АксКерБорж Опубликовано вчера в 11:05 Поделиться Опубликовано вчера в 11:05 3 часа назад, olley сказал: В 19 и начале 20 века больным чахоткой (туберкулезом) в условиях сырого северного климата почти некуда было ехать лечиться, кроме как на юг - в киргизские степи. То есть в более тёплый и сухой климат. Опять же вкусный кумыс. Ему помог не воздух и не саумал, а именно кумыс. Цитата: "... В 1861 году вернулся из Петербурга Чокан Валиханов к себе домой. С ним ехал молодой человек из Москвы, сын богатого помещика, чахоточный, которого Чокан вез лечить от чахотки. . Чокан вечера просиживал долго, слушая пение и рассказы киргиз. Вставал поздно, пил кумыс, чаю не пил, ел вареную баранину с соусом (копченой кониной). Сын помещика помещался в отдельной кибитке, и его угощали кумысом и бараниной, и тоже сыром. Так быстро начал поправляться молодой помещик, что Чокан только радовался своему лечению и часто угощал молодого человека, рассказывая в самых ярких красках пользу кумыса, баранины, бульона и сыра. Не знаю, сколько времени пробыл москвич, но не было, кажется, месяца, как он совершенно поздоровел, пополнел, приехавши туда щепкой, со страшным кашлем, и уехал, раздарив ружья, которые он привез с собою". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано вчера в 11:09 Поделиться Опубликовано вчера в 11:09 Предлагаю участникам обсуждения саумала привести письменые, этнографические упоминания об употреблении казахами в прошлом или татарами-монголами в 12-13 в.в. парного кобыльего молока. Чтобы поставить точку в обсуждении, у казахов это новодел или древняя традиция. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Лимфоцит Опубликовано вчера в 13:28 Поделиться Опубликовано вчера в 13:28 2 часа назад, АксКерБорж сказал: Ему помог не воздух и не саумал, а именно кумыс. Цитата: "... В 1861 году вернулся из Петербурга Чокан Валиханов к себе домой. С ним ехал молодой человек из Москвы, сын богатого помещика, чахоточный, которого Чокан вез лечить от чахотки. . Чокан вечера просиживал долго, слушая пение и рассказы киргиз. Вставал поздно, пил кумыс, чаю не пил, ел вареную баранину с соусом (копченой кониной). Сын помещика помещался в отдельной кибитке, и его угощали кумысом и бараниной, и тоже сыром. Так быстро начал поправляться молодой помещик, что Чокан только радовался своему лечению и часто угощал молодого человека, рассказывая в самых ярких красках пользу кумыса, баранины, бульона и сыра. Не знаю, сколько времени пробыл москвич, но не было, кажется, месяца, как он совершенно поздоровел, пополнел, приехавши туда щепкой, со страшным кашлем, и уехал, раздарив ружья, которые он привез с собою". Значит у него не было туберкулёза , на одном кумысе не вылечишь тюбик Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 23 часа назад Поделиться Опубликовано 23 часа назад 3 минуты назад, Лимфоцит сказал: Значит у него не было туберкулёза , на одном кумысе не вылечишь тюбик Вам, бывшим медикам, Лимфоцитам, Лейкоцитам, Эритроцитам, виднее. )) Кстати, при употреблении сырого молока, кобылий саумал не исключение, человек может заразиться бруцеллезом, сибирской язвой или другими опасными заболеваниями, где гарантия что кобылы здоровые? Это все равно что монголы, которые ради любимой сурчатины рискуют подхватить чуму. Поэтому казахстанские фермы, кто решил идти в ногу с новоделом со временем и боясь нежелательных последствий для своих клиентов пастеризуют саумал, т.е. подвергают термической обработке: https://saumal.kz/faq/ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Лимфоцит Опубликовано 23 часа назад Поделиться Опубликовано 23 часа назад 26 минут назад, АксКерБорж сказал: Вам, бывшим медикам, Лимфоцитам, Лейкоцитам, Эритроцитам, виднее. )) Кстати, при употреблении сырого молока, кобылий саумал не исключение, человек может заразиться бруцеллезом, сибирской язвой или другими опасными заболеваниями, где гарантия что кобылы здоровые? Это все равно что монголы, которые ради любимой сурчатины рискуют подхватить чуму. Поэтому казахстанские фермы, кто решил идти в ногу с новоделом со временем и боясь нежелательных последствий для своих клиентов пастеризуют саумал, т.е. подвергают термической обработке: https://saumal.kz/faq/ А его не пью , не нравится мне кумыс , другое дело айран , молоко с холодильника летом от сушняка хорош Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
boranbai_bi Опубликовано 22 часа назад Поделиться Опубликовано 22 часа назад 3 часа назад, АксКерБорж сказал: Предлагаю участникам обсуждения саумала привести письменые, этнографические упоминания об употреблении казахами в прошлом или татарами-монголами в 12-13 в.в. парного кобыльего молока. Чтобы поставить точку в обсуждении, у казахов это новодел или древняя традиция. Левшин “Между напитками их первое место занимает кумыс, за ним следуют выгоняемое из него вино айрян, арака, саумал и простое молоко” https://vostlit.narod.ru/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1820-1840/Levschin/text15.htm Валиханов ”Саумал есть не вполне скисшее кобылье молоко.” https://shoqan.kz/incompleted/works_orda_levshin/ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
olley Опубликовано 21 час назад Поделиться Опубликовано 21 час назад 4 часа назад, АксКерБорж сказал: Предлагаю участникам обсуждения саумала привести письменые, этнографические упоминания об употреблении казахами в прошлом или татарами-монголами в 12-13 в.в. парного кобыльего молока. Чтобы поставить точку в обсуждении, у казахов это новодел или древняя традиция. Книга Конный мир казахов (2022г) . Ахмет Токтабай Цитата В литературе и статьях, посвященных кумысу, до сих пор внимание акцентировалось на технологии приготовления этого чудодейственного напитка, а также на его значении; не рассматривалась классификация кумыса по видам и категориям [172, с. 149–154]. В казахском языке существует множество терминов, связанных с кумысом [464]. В зависимости от сезона года кумыс делится на два, иногда на три вида: летний, зимний или осенний (CXV, XXX). Кумыс, заквашиваемый на молоке кобылицы, отделенной от косяка, называется «уыз қымыз» (досл. молозивный); кумыс от кобылы‑первородки — «қысыр қымыз» или «ту қымыз» (досл. яловый или нагульный); кумыс, в который вливают парное молоко и пробуют на другой день, — «түнемел қымыз» (досл. переночевавший); когда в крепкий, перестоявший кумыс добавляют парное молоко и как бы «усмиряют» его, — «жуас қымыз» (смирный или кроткий); собранный за несколько дней путем ежедневного добавления в закваску свежего молока — «қорабалы қымыз» (настоящий или богатый). Во всех регионах Казахстана чаще, чем иные названия, употребляются термины, связанные со временем приготовления кумыса: саумал (свеженадоенное, парное кобылье молоко); түнемел қымыз, бір күндік (переночевавший кумыс, однодневный); құнан қымыз, екі күндік (двухдневный кумыс); дөнен қымыз, үш күндік (трехдневный кумыс); бесті қымыз, төрт күндік (четырехдневный кумыс). Таким образом, мы видим, что названия кумыса соответствуют возрастным названиям лошадей. «Саумал» — налитое в бурдюк свежее молоко, слегка взболтанное мутовкой, но не успевшее закиснуть. Якуты такой кумыс называют «саамал» [462, с. 133]. Саумал пили обычно бедняки, когда не было запасов настоящего кумыса. Отсюда поговорка: «Выпьешь саумал — не видать тебе кумыса, будешь ездить на кобыле — не видать тебе жеребенка» («Саумал ішкеннің қымыз жоқ, бие мінсең, құлын жоқ»). Осенью, когда трава переспевает, надаивают «сарысаумал» (желтый саумал). По мнению большинства информаторов, «бесті қымыз» — это хорошо настоявшийся в течение четырех дней, ядерный крепкий кумыс. В пословице говорится: «Берместің үйінде бесті қымыз да жоқ» («В доме у скупого и четырехдневного кумыса нет»). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 9 часов назад Поделиться Опубликовано 9 часов назад 17 часов назад, boranbai_bi сказал: Валиханов ”Саумал есть не вполне скисшее кобылье молоко.” Я просил привести письменные, этнографические упоминания об употреблении казахами в прошлом или татарами-монголами в 12-13 в.в. свеже выдоенного кобыльего молока. По ссылке Чокан Валиханов не пишет, что казахи пили саумал. 17 часов назад, boranbai_bi сказал: Левшин “Между напитками их первое место занимает кумыс, за ним следуют выгоняемое из него вино айрян, арака, саумал и простое молоко” По ссылке есть сноска 13: А. И. Левшин получил не вполне достоверные сведения. "Айран" не вино, а кислое молоко, широко распространенное среди многих тюркоязычных народов, "саумал" - недобродивший кумыс, который, казахи не пили, т. к. он приводил к расстройству желудка. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 5 часов назад Поделиться Опубликовано 5 часов назад 23 часа назад, АксКерБорж сказал: Предлагаю участникам обсуждения саумала привести письменые, этнографические упоминания об употреблении казахами в прошлом или татарами-монголами в 12-13 в.в. парного кобыльего молока. Чтобы поставить точку в обсуждении, у казахов это новодел или древняя традиция. Просмотрел имеющиеся в своем распоряжении труды по этнографии казахского народа 19 века А. Букейханова, Ш. Ибрагимова, У. Джанибекова - все описывали традиции Степного края. Первые двое упоминают лишь кумыс, а у Джанибекова есть такой эпизод: "... Кобылье молоко шло исключительно на приготовление вкусного, питательного и целебного напитка - кумыса (қымыз), верблюжье - другого подобного кумысу напитка шубат (шұбат) - на западе, кымыран (қымыран) - на юге, туйекымыз (туйе-қымыз) - на востоке Казахстана. В зависимости от времени года, качества поедаемых лошадьми трав кумыс бывал летний, осенний, зимний, значительно отличающийся друг от друга вкусом. Кумыс, как и шубат, различали и в зависимости от выдержанности: Саумал - мало сброженный, смягченный добавлением парного кобыльего молока и хорошо перемешанный. Предназначался, главным образом, для стариков и детей". Из слов этнографа становится ясно, что саумал это не парное кобылье молоко, т.е. не свеже выдоенное кобылье молоко, как нынче стали его понимать и увлекаться им, а это смесь кумыса с парным молоком. И предназначался он для стариков и детей. И понятно почему, потому что им трудно пить крепкий кумыс, у самого в детстве были такие же ощущения от кумыса, от крепости скулы сводило. ) Тем самым, саумал это типа смягченного кумысного коктейля для детей и стариков. В этом плане свидетельства Левшина и Жанибекова совпадают: 1) Саумал это не парное кобылье молоко; 2) Саумал казахи не пили (не считая детей и стариков), а парное молоко не пили тем более. Поэтому, все таки, наверняка, нынешнее увлечение некоторых казахов парным кобыльим молоком якобы в целебных целях, которое они ошибочно называют саумалом, это явление новое, 21 века. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 2 часа назад Поделиться Опубликовано 2 часа назад В 20.08.2025 в 11:16, Boroldoi сказал: А саумал кажется мне монгольским словом. В монгольском доить - саах. Выдоенное молоко соответственно на монгольском - саамал сүү. Кобылье молоко на монгольском называется -саам. Рассадин В.И.: "... Общетюркское слово saγ = "доить" [ЭСТЯ 2003, с.137-140], как и тур.-месх. сағ= и др.-тюрк. saγ= «доить», прослеживается в калм. саа= «доить», ср. староп.-монг. saγa=, х.-монг. саа=, бур. hаа= id.; тур.-месх. сағым, др.-тюрк. saγïm «удой, надой молока» – калм. саам «удой, надой», ср. староп.-монг. saγam, х.-монг. саам «кобылье молоко; удой, надой», бур. hаам «удой, надой». ... Многие названия молочных продуктов, широко распространённые среди монгольских народов, в том числе и калмыков, хорошо этимологизируются на материале тюркских языков". А вот и сам ДТС: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
olley Опубликовано 2 часа назад Поделиться Опубликовано 2 часа назад @АксКерБорж Разрекламированное питьё кобыльего парного молока - похоже на новшество. -- Выше я указал ссылку на книгу «Конный мир казахов» (2022). Автор ссылается на первоисточники. Книга в открытом доступе. В этой книге утверждается, что семиреченские казахи и кыргызы смазывали козлятину кумысом. И в других местах упоминается об употреблении козлятины. У автора целая глава, посвящённая кумысу. С фотографиями из музеев. Там также есть глава о конском снаряжении - стременах, седлах и региональных различиях. На первый взгляд хорошая книга. Цитата: "Семиреченские казахи, а также кыргызы имеют обыкновение хранить козлятину, предварительно смазав ее кумысом (CLXI, 386). " Страница 198 386. Никольский Д.П. О спиртных напитках среди наших инородцев // Труды антропологического общества при императорской военно-медицинской Академии. Т. 5. СПб., 1901. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
boranbai_bi Опубликовано 40 минут назад Поделиться Опубликовано 40 минут назад 8 часов назад, АксКерБорж сказал: Я просил привести письменные, этнографические упоминания об употреблении казахами в прошлом или татарами-монголами в 12-13 в.в. свеже выдоенного кобыльего молока. По ссылке Чокан Валиханов не пишет, что казахи пили саумал. По ссылке есть сноска 13: А. И. Левшин получил не вполне достоверные сведения. "Айран" не вино, а кислое молоко, широко распространенное среди многих тюркоязычных народов, "саумал" - недобродивший кумыс, который, казахи не пили, т. к. он приводил к расстройству желудка. Левшин писал о том, что пили казахи а Валиханов его поправил в значении слова саумал сноски можете кинуть в мусорку, для меня они равноценны мнениям на форуме Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться