Перейти к содержанию
Zake

Этимология/семантика "уйгур" и "ойрат". Табын, Джумул?

Рекомендуемые сообщения

15 минут назад, Бозбет Шыны сказал:

 

С таким же успехом я мог бы приравнять Буку=Бёгю=мудрый (но и это имхо ошибка)

Напр. Пеллио так и считал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, Zake сказал:

За него эту работу сделал я. 

Ваша версия противоречит легенде Джувейни.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, Бозбет Шыны сказал:

Ваша версия противоречит легенде Джувейни.

Наша задача находить в легендах элементы историзма. Я свою версию дал и обьяснил почему в основе легендарного Буку кагана лежит фигура Богук-кагана (в большей степени). Не может реальная история полностью соответствовать легенде, легенда - ведь красивая сказка, пусть и основанная на реальных событиях. В реальности это был человек с огромным зобом (судя по имени), ярый манихейский адепт Инанчу Бильге, который восстановил манихейскую религию, отправил в небытие яглакарскую династи, существенно расширил Уйгурский каганат и которому благодарные манихеи посвятили красивую сказку. Его зоб описали как смолистый шарообразный нарост на дереве.

Вам надо расписать свою версию с "Быком" каганом в своей теме.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 часов назад, Бозбет Шыны сказал:

Это мнение Н.В. Екеева: https://e-lib.gasu.ru/da/archive/2003/10/19.html

Бёгю переводят как "мудрый",  а в легенде речь идёт о Буку, т.е. о быке марале или как минимум о животном. Как вы это объясните?

Я не согласен с гипотезой Екеева Н.В. Пару раз писал почему.

Связывая с генеалогией уйгуро-найманского Буку-хана автор обратил внимание только на дерево, а про сову-филина-пугача забыл (тотем, оберег среднев. монголов), а эта птица занимает центральное место в генеалогии верхушки чоросов. Более того само имя Улинтай (Уультай) Бадан тайши в генеалогиях выводят от филина ууль. Также не учли, что Бөөхан может быть ласкат. версией бөө (шаман) плюс диминутив "кан". Упомянутое дерево в генеалогии "кривое" или с "наростом" - это именно "шаманское" дерево (исхожу из фольклора алтайцев).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Zake сказал:

Наша задача находить в легендах элементы историзма. Я свою версию дал и обьяснил почему в основе легендарного Буку кагана лежит фигура Богук-кагана (в большей степени). Не может реальная история полностью соответствовать легенде, легенда - ведь красивая сказка, пусть и основанная на реальных событиях. В реальности это был человек с огромным зобом (судя по имени), ярый манихейский адепт Инанчу Бильге, который восстановил манихейскую религию, отправил в небытие яглакарскую династи, существенно расширил Уйгурский каганат и которому благодарные манихеи посвятили красивую сказку. Его зоб описали как смолистый нарост на дереве.

Вам надо расписать свою версию с "Быком" каганом в своей теме.

Почему в буддийской версии легенды нет имен остальных 4 братьев? Я не нашел по крайней мере.

Возможно в версии Джувейни именование всех 5 братьев животными демонстрирует некий переход от манихейства к более традиционным тюркским верованиям (анимизм, тенгризм и тд.). Вопрос в том, какая версия легенды более оригинальна.

Надо найти оригиналы остальных двух версий легенды (буддистской и китайской) и сравнить их с версией Джувейни.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

59 минут назад, Бозбет Шыны сказал:

Почему в буддийской версии легенды нет имен остальных 4 братьев? Я не нашел по крайней мере.

Возможно в версии Джувейни именование всех 5 братьев животными демонстрирует некий переход от манихейства к более традиционным тюркским верованиям (анимизм, тенгризм и тд.). Вопрос в том, какая версия легенды более оригинальна.

Надо найти оригиналы остальных двух версий легенды (буддистской и китайской) и сравнить их с версией Джувейни.

В китайской версии легенды о Бугу-хане (13 век) так же не упоминаются имена остальных 4 братьев. Привожу ее на английском из книги "EURASIIAN STUDIES" Yu Taishan & Li Jinxiu (2015) "MYTH AND MYSTERY: THE YADA “RAIN-MAKING” CULT AMONG THE UIGHURS" Niu Ruji

Цитата

The first myth cited above comes to us in an earlier Chinese-Uighur bilingual inscription titled the Commemorative Monument of Iduq-Qut in Qochu 火州 (it was erected in Yongchang 永昌 in 1334; the Chinese version was first copied and edited in Dao Yuan Xue Gu Lu 道园学古錄 by Yu Ji 虞集 in 1341, Vol. 24; the Uighur version was published by Geng Shimin and J. Hamilton) :

In the land of the Uighurs there is Helin Mountain, from which the Tugla and Selenga rivers spring. One night a light descended from the sky and landed on a tree whose trunk then swelled like the womb of a pregnant woman. Nine months and ten days later the tree gave birth to five children. The youngest one, Bugu became khan of the country when he reached the age of maturity. Bugu Khan fought several wars with China and then, in order to end this hostility, married his son to a Chinese princess. The princess had a palace built on Helin Mountain and moved to the Uighur lands with a large entourage which included magicians and sorcerers. These Chinese magicians discovered that the source of power and prosperity of the khan was a rock on Helin Mountain, and they requested it as a gift for the princess. The khan agreed, but the rock was too big to carry. For that reason, the Chinese placed wood around the rock and heated it by burning the wood. Then they poured vinegar on the rock, cracking it into pieces. When the small pieces were carried to China, men and animals mourned the departure of the rock, and calamity hit the Uighur lands with the death of the khan. The Uighurs had to immigrate to Qochu (Qočo, Turfan).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Бозбет Шыны сказал:

В китайской версии легенды о Бугу-хане (13 век) так же не упоминаются имена остальных 4 братьев. Привожу ее на английском из книги "EURASIIAN STUDIES" Yu Taishan & Li Jinxiu (2015) "MYTH AND MYSTERY: THE YADA “RAIN-MAKING” CULT AMONG THE UIGHURS" Niu Ruji

Пять младенцев (братьев) - это же пять Стихий в манихействе

(Е.Б. Смагина 
Манихейство по ранним источникам, стр 340(

Потом в китайской легенде  тот же самый сюжет: чудесное рождение от (шарообразного) нароста дерева (так как идет уподобление животу беременной женщины)  посредством Света (манихейство - Учение Света) "One night a light descended from the sky and landed on a tree whose trunk then swelled like the womb of a pregnant woman"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...