Лидеры
Популярный контент
Показан контент с высокой репутацией 07/15/17 во всех областях
-
\\Кроме того, в русских источниках их внешность приравнивается к внешности киевлян, если не ошибаюсь. Т.е. один из Ваней приоделся в печенежскую одежду и прошел мимо них будто свой. Значит, если его никто от своих не отличил, стоит догадаться, что печенеги выглядели европеоидными\\ Вот тот отрывок из ПВЛ: "И стали тужить люди в городе, и сказали: «Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, – сдадимся печенегам». И сказал один отрок: «Я проберусь», и ответили ему: «Иди». Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их: «Не видел ли кто-нибудь коня?». Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего, И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл, Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ему ничего сделать, На том берегу заметили это, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине." Где тут говорится о внешности киевлян и половцев? А вот после того, как он скинул с себя одежду, он действительно оказался не таким, как половцы.2 балла
-
Это не так. В данном случае нужно внимательно читать, к примеру, работы корифея от тюркологии Дыбо А.В. В чувашском есть китаизмы, по которым лингвисты определяют время распада пратюркского, а именно уход хуннов-гуннов на запад в Европу. По лингвистическим данным уважаемой Дыбо А.В. это произошло не ранее 3 века нашей эры... К примеру, характерное слово, заимствованное из китайского в чувашский (хуннский-гуннский) это слово Кэмэл - "серебро". Причем, в первоначальной фонетике. В других тюркских оно закономерно видоизменилось с заменой звука Л на Ш. То есть, уважаемая Дыбо А.В.... нехотя и не подозревая об этом... лингвистически... похоронила... пошлую (т.е. популярную) теорию (такого историка как Кляшторный, в частности) о времени распада пратюркского и ухода хуннов на запад. Хунны ушли на запад в середине 4-го века (когда на них в Китае надавили тобгачи) и сходу разбили готов в Крыму, а не копили силы лет эдак 200... не известно где... по Гумилеву...1 балл
-
Да, как-то не завершена эта тема. Скажу сразу - подразумевать под именем большого деятеля своего времени Котяна Сутоевича Тертероба Половец (так полное имя звучит) как "уважаемый человек, угощаемый почётным куском мяса с зада" как-то язык не поворачивается. Представляете, нужно каждого, незнакомого с торжественными процедурами застолья половцев, предупреждать, что это имя - не зад (говоря корректно), а совсем наоборот, через вкусное мясо - главный человек. Нет, это не котит. Да и во францзском côtelette (котлета), кот - это тоже вкусное мясо, только не с крестца, а вырезка сверху по спине над рёбрами (первоначально) близко к крестцу, мясо высшего качества. Об этимологии "котлета" очень хорошо здесь: http://moya-lepta.livejournal.com/70684.html Да, была такая историческая личность - Лёва Задов (Лев Николаевич Зиньковский). Псевдоним преобразовался в "Задов" из смысла свойства Л.Н. - тем, кто с ним имел дело - ж..па. Но это в проекции на Сутоевича слишком вульгарно, тоже не котит (почему пишу кОтит, а не кАтит - об этом позже). Теперь, почему в объяснении фамилии КотЯна обратился к китайскому наименованию племёни Суте, заселивших территории в районе Осетии (Р. Алания) (по китайским летописям) потому, что табор или кош, с которым Котян Сутоевич перемещался по землям и весям был около 40000 - я решил, что это воины, войсковое объединение, армия. А такое количество можно было собрать только с очень больших территорий. Да и единственное изображение внука Котяна от дочки, что была за Мстиславовичем - китайчёнок-китайченком, и это в 3-м поколении! Но сейчас, поразмыслил - насчёт китайченка - а кто Мстиславович был, какой у него облик? Вот взять Андрея Боголюбского - князя Вышгородского, по реконструкции облика - у него явное преобладание азиатских черт: https://ru.wikipedia.org/wiki/Андрей_Юрьевич_Боголюбский Так что это не показатель. Теперь насчёт 40000, это оказывается его соплеменники, то есть всё племя, на колёсах, путешествовало с ним. А откуда? Да, есть здесь в Приазовье река Молочная, до 19-го века включительно - «Сюттень» (тюрк. «Молочные воды»): https://readtiger.com/wkp/ru/Молочная_(река) Это крупная для региона река, в бассейн которой входит несколько административных округов и даже по населённости 13-го века 40000 жителей с региона наберётся легко. Летом 1981 года на реке Чингул, притоке реки Молочная, Института археологии Украинской ССР был раскопан половецкий курган 13-го века "Чингульский": "Наука и жизнь", 1983, № 7 "История Чингульского кургана": http://publ.lib.ru/ARCHIVES/N/''Nauka_i_jizn'''/_''Nauka_i_jizn'''_1983_.html Или здесь об этом кургане: http://www.kitabhona.org.ua/forums/viewtopic.php?t=1158 https://swordmaster.org/2009/10/07/prodolzhenie-istorii-chingulskogo-kurgana.html http://www.kitabhona.org.ua/lib_arh/chingul.html Так вот, как полагает доктор исторических наук Б.И. Маршак - это захоронение Котяна Сутоевича, тело которого соплеменники вывезли после венгерских событий и захоронили на его родине.По заключению антрополога кандидата исторических наук С.И. Круца об облике половца - черты монголовидности очень слабо выражены. Итак, если предположение верно, КотЯн Сутоевич - глава половецких племён с бассейна реки Сютень (половецк. «сютана» (кормилица, мать). Т.е. Сутоевич это всё-таки фамилия, а не отчество. Но вот почему его называют ханом? Разве институт ханства существовал в те времена? Уж не для удобства исследователи проецировали гораздо более поздний титул на социальный статус КотЯна Сутоевича? Я думаю, что только исключительно в этих целях удобства. В поименовании КотЯна Сутоевича титул уже был, только современным исследователям он непонятен. Да и в летописях КотЯн Сутоевич с титулом хан не встречается. В книге Бориса Акунина "История Российского государства. От истоков, до монгольского нашествия": http://readme.club/books/89_istoriya-rossiyskogo....pdf о социальном устройстве степного сообщества половцев: Летом половецкие курени кочевали каждый на своей территории, а в холодное время года вся орда собиралась в определенных местах, которые в русских летописях названы «городами», хотя это были всего лишь зимовья. Один из таких станов, Шарукань, впоследствии превратился в город Харьков. Итак, титулов типа "хан" не было, был титул кошевой. Этимология кош, кошт не совсем мне ясна, но при выпадении звука ш (синкопический метаплазм) получается кот. Т.е., титул у Сутоевича кот - кошевой (Избрание хана в независимом Казахском ханстве: https://ru.wikipedia.org/wiki/Хан_(титул) ). Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс. М. Р. Фасмер. 1964—1973. Но тут есть ещё одна версия в отношении титула Кот - были ведь походные атаманы, командующие походом. Поход это движение. Вот есть слова, связанные с этим - коты (галоши), котома. Насчёт "котомы (котомка)" Фасмер говорит, что это трудное слово, но очевидно что от слова, связанного с путешествием - катит, котит. Вообщем, кот - главный кочевья (замечаете связь КОТ-КОЧ(кочевье)?). Ну, а теперь об имени Сутоевича. Думаю, оно кроется в суффиксе слова КотЯн. Уважаемый АксКерБорж предлагал создать тему о суффиксах-топоформантах и не только. Думаю, что эта тема неподъёмна, невозможно "вычислить" исходное слово, затем служащее суффиксом. Но в отношении слова Котян, которое пишется слитно, позволю себе предположить, что после титула "Кот" следует имя "Ян". Вот что говорится об имени Ян: http://kakzovut.ru/names/yan.html Итак, по предлагаемой версии - Кот (титул, звание), Ян (имя), Сутоевич (фамилия).1 балл
-
Ув. Кылышбай, я ведь отвечал по этому вопросу. Под кытаями я подразумеваю тех же калмаков 14-16 вв. К концу 16 века они были объединены с Тауекелем, но потом убили царевича (сына Тауекеля) и бежали в Бухарские пределы, там же и скорее всего произошло объединение с бухарскими каракалпаками. Только так можно объяснить столь большое скопление войск в руках у Абдал Гаффара. Так что, не позднее конца 16 века, кытаи уже были в составе каракалпаков.1 балл
-
Докажите обратное. Откуда данные про 14 век? Т.е. до этого кыпчаки не смешивались с огромными ордами монголов? Все это на уровне предположений и я буду держаться своего, вы - своего. Во-первых, а я что, что-то про чаще или не чаще говорил? Вы сказали, что на балбалах монголоидный тип, но умолчали про европеоидный, т.е. соврали. Во-вторых, европеоидный тип встречается намного чаще, чем вам кажется. См. напр. зарисовки в работе З.В. Доде по северокавказскому костюму. В исследовании она опиралась на половецкие балбалы в том числе. В-третьих, опять же, не игнорируйте вопрос про половецкие личины, на которых изображены большеносые европеоиды. Опять же, за Боголюбского выше отписался, читайте. Давайте я вам скину, что он говорил. Я, кстати, с ним согласен. Надеюсь, вы тоже (за предоставленный материал спасибо Ашина Шэни): "Антропологически современные казахи обладают ясно выраженными смешанными чертами, в их составе можно выделить два компонента — европеоидный и монголоидный. Первый — местный, он представлен древнеказахстанскими племенами эпохи бронзы. На его основе происходило сложение более позднего населения. Местный расовый тип был преобладающим среди коренных насельников до второго тысячелетия нашей эры и в последующий период он оставался одним из основных компонентов в антропологическом составе современного населения Казахстана. Таким образом, антропологические данные позволяют установить прочную генетическую связь морфологических особенностей современных казахов с тем комплексом морфологических признаков, которые выявлены в составе населения Казахстана эпохи бронзы. В антропологическом облике современных казахов также заметно влияние гена расовых признаков пришлых центральноазиатских групп, следы которых отчетливо прослеживаются с сакского периода до позднего средневековья. Длительный приток гена монголоидных племен, несомненно, оставил глубокий след в антропологическом составе коренного населения Казахстана. Однако проникшие расовые группы в численном отношении не были преобладающими. В результате процесс метисации протекал без резких оттеснений или поглощений, т. е. без особой смены местных этнических групп пришлыми племенами Центральной Азии, о чем можно судить по темпу и направлению временной изменчивости краниологических признаков". [О. Исмагулов. Население Казахстана от Эпохи Бронзы до Современности (Палеоантропологическое исследование). Издательство «Наука» Казахской ССР, Алма-Ата, 1970] "...основная масса местных насельников тюркского периода Казахстана характеризовалась европеоидными чертами. Если сравнить формирование лингвистической и антропологической общностей, то население, прежде всего стало говорить на тюркских языках и лишь значительно позднее стало монголоидным. Преобладание монголоидных элементов в разных пропорциях в физическом облике местных насельников наблюдается главным образом в монгольский период". [О.Исмагулов. «Этническая антропология Казахстана». 1982] "...в связи с тюркской проблематикой встречается... ошибочное представление о том, что тюркские племена на территории Казахстана рассматриваются как изначально пришлые из соседних стран. Однако... существует твердое мнение, что тюркские племена в Центральной Азии не были мигрантами, тем более завоевателями этого региона, они составляли исконных местных насельников обширной степной зоны Евразии". [Исмагулов О., Сихымбаева К.Б., Исмагулова А.О. Этническая дерматоглифика казахов. Алматы, 2007. С.172] "...современные казахи представляют собой единую историческую и этнокультурную общность и гомогенную антропологическую целостность, сформировавшуюся на их исконной территории". [там же. С.222] Исторические источники, например? Заинтересованным в чем? Секретным агентом паневропеоидистов, который стремился выдать махровых монголоидов-кыпчаков за белоснежек? Я ни во что слепо не верю, только источникам. И если они указывают на светлых кыпчаков, повода в этом сомневаться я не вижу! Если лично у вас какие-то комплексы в этом плане, я не виноват. Я не отрицаю туранидных кыпчаков, но и светлых не отрицаю. А говорить "ви всо вроти" на факты - не дело, уж извините. Ну все, у монголов не упоминались, значит не было! Можно закрывать тему! А хотя нет, нельзя. Потому что это ничего толком не меняет. Я точно не знаю, но просветите меня, пишут ли монгольские источники про светлых голубоглазых русских (славян)? Я так понял, что если где-то они изображены европеоидами, то это подделка, а если монголоидами - то истина в последней инстанции. Однобокий у вас взгляд какой-то! А допустить, что разные кыпчакские племена, жившие в разных точках земного шара, и выглядели по-разному - это нет. Нельзя. А в чем тут логика, спрашивается? Кстати, о том, что антропология может меняться под влиянием определенной местности и климата - этого вы, вероятно, не знали. Опять же, грузины дразнили тюркютского царя, вырезав лицо на тыкве, намекая на его внешность, а здесь взяли и изобразили монголоидов "типичными кавказцами"? Где-то здесь затерялась логика. Вы, наверное, ясновидящий, раз так уверенно говорите о вещах, про которых данных недостаточно, чтоб так рассуждать! Найдите и вычислите, в каком источнике впервые упоминаются кыпчаки, и какая у них там внешность. Потом скажете мне. Насчет "первых тюрок" - это вы про тюркютов? Если так, согласен. Если про тюркские народы в целом, то абсолютно не согласен. Первый тюркский народ (исключая скифскую проблему), который выходит на историческую арену - это динлины. Как выглядели динлины, думаю, объяснять не надо. И сказочки про "местных автохтонов" оставьте при себе. Если хотите подобного рода рассказы, то и я могу вас ими попотчевать. К вашему сведению, в Ностратической теории воспринимают как данность то, что Алтайские народы изначально были европеоидны и некоторые из них изменили внешность ПОД ВЛИЯНИЕМ АВТОХТОННЫХ АЗИАТСКИХ НАРОДОВ (так вами горячо любимых). К примеру, вот по этому поводу мнение Пучкова: «Алтайская этноязыковая общность была, по-видимому, подобно другим общностям распавшегося ностратического этноязыкового единства европеоидной, однако по мере продвижения на восток многие ее группы, сохраняя свои языки, все более поглощались в расовом отношении местным монголоидным населением. Лучше других удержали свои европеоидные морфологические черты некоторые народы тюркской группы, причем большинство юго-западных тюрков (турки и др.), если и были в какой-то мере метисированы, то при реверсивном движении на запад вновь впитали в себя европеоидный элемент, постепенно "растеряв" почти все приобретенные при движении в восточном направлении монголоидные признаки». П.И. Пучков. Дивергенция языков и проблема корреляции между языком и расой. Так что вам "просто нужно признать" изначальную европеоидность алтайцев1 балл
-
Давно нужно переходить. Просто нужен вал производства сх продукции, поэтому запускают новые орошаемые земли, тем самым усугубляя проблему Арала, который задыхается от безводья. И вообще тупая затея - в пустыне на орошении выращивать зерновые. Легче купить в КЗ или России, где это зерно иногда даже гниет в ангарах. А самим среднеазиатам нужно переходить на др рентабельные культуры.1 балл
-
Отнюдь, в тех цзюанях о шивэй много указаний и на кочевой скотоводческий быт шивэйцев: "[Шивэйцы] относятся к ветви киданей: живущие на юге называются киданями, живущие на севере — шивэйцами. Делятся на пять кочевий, которые не управляют друг другом и не составляют единого целого. Они называются нань шивэй (южные шивэй), бэй шивэй (северные шивэй), бо шивэй, шэньмода шивэй и да шивэй (большие шивэй). Ни у одного из кочевий нет правителя, народ беден и слаб, поэтому туцзюэсцы всегда управляли им с помощью трех тутуней" "Постепенно [южные шивэй] разделились на 25 кочевий. В каждом кочевье имеется юй мофуманьдо, соответствующий вождю кочевья." "Летом переселяются на северо-запад, к горам Дайбо и Цяньдуй. Здесь много травы и деревьев..." "При бракосочетании две семьи договариваются между собой, после чего [будущий] зять выкрадывает девушку, увозит ее, а затем посылает в качестве сговорных даров крупный рогатый скот, лошадей и возвращается [с девушкой] в ее семью, а когда она забеременеет, возвращается к. ней обратно, в свое жилище." "Снег настолько глубок, что в нем тонут лошади." "Поехав на север от южных шивэй, через 11 дней пути прибываешь в [земли] северных шивэй, которые делятся на девять кочевий и живут вокруг горы Тухэшань. Вожди их кочевий называются циинь мохэдо, [кроме них] у каждого кочевья имеется три мохэфу, которые помогают им." "Ныне самыми западными шивэй, граничащими с хуэйхэ (уйгурами. — В. Т.), является кочевье усугу, находящееся к юго-западу от оз. Цзюйшу 5. К востоку от него находится кочевье исаймо, а к востоку от последнего — кочевье сайхэчжи. В последнем кочевье имеются прекрасные лошади." "Питаются свининой и рыбой, разводят крупный рогатый скот и лошадей, но по обычаю не имеют овец. Летом живут в городах, а зимой [переселяются], отыскивая воду и траву." "С убившего человека взыскивается 300 лошадей" - все таки лошадей должно быть не мало (а это с одного человека). Также и археологические данные по раннемонгольской культуре в данном регионе: "В Забайкалье известно несколько памятников поселенческого типа, которые датируются временем существования раннемонгольской культуры. Это Темниковское поселение IХ-Х вв. на правом берегу Темника, притока Селенги, Сутайская феодальная усадьба и Нарсатуйское поселение в Тугнуйской долине в Бурятии, Кондуй-ский дворец и Хирхиринское городище в Читинской области. Помимо них в различных районах Бурятии и Читинской области встречаются развеянные стоянки скотоводов-кочевников на так называемых выдувах. Их насчитываются десятки и сотни. К сожалению, они пока плохо изучены, но, тем не менее, дают определенное представление об образе жизни ранних монголов и их хозяйственных занятиях." То есть у ранних монголов (шивэй) хозяйственный тип можно охарактеризовать как смешанный, одновременно кочевой и оседлый (возможно, это два разных типа двух разных групп с общим именем шивэй - монголов и тунгусо-маньчжуров; отсюда и противоречивые указания на язык - одни шивэй имеют одинаковый язык с киданями и кумоси; другие - с мохэ, предками чжурчжэней-маньчжуров).1 балл
-
Согласен, только всегда связывают с 13 в.и ЧХ, а ведь уже есть другие свидетельства,например про Елюй Даши.1 балл
-
Даже еще раньше, где то за пару столетий до нашествия ЧХ на территории СА и ВТ оказалось множество татарских племен из Сина. Об этом писали арабские источники.1 балл
-
Вообще интересно что часть монгольских племён, оказалась в СА вместе с Елюй Даши, за 100 лет до Чингисхана (хунгираты, джаджираты и др.)1 балл
-
По моему не стоит спекулировать на теме якобы "притязания монголов на кёк-тюрков Ашина", это научный форум, каждый имеет право высказать свою гипотезу и постараться ее доказать.1 балл
-
А есть простой вариант - ликвидировать Каракумский канал, чтоб Амударья прямиком текла в Аральское море. Все остальные варианты, начиная от сибирских рек и возможной подачи воды от Каспийского моря осложняются непоправимыми последствиями. Вы, видимо начитаны всякими статьями, в которых обвиняются только земледельцы со своими варварскими методами водопользования, а также видели по телеку, как эти варвары расходуют воду. Но я стопроцентов уверен, что Вы никогда даже и дерева не сажали, чтоб судить что-то о земледельцах. В Муйнакском районе прошло мое детство, там было множество мелких каналов, которые доставляют воду до полей, а хвост тянется до моря, то есть, по этим каналам протекает тысячи кубов воды и лишь процентов 1-2 забираются для орошения, остальное уходит прямо в море. А Каракумский канал таких шансов для моря не дает. В статьях обвиняются люди-трудяги, а не умники, которые затеяли такой грандиозный план уничтожения Аральского моря. Поэтому Каракумский канал нигде не рассматривается как главная причина катастрофы Арала. Короче, виноваты все, но только не этот злосчастный канал.-1 балл