее июля) — 1872 гг. Запись о салгуте, полученном с каракалпаков . ЦГА УзССР, ф. И-125, оп. 2, № 423, л. 28. Подлинник. Размер 9,5x10,5 см. 5 строк. Оборот пустой. Основания датировки см. Введение, стр. 21. (1) 14500 тилля. 130 тилля — 6 лошадей1. (2) [За] Кабилем-беглербеги осталось 51 ½ тилля. (3) [За] кайчилы Пирим-бием осталось 76 ½ тилля. (4) [За] балгалы Шах-Мурад-бием — 34 тилля. [За] кара-мойыном Аллак-бием — 30 тилля. (5) [За] биями [рода] еки-шейх — 18 тилля. *Еще 160 тилля2. Всего 15000 тилля. [113] 18 1870 г., апрель — 1871 г., март. Запись о салгуте, полученном с каракалпаков . ЦГА УзССР, ф. И-125, оп. 2, № 423, л. 16. Подлинник. Размер 11x17 см. 3 строки. Оборот пустой. (1) 1287 [год], соответствующий году лошади. 14 845 тилля. (2) 5 лошадей1 с полной сбруей (***) — 115 тилля. *3а Кабилем-беглербеги2 40 тилля. (3) Всего 15000 тилля. [114] 19 1871 г. (не ранее сентября) — начало 1872 г. Прошение мехтеру от каракалпакских биев о снижении общей суммы салгута с каракалпаков с 20 000 тилля до 15 000. ЦГА УзССР, ф. И-125, оп. 2, № 453, л. 2. Подлинник. Размер 16x15,6 см, лист суживается книзу. 10 строк. На обороте приложено 15 печатей: 1) Дост-Мухаммед (№ 40), (2) Ноубетулла (№ 80), 3) Осман (№ 60), 4) Торе-Нияз (№ 27), 5) Хабибулла (№ 30), 6) Девлет-бай-бий (№ 42), 7) Беглербеги Кабиль (№ 20), 8) Худай-Назар-беглербеги (№ 35), 9) Аталык Эр-Назар, сын Кабиль-бия (№ 3), 10) Арзу-Мухаммед-аталык (№ 6), 11) Ораз-Мухаммед-аталык (№ 13), 12) Адиль-аталык (№ 58), 13) Девлет-Назар-аталык (№ 43), 14) Бек-Мухаммед-наиб (№ 23), 15) Торе-Нияз-бий (№ 26). Основания датировки см. Введение, стр. 21. (1) Отмеченному добротой разуму мехтер-аги — да продлится его власть, — суть которого — милосердие и природа которого — великодушие и сострадание, ангельского естества, — эти ничтожные, (2) издавна молящиеся [за вас], докладывают следующее. Вам уже известно, что, (3 — 4) как только ваши подданные каракалпаки узнали от вас высочайший приказ его величества о том, что их салгут составляет 20 тысяч тилля, (4 — 5) они не оставляют нас в покое, высказывая свое огорчение и расстройство и [настаивая], чтобы мы сообщили [об этом] его величеству, надеясь на его милость. (6) Теперь наша просьба к вам, господин, и прошение тех, кто является подданными, [заключается в следующем]: (7 — 8) если вы, ссылаясь на прошение подданных, напишите [хану] о том, чтобы он приказал из упомянутых 20 тысяч тилля 5 тысяч тилля [нам] простить и, по старому обычаю, брать 15 тысяч тилля, (9) то после пяти [обязательных] молитв мы все время будем молиться за вас. (10) О чем и написано это письмо. Привет вам и тому, кто следует правильным путем. [115] 20 Конец 1872 — начало 1873 г. Реестр сбора налога салгут-кесме с каракалпаков. ЦГА УзССР, ф. И-125, оп. 2, № 569 (= Иванов, № 131). Подлинник. Тетрадь без обложки, 15 лл. (записи начинаются с л. 1б1; лл. 13 — 15 не заполнены); размер 22x35,5 см. Основания датировки см. Введение, стр. 21 — 22. См. также: Иванов, Архив, стр. 218 — 221; Андрианов, Этническая территория, стр. 126 — 132 (перевод М. В. Сазоновой). /1б/ Каракалпаки [арыса] кунграт (***) *Баканлы-чеучейли (***) — 28 атлы2 Терис-тамгалы — *61 атлы3 140.4 Кабиль-беглербеги: 100, 35, 60, 35; всего 230. Диван [116] пулы5 уплатил (***) - 2 1/2 [тилля] — у него самого (***)6 20 атлы 100. Торе-Нияз-бий: 60, 40, 60, 40; всего уплатил 200(***) 20 атлы 100. Пулад и Бек-Ходжа-бий7: 36, 50, 14, *50, 468, 4; всего уплатил 200. 21 атлы 105. Сафар-Нияз-бий: 50, 45, 80, 2, 33; всего уплатил 210. /2а/ Итого 4509. Казаяклы — 70 атлы 25. Ходжа-Ахмед-бий: 30, 20; всего уплатил 50. 80. Нефес10 и Нукат (***): 100, 44, 13; всего уплатил 157; диван-пулы, [уплатил]; 3 тилля отдал Торе-Мураду (***). [117] 80. Бай-Назар-бий: 20, 60, 47, 30, 3; всего [уплатил] 160: диван-пулы уплатил. /2б/ 7511. Исмаил-бий: 50, 50, 40, 10; всего уплатил 150. 30. Мулла Ширим-юзбаши12: 41, 19; всего [уплатил] 60; диван-пулы уплатил 13. 6014. Абдулла-юзбаши-бий: 18, 30, 1, 10, 1; всего уплатил 60; 3 [тилля] — у него самого (***)15 Эр-Назар-бий: 20, 10, 15,7 ½,7 ½; всего уплатил 60. Ито­го 350 16. Иргаклы — 59 атлы 7517. Ораз-бий: 60, 40, 25, 25; всего уплатил 150. 7518. Даниял-бий: 50, 40, 50, 10; всего уплатил 150. /3а/ 7519. Аскар-бий: 120, 20, 10; всего уплатил 150. 7020. Султан.Мурад-бий: 40, 40, 50, 10; всего [уплатил] 140;. диван-пулы уплатил. Трое — 592 (***)21 Итого 29622. [118] Баймаклы — 80 атлы 70. Мат-бий: 80, 60; всего уллатил 140. 65. Рахман-Берды-бий: 55, 20, 55; всего [уплатил] 130; диван-пулы уплатил. 33. Файзулла: 55, 11; всего уплатил 66. /3б/ 33 [тилля] 6 теньга. Мансур-бий: 30, 23, 13 [тилля] 6 [теньга]53; всего уплатил 66 [тилля] 6 [теньга]. 66 [тилля] 5 теньга. Тур-Мухаммед: 40, 66, 16, 10 (тилля] 5 теньга; всего [уплатил]132[тилля] 5 теньга; диван-пу­лы, уплатил. 66 [тилля] 5 теньга. Мангыт-бай: 115, 17 [тилля] 5 теньга; всего уплатил 132 [тилля] 524 [теньга]. 33 [тилля] 6 теньга. Иш-Мухаммед-бай: 40, 15, 11; всего уплатил 66 [тилля] 6 теньга. 33 [тилля] 6 теньга. Джаны-Узак: 23, 20, 21 [тилля] 6 [теньга], 2; всего уплатил 66 [тилля] 6 теньга; 3 [тилля] — у него самого (***)25. Итого 401 1/2 (***)26. /4а/ Уйгур — 48 атлы 105 72. Кош-Назар-бий: 30, еще 20, 30, 20, 60, 70, 10, 7, 29, 13; [всего 289]. 54. Оте-Нияз-бий: 30, 36, 40, 20, 11, 4, 25, 18, 7; [всего 191]27. Всего уплатил[и] 48028. [119] 54. Хал-Мухаммед. 26. Кул-Мухаммед. Итого 239 ½ 29. Тиекли — 29 атлы 146 [тилля] 12 теньга. Абулгази-бий: 50, 30, 90, 90, 60, 3; всего уплатил 293. /4б/ [Садык-бий31. *1 [тилля] 12 теньга — у него самого (***)32 *Итого 146 [тилля] 12 теньга. [Всего] джаунгыр — 375 атлы (***)33. * Колдаулы — 114 атлы34 151. Ораз-аталык: 100, 100, 85, 15; всего [уплатил] 300. 151. Шир-Джан-наиб: 120, 77, 7035, 20; всего [уплатил] 29836. 110. Эр-Мухаммед-бий: 42, 14, 26, 6 [тилля] 6 [теньга]; [все­го 88 тилля 6 теньга]. Карлы-бай37: 40; Чин-бий: 60, 32. Всего уплатил[и] 22038. [120] /5а/ 110. Хал-Мухаммед-бий: 70, 60, 45, 25, 20; всего уплатил 220. 50. Самад-бий: 39, 21, 30, 10; всего [уплатил] 100. Итого 57739. Ачамайлы — 87 1/2 атлы 220. Торе-Мурад-бий40. 60. Мерген-бек: 40, 35, 30, 15, 10; всего [уплатил] 130; диван-пулы уплатил. 31. [тилля] 6 теньга. Досым40. 30. Яхшилык: 50, 10; всего [уплатил] 60; диван-пулы уплатил. /5б/ 33. Торе-Мурад-бий40. 33. Мулла Ораз40. 31. Сексен-бай40. Итого 437 1/241. *Балгалы — 54 атлы42 270. Аскар-бий40. Кош-тамгалы — 59 атлы 295. Арзы-аталык: 100, 110, 75, 15; всего уплатил 300. Абдулла-бий и Арпан43-бий: 30, 30, 60, 5044, 70, 3044, 20; всего уплатил[и] 290. Итого 295. /6а/ Хандекли — 73 атлы 182 1/2. Дели-Джан-бий: 120, 60, 86, 48, 46, 5; всего упла­тил 365. [121] 52 ½. Али-бай-бий: 60, 36, 8, 1; всего уплатил 105. 65. Дост-Мухаммед-бий: 40, 45, 60, 55, 7. 65. Бек-Нияз-бий: 15, 20, 15, 3. Всего Бек-Нияз [и] Дост-Му­хаммед [уплатили] 260. Диван-пулы уплатил[и]. Итого 365. Муйтен — 54 атлы 270. Султан.Мурад-бий45: 50, 50, 40, 115, 8, 2; всего уплатил 265. Тур-Мухаммед: 15, 50, 40, 31 [тилля] 6 [теньга]; всего уплатил 136 [тилля] 6 [теньга]. /6б/ Ай-Мухаммед-бий: 20, 50, 30, 38 [тилля] 3 [теньга]; всего уплатил 138 [тилля] 3 [теньга]. Итого 27046. Кара-мойын — 56 атлы 6047 Аллак-бий: 2448, 21, 1349, 37, 5, 4050; всего уплатил 140 51. 60. Бек-Назар: 74, 56, 10; всего уплатил 140. 110. Аман-бай: 15, 40, 20, 50, 15, 100, 40; всего [уплатил] 28052. Итого 280. [122] Кыят — 87 1/2 атлы 177. Садык-бий53. Нур-Мухаммед 53. /7а/ 177. Кадыр-Берген 53. 88 1/2. Абдулла-юзбаши 53. Итого 442 ½. *[Всего] атлы чуллук — 585 (***)54 Итого [арыс] кунграт (***) — 4802 [тилля]55. /7б/ (Племя (= арыс) он-торт уруг Анна — *37 1/2 [атлы] (?)56 187 1/2. Ярман-бий: 40, 35, 20; *всего уплатил 95 57. Бек-Назар-бий: 20, 37, 33; всего уплатил 90. Сейид-Ахмед-бий: 2058, 45, 39, 16; всего уплатил 120. Эрис-Назар-бий: 20 59, 30, 20; всего уплатил 70. Итого 187 ½ 60. [123] Ай-теке — 37 1/2 атлы 187 1/2. Мухаммед-Риза-бий: 42, 43, 20; всего уплатил 105. Худай-Берген-бий61: 75, 9, 11; [всего 95]. /8а/ Мирза-юзбаши62. Аллам-Берген-бий62. Курбан-Ходжа-бий: 45, 75, 55. Всего уплатил[и] 37563. Итого 174 64. Черучи-хытай — 37 1/2 атлы 174; 187 ½. Адиль-аталык65. Худжум66-бий: 20, 50, 69, 40, 8 ½; всего уплатил 187 1/2. Хасан-бий и Адиль-аталык: 14, 9, 100, 50, 14 ½; всего уп­латили 187 ½. [Всего] 375. Итого 174. /8б/ Манджули-хытай67 260. Адиль-аталык: 130, 261, 26, 103; всего [уплатил] 520. Итого 260. Аралбай-хытай 67 260. Исмаил-бий: 120, 30, 32, 24, 25, 9; всего уплатил 240. Джанат-бий: 35, 30, 5; всего уплатил 70. Мулла Толеп-юзбаши: 50, 40, 30, 20; всего уплатил 140. [124] Туран(?)-бий: 30, 27, 11; всего уплатил 7068. Итого 260. /9а/ Беш-сары хытай — 52 атлы 260. Шаим-бий: 80, 50, 2, 6; всего [уплатил] 14069. Али-бек-бий 70: 90 71; всего уплатил 90. Аман-Джол, Бай-Назар, Абдухайр-бий: 49, 61, 80, 80, 12, 8; всего уплатил[и] 290. Итого 260. Кайчилы-хытай — 52 атлы 260. Алла-Назар-бий: 50, 45, 36, 9; всего [уплатил] 140. Отеген-бий: 30, 70, 40; всего уплатил 140. Нефес-бий: 53, 45, еще 10, 29; всего [уплатил] 137. /9б/ Пирим-бий: 30 72, 5073, 10 74, 10, 3; всего (уплатил] 103. Итого 260. Казаяклы-хытай — 52 атлы 260. Абдушариф-бий: 35, 104, 9075, 5075, 20, 56, 36, 19, 3875, 5, 7; [всего 460]. Абулгази-бий-юзбаши: 60. *Израсходовано (***)76. [125] Диван-пулы уплатил 77. Всего [уплатили] 520. Итого 260. Куйын — 37 1/2 атлы 230; 187 ½ 78. Торе-Нияз-бий: 136, 50, 25, 4; всего уплатил 215. Мулла Эвез: 16, 80, 64; всего уплатил 160. Итого 230. /10а/ Еки-шейх хытай — 36 атлы 180. Хабибулла-бий, Иш-Берген-бий 79: 30, 35, 48, 42, 25; все­го уплатил[и] 180. Айд-Мухаммед-бий: 20, 45, 15; всего [уплатил] 90; диван-пулы уплатил. Хыдыр-Нияз-бий: 70, 20; всего уплатил 90. Итого 180. Всего (***) [племя хытай] — 2232 80. Канглы81 125. Турсун-бек-бий: 70, 70, 27, 38, 20, 15; всего упла­тил 240. 155 1/2; 12582. Махмуд-бий: 170, 80; всего уплатил 250. 160; 12583. Ниметулла-бий: 39, 30, 70, 112, 9; всего упла­тил 260. Иш-Мухаммед 84 Всего (***) канглы — 375. [126] /10б/ Кыпчак 110. Девлет-Назар-аталык: 110, 30, 20, 50, 10; всего упла­тил 220 [тилля] 6 теньга. 65. Хани-Яр-бий: 70, 5085; 50; всего [уплатил] 170; диван-пу­лы уплатил. 106 ½ 86. Палван-Нияз-бии: 50, 4587, 1088. 27 1/2. Ябу Хураз 89: 46, 9. Малолетний сын Бек-Мухаммеда (***): 40, 15. Хаджи-бий(?)90: 10. Всего [уплатили] 22591. Диван-пулы уплатили. 52 1/2. Отеп-Берген 40, 45, 20; всего уплатил 105. /11а/ 110 1/2. Пир-Мухаммед-бий: 20, 3092, 1093, всего [уплатил] 60; диван-пулы уплатил. Салтыр Ходжа-Мурад: 5094, 55; всего [уплатил] 105; диван-пулы уплатил. 40. Тангсык-ходжа: 71, 9; всего [уплатил] 80; диван-пулы уплатил. *Хал-Мухаммед-бий 95 16 атлы [рода] басар... (***)96 [127] 80. Бек-Нефес-бий: 45, 45, 30, 40; всего [уплатил] 160; диван-пулы уплатил. 70. Кул-Мурад-бий: 10097, 40; всего уплатил 140. 60. Худай-Берсын-бий: 50, 50, 20; всего [уплатил] 120; диван-пулы уплатил. Иштек — 14 атлы98. /11б/ 52 1/2. Джагалтай Девлет-Назар-бий: 50, 40, 15; всего уплатил 105. Всего кыпчак (***) 746 1/2. Мангыт 135. Халык-Назар-бий: 3399, 148, 70, 19100; всего уплатил 270. 97 1/2. Ноубетулла-би1: 100, 60 101, 35; всего [уплатил] 195; диван-пулы уплатил. 128. Мулла Сейид-Назар. 12 102, 23 103, 21, 78, 42, 43, 34, 3; всего уплатил 256. 105 ½ 104. Юсуф-бий: 12105, 36106, 35, 15, 55, 55, 3; всего уплатил 208 107. 125 1/2. Чин-Мухаммед-бий: 90, 26, 56; всего уплатил [172]108. /12а/ [128] 68 ¼ 109. Дост-Мухаммед-бий: 45, 40, 30, 2, 20; всего уплатил 137110. 83. Девлет-бий: 24111, 110, 16, 36, 52, 6 ½; всего уплатил 416 ½, вместе с Чин-Мухаммедом (***). 58 3/4. Таджи-Мурад-бий: 30111, 60, 27 ½; всего уплатил 117 1/2 185 1/4 Срым-бий [и] Инаятулла112: 40111, еще 60, 130, 70, 70, 2 1/2, всего уплатили 372 ½. 37 1/4 атлы (***). 50. Исмаил-бий: 20111, 40, 30, 10; всего уплатил 100. 75. Девлет-Яр-бий: 30111, 30, 40, 40, 10; всего уплатил 150. Всего мангыт (***) — 1111 ¼ 113. /12б/ Кенегес 740. Эр-Назар-аталык: 500, 300, 400, 150. Уплатил 3 [тилля] диван-пулы (***). Девлет-бай-бий: 130. Итого он-торт уруг (***) — 5204 [+?] 3 [+?] 4 [тилля]114.
    1 балл
  15. Чагатаиды может имели титул Великих на Востоке? Затем Великие моголы появились в Индии? Нигде в источниках об это не указывается? А насчет того, что казахи старшего жуза имели статус выше казахов младшего, то это нигде не подтверждается. Алшины были старшими эмирами в Золотой Орде в какой-то период. И естественно все подчинялись чингизидам и были его народом.
    1 балл
  16. Вот таким образом переводчики-интерпретаторы и дофантазировали!
    1 балл
  17. Так ведь затем бумага стала использоваться, камень уж больно неудобный материал. Ровно также никаких хуннских памятников рунического письма не найдено. А их по идее еще больше должно быть.
    1 балл
  18. Покопался в интернете(Alium Bukar с yvision.kz) Пословицы и поговорки о разных народах. Қазақы бала бала емес, өзбекі мал мал емес -- Казахские дети не дети, узбекские товары не товары -- Говорится о том что казахские дети не такие шустрые и не так много трудятся как узбекские и то что узбекские товары плохого качества. Қазақ байыса қатын алады, өзбек байыса там салады -- Если казах разбогатеет возьмет жену, если узбек разбогатеет построит дом. Қазақ, қалмақ бiр кiсi, ноғай, қазақ бiр кiсi -- Казах и калмак один человек, ногай и казах один человек. Видимо здесь калмаки это немусульманское население Орды. Қазақ жаманы сарт болар -- Худший из казахов станет сартом. Қазақ-қырғыз бiр туған, өзбек сартты кiм туған -- Казах и кыргыз братья, а кто родил узбека-сарта? Жолдасың қазақ болса, жолдан адаспайсың -- Если супруг будет казашкой, то не сойдешь с правильного пути(узбекская пословица) Балаң сұлу болсын десең, әйелдi сарттан ал, балаң батыр болсын десең, әйелдi қазақтан ал -- Если хочешь чтобы дети были красивыми, женись на сартке. Если хочешь чтобы дети были батырами, женись на казашке(туркменская пословица) Қазақ, қырғыз, қатаған — бiр атадан тараған -- Казах, кыргыз и катаган идут от одного предка. Қазақ қайың сауғанда — қырғыз Ғиссар ауғанда -- Когда казахи доили березу -- кыргызы перекочевали в Гиссар. Фраза про тяжелейшие времена. Казахи рубили деревья и выпивали всю жидкость оттуда, в это же время кыргызы перекочевывали в область Гиссар в Таджикистане. Еттi турауды қырғыздарға бер, жеудi қазақтарға бер -- Резку мяса доверь кыргызу(имеется в виду наверное как кыргызы крошат мясо на нарын), а поедание мяса казаху.
    1 балл
  19. Тевкелев И.В. "Опись киргис-кайсацкого народа Меньшей орды, сколько в той орде родов, и им какие звании, и которые роды сильны и посредственны и малосильные, значит ниже сего 76. Сильной род алчин, а алчин разделяется надвое, то есть каракисяк и байулы. Каракисяк всех сильнея, и щисляется шесть родов, а имянно: чекли, каракисяк,чюмекей, дюрткара, каракете, карасакал. В сих шести родах владельцом был Абулхаир-хан. Байулы против каракисяк посредственны, а щисляется двенатцать родов, а имянно:адай, джаббас, алача, байбакты, берч,маскар, тазлар, исентемир, алтин,шихляр, черкес, тана. В сих двенатцети родах Нурали-салтан.."
    1 балл
  20. ЭТНОГЕНОМИКА И ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НАРОДОВ ЕВРАЗИИ Э.К. Хуснутдинова, Р. Виллемс и др. тут есть данные в т.ч. по мтДНК. у тюрков женские линии коррелируют в первую очередь с географией и видно что женщины были меньше подвержены миграции. языки и культуры скорее всего распространялись мобильными воинами-мужчинами
    1 балл
  21. У халха-монголов по письменным источникам 17 века боевые кони состоятельных воинов были в конской броне: «А бой у мугальских алтыновых людей луки, копья, сабли, а вогненого бою нет. А ездят на бой против недругов своих в збруях, в куяках, и в шеломах, и в наручах, и в наколенках, а у иных де у лутчих людей и лошеди бывают на боех в железных доспесех и в приправах» «Двадцать первого числа первой осенней луны года белой курицы (1621 г.) Цокту-тайджи, охотясь на северных горах Цецерлик, Хангай-хана, верхом на покрытом броней темно-гнедом коне своем поднялся на вершину» У средневековых монголов времен Чингис-хана было из чего выбирать от завоеванных соседей, это же тоже самое как трофейное вооружение.
    1 балл
  22. Кстати в этом фильме очень хорошо видно как казахи Алматы готовят Ет без картошки и моркови, готовят обычный курт не круглый или еще другой формы как утверждает наш "истинный кочевник" и тд. Да и вообще если внимательно пройдетесь выше по теме я приводил кучу аргументов разрушающих опусы АКБ... Уважаемый Админ, может быть вы все же прекратите этот балаган только прошу без закрытия темы...???
    1 балл
  23. Гляньте здесь. Еще поищу на форуме где я приводил примеры.
    1 балл
×
×
  • Создать...