Steppe Man Posted July 27 Share Posted July 27 Когда августейший Чингис-хаган сидел в ожидании Ӱгэдэя, приготовившись к [праздничному] обеду, он очень гневался. «Эх, Ӱгэдэй! Отец и мать о сыне своем помнят, а сын лишь причиняет страдание и не помнит ничего!» Пока он так сидел и говорил, наступил вечер, и [Ӱгэдэй] прибыл с напитками и вареной конской головой 6. «Кто там снаружи?» - спросил Чингис. Когда Ӱгэдэй сказал: «Это я - Ӱгэдэй», - то Чингис ответил: «Входи же!» Ӱгэдэй вошел, и хаган соизволил сказать: «Эх, Ӱгэдэй, я сказал тебе - приходи пораньше, почему же ты пришел вечером?» Ӱгэдэй сказал: «Я рано отправился, но по дороге меня не раз приглашали на празднества. В детстве моем ты говорил, хаган, отец мой, что нельзя отказываться от предложенного кушанья, а не то случится несчастье 7. Вот из-за этого я и опоздал». Когда он так сказал, то гневное лицо Чингиса смягчилось, он принял конскую голову и, отведав поднесенного кушанья, молвил: «Моих установлений и повелений не переступил только один из моих сыновей, Ӱгэдэй. И после пусть так и будет! Да!». Такое повеление он сказал 8 ЛУБСАН ДАНЗАН АЛТАН ТОБЧИ ("ЗОЛОТОЕ СКАЗАНИЕ") [ГЛАВА IX. РАССКАЗЫ И ЛЕГЕНДЫ О ЧИНГИС-ХАНЕ] 1 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Steppe Man Posted July 27 Author Share Posted July 27 Вареная конская голова у древних монголов считалась почетным кушаньем (Жамцарано, Монгольские летописи XVII в., стр. 104). Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted July 28 Share Posted July 28 В 27.07.2024 в 23:34, Steppe Man сказал: Вареная конская голова у древних монголов считалась почетным кушаньем (Жамцарано, Монгольские летописи XVII в., стр. 104). Не знаю про каких древних монголов вы сейчас говорите. И навряд ли халха-монголы, буряты, калмыки или другие монголоязычные народы имеют эту традицию (если даже сама конина спорная традиция). Но у казахов варенная конская голова угощение почетному гостю мужчине. Конечно более распространено угощение уважаемого гостя преподношением бараньей головы "бас", потому что барана легче и быстрее зарезать для гостя. Но в наших краях нередко преподносят и конский "шеке", чаще зимой когда режут лошадей. Букв. "шеке" это не вся голова, потому что конская голова большая, "шеке" это одна из двух половин головы. Сперва с головы снимают шкуру, потом переднюю часть морды с губами (не считая языка) отрубают и не варят, а верхнюю часть головы делят пополам на две части - левую и правую. Но в отличие от вареной бараньей головы голову лошади не принято водружать поверх блюда бишпармак. Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted July 28 Share Posted July 28 В 27.07.2024 в 23:34, Steppe Man сказал: [Ӱгэдэй] прибыл с напитками и вареной конской головой. гневное лицо Чингиса смягчилось, он принял конскую голову и, отведав поднесенного кушанья, молвил Я в прошлые годы вел счет между казахами и халха-монголами, у кого сохранилось больше традиций карататар-монголов 12-13 веков. Если не забыл, последний счет тогда был 14 : 1 в пользу казахов. С вашей помощью могу увеличить счет в пользу казахов 15 против 1. (как будет время уточню с бывшим счетом и опубликую этот новый факт в соответствующей теме) Здесь: Link to comment Share on other sites More sharing options...
Steppe Man Posted July 31 Author Share Posted July 31 В 28.07.2024 в 11:56, АксКерБорж сказал: Я в прошлые годы вел счет между казахами и халха-монголами, у кого сохранилось больше традиций карататар-монголов 12-13 веков. Если не забыл, последний счет тогда был 12 : 1 в пользу казахов. С вашей помощью могу увеличить счет в пользу казахов 13 против 1. (как будет время уточню с бывшим счетом и опубликую этот новый факт в соответствующей теме) Я нигде не видел у казахов конская голова почетное место занимает. Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted August 1 Share Posted August 1 В 31.07.2024 в 09:16, Steppe Man сказал: Я нигде не видел у казахов конская голова почетное место занимает. Казахи Монголии в некоторых деталях традиций подражают на монгольские традиции, это логично и о них я писал на форуме. Пока не знаю сохранилась ли у них традиция преподношения гостю конской головы, надо спросить у них. Но это не отменяет древней казахской традиции почитания варенной конской головы. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Steppe Man Posted November 28 Author Share Posted November 28 В 01.08.2024 в 10:10, АксКерБорж сказал: Но это не отменяет древней казахской традиции почитания варенной конской головы. А это правдо,что Мао Цзе Дун был казахам? 😂 Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted November 28 Share Posted November 28 5 часов назад, Steppe Man сказал: А это правдо,что Мао Цзе Дун был казахам? 😂 Глаза раскройте шире, это же голова осла. Современные ханьцы едят на камеру (мукбанг) все подряд, даже бараньи головы очень сильно переварив почти до состояния слизи и обильно облив приправами (наверно чтобы не ощущать натуральный вкус баранины)). Link to comment Share on other sites More sharing options...
olley Posted November 28 Share Posted November 28 5 часов назад, Steppe Man сказал: А это правдо,что Мао Цзе Дун был казахам? 😂 Даже не поймешь, у кого голова страшнее: у осла или у мужика, который держит голову. Ею пугать детей и впечатлительных девушек. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Steppe Man Posted November 28 Author Share Posted November 28 1 час назад, olley сказал: Даже не поймешь, у кого голова страшнее: у осла или у мужика, который держит голову. Ею пугать детей и впечатлительных девушек. В Узбекистане ослиное мясо считается самым дешевым мясом домашних животных. Ослятина стоит примерно в четыре раза дешевле. В Фергане из ослиного мяса готовили самсу и лагман https://rus.ozodlik.org/a/29120299.html Link to comment Share on other sites More sharing options...
olley Posted November 28 Share Posted November 28 21 минуту назад, Steppe Man сказал: В Узбекистане ослиное мясо считается самым дешевым мясом домашних животных. Ослятина стоит примерно в четыре раза дешевле. В Фергане из ослиного мяса готовили самсу и лагман https://rus.ozodlik.org/a/29120299.html Это преступление и не имеет никакого отношения к общепринятой практике. Те, кто этим занимался, задержаны и понесут наказание. Из этой же статьи: "Ослиное мясо считается харамом (нечистым и запретным) у мусульман. Поэтому в Центральной Азии, в частности, в Узбекистане, преобладающее большинство населения которой исповедует ислам, не употребляет ослятину в пищу." Link to comment Share on other sites More sharing options...
Steppe Man Posted November 28 Author Share Posted November 28 1 час назад, olley сказал: Это преступление и не имеет никакого отношения к общепринятой практике. Те, кто этим занимался, задержаны и понесут наказание. Из этой же статьи: "Ослиное мясо считается харамом (нечистым и запретным) у мусульман. Поэтому в Центральной Азии, в частности, в Узбекистане, преобладающее большинство населения которой исповедует ислам, не употребляет ослятину в пищу." Тогда и лошадиное мясо должно считаться харамам. Чем отличается ишак от лошади в коране? Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted November 29 Share Posted November 29 В 28.11.2024 в 15:07, olley сказал: "Ослиное мясо считается харамом (нечистым и запретным) у мусульман. Поэтому в Центральной Азии, в частности, в Узбекистане, преобладающее большинство населения которой исповедует ислам, не употребляет ослятину в пищу." Случай с ослиным мясом думаю аналогичен со случаем с мясом свиней. И первое и второе не употреблялось тюрками даже до принятия ислама, первое предположительно как не годное к употреблению из-за жесткости и жилистости, второе из-за чрезвычайной нечистоплотности животного. Как говорится, в этих двух случаях каноны ислама совпали с традициями тюрков кочевников. 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Nurbek Posted November 29 Share Posted November 29 В 28.11.2024 в 17:36, Steppe Man сказал: Тогда и лошадиное мясо должно считаться харамам. Чем отличается ишак от лошади в коране? Не знаю про ишака, но конина в исламе это макрух. То есть кушать конину можно, но не желательно. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Steppe Man Posted November 30 Author Share Posted November 30 Я в детстве много раз кушал мясо дикого кулана. По мне ослятина не отличается от конины по вкусу. Раньше в соцвремя у нас был казах ,министр сельского хозяйства . Он говорил,что мясо кулана ( дикий осёл) считается у казахов самым деликатесным мясом и предложил из мяса кулана делать казы и продать Казахстану..😁 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Steppe Man Posted November 30 Author Share Posted November 30 Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted November 30 Share Posted November 30 34 минуты назад, Steppe Man сказал: Я в детстве много раз кушал мясо дикого кулана. По мне ослятина не отличается от конины по вкусу. Как говорится, на вкус и на цвет товарищей нет. Оказывается наш амбань обожает ослятину. ) 34 минуты назад, Steppe Man сказал: предложил из мяса кулана делать казы и продать Казахстану..😁 У ослов не может быть "казы" - особого брюшного жира, чем лошадь ценится и отличается от баранов, коз, КРС, яков, верблюдов и ишаков. 34 минуты назад, Steppe Man сказал: Раньше в соцвремя у нас был казах ,министр сельского хозяйства . Он говорил,что мясо кулана ( дикий осёл) считается у казахов самым деликатесным мясом и Казахи до недавнего прошлого охотились на диких лошадей, ниже дам цитаты из сборника "История Казахстана в русских источниках". Но упоминаний про охоту казахов на диких ослов я не встречал ни в старинных преданиях, ни в письменных источниках. ИКВРИ, Т. 7. С. 67 - 68 (события в нашей области): Link to comment Share on other sites More sharing options...
Steppe Man Posted November 30 Author Share Posted November 30 3 минуты назад, АксКерБорж сказал: Как говорится, на вкус и на цвет товарищей нет. Оказывается наш амбань обожает ослятину. ) У ослов не может быть "казы" - особого брюшного жира, чем лошадь ценится и отличается от баранов, коз, КРС, яков, верблюдов и ишаков. Казахи до недавнего прошлого охотились на диких лошадей, ниже дам цитаты из сборника "История Казахстана в русских источниках". Но упоминаний про охоту казахов на диких ослов я не встречал ни в старинных преданиях, ни в письменных источниках. ИКВРИ, Т. 7. С. 67 - 68 (события в нашей области): ибн хятай АКБ до сих пор не знает, что кулан это -дикий осел..😄 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Steppe Man Posted November 30 Author Share Posted November 30 19 минут назад, АксКерБорж сказал: У ослов не может быть "казы" - особого брюшного жира, чем лошадь ценится и отличается от баранов, коз, КРС, яков, верблюдов и ишаков. предложил из мяса кулана делать казы и продать Казахстану.. Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted November 30 Share Posted November 30 31 минуту назад, Steppe Man сказал: ибн хятай АКБ до сих пор не знает, что кулан это -дикий осел..😄 Зачем же тогда халха-монголы с конца 20 века стали нарекать девочек этим именем? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Steppe Man Posted December 2 Author Share Posted December 2 Хулан -меркитское имя. Наверное средневековые таежные меркиты считали, что дикий осел керемет животное в пустынях Гоби и не различали от тахь( дикая лошадь) как вы.😄 Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted December 2 Share Posted December 2 4 часа назад, Steppe Man сказал: Хулан -меркитское имя. Наверное средневековые таежные меркиты считали, что дикий осел керемет животное в пустынях Гоби и не различали от тахь( дикая лошадь) как вы.😄 Я считаю, что дикие ослы ни при чем, навряд ли тюрко-монголы нарекали своих дочерей ослицами. Предполагаю (это моя личная версия, никем еще не озвученная), что современные халха-монголы повелись на русском переводе ССМ, в котором имя меркитки и жены Чингизхана прописано как Хулан, в русском переводе летописи Рашид ад-Дина как Кулан. Вот и стали называть девочек так с 1990-х годов наивно думая, что великую ханшу звали дикой ослицей. Сомнение вызывает тот факт, что вплоть до кон. 20 - нач. 21 в. у монголоязычных народов не было такого имени. Да и само животное не упоминается в древних легендах и в эпосе тюрко-монгольских народов как идеал женской красоты, дикого осла трудно назвать грациозным и красивым. Девочек называли другими именами животных, более женственных, таких например как - марал, бағлан, бота[көз], еңлік и т.д. И даже мужчин не называли именем дикого осла. Предполагаю, что в оригинале у меркитов это было тюркское женское имя Кüлäн. У казахов такое имя было и есть. Link to comment Share on other sites More sharing options...
olley Posted December 2 Share Posted December 2 Ослоеды из статьи процитированной выше, вероятно, получили сроки. Дело было квалифицировано как совершённое группой по предварительному сговору, что считается отягчающим обстоятельством. Следовательно, получили максимальное наказание, предусмотренное соответствующей статьёй Уголовного кодекса. Я не знаком с негласными правилами пенитенциарной системы, но, судя по всему, если ослоедов отправили в места лишения свободы, то сидели они плохо. Плюс общественное порицание. Они из сельской местности, где друг друга знают. Такое не прощают. @АксКерБорж Если что-то подобное произошло в сельской местности, где вы жили, то этим людям пришлось уехать подальше, в места, где их не знают? Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted December 2 Share Posted December 2 1 минуту назад, olley сказал: @АксКерБорж Если что-то подобное произошло в сельской местности, где вы жили, то этим людям пришлось уехать подальше, в места, где их не знают? Не понял вашего вопроса. Link to comment Share on other sites More sharing options...
olley Posted December 2 Share Posted December 2 6 минут назад, АксКерБорж сказал: Не понял вашего вопроса. Выше в этой теме процитировали статью. В сельской местности Ферганской области были задержаны люди, которые продавали ослиное мясо под видом другого мяса. Правоохранительные органы их арестовали и привлекли к ответственности. Общество крайне негативно отреагировало на совершённое преступление, что вызвало общественный резонанс и широко обсуждалось в новостных лентах. Был суд. Преступники были выходцами из сельской местности, и, вероятно, им пришлось покинуть места, где их знали. Вопрос: если у вас случилось бы нечто подобное, пришлось бы таким людям (преступникам в случае приговора суда) уехать из своих сёл и искать места, где их не знают? Link to comment Share on other sites More sharing options...