Jump to content
Zake

Этимология/семантика "үйсін" и "уйшун"/"хушин". Это разные варианты одного слова или разные слова?

Recommended Posts

24.02.2021 в 16:13, artad сказал:

АЛ-ХАМАДАНИ

Ученые мужи говорят: «Тюрки бывают разные: тюрки-карлуки обитают в окрестностях Самарканда, и это древние тюрки. 31 Базкиши 32 носят большие бороды. Гуззы, тугузгузы и кимаки — это повелители, они подчинили себе много земель в их стране, это наиболее могущественные из тюрок. 33 Печенеги 34 же, шагары 35 и тугузгузы — это тюрки-кочевники. 36 У них одно намерение: поселиться, а потом уйти. Тюргеши 37 же имеют дома и деревни.

 

Примечание: 35. В тексте: аш-шгр-иййа. Исходя из сюжетной структуры автора (см. прим. 32 и 34), мы можем методом исключения прийти к равенству: аш-шар-ал-джфр-ал-джикил. И действительно, С. Г. Агаджанов не делает разницы между названиями «шагра» и «джагра» для обозначения одного из огузских племен, выступавшего, по его словам, в качестве самостоятельного народа в источниках VIII — Х вв. (Агаджанов, 1969, с. 146):

Подтверждение тому, что шагра (джагра) были племенем родственным огузам или даже одним из огузских племен, мы находим у ал-Истахри. Повествуя о непримиримости, воинственности и силе гуззов, он в качестве примера приводит эпизод военных действий Насра б. Ахмеда Саманида против шагра, названных им шавагир, что, очевидно, является формой множественного числа от шагар (Истахри, Каир, с. 163). Позднее шагра упоминаются как огузское племя, из которого рекрутировались гвардейцы хорезмшахов, вассалов газневидскИх султанов. (См.: Кёпрюлю, 1944; с. 426, 436, 437). Однако Байхаки, который сообщает нам об этом, называет их несколько иначе: джиграк или джигра. Махмуд Кашгарский также среди огузских племен упоминает племя играк, которое может быть сопоставлено с газневидскими джиграк, а также с этническим названием шагар у ал-Истахри и Ибн ал-Факиха.

http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Hamadani3/frametext.htm

Всё правильно что связываете с дулатовскими шегирами. 

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

19 часов назад, Zake сказал:

В чагатайском нет проблем с буквой "с". 

Переход здесь невозможен.

Почему другие ногайцы и каракалпаки именно уйшун? 

Обьясните слово "уйшин"

Уйшун это монгольский этноним ушин (племя дарлекин-монголов). У ногайцев не уйшун а уйсун

16 часов назад, asan-kaygy сказал:

Ошакты к сожалению наверное самый не зизученный род старшего жуза

Думаю они типичные уйсуны, старкластер доминирует. Правда у них большой процент R1a (как и у суанов). У албанов вовсе емнип есть подрод с мажорной R1a

 

Link to comment
Share on other sites

18 минут назад, кылышбай сказал:

Правда у них большой процент R1a (как и у суанов). У албанов вовсе емнип есть подрод с мажорной R1a

 

Кыргызский субклад?

Link to comment
Share on other sites

18 hours ago, asan-kaygy said:

Ошакты к сожалению наверное самый не зизученный род старшего жуза

2 hours ago, кылышбай said:

Думаю они типичные уйсуны, старкластер доминирует. Правда у них большой процент R1a (как и у суанов). У албанов вовсе емнип есть подрод с мажорной R1a

https://bmcgenomdata.biomedcentral.com/articles/10.1186/s12863-020-00897-5#Abs1

The genetic portraits of the three Uissun clans (Yssty, Syrgeli, and Oshakty) are very specific (Fig. 2) in contrast to the genealogy, suggesting the origin of all nine Uissun clans (Additional file 1) from a common ancestor named Maiky-biy. The genetically distinct origin is also confirmed by AMOVA analysis. In this analysis, we either considered seven Uissun clans as independent branches or left separate only three genetically specific clans grouping the remained four into the “core Uissun” population. This structure of the Uissun clans, consisting of four groups, turned out to be more efficient (FST = 0.35) than without substructuring into groups (FST = 0.24) (Additional file 4). A similar result was observed using multidimensional methods of statistical analysis (MDS and PCA). A single cluster for seven clans (Sary-Uissun, Dulat, Alban, Suan, Shaprashty, Oshakty and Jalair) is highlighted on the MDS chart (Additional file 5). On the PCA plot, five clans (Sary-Uissun, Dulat, Alban, Suan, and Shaprashty) form a cluster along the first component axis, which is approached by the Oshakty clan. The Jalair clan moves away along the second component axis (Additional file 6).

Судя по этой работе Жабагина и др. типичными уйсунами в Ст. жузе можно считать племена дулат, албан, суан, шапрашты и сары-уйсын. Остальные отличаются, в том числе ошакты, ысты, сыргели, не говоря уже о неуйсунских канлы и джалаир.

 

 

Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, кылышбай сказал:

Уйшун это монгольский этноним ушин (племя дарлекин-монголов). У ногайцев не уйшун а уйсун

Думаю они типичные уйсуны, старкластер доминирует. Правда у них большой процент R1a (как и у суанов). У албанов вовсе емнип есть подрод с мажорной R1a

 

Надо тестировать нормально повысив выборку

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Samatq сказал:

Кыргызский субклад?

Там два разных субклада, или даже три.

Один совпал с кыргызами но все три субклада это по одному человеку пока выборка

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

1 час назад, ARS сказал:

один из них (если не оба) https://www.yfull.com/tree/R-Y23108/

возможно потомки усун , скорей всего

Один человек, я так понял

2 часа назад, asan-kaygy сказал:

Один совпал с кыргызами но все три субклада это по одному человеку пока выборка

 

Link to comment
Share on other sites

32 минуты назад, Samatq сказал:

Один человек, я так понял

 

Таких немало выйдет у старшего жуза это в целом ,а насчёт второго(полагают албан),  гаплотип близкий к первому без бига 

Насчёт совпадение с кыргызами ,таких не знаю 

Link to comment
Share on other sites

6 часов назад, кылышбай сказал:

Уйшун это монгольский этноним ушин (племя дарлекин-монголов). У ногайцев не уйшун а уйсун

 

 

Увы. Золотордынские только  уйшины. 

Link to comment
Share on other sites

Вижу здесь прекрасные примеры когнитивных искажений:

Confirmation bias (Предвзятость подтверждения) — тенденция искать или интерпретировать информацию таким образом, чтобы подтвердить имевшиеся заранее концепции

Selective perception (Селективное восприятие) — принятие во внимание только тех фактов, которые согласуются с ожиданиями

  • Одобряю 2
  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

12 часов назад, Samatq сказал:

Вижу здесь прекрасные примеры когнитивных искажений:

Confirmation bias (Предвзятость подтверждения) — тенденция искать или интерпретировать информацию таким образом, чтобы подтвердить имевшиеся заранее концепции

Selective perception (Селективное восприятие) — принятие во внимание только тех фактов, которые согласуются с ожиданиями

Всё это классно

 Но одними лозунгами Асану и себе не поможете.

Если есть что писать - пишите по существу пож. 

Link to comment
Share on other sites

12 часов назад, Samatq сказал:

Вижу здесь прекрасные примеры когнитивных искажений:

Confirmation bias (Предвзятость подтверждения) — тенденция искать или интерпретировать информацию таким образом, чтобы подтвердить имевшиеся заранее концепции

Selective perception (Селективное восприятие) — принятие во внимание только тех фактов, которые согласуются с ожиданиями

Как уйшун могло превратится  в усун у кыргызов? (Сары усун и кара усун в составе кыргызов)

При этом в Манасе упоминается племя Уйшын?

Можете обьяснить?

Если бы это было одно и тоже название то никаких сары и кара усунов в составе кыргызов не было бы. Были бы только сары и кара уйшыны!

Link to comment
Share on other sites

Например у башкортов кыпшак - кыпсак, кулыншак- колонсак (жеребенок), ойыншык-уйнсак (игрушка). И только Уйшын упорно остается Уйшыном. 

У башкортов в первую очередь должно было превратиться в Уйсын. Я о тезисе Асана, что уйсын и уйшын это одно и то же слово с переходящими "ш"-"с".

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Zake сказал:

Как уйшун могло превратится  в усун у кыргызов? (Сары усун и кара усун в составе кыргызов)

При этом в Манасе упоминается племя Уйшын?

Можете обьяснить?

Если бы это было одно и тоже название то никаких сары и кара усунов в составе кыргызов не было бы. Были бы только сары и кара уйшыны!

Үйшүн не превращался в сары усун. Они могут быть разными народами по происхождению. В Манасе үйшүн это казахи уйсіны. Нет у кыргызов просто уйшунов, уйсунов, үйшүнов.

Кыргызские сары усун и казахские сары уйсыны могут иметь отношение к древним усуням. Үйшүн’ы же к Үүшин’ам. В Манасе в примечаниях к термину үйшүн  - писари записывали как “ушин”, “ойшин”, “уйшиң”, “ушин”. Везде “Ш”.

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Zake сказал:

Обьяснение у меня одно: уйсын и уйшун - разные названия и слова. 

Сары уйсын и уйшун разные слова и значения.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...